Стихотворение ««Цивилизации», из книги «Чернобыльский словарь человечества», 2004»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 306 +1
Дата:
Предисловие:
http://ludmila.maksimchuk.ru/fragments/V.The_Chernobyl_Dictionary_of_Mankind.html



Хочу объяснить, почему решила написать такое, не так долго собираясь, но очень сомневаясь и мучаясь при этом: слишком много слов из обычного словаря русского языка от «АБАЖУРА» до «ЯЩУРА» реанимировали мою желающую забвения память о Чернобыле. Во избежание искусственного забвения и самоустранения человеческого общества от Чернобыльского «А» до Чернобыльского «Я», для перспективы выживания и жизни, для всех живых и живущих, уцелевших, непричастных, пострадавших, невиновных, виноватых, оправдавшихся, избежавших, допустивших, воинствующих, раскаивающихся — запомнивших и забывших — стараюсь сделать то, что могу и так, как умею. В жизнь многих из нас когда-то врезалось грозное слово «Чернобыль», в чью-то жизнь — разрывным снарядом, в чью-то — холостым патроном, но врезалось навсегда. В мою жизнь оно ворвалось в ночь с 26 на 27 апреля 1986 года нежданным телефонным звонком; тогда я впервые и услышала в тревожном разговоре это слово. Сквозь сон я не могла вспомнить, слышала ли его когда-либо раньше, но проснулась и поняла, что не знаю его.

Да что это? Да где это находится, наконец?!

Очень, очень скоро я все узнаю, а лучше бы не знать никогда…

Мой супруг, Владимир Михайлович Максимчук, генерал-майор внутренней  службы, точнее, пожарной службы, стал активным ликвидатором последствий Чернобыльской катастрофы, а именно: возглавлял сводный отряд пожарной охраны на ЧАЭС. В ночь с 22 на 23 мая 1986 года он руководил тушением малоизвестного пожара на IV-ом энергоблоке атомной станции, непосредственно участвовал в разведке очага поражения. Последствия тех событий не замедлили сказаться на дальнейшем течении жизни и состоянии здоровья. Вопреки всему Владимир Михайлович всецело отдавал себя работе, и ещё не однажды возглавлял операции по предотвращению и ликвидации крупнейших аварий и катастроф в стране.

Владимир Михайлович умер 22 мая 1994 года в результате неизлечимой болезни-приговора с диагнозом: Чернобыль.

Хочу также подчеркнуть, что Чернобыль — это не только частный случай, разразившийся планетарной катастрофой. Чернобыль — это итог и мера человеческого отношения к миру, к жизни, друг к другу. Секретный пожар на Чернобыле — и деяние, и возмездие, и призыв к покаянию и очищению душ наших. Чуть ли не каждое слово в «Чернобыльском словаре человечества» суть дело человеческое или расплата за такое же или подобное дело.

Посвящаю «Чернобыльский словарь человечества» тем, кто потерял своих родных и близких в Чернобыльской или аналогичных мировых катастрофах, а также всем другим, оставшимся в списках живых.

«Цивилизации», из книги «Чернобыльский словарь человечества», 2004



ЦИВИЛИЗАЦИИ. Человеческая цивилизация — устойчивое образование, обусловленное уровнем общественного развития общества и материальной культуры, достигнутой данной формацией. Казалось бы, что при достижении определенного этапа жизни общества осознание человека как вида должно было бы дать ответ на вопрос: куда и зачем должно идти дальнейшее развитие? Ответа или не было вовсе, или он был таким, что вызывал новые вопросы и проблемы, ведущие в конечном счете к краху цивилизации. Из древних книг и трудов современных научных авторов следует, что на Земле тысячи и десятки тысяч лет существовали великие цивилизации, серии цивилизаций, как ранее, так и после Ледникового периода. Существовали они в разных регионах земного шара, достигали своего апогея и погибали. Одни заканчивались и начинались другие… Гораздо более высокие цивилизации, нежели наша, поднимались и разрушались, и каждая из них успела побывать на волне относительного величия. Ключ к разгадке нашего далекого прошлого — это в той же мере ключ к разгадке и настоящего. Сегодня уже многие пророчества обратились в историю. Правители Земли, в какую цивилизацию ни попади, редко обладали мышлением в планетарном масштабе, увы… О последних своих катастрофах цивилизации оставляют не так много свидетельств, но то, что у каждой из них, «под занавес», был свой Чернобыль — это очевидно. Знали и знают об этом Великие Посвященные, обошли все священные книги глаголы Пророков. В народах всегда жили пророчества о будущем и истории о прошлом. Но что это меняло? В итоге — историческое прошлое Земли становится все более длинным, а будущее — все более коротким…

