Стихотворение «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
Тип: Стихотворение
Раздел: Другое
Тематика: Без раздела
Автор:
Читатели: 497 +2
Дата:
Предисловие:
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. А что означает на самом деле?

Лингвисты поясняют: «Заставь дурака Богу молиться — не помолится, а только лоб разобьёт». Переиначивают слегка...

Главного героя, посылают - он не сам идёт. Это важная деталь, на которую лингвисты не обращают внимания, а зря. Возвращаемся к «тем далям», цитирую: «который чрезмерным усердием и старанием вредит себе». Какая же женщина с этим согласится? Она в этом деле понимает куда лучше. Цитата:

«По обычаю верующие во время молитвы становились на колени и низко кланялись, почти касаясь лбом пола. В пословице с осуждением говорится о недалёком, неумном человеке, который чрезмерным усердием и старанием вредит себе. Лингвистами отмечается, что наличие форм императива в грамматической структуре данной пословицы подчёркивает дидактичность высказывания и в данном случае выражает претензию говорящего на контроль поведения адресата не только с помощью метафорично высказанного волеизъявления, но и поучения. Также специалистами отмечается, что хрестоматийная сентенция (каковой и является данная пословица), в которой поднимается тема интеллекта и содержится его оценка, в силу своей авторитетности, относительной аргументационной «неуязвимости», является удобной формой косвенного выражения отношения говорящего к объекту. В силу этого данная пословица часто используются в полемиках, дискуссиях, в том числе и в Интернете, в чём несложно убедиться, использовав любую поисковую систему».

И дураку понятно, идём дальше...

«Данная пословица является относительно редким примером использования местоимений в русских пословицах. Местоимения употребляются нечасто, поскольку их признак выражен глагольными формами, а если и употребляются, то не конкретизируют лицо, а наоборот абстрагируются от его и указывают на обобщённые свойства и действия субъекта вообще. Местоимение, как и в данном случае, обычно употребляется во второй части пословицы и указывает на подлежащее (выраженное существительным или прилагательным) первой части пословицы. В таком употреблении характерны местоимения мужского рода третьего лица единственного и множественного числа».

Особенно запомнилось: место-имение мужского рода...

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт

Любуюсь женщиной, имею грех большой,
пока в ладу я с бесом хоть немного.
Пишу с желанием и трепетной душой.
Спешу Балду прочесть перед дорогой.

Как перед богом, кто ж меня поймёт?
Заставить, как послать. Зачем? Молиться.
Я представляю, как он лоб свой достаёт.
С таким героем, люди есть чему гордиться.

А он ведь Дурень, ради денег - расшибёт.
Все цели перед этим делом, меркнут.
Горю и щупаю в заботе я свой лоб,
скорей бы утро, и опять бы в церкву…

Полюбоваться на рассвет, на купола,
считай единственное, светлое есть место…
Местоимения - доски вокруг клейма.
А может средника доской, то неизвестно.

Смотрюсь по сторонам, любуюсь свету,
на стенах, словно в книге гостевой,
я б расписался росписью заветной,
да в облаках картина - боже ж мой!..

С лица не пить, не вёдро, не беда,
не то что солнышку лохматить ваши стужи.
Как хорошо, что здесь хандра запрещена!
А неуклюжий дурень тем и нужен.

Он входит в дух, хрустальной чистотой.
Его послали, дурака, не разбивать...
С место-имением, как правильно назвать?
А он об пол! с завидной частотой.

И сам себя? Под куполом невесты,
с ноги толчковой зачинать разбег.
Вредит себе с пустого, дурень места...
О недалёкий! О неумный человек!

Я буду с трепетом - ответа ждать в неволе...
Не трепещите, взор ваш люб и мил.
Чтоб усладиться в деле: Лоб и Поле,
на это б таинство, я б свечку закоптил.

И слёзы проливать, и пить до дна, я…
Ну как же так, как мог, я - не узнать…
С утра горю. Ума - Дурню - нема е!..
Едрёна мать! Зачем же посылать?
Послесловие:
Подменили всего лишь слово расшибёт на разобьёт, и вывели теорию лба и пола.
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Отмечу про себя вот что: местоимение - это как место иметь или иметь место - место имелось, что и указывает на подлежащее, выраженное существительным первой части пословицы, то есть - на Дурака.

Лингвисты поясняют: «В таком употреблении характерны (места имения - моё) мужского рода», а дальше всё сходится: «третьего лица единственного и множественного числа». То есть, - есть такое место, где Дурак расшибёт лоб. Однако лоб - подлежащее второй части пословицы. То есть - лоб получается как бы снизу (под-лежащее) и подлежащих уже два: дурак и лоб...

Остался не разгаданным пол, который из пословицы выкинули, но в рассуждениях принимает участие. Почему и получилась очередная глупость, но суть передана верна: именно об это место, сколь денег не отваливай... Или: Сам себя? Низведёт на пустом месте...

Однако он не может находиться под своим же, так сказать, лбом. Вопрос в науке, друзья мои, до сих пор открыт. Не паханое поле русских пословиц.

* Оказывается, доска - СВЕТ. Доска почёта: дошка пашаны (белор), дошка пошани (укр), odbor части (серб), борда на честта (болг), svet ;asti (словен)...

07 апреля 2019 г. Испания
Реклама
Реклама