* День богини Мокошь 10 ноября, так совпало...
* На щите, установленном в с. Овстуг (на родине Фёдора Тютчева) рассказывается о подмене понятий иудо-христианствам и наложении празднеств на языческие обычаи. Кто такие язычники мы ведь не знаеи - это могли быть половцы - жители Полоцка на Полоте или Десне. Образ богини Мокошь заменили на Параскеву с толкованием имени как дня недели - Пятница от слова "пять". Ловлю себя на мысли, что слово "распятие" однокоренное с оценкой пять и "очи пялить" - народным фольклором. А к слову Мокошь - Моковей (Маковей - праздники урожая или "спасы") рифмуется вею-сею к Моисею...
* Суббота и седьмица (перевод) совпадают по смыслу в одном случае, если первым днём недели считать воскресенье, как это делается в Израиле и США. Но тогда и пятница - шестой...
* Что пятница, то праздник (польск. Co piątek, to świątek), перевести: Кожную пятніцу гэта свята, Vsak petek je praznik, Сваки петак је празник, Всеки петък е празник, Секој петок е празник, Každý piatok je sviatok… Стёб с юмором, но православная пасха не может состояться без еврейской, ибо от неё принято считать. А в древнерусских произведениях (Слово о полку) выступили походом в "пяток" - именно в этот день.
* Википедия: Слово «параскева» (греч. παρασκευη параскэуэ) — «приготовление; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)...»
- Трёп ничего не объясняющий.
* ...сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. - И нет ни слова, чтобы убивать.
* Согласно представлениям христиан, недельный цикл не меняется со времён Моисея, законы которого требовали соблюдения субботы (Исх. 20:8—10, Втор. 5:12—14) как для отдыха (Втор. 5:14), так и в память о шестидневном сотворении мира (Исх. 20:11).
В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551): Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати… У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом».
* У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь). Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы). Передник изумительное по красоте слово (пила). Почему женщин иногда так называют в шутку...
* Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории. Народное воображение наделяло её демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и другие, что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли, Смерти, русалки. Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некоей пользы»
* По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами. В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой. По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец).
* По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут (Поговорки и запреты). Миниатюры:
- Царь сажает Параскеву в темницу
- Царь повелевает привести Параскеву на суд
Фото: на холме близ усадьбы Ф.И.Тютчева
Апрель 2020 г. Овстуг - Клинцы - Санкт-Петербург
| Помогли сайту Реклама Праздники |