ВСЕ ПОТОРЯЕТСЯ

Все повторяется. Все это было
Вчера, позавчера… Потерян счет
Векам, эпохам… Память сохранила
Один, другой, последний оборот —

С повторами звучаний и цветений,
Убогости, уродства, красоты
В текучей суете переплетений —
В огне, в воде... А были и кресты…

А были и другие превращенья.
Все было. Память — потаенный клад!
Причин и следствий перевоплощенья —
Все повторяется на разный лад.

Все повторит себя. В янтарь сосуда
Плеснув вина, добавив воск и мед,
Колдует Вечность лакомое блюдо —
Десерт, переходящий в вечный лед…

Вот новый пир — вослед за старым пиром,
Вот новый тлен вершит нетленный суд:
Предавшись новоявленным кумирам,
Смешавши целомудрие и блуд,

Он лепит на парчовую зарплату
Заплату из прогнившего холста!
Все повторяется. К добру и злату
Уж подползли война и нищета...

Все повторяется… И катастрофы,
Пожары, взрывы вновь идут волной.
От Благовещения до Голгофы
Положен тяжкий крест – поклон земной…

*    *    *
Увы, недолог век цивилизаций,
И с каждым разом все короче он.
Спасение (как смена декораций),
Отложено до будущих времен.

…Все повторяется. От грузной плоти
Избавиться душа когда–нибудь,
Расправит свои крылышки в полете,
А светлый Ангел ей укажет путь…

И вот опять, опять живу на свете,
Раскручиваю старую спираль.
…Не самый худший век. Моей примете –
Веков сто двадцать, если видеть вдаль.

                                                Февраль 2008 г.
Послесловие:
P.S. 1. И последнее. Это не лично я написала «Чернобыльский словарь человечества» — это люди очень постарались. Увы… Человечество никакого другого словаря не заслуживает. Люди сочинили его сами себе и живут этим словарным запасом, соответствующим их делам и мыслям. Общие и частные словари растворяются без осадка в «Чернобыльском словаре человечества», который, к сожалению, можно продолжать, расширять и дополнять бесконечно. Секретный чернобыльский пожар остался одним из кадров на документальной ленте негативных событий нашего текущего и недавнего времени. Если в жизни человечества ничего не будет меняться в сторону оздоровления сознания, конца-краю не будет и скорбям человеческим. Хотелось бы, чтобы у людей не было повода и причин — хотя бы — для появления новых слов в этом словаре; а там кто знает...



P.S. 2. Или, возможно, совсем не так… Возможно, я живу в этом мире по ошибке и не совсем правильно понимаю и комментирую то, что происходит в нем со всеми нами, а также то, что происходило с другими людьми десятки, сотни и тысячи лет тому назад. Может быть, все существующее — норма, может быть, иначе и не бывает, да и быть не могло бы? Не знаю… Тогда мне остается как можно скорее вернуться обратно, в родной для меня мир, только как это сделать — тоже не знаю. Может быть, еще успею найти желанный мир или он сам меня найдет, если я ему нужна. Посмотрим... В любом случае оставляю этот мой труд тем, кому он небезразличен.         

2010 г.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:27 06.10.2018
Тяжелая тема. А ведь Чернобыль уже не последний. Фукусима выбросила не меньше радионуклидов. Просто об этом молчат... А что до ликвидаторов аварии... Я родилась на свет и у меня не пять рук и один глаз только благодаря им... И мое, и младшие поколения должны помнить, какую цену заплатили эти люди за наше рождение, исправляя чужие ошибки...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама