Стихотворение «Уроки былого»
Тип: Стихотворение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 32
Читатели: 550 +1
Дата:

Уроки былого

Давайте, уроки былого забудем
И станем ко всем относиться, как к людям:
Опишем лирично, без лишнего гнева,
Взаимную нежность Адольфа и Евы,
Слезу пророним, сокрушённо вздыхая
О пылкой любви коменданта Дахау.
Представим - солдаты с концлагерных вышек
Ценили искусство, любили детишек,
И был не лишён стихотворного дара
Простой пулемётчик из Бабьего Яра…

Но только потом удивляться не надо,
Откуда взялись штурмовые отряды,
Зачем наши дети в единой колонне
Шагают по улицам, вскинув ладони,
И через какое-то малое время
Отправили в печи цыган и евреев,
А всё, что «де факто», а так же «де юре» -
Решает за нас новоявленный фюрер.
И дни наши с привкусом лагерной пыли –
За то, что уроки былого забыли…

Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:15 25.04.2014 (1)
И был не лишён стихотворного дара
Простой пулемётчик из Бабьего Яра…

     11:16 25.04.2014
     19:27 24.04.2014 (2)
Привет, Андрей. Ни убавить не прибавить - всё сказал. Браво.
Человеческая память вообще странно устроена - плохое забывается быстро.
Наверное, идеологи от  пресловутой глобализации этим и пользуются..
     21:50 24.04.2014 (1)
1
Привет, Татьяна!
Добавлю только, что идеологи глобализации этим не просто пользуются, а сами же старательно и создают условия для этой "амнезии" - на том и держится их власть...
     00:25 25.04.2014 (2)
Работают, ага - технично, планомерно, настойчиво, нагло.
Троллят - выражаясь сетевым языком.

Александру:
Не так давно слушала интервью с Кирой Муратовой. Она как раз на эту тему говорила.
О силе искусства - как воспринимается на уровне подсознания нацистская хроника - марш, голубоглазые красавцы - воплощение силы, собранности, организованности -  даже если в голове НЕ ПУСТО.  А что говорить о неподготовленных юных головах.
     00:37 25.04.2014 (2)
Думаю, что просто нужно правильно расставлять акценты в искусстве. Чего уж греха таить, иной раз и сам, вроде бы взрослый и состоявшийся уже, смотрю на марширующих эсэсовцев и ловлю себя на том, что чисто с эстетической точки зрения, они глаз таки ласкают. (типа "Эх, а хорошо, ведь, идут сволочи!"). НО! Есть хорошее отрезвляющее средство: полюбовавшись ими и даже, в какой-то мере, поставив себя на их место, вдруг резко взглянуть на себя с их точки зрения. Вот тут-то и возникает понимание, что я для них, никто иной, как унтерменш-недочеловек. И все иллюзии разом рассеиваются. Вот, как-то так должен художник это преподносить...
     00:52 25.04.2014 (2)
В том и штука! С одной стороны - вроде и правду надо всю говорить, и с другой стороны - как её преподнести всю правду-то? Не 30-летнему мужику, а 14-16 летнему пацану? Не станешь же муторно объяснять, что да и в войсках вермахта служили всякие люди, что и там были солдаты, которым приходилось выполнять приказ, что они были оболванены идеологией и т.д. И тут же говорить о зверствах фашизма и концлагерях. А потом о подвиге наших солдат, и тут же - о наших лагерях. Сплошной кавардак в голове выйдет...
     01:04 25.04.2014
Я своему тинейджеру  "внушаю" про между прочим очень многие вещи.
(тоже НЛП, чем мы глобалистов хуже? ) И знаете, работает.
Тут индивидуальный подход нужен. А самое основное - это пока поперёк кровати лежал.
И главное - отношение в семье. Уважение к личному пространству друг друга. Даже у кошки должно быть своё личное пространство, как у полноправного члена семьи.
Ну, об этом я долго могу))
     01:00 25.04.2014
Наверное, просто всё нужно взвешенно преподносить, без перекосов и перегибов. Я, например, сколько себя помню, всегда знал, что немцы не все плохие, да и про наши лагеря был наслышан - и то, и другое, практически из первых уст. Пожалуй, всё же, важно комплексное воспитание - и семья, и школа, и кино с литературой, да и СМИ тоже.
     00:51 25.04.2014 (1)
Умного юмора мало, всё какое-то заигрывание. Ответственность искусства - это, конечно, но главное, всё же - воспитание именно дома. Банально звучит, но это же факт.  Человек с ущемлённым чувством собственного достоинства более всего расположен к насилию.
А ещё,  я всё же верю в генетическую память.
     00:54 25.04.2014
Это верно - с молоком матери и из уст отца всё должно быть...
     00:32 25.04.2014 (1)
Дык! Убийственен только смех. Если не затрагивает на уровне трагедии, то может нужно показывать на уровне сатиры? К фашисту, таким как его изображал Мартинсон, например, или Чаплин, симпатии явно испытывать не станешь. Хотя... комиксы - тоже вряд ли путь. Опять есть опасность всё превратить в некую симпатичную игрушечную войнушку.
М-да... В общем, порассуждали...
     00:39 25.04.2014
Беда лишь в том, что хоть и не вызывают симпатий "комические" фашисты, но как-то и всерьёз их не воспринимаешь...
     19:49 24.04.2014 (1)
1
Не странно, а - правильно. Иное устройство памяти было бы катастрофично для рода хомов, которые сапиенсы.
     20:32 24.04.2014 (1)
Согласна. с той лишь оговоркой, что история человечества и человеческая память не одно и то же.
Чувство неприятия к фашизму нам передалось от предков на генетическом уровне - так и должно быть. Как бы не переписывали историю, не перевирали, не перекрашивали, наши дети должны иметь такое же стойкое неприятие к любым проявлениям фашизма и всего, что можно назвать античеловеческим.
     20:57 24.04.2014 (1)
1
         Ох, Татьяна, не всё тут так просто.
         Фашизм - это же явление многокомпонентное.
         Прошли годы со времени Второй мировой войны. Война, именно как явление, сопряжённое с убийством, с внезапным и насильственным прекращением жизни человека (в первую очередь - молодой жизни!), уходит из памяти. Из фашизма выхолащивается именно его человекоубийственная составляющая. А что остаётся? А остаётся - сила (кто, особенно из подрастающих особей мужеска пола, не симпатизирует силе?), субординация, иерархичность (опять-таки, большинство человеческих сообществ построены на этом), эстетика (это ж красиво - шествия с факелами, элегантная форма, музыка и гортанное пение мощных мужских голосов), молодость, а, следственно, и эротизм (70-летних фашистов никто же себе не представляет). Поэтому и отношение молодёжи к такому явлению, как фашизм - меняется. К сожалению.
         А откуда это всё появилось? А из веяний новейшего времени, в частности. Из этого модного движения - быть молодым (до упора), жутко здоровым, с белыми крепкими зубами, со стальными мускулами и т.д.
         Вот зачастую и современный подросток - как он будет смотреть, например, роммовский "Обыкновенный фашизм" (предположим, гипотетически, что он каким-то чудом его всё-таки увидит)? Ну, пойдут перед ним эти кадры с измождёнными узниками концлагерей. Так у него противодействие готово - ха, да это ж старичьё какое-то! Покажут ему, какие эксперименты проводились по испытанию психотропных средств над заключёнными. Ха, так это ж психи, дебилы, туда им и дорога! Разумеется, вслух он этого ничего не скажет, но - весьма вероятно - подумает. А может... а может, и выскажет.
         Зато другие кадры (помните, там где идёт выставка германской скульптуры или кадры с танцующей Марикой Рёкк) - вот это он воспримет уже в духе нынешнего времени: а чё, клёвые качки, да и герла - ничего себе.
         Наверное, я утрирую. Но не слишком сильно. Определённый период в воспитании подрастающего поколения был потерян. Наверстать упущенное, наверное, возможно. Правда, пока неясно - как? То ли Парадами на Красной площади, то ли созданием военно-патриотических клубов, то ли ещё чем... Да вот только... клубы-то - военные. Вот в чём дело...
     23:00 24.04.2014 (1)
1
Вы правы, Александр, но лишь до определённой степени. Вы говорите об эстетике и атрибутике фашизма, но главная его опасность отнюдь не в этом, а в идейной цели.
