Заметка «Об идеальном споре и не только.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 13
Читатели: 62
Дата:
Предисловие:
Превосходная заметка уважаемого автора, Бориса, о споре, вызвала желание высказаться...

Об идеальном споре и не только.

Для идеального спора, с моей точки зрения, необходимы следующие условия:
1. Оппоненты должны уважать друг друга.
2. Должны знать предмет спора( к примеру, психиатр спорит с психиатром, экономист с экономистом и т.д). Тот, кто не имеет базовых знаний,   должен об этом честно заявить, примерно так: " У меня нет специальной подготовки, но мой практический(жизненный) опыт подсказывает мне, что..."
3.Оптимальное количество участников спора- два человека.
4.Спор желательно проводить в приятной обстановке: удобные кресла, любимые напитки, сигары, камин...Погода за окном должна быть скверная(дождь, холодный ветер),  не вызывающая желания прогуляться.
5.В споре необходимо отделять личность от её слов, действий, дабы не оскорбить. К примеру:" Я вас уважаю, Иван Иванович, но ваши слова и сморкание в платочек, вызывают у меня недоумение..." и так далее...
6.Не перебивать человека, выслушивать его точку зрения до конца.
Как понять, что спор удался? Тогда, когда проигравший не испытывает досады и обиды, а понимает, что "обогатился чем-то новым" и у него возникло желание углубить свои знания. А победивший жмёт руку, благодарит за приятную беседу.
Обрати внимание!!! По моему мнению, спор- это процесс зачатия, истина рождается спустя время. Другими словами: обретённое слово ищет свою фразу, как пазл своё место в картине.
Мои наблюдения на сайте: чаще всего споры о политике. Лично моё мнение таково( я его никому не навязываю)- политики(которые, между прочим, всего лишь, нанятые народом  работники) призваны облегчать и улучшать жизнь, создавать условия для нормальной работы, чтобы личность с радостью служила на своём месте, понимая, что она ЧЕЛОВЕК УВАЖАЕМЫЙ . И имела право высказывать своё недовольство, не рискуя быть привлечённой за своё мнение, отличное от мнения нанятых работников, к уголовной ответственности. 
И я сужу политиков по плодам( я не понимаю, когда мне говорят, что нарушение 10 заповедей сейчас, необходимо, потому что в будущем принесёт мне радость и счастье; я помню выражения: " Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме..." или " Скоро не будет ни одного попа...")
Теперь, вроде бы всё.... Да, чуть не забыл. Споры в социальной сети,  имеют, конечно, право быть, но...я не вижу глаз собеседника, его мимики, жестов. Лично мне, в споре этого не хватает...но это сугубо моя проблема.
Обсуждение
21:40 07.10.2025(1)
1
Мне приятно видеть, что тема затронула за живое вас, господа поэты.
Хотя другого и не ожидалось. И это правильно.
Но я ставил вопрос иначе: ПОЧЕМУ мы спорим, а господин Портос - об идеальном СПОРЕ. Разница огромная. 
В связи с этим вы делаете спор само-собой разумеющимся и необходимым, а я не хочу споров, и хочу вас предостеречь от безсмысленной траты времени и нервов. 

Господин Портос, "... Оппоненты должны уважать друг друга..." - это ваше условие спора. Тут не состоятельность суждения ибо даже если оппоненты НЕ уважают друг друга, спор ПРОИСХОДИТ! 
"... психиатр спорит с психиатром, экономист с экономистом и т.д..." - вы либо недопоняли мой предыдущий пост, либо у вас какая-то иная цель и вы к ней ведете. Я же писал об УРАВНИВАНИИ потенциалов! Зачем спорить этим людям, если они спецы в своем вопросе и то что знает один, знает и другой?! Спорят только не знающие.
"... В споре необходимо отделять личность от её слов, действий, дабы не оскорбить..." - в корне не верно. Революция не делается в белых перчатках, - помните крылатую фразу? Именно в споре, а не в диспуте, беседе, оппоненты за не имением веских аргументов прибегают к оскорблениям и угрозам. Ведь они проигрывают спор, вы хотите проигрывать споры? Наврядли. 
"...  Как понять, что спор удался? ..."- звучит глупо. УДАЛСЯ для кого? Только для одной стороне, а другая подавлена, недовольна! Для них спор НЕ удался.
Глаза в глаза - прекрасное условие. По причине отсутствия этого условия, многие споры даже с матами и угрозами, и стали возможными в инете. А при встрече (глаза в глаза) вам нахамивший оппонент может устыдиться, отвести глаза, покраснеть, покрыться испариной, получить в "репу", извиниться. Поэтому и хамимс...
05:53 08.10.2025
Согласен с вами. У меня  получается, что идеальный спор- это по сути, беседа, что и отметил уважаемый Панин. Соответственно, могу заявить: " Уважаемые, беседуйте друг с другом, обменивается знаниями, и ...тогда спор, само собой, отомрет, за ненадобностью.Да, спасибо вам, Борис, за вдумчивый комментарий .
18:18 07.10.2025(1)
Панин
Не совсем согласен с формулировкой "Об идеальном споре..."  Мне кажется, у Вас речь идет не о споре, а о беседе на определенную тему.
Или о диспуте. Но тогда двоих мало. Конечно же в сегодняшнем виртуальном пространстве в споре попросту невозможно выдержать данные Вами рекомендации. Особенно, если речь идет о политике, о жизни и смерти миллионов. 

А вот именно для Вашего варианта, возможно, подойдет предложение одного философа, даже скорее, нмв, филолога:
"Wer seine Gedanken nicht auf Eis zu legen versteht, der soll sich nicht in die Hitze des Streites begeben."
"Тому, кто не в состоянии приостановить (даже "отложить") на время свои мысли , не следует бросаться в пекло спора".
Это не буквальный перевод, а смысловой. Идиому "auf Eis legen" не следует переводить "положить в лёд" и тд. Хотя по-немецки
она своей буквальностью в союзе со словом "жара" придает этой фразе дополнительную изящность.

PS Эта Ваша фраза звучит несколько двусмысленно: "спор-это процесс зачатия...". Не всегда этот процесс обоюдожелаем.
18:52 07.10.2025
Спасибо. Согласен со всеми замечаниями. Потому в заметке и звучит слово "Идеальный".Так, как мне бы лично хотелось, чтобы протекала беседа(да, это слово более уместно). По поводу фразы:"спор-это процесс зачатия...". Просто вспомнилось другая: "  в споре рождается истина" и родилась, почему-то у меня другая...Если честно, я даже не думал в этот момент об обоюдожелаемом процессе.И всё таки, оставлю, как есть. Пусть будет двусмысленно.
15:53 07.10.2025(1)
Марго
Да, чуть не забыл. Споры в социальной сети,  имеют, конечно, право быть, но...я не вижу глаз собеседника, его мимики, жестов. Лично мне, в споре этого не хватает...но это сугубо моя проблема.

Да, эта ваша профессиональная проблема) Скажите, психолог, как вы смотрите на то, что нами правят психи?
Их нужно утилизовать или можно вылечить? Как можно без физического сближения одурманить голову почти пол страны?
Как могут русские пойти против русских и называть нас руснёй?)
А говорите, что нет политики? Да она везде, если посмотреть, особенно на сайтах( в инете)

17:03 07.10.2025
-1
Я не психолог, уважаемая Марго, а психиатр, психотерапевт. По существу задаваемых мне вопросов, отвечаю: 1. Вы предполагаете, что нами правят психи. Слово "психея" означает душа(с древнегреческого).Потому, не совсем понимаю, что вы имеете виду. Скорее всего, вы имеете ввиду людей с психическими отклонениями. Так вы можете выдвинуть ( как гражданка)предложение проходить психиатра перед выдвижением на высший государственный пост страны, написав  в соотвествующие инстанции. Что касается моего отношения к этому вопросу, то я могу сделать своё заключение только после осмотра человека, дабы убедиться, что у него действительно есть отклонения и дать свои рекомендации
2.Вылечить можно, утилизировать ни кого не надо, у нас не третий рейх 3.Одурманить голову легко, если у человека комплекс неполноценности, то для него спасением является к чему-то или кому-то примкнуть, сотворить кумира(через телевизор, социальные сети)
4.Могут пойти, если "правильно накачать","включить башни"(как у братьев Стругацких в "Обитаемом острове")
5.Я не говорил, что нет политики, вы меня с кем-то путаете.
09:31 07.10.2025(1)
-1
Татьяна Лоза
Должны знать предмет спора( к примеру, психиатр спорит с психиатром, экономист с экономистом и т.д)

Иногда выпадает счастье присутствовать при споре двух моих коллег (профи!). Оба с чувством юмора вдобавок. 
Ловлю каждое слово и молчу как рыба.

На Фабуле высказываю мнение, спорить не вижу смысла, именно по тем же причинам - отсутствие прямого контакта. А когда высказываю мнение, то после понимаю, что 
что процесс высказывания и смысл оного нужен мне самой в первую очередь, но не собеседнику. Тогда вопрос - если ли смысл вообще о чём либо высказываться?
Наверное, да. Чисто психотерапевтический. Высказался, тебе отзеркалили, посмотрись в зеркало, дуй дальше))
10:04 07.10.2025(1)
Я тоже думаю, что высказывание необходимо  самому себе
16:53 07.10.2025
Марго
...а может тем , кто болен?)
08:36 07.10.2025(2)
-1
Likin M
Главное в споре - конечная цель. Цель переубедить собеседника в расчёт даже не берётся (об этом отлично сказано у Ницше).
Цель переубедиться самому - тоже кушанье сомнительного свойства )
Цель достичь консенсуса? Вот тут близко. Если люди идут к одной цели, но предлагают разные пути решения задачи, тогда конструктивная полемика просто необходима.
Ежели единственная цель - порисоваться, поиграть в словесный пинг-понг, а главное, обозначить или подчеркнуть свою позицию, что собственно и происходит на Фабуле, здесь главное не выходить за рамки приличий.
12:20 07.10.2025(1)
Ежели единственная цель - порисоваться, поиграть в словесный пинг-понг, а главное, обозначить или подчеркнуть свою позицию, что собственно и происходит на Фабуле, здесь главное не выходить за рамки приличий.

Ничего не поняла. А где-то происходит иначе и главным являются лишь некие рамки приличий, а вовсе не обозначение своей позиции?
     Какая может быть конструктивная полемика между, например, настоящими консерваторами и современными "левыми" силами? Или есть  "разный" запад с разными целями? И о каком вообще виде консенсуса может идти речь в условиях "спора" сверхдержав при наличии неравномерного, но бешеного технологического развития? Или вы -  о спорах в перерывах между заправкой кастрюль сосисками и тушёной капустой?
    Что касается политики и политиков. Политика - это когда управляют общественной энергией (с). И справляются с задачей - не перебить ей при этом хребет.
12:41 07.10.2025(1)
Likin M
А при чём здесь вообще какие-то политики, сверхдержавы и Запад?
Комментарий мой - строго по теме заметки, о споре между двумя индивидуумами. 
12:56 07.10.2025
 Я и просила уточнить.

Что касается строго по теме заметки, то вот здесь, в той же заметке, нет слов "политика... и политики"? -  "Мои наблюдения на сайте: чаще всего споры о политике." Так и вы - разве не о нашей Фабуле? И разве здесь - споры лишь между двумя индивидуумами и о чём угодно, но за рамками политики? Включая вас.

Но всё равно спасибо.
09:25 07.10.2025
Логично