1 ноября 1974 года ушёл из жизни Генна́дий Фёдорович Шпа́ликов — советский киносценарист, кинорежиссёр и поэт, автор и соавтор сценариев к фильмам «Застава Ильича» (первый вариант — 1962, под названием «Мне двадцать лет» — 1965); «Я шагаю по Москве» (1963); «Я родом из детства» (1966); «Ты и я» (1971); «Пой песню, поэт…» (1971). По собственному сценарию в 1966-м году он поставил фильм «Долгая счастливая жизнь».
Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в семье военного инженера, возводившего Сегежский ЦБК. В годы Великой Отечественной войны его отец погиб на фронте. Геннадий намечал для себя стезю военного, но после травмы ноги был комиссован.
Он поступил на сценарный факультет Московского ВГИКа, где учился вместе с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским.
Свой первый сценарий к фильму «Застава Ильича» Шпаликов написал, ещё учась во ВГИКе.
Как известно, первая публикация стихов Шпаликова («Два стихотворения») приходится на 1955 год.
Первый сборник произведений Шпаликова, «Избранное», включающий сценарии, стихи, песни и заметки, вышел посмертно в издательстве «Искусство» в 1979 году. Остальные сборники его стихов («Я жил как жил», «Прощай, Садовое кольцо», «Пароход белый-беленький») вышли ещё позднее.
"Есть некая несправедливость в том, что Шпаликов по-прежнему известен в первую очередь как кинодраматург, - написала Юлия Великанова, приводя слова А. Прощёного из его дипломной работы, посвящённой Шпаликову: «Ибо – сценарист, режиссер, писатель, бард – он был прежде всего поэтом: поэтом по творчеству, по судьбе, по способу существования. Поэтом, как сейчас говорят, «по жизни». Лиризм, живший в его душе, беспрестанно и неутомимо искал выражения в различных литературных формах (Шпаликов перепробовал почти все жанры), но не в меньшей степени он искал себе выхода и в самой жизни»".
Геннадий Шпаликов — автор текстов стихотворений и песен, которые у многих на слуху: «Палуба», «Я шагаю по Москве», «Ах, утону я в Западной Двине…», «Рио-рита, рио-рита…» («Городок провинциальный»), «Людей теряют только раз», «Бывают крылья у художников», «По несчастью или к счастью…», «Садовое кольцо». Они звучат в советских и российских фильмах разных лет.
По мнению критиков, Геннадий Шпаликов заложил новые принципы сюжетостроения в советской кинодраматургии.
В 2009 году у входа во ВГИК был установлен памятник трём выпускникам этого вуза — Андрею Тарковскому, Геннадию Шпаликову и Василию Шукшину(автор скульптуры – Алексей Благовестнов). Идея такого памятника принадлежит режиссёру Сергею Соловьеву. Он сказал, что «Тарковский, Шукшин, Шпаликов никогда не были профессорами ВГИКа, не были руководителями ВГИКа, ни членами ученых советов, но у них хватило сил определить художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века».
Во всех творческих работах Шпаликова, независимо от жанров, на протяжении всей его жизни соседствуют ощущение свободы и одиночества... Белла Ахмадулина писала: «Геннадий Шпаликов урожден поэтом. Читатель его вольных стихотворений и всегда подневольных сценариев поймет без моей указки и без моего указания, что Шпаликов — изначально поэт, ищущий воли, не добывший свободы, кроме той, о коей не пишу. <...> Если принять к сведению ума, что это значит: «шестидесятники»? Булата Окуджаву раздражало и огорчало это неправедное сочетание слогов и людей. Геннадий Шпаликов — есть самый хрупкий, трагический силуэт и символ этого промежутка между временем и временем». Объясняя трагическое решение Шпаликова добровольно расстаться с жизнью, она сказала: «Некоторые — и я — как-то выжили, прижились. Шпаликов — не сумел, не выжил. Это благородно. Я полагаюсь на благородство читателей, которые поймут и возлюбят чистоту души поэта, изъявленную в его творчестве, в его жизни и смерти».
«Шпаликов не врал. Нигде и никогда. Ни в прозе, ни в поэзии, ни в жизни. А это — счастье. И жизнь его — неустроенную, безденежную, приведшую к такому трагическому концу — мы можем смело назвать счастливой. Он не врал. Ему не приходилось краснеть» (Виктор Некрасов).


