Две головы: большая и поменьше –
Один из множества набросков Леонардо.
Портреты старцев и нездешних женщин,
Эскизы фресок, чертежи и карты,
Проект не возведенного строенья,
Рисунок лошади – и вдруг карикатура.
Юродство, богохульство и глумленье
Здесь обнаружены в самой фактуре
Вещей. Зловещая асимметрия –
Две безобразные уродливые рожи.
Паденье с эмпиреев в эмпирию,
Где все искажено, где мир безбожен.
Август 1993
|
потрясения, они до сих пор стоят у меня перед глазами. Почему именно _это_
занимает его фантазию? Почему он вызывает из небытия эти отвратительные,
призрачные образы? Почему они ему мерещатся? Зачем он возится с чем-то,
чего и в природе не существует? Должна же быть какая-то причина! Видимо,
тут некая внутренняя потребность. А может, это занимает его как раз
потому, что не существует в природе? Я не могу понять.
Что же должен представлять собой тот, кто производит подобное на свет?
Кто упивается всеми этими ужасами, кого так тянет к ним?
Когда смотришь на его надменное лицо, в котором, надо признать, есть и
благородство и утонченность, то просто не верится, что эти гнусные
картинки - его детища. И однако, это так. Тут есть над чем задуматься.
Должно быть, все эти безобразные твари обитают в нем самом, как и все
прочее, что он производит на свет.
Нельзя не задуматься и над тем, какой у него был вид, когда он меня
рисовал, как он вдруг переменился и стал словно другим человеком: этот
неприятный, острый взгляд, холодный и странный, и новое выражение лица,
страшно жестокое, - сущий дьявол.
Он, выходит, вовсе не то, за что себя выдает. Как и прочие люди.
Просто непостижимо, что этот же самый человек создал такого
непорочного, просветленного Христа за братской трапезой".
Пер Лагерквист