| Стихотворение «Свистопляска святого Вита.» | Свистопляска святого Вита.
Расскажу вам об этом кратко:
Танцевальная лихорадка
Захватила врасплох Европу,
Подселив плясунов в некрополь.
От чумы, от кровавой стервы,
Был ритмичен припадок нервный.
Как в истерике, люди в танце
Рвали в клочья кошмара панцирь.
В общем, ладно, я покороче:
Танцевали и дни, и ночи,
Напролёт не одну неделю.
И не то, чтоб уж так хотели.
Видно, бесы в людей вселились -
Оттого-то и веселились.
Но без радости без особой,
А, скорее, с какой-то злобой.
И бесовая тарантелла
Грызла душу, ломала тело.
Словно пир в дни чумы бубонной,
Но без пряностей и бурбона.
Не умели остановится.
В свистопляске святого Вита
Умирали и коченели.
День за днём проходили недели.
Что там! - Месяцы протекали!
Не сбавляла кадриль накала.
Вслед за павшими выходили
Новобранцы чумной идиллии...
--------------------------------------------
Обещал же не очень долго,
Но своим посчитал я долгом
Рассказать о бесовых плясках.
Но тихонько. И чуть с опаской.
|
Послесловие:
Источники:
"Это явление получило название «пляска святого Вита,» или хореомания. Зафиксировано множество случаев по всей Европе, но самое раннее – в VII веке. Хореомания могла начаться с одного человека, который начинал танцевать, даже несмотря на отсутствие музыки, затем к нему присоединялось все больше и больше людей, и они продолжали двигаться вместе, находясь в трансе по несколько часов, дней, иногда недель и даже месяцев. Чем дольше длилась пляска, тем суровее были последствия. Иногда танцующие просто падали и моментально засыпали, и проснувшись возвращались в свое обычное состояние. Вывести танцующих насильно из их трансового состояния не получалось. Окружающим приходилось ждать, когда они закончат самостоятельно свои движения. Сердечные приступы, инсульты, обезвоживание, переутомление, голод – вот неполный список тех причин, которые в итоге могли действительно остановить танцующих. И в большинстве случаев эти причины приводили к смерти.
Однозначного объяснения данному феномену до сих пор нет. На то время католическая церковь считала танцующих либо одержимыми дьяволом, либо жертвами проклятий святого Иоана или святого Вита. Иногда танцующих обвиняли в еретичестве, будто они так практикуют свои мольбы несуществующим богам, маскируясь под неизлечимую болезнь. Немец Юстус Фридрих Карл Хекер, опубликовавший в 1888 году книгу «Черная смерть и Танцемания,» собрал внушительный список подобных происшествий, и связывал чуму и хореоманию воедино. Согласно его теории, чума приводила к своего роду коллективному помешательству, что являлось либо отдельным симптомом болезни, либо реакцией людей на многочисленные смерти вокруг.
|
| |