Типография «Новый формат»
Заметка «Политолог Владимир Букарский: У Молдовы и Кыргызстана гораздо больше общего, чем принято сегодня говорить» (страница 2 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Темы: политикаэкономикастатьяинтервьюмнение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8 +2
Читатели: 25 +6
Дата:

Политолог Владимир Букарский: У Молдовы и Кыргызстана гораздо больше общего, чем принято сегодня говорить

давлением, прежде всего если он говорит то, что не совпадает с официальной линией власти. Тем не менее в сегодняшней Молдове ситуация стала особенно сложной. В стране сформировался квазилиберальный режим с серьёзными ограничениями для политического плюрализма. Формально существуют демократические институты, хотя на практике человек, выражающий альтернативную точку зрения, может столкнуться с серьёзным административным и правовым давлением.

Сегодня в отношении инакомыслящих людей могут возбуждаться дела по различным обвинениям — от «пропаганды войны» до «сепаратизма». Достаточно вспомнить ситуацию с представителями общественных движений, которые сталкивались с уголовным преследованием из-за своей позиции или взглядов. Также вызывает тревогу ситуация, когда люди могут подвергаться давлению за высказывания в защиту традиционных ценностей или за критику определённых идеологических тенденций. В обществе должна существовать возможность открыто обсуждать сложные темы без страха, что за мнение человека будут преследовать. В данных условиях работа независимого политического аналитика становится гораздо труднее. Главная проблема — не сама критика, а условия, при которых часть общества фактически лишается права быть услышанной.

Однако именно в переломные периоды особенно важно сохранять профессиональную честность. Политолог не должен быть пропагандистом любой власти. Его задача — анализировать процессы, говорить о проблемах и защищать право общества на дискуссию. Мне помогают простые принципы: уважение к фактам, верность своей стране, исторической памяти и убеждение, что будущее Молдовы должно строиться на диалоге и сохранении её суверенитета, исключая разделение людей.

— Если бы вы могли провести совместный проект с кыргызстанскими аналитиками и журналистами, о чём бы он был?

— Я бы сделал проект о человеческой истории общего пространства — от Прута до Иссык-Куля, от Липкан до Каракола. Проект мог бы включать рассказы о семьях, которые переезжали, работали, строили города, защищали Родину. Например, история молдаван в Кыргызстане, судьба семьи выдающегося советского военачальника и инициатора создания первой Молдавской Республики Михаила Васильевича Фрунзе — это часть большой истории наших народов.

Возможен проект о кыргызах — участниках освобождения Молдавии от фашистской оккупации, в частности, бойцах, участвовавших в Одесской, Уманско-Ботошанской и Ясско-Кишинёвской операциях, в боях на Кицканском и Шерпенском плацдармах. Но я бы хотел, чтобы такой проект охватывал и историю, и будущее.

Одним из направлений мог бы стать проект по сохранению традиционных семейных ценностей — тех основ, которые веками объединяли наши народы: уважение к старшим, ответственность родителей за детей, крепкая семья, связь поколений, уважение к труду и духовным традициям. Нам нужно восстанавливать политический диалог вместе с человеческой памятью. Народы объединяет не только дипломатия. Их объединяют язык человеческого общения, уважение к предкам, семья, культура и желание оставить детям мир лучше, чем получили сами.

— Владимир, благодарю за интересное интервью, оно позволило затронуть действительно важные темы.

Послесловие:
Интервьюировала: Ирина Гасникова
Обсуждение
22:25 27.06.2026(1)
Александр Джуга
Совершенно пустое интервью. Ни о чем. Бла-бла. Ни одного своего слова - сплошные протокольные фразы. Можно поменять Кыргызстан на Азербайджан, Армению, Узбекистан или Казахстан - не изменится ни-че-го. 
08:43
Ирина Гасникова
Можно, конечно, назвать интервью пустым, но тогда придётся признать, что оно пустое примерно так же, как библиотеки, там тоже «сплошные протокольные фразы» на сотнях страниц. А насчёт того, что можно заменить Кыргызстан на Азербайджан или Узбекистан, ну да, ведь оказывается, что у постсоветских стран есть общая история, схожие проблемы и даже одинаковые слова в языке. Какой кошмар, прямо заговор географии. политики и исторической памяти! Впрочем, спасибо за комментарий. Иногда полезно услышать «бла-бла», чтобы понять, что диалог состоялся. 
22:17 27.06.2026(1)
1
Алена Вока
Было интересно!
08:40
Ирина Гасникова
Большое спасибо, Алена.
20:47 27.06.2026(1)
3
Афанасий Сальери
Как видится со стороны - Молдовы в ближайшем обозримом будущем не будет. Планируется референдум по присоединению к Румынии. 
08:40
Ирина Гасникова
Афанасий, благодарю за прочтение и отклик. Конечно, планы по присоединению есть, но сама жизнь, как обычно, вносит свои поправки. 
20:38 27.06.2026(1)
2
И никто не написал истину - простую и полезную. Что во всех постсоветских странах все еще нет народов как политических субъектов и потому правят ими разные хитрожопые да по принципу кто больше даст денег и почета, туда и тянуть страну.
08:38
Ирина Гасникова
Анна, согласна с Вами. Действительно, во многих постсоветских странах народ как политический субъект пока выглядит скорее гостем на чужом празднике. И всё же даже «разным хитрожопым», как Вы выразилсь, уже хочется не «кто больше даст», а «кто больше реальн сделает».
20:23 27.06.2026(1)
1
Святослав Егоров
Интересное интервью.
Несмотря на то, что Молдова и Кыргызстан некогда находились в одной государственной плоскости; дальнейшие пути развития всё же будут отличаться.
Молдова- европейское государство. Кыргызстан- азиатское. Разные менталитеты. Но конечно, нужно продолжать развивать внешнеторговые отношения. Относиться к друг другу с пониманием и уважением.

Кстати, проблемы с водой у Кыргызстана начались практически недавно- не более пяти лет назад. По крайней мере, за эти пять лет ситуация ухудшилась. Мало того, что страдарт сельскохозяйственное направление, так ещё и энергетический сектор... Невольно думаю, что нашей стране не помешало бы наличие двух-трёх мини-АЭС...

Молдове сейчас достаточно тяжело и сложно. Тут и желание Румынии слиться воедино, Приднестровье, Гагаузия... Слишком много политических вызовов, за которыми теряется память братских отношений и желание диалога...

Впрочем, хочется верить , конечно, в лучшее будущее , причем для всех братских республик СНГ.
08:34
Ирина Гасникова
Спасибо за вдумчивый комментарий, Святослав.
20:02 27.06.2026(1)
1
Да, каждый имеет право на свое мнение, общества на САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  и проч и проч, но в этом САМО и заключена мина с замедленным действием. Именно ПО Конституции любая территория имеет право ОТДЕЛИТЬСЯ от материнской сиськи и уйти в самостоятельное плавание. Может, имеет. Но и ответственность должен тогда нести сам отделившийся! 
И отделившись, пусть делами доказывают и показывают миру, что они в этой жизни чего-то да стоят!!! 
Большому кораблю большое плавание !
08:32
Ирина Гасникова
Согласна с Вами, Борис. Большому кораблю большое плавание. И очень верная мысль: отделился, то докажи делами. Однако жизнь показывает, что даже самые большие корабли порой тонут, а маленькие шхуны спокойно доходят до берега. 
Книга автора
Самый страшный день войны 
 Автор: Виктор Владимирович Королев