Это же совсем не плохо, если молодые люди предпочитают и стремятся быть здоровыми, сильными и красивыми (Принято же восхищаться культом одухотворённой красоты античного мира, не так ли?).
Совсем не ужасно и даже похвально, если эти молодые люди проявляют патриотические чувства (Служение своему Отечеству, своему народу всегда считалось делом чести).
Просто отлично, если они объединяются в молодёжные организации или даже военно-патриотические клубы, в которых их патриотизм обретает некий конструктивизм, идущий на пользу всему обществу (Подобные объединения известны с древнейших времён).
Но, вот тут - стоп! Дальше - развилка...
В одном случае, люди вырастают из этих рамок и становятся отличными гражданами своей страны, навсегда сохраняя в себе этот созидательный дух и передавая его своим детям.
А в другом - возникает такая идея: "Мы здоровые и красивые. В единстве нашем - наша сила. Потому, что мы не просто хорошая компания, мы - ОРГАНИЗАЦИЯ (фашио, итал.). Но есть и не такие, как мы, чужие. Есть некрасивые, нездоровые, не организованные, а потому недостойные быть с нами в одном ряду. И есть красивые, сильные и очень похожие на нас, но не желающие быть с нами. И те, и другие не должны существовать: первые - чтобы не засорять наше общество, а вторые - чтобы не конкурировать с нами."
Вот это и есть рождение фашизма. Вот именно этого нельзя допускать, либо пресекать на корню.
И немалую роль здесь играет преемственность поколений, та самая память, о которой мы говорим.
Молодой человек должен гордиться своими предками. А если, как это делается со времён перестройки, и как это любят наши либералы, постоянно твердить о том, какое ужасное у нас прошлое, какими кровавыми негодяями были наши деды, какая  мерзкая у нас генетика... то  фашизм обязательно наступит. Именно на почве национального упадничества и расцвёл германский нацизм, как альтернатива чувству национальной несостоятельности и стремление доказать всему миру, что германская нация не только снова должна возродится, но ещё и стать главенствующей. А при отсутствии национальных героев в обозримом прошлом, их место заполнили, во многом надуманные, мифологические персонажи, все эти зигфриды, нибелунги, викинги и прочие, чьим главным достоинством было только то, что они безжалостно истребляли врагов своего племени.
Конечно, современному подростку будет весьма скучно смотреть кадры допотопной кинохроники, показывающие зверства фашизма. Но воспитание и не должно строится на отрицательных примерах. Меня, к примеру, в юном возрасте тоже это не очень привлекало, а фильм Ромма я, вообще, полностью посмотрел уже в достаточно сознательном возрасте. Зато были замечательные фильмы о героях. И пусть, они были заряжены советской идеологией и многое слишком приукрашивали, но на переднем плане всегда были исключительно положительные персонажи, и было понятно, что уж если они-то сражаются с кем-то, то их противники - точно представители вселенского зла и примирится с ними невозможно. И всё это подкреплялось тем, что и мои настоящие, а не киношные родные участвовали в этом - и не только воевали, но строили, созидали свою великую страну.
А чем сейчас пичкают молодёжь? Историями о том, что тёмные, забитые и зомбированные наши деды шли на смерть невесть ради чего, подгоняемые злобными особистами, ничуть не лучше (и не меньше числом), чем фашисты. А после ещё и добавляют, что надо бы СМЕРШ приравнять к СС, и осудить Красную Армию за то, что она изнасиловала практически всех немок и прочих европеек...
     23:24 24.04.2014 (1)
1
А я вот думаю, при всей моей любви к "17 мгновениям...", "Операции "Омега"", "Щит и меч", вот эта правильная для нашего поколения (которое ещё что-то помнило) тенденция показывать, что мы победили не дурачков, а умного врага, в нынешнее время начала играть весьма двусмысленную роль. Я пытаюсь смотреть эти фильмы глазами нынешней молодёжи и понимаю, что они увидят в этих фильмах. Да то, что, оказывается, как это всё интересно и занимательно - интеллектуальные поединки, генеральская форма Шелленберга и т.д. А фронт... да, ну.. был ли он, какой-то там ещё фронт? Нынешние подростки вполне могут принять художественный вымысел за вполне реальную картину того, что так и было - чистенько, элегантно, в кабинетах, в Швейцариях и т.п.
Воспитывать нынешнюю молодёжь на примерах героизма солдат Великой Отечественной?.. Так они читать не любят. А экранизаций же толковых не так много. Одной "Баллады о солдате" и "Горячего снега" явно недостаточно. Да и сняты они так, что преступления фашизма, именно преступления как таковые там особо и не показаны. "Иди и смотри" смотреть современному подростку невозможно. Чёрно-белые "Иваново детство" и "Восхождение" ("Сотников") по своей философии тоже слишком сложны. И т.д.
И согласен - ещё одна проблема, что не остаётся живых свидетелей. Многие ветераны уже настолько плохи, что даже взрослому человеку беседовать с ними довольно трудно, а тем более - слушать их рассказ, часто сбивчивый, путаный - у детей не всегда хватает терпения. Поэтому они часто только и ждут, как бы побыстрее вручить традиционную гвоздику и уйти побыстрее.
     00:12 25.04.2014
1
В том-то и дело, что советские фильмы вряд ли будут полностью доступны для понимания современной молодёжью. Пока, во всяком случае. Просто уже успело вырасти целое поколение, чьё взросление пришлось на период поголовного очернительства нашей истории. Наверное, нужны новые фильмы. Исторические факты неизбежно переходят со временем в область мифологии. Для нынешнего подростка события времён войны - это уже седая старина. В общем-то, это нормально. Главное, чтобы эта мифология не превратилась в какое-то, оторванное от реальности, фэнтези, как в случае с пресловутым бондарчуковским (младшим) "Сталинградом".
Но думаю, что ситуация не так уж и безнадёжна. Вы наверное слышали о, так называемом, народном кино, а в частности о фильме "28 панфиловцев"? Если нет, то зайдите на Ютуб и наберите это название в поисковой строке - там найдёте и интервью с режиссёром, и обсуждения, и трейлер.
Мне кажется, что из этого выйдет толк.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама