Стихотворение «Прощаюсь...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка: 4.6
Оценка рецензентов: 7
Баллы: 26
Читатели: 522 +3
Дата:
Предисловие:
 Донецк  18-19.10.2014

Прощаюсь...

Кленовые звёзды погасли. Прощаюсь.
Пока! неприкаянность падшей судьбы!
Скорбит под ногами озябшая святость
и тянется к небу. Деревья пусты.
Где взять им, безродным, тепла и убранства?
Бездомная осень в лохмотьях теперь.
Осталось всё в прошлом: балы да пол-царства,
и бабьино счастье сокрылось за дверь.
Где ж ветер курносый - мальчишка влюблённый?
В полях одичалый страшит вороньё.
Холодная степь да пустая котомка.
Что было то было - быльём поросло...
Осенние звёзды поникли. Погасли.
Тиха неприкаянность падшей судьбы.
Лишь склепы витрин да продрогшая слякоть
меня провожают: "Прощай! И прости..."

 Донецк  18-19.10.2014
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию

Нелегко далась мне рецензия. Перечитывал трижды, пытался понять, пока не увидел, когда и где это написано…
Донецк  18-19.10.2014
То есть, эту дату надо было написать в предисловии.
Или изменить название на «Прощай Донецк».

Следующий совет.
Заглянул в Вашу личную страничку, послушал песню, понравилась.
Если этот стих песенный, вставьте «звук», как в свою личную страничку вставили.
 
А теперь «крутая» разборка для пользы Вашего творчества.
                **********************

Кленовые звёзды погасли. Прощаюсь.       (А ЧТО это за  «Кленовые звёзды», которые погасли? Звёзды, видимые над клёном? Листья клёна, напоминающие звёзды?    Тогда почему они погасли? Может быть «упали»?)
Пока! неприкаянность падшей судьбы!      (После «Пока» лучше поставить запятую)
Скорбит под ногами озябшая святость      («А это как понимать? Святость под ногами озябла и скорбит? Не слишком ли закручено-перекручено?  Да ещё эта «озябшая святость» из-под ног «тянется к небу»? Ну и дела…  Интересно, что же это такое — «озябшая святость»? Что Автор зашифровал здесь?)
и тянется к небу. Деревья пусты.      («судьбы-пусты» — не рифма! Не рифмуют по последней букве. Нужно созвучие!)
Где взять им, безродным, тепла и убранства?     (А почему вдруг деревья «безродны»?  Неверно! У каждого дерева — свой род!  Неудачный эпитет!
Бездомная осень в лохмотьях теперь.   (В предыдущей строке:  БЕЗродным, и здесь БЕЗдомная.  Много БЕЗов!   И опять спрошу: отчего же это осень бездомная стала?   В её сезон, ей дом —  вся   земля.   И не остаётся она БЕЗ дома... она а уходит дальше по своему дому-земле. Неудачный эпитет.)
Осталось всё в прошлом: балы да пол-царства ,(«пол-царства» — неясно к чему…  И «полцарства» пишется не вместе ли?)
и бабьино счастье сокрылось за дверь.     (Слово: «бабьино» — это «круто»! Это значит,  была не какая-то «баба», желавшая счастья, а некая  значительная БАБЬЯ, у которой и счастье не простое  маленькое «бабье, а  целое БАБЬИНО?   Слово в старинном написании: «сокрылось» не слишком подходит в другим словам стиха.Или не применять стариннную форму или надо, чтоб всё  было написано в старинном стиле.И «сокрылось» не куда, а где:  не  «за дверь», а за дверьЮ!.)
Где ж ветер курносый - мальчишка влюблённый?
В полях одичалый страшит вороньё.     (А что воронью' осенью в полях делать?)
Холодная степь да пустая котомка.(«влюблённый -котомка» — не рифма.)
Что было то было - быльём поросло…           (Строка плоха. Слишком много «было-было-быльём». Нужны правильные знаки препинания: запятая и тире вместо дефиса.)
Осенние звёзды поникли. Погасли.       (Интересно, как могут звёзды поникнуть? И почему «осенние звёзды» погасли? То есть, осенью звёзд не бывает?)
Тиха неприкаянность падшей судьбы.     (Оправдано ли повторение этой не совсем ясной фразы?  ЧТО ЖЕ ЭТО за существо или ОБРАЗ: «неприкаянность падшей судьбы? Опять шифровка Автора?)
               ***********************************


Удачи, целую.

Оценка произведения: 7
Владимир Яремчук 10.06.2015
     01:00 11.06.2015 (1)
     18:03 11.06.2015 (1)
Елена, любопытствую: Вы  стихом Таниты Раш  так восторгаетесь?
А можете сказать, ЧТО Вам в нём особенно понравилось?
     19:00 11.06.2015 (1)
1
Замечательный стих: образное сплетение  событий  и природы,  прощального крика души и философский вердикт.... словно бьют по струнам......
   Да, не всем дано  писать с душой, а тем более -  понимать написанное... Но, я всегда говорю о том, что в искусстве  существует  такое понятие, как плюрализм мнений....
     20:17 11.06.2015
1
Вы меня простите,  Елена,  но  точно Вы поняли О ЧЁМ стих?
ЭТО, по словам Автора, прощание с опалённым войной, страдающим от обстрелов и смертей Донецком!
А начертанные  «метафоры и символы», как  называет их Автор, разве искренни? Разве они говорят правду о том,  что происходило  в городе и с городом?
Вы обратили внимание на дату, проставленную Автором? Донецк  18-19.10.2014 ?
Это время боёв,  это время обстрелов, разрушений и смертей!

А тут вычурные иносказания и размазанные розовые сопли!   Как здесь: « и бабьино счастье «сокрылось за дверь(!)!»
Нет впечатления,  что стих написан  о прощании с Донецком.
Вот и Вы его не поняли, если пишете об «образном сплетении событий и природы»!
Автор сама сказала, что здесь речь ВООБЩЕ не о природе! Под деревьями,  листьями(озябшая святость), курносым ветром, она подразумевает ЛЮДЕЙ!
Строки невнятные,  смысл мутен, слова набраны в столбик, а Вы восторженно кричите «ура?»
Какой крик души, если написано криво? Если «склепы витрин и слякоть» прямые  речи говорят?
А уж фраза  «тиха неприкаянность  падшей судьбы», вообще не расшифровывается!

И где  же это Вы усмотрели «философский ВЕРДИКТ», любопытно?
А Ваше утонченное хамство,  это Ваше банальнейшее высказывание графомана:  «Да, не всем дано  писать с душой, а тем более -  понимать написанное...»,   давно считается отстоем!
Напиханные в стихи вычурности,  эпитеты, красивости , без смысла и без темы Вы считаете написанным  «с душой»?  Что же это за душа такая, если она заставляет писать такую  муть?

Если это  искреннее  прощание,  то к чему эта   «зашифрованность» смысла в «символы и метафоры»»?

Вот например,  как  Пушкин  прощался с морем:

К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

                 ******************


Есть  у Пушкина  ХОТЬ ОДНА МУТНАЯ и потерявшая смысл строка?
Или Вы скажете, что великий Поэт писал БЕЗ ДУШИ, а накропавшая кучу невнятных иносказаний поэтесса, как истинная душеписица,  превзошла его?

А относительно плюрализма мнений, скажу: множественность мнений имеет место быть, но как Вы заметили, В ИСКУССТВЕ  Но  есть  каноны искусства,  которые никто не отменял!
То есть,  либо это -  искусство,  либо увы,  нет…
Например, для стихов обычно говорят об основных трёх китах Поэзии: рифма,  ритм,  СМЫСЛ!   Искусство ВСЕГДА осмысленно…
А здесь поэтесса вынуждена читателю растолковывать-перетолмачивать якобы, запрятанный среди неких метафор и символов, смысл стиха… А  Вы придумали стиху свой смысл,  которого в  нём  нет!
Этот стих может с одинаковым успехом быть  прощанием с возлюбленным, или  стихотворением о разводе с мужем, выгнавшим жену с котомкой в холодную степь.(бабьино счастье сокрылось за дверь ), и так далее.

Процитирую  часть Вашей сентенции: « Да, не всем дано...»,  и продолжу:  по-настоящему понимать   смысл произведения и не придумывать,  что король в красивом наряде! Король здесь голый!
И вспомните,   с какими мыслями  придворные восхищались призрачным нарядом короля?Не видя  никакого роскошного наряда, они хвалили  его, чтоб  только прослыть умными...
Не БЫТЬ, а прослыть,  поскольку хитрые мошенники их обманули, сказав,  что этот наряд увидят только умные….
Вам хочется  прослыть умным ценителем? Но повторю: «А  король-то голый»!
     13:25 10.06.2015 (1)
Я не люблю писать  отрицательные комменты, но здесь трудно сказать что-то положительное...
Но ГДЕ здесь гражданская лирика? Никакой гражданственности нет!     Это произведение  возмущает!

Стихотворение написано на неведомую  тему, оно - ни о чём...
Образы расплывчаты, строки неловки, рифмы откровенно плохие, и полно бессмыслицы!
Слово "бабьино" -  изуродованное и вообще не "входит ни в  какие ворота"! И грамотность приблизительная!
Витрины не похожи на склепы, так,  как в склепах не выставлены за стекло трупы.  Здесь  слишком странное сравнение, граничащее с бредом,и похоже автор это понимает, Но покрасоваться необычными  "вывертами", видимо, хотелось!
И где это в холодной степи  "склепы витрин" нашлись,действительно?
А в конце есть  прямая речь,словно эти  склепы и слякость говорят: ""Прощай! И прости..."

И при чём тут Донецк? Зачем он  здесь притянут за уши? Нехорошо спекулировать на трагедии и выдавать  свой плохо написанный стих за глубокомысленный стих о  трагедии Донбасса!
В этом наборе строк, написанном в столбик, нет и капли смысла о Донбассе! Не надо кощунствовать!
А если стих надо разгадывать и долго растолковывать, то это не стих, а стихобрак!
Кто ясно мыслит, тот ясно и  напишет!  И мы поймём стих  без толмача!
А это написано небрежно, и неизвестно про что...

А помещённый ниже восторженный отзыв Эмми Звездиной, которая бездумно пишет штампованные восторги, на любой стих, это  подтверждает!
Другие,  серьёзные авторы не смогут аплодировать такой писанине!...
     15:44 10.06.2015 (1)
2
Стаси, и чего вы так раскричались?
Вас так сильно возмутило и зацепило это стихотворение.?  обидело ваши чувства?
Сколько есть разных поэтов - вы всегда так гневно пишите?
На все  неудавшиеся по вашему мнению стихи? Или здесь нечто личное????
Я вам где-то перешла дорогу?)))))

А Донецк здесь очень даже причем. Ведь это стихотворение - прощание с городом, любимым городом. Это как прощание с близким человеком.
Именно потому здесь все "песонажи": осень, деревья, ветер, листья кленовые - очеловечены.
Кстати, тот кто видел те витрины (заколоченные и пустые) - метафору "склепы витрин" - очень хорошо понимает.

Это стихотворение написано не "в лоб" о том какая трагедия произошла в моем городе, а с помощью метафор, символов. И даже если это стихотворение не ясно кому-либо, не нравится, - оно вполне имеет право жить.  Как имет право быть любое проявление творчества.




Откуда у вас столько желчи, ненависти, открытой злобы?
Ведь все можно сказать деликатно и интеллигентно.
     18:20 10.06.2015 (2)
-2
Отвечу Вам прямо:

С какой стати,  милочка, Вы придумали,  что я «раскричалась»?
У Вас слуховые галлюцинации? Нет?    Тогда не  пишите  таких нелепостей, пожалуйста…
И не пишите  дешёвых банальностей, которые начинают изрекать все авторы, написавшие скверный стих: «АХ, Вы меня обидели по личным мотивам!  Ах! Я Вам где-то дорогу перешла».
Не обольщайтесь, Танита, по дорогам вранья не хожу!
И не надо натужно пытаться ещё одну тему притянуть за уши в оправдание Вашего, прямо скажу, оскорбительного и бездарного творения!

Да! Меня возмутило такое безликое, равнодушное стихотворение, в котором нагромождены скучные слова,  и это при том,  что Вы пишете,  будто это произведение —  о страдающем, истекающем кровью, теряющем  убитыми своих мирных людей и  даже маленьких  детей,  Донецке!

