Мы направляемся в одно из достопримечательных мест Воронежской области — в урочище Семидубравное, где ныне приютилась деревня Новая Покровка. От центра Воронежа это примерно 50 км по прямой или 70 км по асфальтовой дороге. Урочище раскинулось неподалеку от Землянска на берегах реки Потаповская (ранее Долгий Колодезь), впадающую в речку Ольшанка, несущую свои воды в Ведугу — правый приток Дона. Эти места приглянулись людям еще в бронзовом веке, когда перечисленные выше реки были на порядок более полноводными и представляли интерес не только для рыбной ловли, но и служили удобными коммуникационными магистралями. Притоки Дона стали активно осваивать примерно с первой половины II тыс. до н.э. племена так называемой срубной культуры. Происхождение этих племен науке не известно, но если верить христианским писаниям, то все они являются яфетидами, то есть потомками Иафета — младшего сына библейского патриарха Ноя. Так, согласно Книге Юбилеев, первоначальное место расселения яфетидов — Армянское нагорье, откуда они распространились на восток, север и запад, и таким образом заселили всю Евразию (за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты — потомки среднего сына Ноя — Сима)
Характерный признак этой культуры — своеобразный обряд захоронения. Тела умерших клали в яму, в которой делали сруб из брёвен дуба, берёзы или сосны. Сверху срубы покрывали плахами из расколотых пополам брёвен или тесаными досками. Усопшего располагали в положении, подобно ребенку в утробе матери, и клали на подстилку головой на север или северо-восток. Рядом с умершим ставили ритуальные сосуды, в которых находилась пища. Племенам этой культуры гончарный круг был не известен, поэтому горшки лепились вручную. Орнамент наносился специальными штампами, затем посуду сушили и отправляли на обжиг. Костровый обжиг придавал глиняным изделиям красно-коричневый цвет. Главными занятиями населения были: скотоводство, земледелие, а также охота, рыболовство и собирательство. Их жилища, построенные из глины и рубленые из стволов деревьев, будто вырастали из самой земли. Они научились свободе у ветра и птиц, выносливости у волков, у медведей — силе. Они не строят культовых сооружений, святилищем для них был лес. В его дубравах вознеслись к небу деревянные идолы, их боги пока не имеют имён: Тот-Кто-в-Дубе, Та-Что-в-Реке, Тот-Кто-гремит-Молнией. Лишь через тысячу лет появятся Перун и Мокошь.
В отличии от предшествующих культур представители срубной культуры достигли более высокого уровня развития металлургического производства. Бронзовые изделия срубной культуры включают в себя различные предметы, такие как орудия труда (топоры, ножи, серпы, тёсла); украшения (кольца, браслеты, подвески); боевые топоры, кинжалы, наконечники стрел, копий. Археологические данные позволяют сделать вывод о том, что в срубном обществе существовали группы профессиональных ремесленников-металлургов. Они обеспечивали своей продукцией достаточно обширные территории. Химический анализ бронзовых изделий срубной культуры показывает, что основные источники сырья – это привозной металл Южного Урала и даже Северного Казахстана. Археологи считают донские кланы металлургов своеобразной элитой срубного общества, от которой зависело процветание большей части родовых групп. Оружие в погребениях срубной культуры встречается редко, отсюда археологии делают вывод, что войны между племенами были исключительным явлением. Однако довольно часто в погребениях встречаются предметы статусного характера, символы власти. Наиболее влиятельными были кланы скотоводов и «металлургов».
Завершение истории срубной культуры приходится на закат эпохи бронзы в бассейне Верхнего Дона. Прежде всего, причиной окончания этой эпохи является существенное изменение климата. Палеопочвоведами зафиксировано общее похолодание на обширной территории от Поднепровья до Приуралья. Количество археологических памятников этого времени резко сокращается. Срубная культура переживает целый комплекс кризисов, как-то: демографический спад, распад культурных традиций и потеря единства племён. Последние следы срубной культуры теряются в конце XII – XI вв. до н.э. Люди ушли из этих мест на столетия, оставив после себя культурный слой, черепки керамики, да могилы со срубами. В южных степях кочевали скифы, аланы, гунны, сарматы, половцы, татаро-монголы..., совершая регулярные грабительские набеги на северные русские княжества. Но в конце XIV века нашей эры русские княжества объединились, сбросили татаро-монгольское иго и под знаменами православия стали стремительно продвигаться на Юг. На донские земли пришли русские дружины. В 1585 году для защиты от набегов крымских и ногайских татар на месте современного Воронежа по указу царя Федора Иоанновича было заложена крепость, под защитой которой стали формироваться многочисленные сельские поселения в том числе и в описываемых местах.
В 1777 году воронежский губернатор, генерал-поручик, участник Семилетней войны 1757-1762 гг., Иван Алексеевич Потапов (1722-1791) приобрёл в урочище Семидубравное около 5000 га земли. Сюда были переселены принадлежавшие ему крестьяне. Тогда же здесь начали возводить господский дом, различные хозяйственные службы и каменную церковь Покрова Богородицы. Церковь расположена на западной границе парка, и к западу от усадьбы. Форма церкви прямоугольная в плане с двускатной крышей, апсидой и колоколенкой. Стены прорезаны крутыми прямоугольными проёмами, увенчанными треугольными сандриками. Окна были забраны коваными решётками с волнисто – ромбическим раппортом. Колокольня, возвышавшаяся по канонам с запада, венчалась куполом со шпилем и крестом. На колокольне повесили колокола, от маленьких до больших. Церковь оштукатурили и побелили, вход украсили фрески. Внутри трапезная перекрыта цилиндрическим сводом, опоясана конхой. Внутренние стены церкви были расписаны, по-видимому, местным живописцем из деревни Сапруновки. По рассказам старожилов фамилия его была Шатров. Фрески написаны на библейские сюжеты, на них изображены Серафим Саровский, Господь Вседержитель, Первый епископ Воронежский Святой Митрофаний. Одной из наиболее почитаемых икон в церкви была икона Казанской божьей матери, на которой был изображен лик божьей матери в лучах, перед этой иконой было больше всего молящихся. Люди приходили издалека, веря, что икона чудотворная. После смерти основателя усадьбы его супруга Елена Антоновна, сильно тосковала по супругу и устроила у церкви часовню, в которую и произвела перезахоронение Ивана Алексеевича. Часовня была поставлена к северу от церкви, здесь всегда горела лампада, которую заправляли служители. Надо заметить, что событие, произошедшее во Влахернской церкви в X веке, когда Богоматерь защитила молящихся от врагов, издавна почитается на Руси. Немалое число храмов освящено в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Только на территории Семилукского района, не считая Семидубравного, были заложены еще четыре Покровских храма: в Ендовище, Малой Покровке, Старой Ведуге, Малой Верейке и Гремячем Колодезе.
Между господским домом и церковью разбили дубовый парк в английском стиле. Парк имел регулярную планировку, которая образовалась пересечением главной аллеи (от дома к церкви) с тремя поперечными, образующими боксеры с двухъярусной обсадкой. В боксерах росли фруктовые деревья. Один из боксеров был занят оранжереей. В центре парка был насыпан холм – курган, на котором установили стол, за которым Потаповы любили пить чай, любуясь окрестностями.
В 1840 году владельцем усадьбы становится Александр Львович. Потапов (1818-1886) – внук Ивана Алексеевича, генерал от кавалерии, генерал-адъютант. В период правления императора Александра II он был наказным атаманом Войска Донского, являлся генерал-губернатором в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях. Шеф Отдельного корпуса жандармов и главный начальник Третьего отделения Собственной царской канцелярии. Это был период бурного развития имения. Уже через двадцать лет в нем, помимо господского дома[sup] [/sup]располагались: флигель; каменная кладовая; хлебный магазин; контора; дом управляющего; двухэтажная больница; кузница; паровой винокуренный завод; три мукомольные мельницы; восемь изб для проживания семей рабочих, служащих и крестьян. Усадьба вместе с церковью была огорожена высоким каменным забором в рост человека. По верху забора была устроена решётка из красивых кованых пик. У центрального входа в усадьбу были устроены красивые железные ворота для въезда, а рядом калитка для пешеходов. В доме Потаповых находилась уникальная библиотека, состоявшая из книг ХVIII и ХIХ веков на русском и иностранных языках. Стены одной из комнат усадебного дома украшала коллекция акварельных портретов офицеров лейб-гвардии гусарского полка (сослуживцев Лермонтова в 1838-1839 годах) работы художника А.И. Клюндера. Кроме всего прочего имение приносило хозяину ежегодный доход в размере 24 тыс. руб. серебром (примерно 14 млн по нынешнему курсу).
Александр Львович в начале своей карьеры служил в лейб-гвардии Гусарском полку. Его сослуживцем был Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). В мае-июне 1841 года, следуя на Кавказ к месту своей второй ссылки за дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, великий русский поэт — вместе со своим однополчанином Александром Гавриловичем Реми — заехал на несколько дней в усадьбу Семидубравное. Известно, что здесь М.Ю. Лермонтовым была сочинена музыка к написанной им ранее «Казачьей колыбельной песне».
Спи, младенец мой прекрасный
Баюшки–баю
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки–баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки–баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружьё.
[justify][font="Bookman Old