Это ужас какой-то,  если жительница Донецка о таком животрепещущем вопросе пишет какими-то   непонятными «метафорами и символами»! О беде и трагедии  Донецка надо писать, КРИЧАТЬ в открытую, яркими,  понятными всем, берущим и за душу и сердце словами,  а не мямлить по тексту мутными «символами»!
Как   у Вас язык повернулся  истолковывать,  что у Вас что-то  «очеловечено» и приписывать Ваши пустые словеса к великому горю Донбасса!
Откуда это видно?
Ах, у Вас не «в лоб» написано? А что же в «лоб»-то не пишете?  Так, как и должна гражданка этого города ВСЛУХ говорить о войне и смертях? Страшно?Гражданского мужества не хватает?
Моя школьная подруга-украинка там потеряла руку,  но не драпала оттуда, кропая слюнявые иносказательные виршики!

И не надо про заколоченные витрины в   Донецке!
Вы полагаете,  что в Донецке, кроме Вас никто не живёт? И никто не видит, что город вовсе НЕ  «заколочен» и  не опустел?  В Донецке  живут смелые люди, которые свой родной край не бросают, и уж,  тем более, не «растекаются» мутной лужей ИНОСКАЗАТЕЛЬНОГО стиха, и не  бегут оттуда!

Повторю: почему Вы решили писать, как Вы говорите,  «метафорами и символами»? Или ясно и открыто  Вы боялись сказать?
Вы неправду говорите! Ваш стих не о Донецке!
В  Интернете есть много пронзительных правдивых стихов о Донбассе.  Их пишут и жители и ополченцы, и слова их звучат набатом тревоги, болью за погибших и любовью к родной земле!
Если бы Вы не притянули за уши слово «Донецк», никто бы и не понял,  что стих,  якобы, пишет несчастная беженка из «заколоченного»,  опустевшего,  и брошенного Донецка!
Стыдно  спекулировать на теме  и  примазываться к гражданской  великой трагедии Донбасса с таким стихобраком!
Или будете отрицать,  что стих написан очень плохо и по смыслу, и по  технике?
И я не согласна,  что всякая стихомуть имеет право «жить»!  Тут тема слишком важная и  ранимая! Позорно по такой теме писать  скверно!
Если Вы, действительно, из этого героического города,  то этой,якобы,  «прощальной» мазнёй Вы оскорбили Донецк!
А ГДЕ Вы увидели здесь творчество, если Вы написали произведение очень скверно?

И не смейте мне писать о «желчи,  ненависти  и  открытой злобе»!
Я не склонна к немотивированной  злобе, но  всегда открыто говорю,  что  не терплю ложь и фальшь, которой у Вас в избытке и в «стихе» и в Ваших домыслах обо мне!
Вы даже не понимаете,  что солгали этим своим произведением, выдавая это безликое творение, за трогательное  прощание с Донецком!
А насчёт « деликатно и интеллигентно», скажу: а Вы интеллигентно оскорбили дончан?
Вы что там написали? Курносый ветер в холодной степи пугает ворон?
«Скорбит под ногами озябшая святость»? СВЯТОСТЬ под ногами ?Это что за такое уж очень закрученное иносказание?
А уж это уродство — «бабьино счастье», к чему? Это с какой стороны к трагедии Донецка «пристёгивается»? Кто тут эта «Бабья, если счастье не бабье, а  бабьИНО»?
И эти говорящие: "Прощай! И прости…" « склепы витрин  да продрогшая слякоть»,  каким языком говорят?
Вы вчитайтесь в смысл, любезнейшая!
В смысл каждой строки вчитайтесь!
И подумайте: О ЧЁМ Ваш стих гласит,   если не навязывать ему слово «Донецк», и  Ваши истолкования-пояснения-переводы с «русского на русский»?

Если их убрать,  то остаётся коряво написанная,  плохо срифмованная, не слишком грамотная   ниочёмка!   Кстати в этой фразе,   которую Вы мне вымолвили : «...вы всегда так гневно пишите?», слово «пишЕте» надо писать через «е»,  а обращение «Вы» —  с заглавной буквы!
Конечно, Ваше «творение» возмущает!
Да Вы хотя бы  в эту фразу вдумайтесь: «Тиха неприкаянность падшей судьбы.» Где смысл?

Всё! Больше писать об этой Вашей поделке я уже не могу!
В Донбассе и сегодня гибнут люди, а Вы пишете иносказательную муть  о бегстве из этого города!
И не так уж Вы пострадали,  несчастная, якобы,  «дончанка», если сидите удобно где-то, и пишете безликие «стешки», оскорбляя тему   настоящей трагедии!
     15:28 11.06.2015 (1)
1
Стаси, поставил "минус" этому комментарию, потому что мне показалось - не следовало так уж распинать автора стихотворения. Всё было сказано в первом отзыве.
     18:01 11.06.2015
-2
Вячеслав, Вы вольны ставить любую оценку, но согласитесь, не  я продолжила полемику...
И не я  грозила чёрным списком...
И я возразила довольно резко, потому что терпеть  не могу таких снисходительных поучений, какие начала высказывать Танита Раш! Невзирая на небольшой жизненный стаж, я имею своё, очень и очень  часто верное мнение об отношениях,событиях и  произведениях.И считаю откровенной невежливостью слова о том, что я, пребываю в заблуждениях  и  "ДОЛЖНА научиться любить"!
Я уважаемой коллеге Раш ничего НЕ должна.  Она меня не знает,  но пишет нелепые умозаключения...    А  для чего? Чтоб защитить невнятное произведение?

Я знаю,  что мы с Вами. Вячеслав, не сходимся во мнениях о Юго-Востоке Вашей страны,(там   время покажет, что к   чему) но я сказала бы, что любое трагическое прощание с любым  родным городом  категорически нельзя описывать таким образом, как сделала поэтесса!

У меня не было  никакого  намерения её "распинать", но меня задели  её  поучения-высказывания о моей личности. И согласитесь, что эти  надуманные якобы, прозорливые  выводы о незнакомом человеке ничего, кроме отрицательной реакции,  не вызывают.Вам бы такие выводы о Вас тоже не понравились.
     20:05 10.06.2015 (1)
1
Мне бы на вас обидеться, отправить в бан, черный список.
Да чего-то не обижается, а даже улыбается))))
Это у вас пройдет, наверное...
А если не пройдет - жаль. Наверное, по-своему вы искренни в своих убеждениях или заблуждениях.
смотря как посмотреть.
Войны всегда начинаются с ненависти.
Попробуйте научиться любить. Даже того кто вам совершенно не нравится, а вдруг вы просто ошибаетесь и он совершенно не такой каким вы его представили.

С уважением к вашим чувствам,
     20:29 10.06.2015
-1
Танита, Чёрного списка я не боюсь!

Правду только сильные примут и поймут, а трусы спрячутся за ЧС!  Вам выбирать: кем быть.

И ясное понимание написанного у меня не пройдёт, любезнейшая...  разве что, через много лет,  в старости умом ослабею,  да и то вряд  ли...
А пока, я по второй работе редактор в издательстве и умею, БЕЗ заблуждений  понимать смысл стихов и прозы!
Вы меня поучаете любить ближнего?  Но почему же  Вы  не любите свой город, если  такое написали?
Мою личность и мои  чувства не обсуждайте, ибо Вы меня не знаете и  чувств  не поняли!  Ненависти у меня нет...

Лучше попробуйте написать новый правдивый,  искренний  стих о Донецке вложив истинные чувства, а не муть не  понятых никем  иносказаний!
Я без "заблуждений" прямо Вам говорю,что писать о трагедии Донбасса надо открыто, без шарад и "символов! Услышьте это,  наконец!
Да,я могу верить,что Вы очень хорошая, но я не о Вас писала, а о Вашем провальном стихе!
Да будь  Вы  даже самой лучшей на планете, всё равно Ваш стих  плох!
Слышите, не Вас я, как Вы думаете, "не люблю",  а  плохой стих Ваш порицаю!  И на грамотность Вы мало обращаете внимания.

Но я  буду рада ошибиться,  и увидеть  Ваш новый, искренний прямой и ясный,  берущий за сердце яркий Ваш стих!

С критикой Ваших произведений я к Вам больше не приду. Думайте  сами: ЧТО и КАК писать.
     10:25 04.06.2015
1
СУПЕР!!!
Реклама