Типография «Новый формат»
Стихотворение «Меню искусства, или... пища для души»
Тип: Стихотворение
Раздел: Свободная поэзия
Тематика: Стихотворения в прозе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 66
Читатели: 1348
Дата:
«А вам...»

Предисловие:
Гримаса иронии.

Меню искусства, или... пища для души

            – Как-а-ак?! Вы не посетили выставку великого Дали-и?! - извиваясь  изумлённо, как рептилия,

на хвост которой наступили,  картинно взвыла гламурная субтильная девица, беснуясь сумочкой из крокодила, кидаясь на людей тигрицей.
Как можно?! Это же не комильфо!
Там вся элита! Боже! — сняв с головы плафон,  – на вас так это не похоже! 
К чему же отставать от моды?!
      – Элита, это кто?! – её спросила.
Не знаю! Моду не преследую. Простите, если изумила. К иным страстишку  я питаю. 
Увы, туда  Дали не вхож, хоть дар его незабываем, но мне он как-то не пригож.
Душа моя так мир не видит.  Дали, который Сальвадор, не будет на меня в обиде, и тщетный кончим разговор.
      Коли по вывернутому наизнанку миру  желудок страждет,  иную я советую приманку - ей утолите извращений  жажду.
Рекомендую обозреть картины: «…чудовище из моря» Блейка.  Смотреть придется рот разинув. 


Иль, Марка Пауэлла - змейки.  В них химерические существа эволюционируя, себя сжирают…  Из туловища выделяя вещества,  как черви, размножаясь, погибают.
 Для перчика, Рене Магриттом, закусить вполне возможно.  К нему притянет вас магнитом и  станет на душе тревожно.

Уместно будет дальше вам чего-нибудь испить... напиться, и не из родника сто грамм,  а лучше, горькою водицей…
    Бокальчик виски, впрочем, подойдет… Вполне сгодится, коль сердце Томпсона захочет...  Заставит Кит его трудиться. 

Любезно монстров вам покажет, чернобыльскую катастрофу воплотив, Здзислав Бексиньский от души уважит кошмарами до одуренья угостив.


 Уэйн Барлоу  - в живописанье Ада несомненно, сильно преуспел. Да, в «Аватаре» тон он задал, и в «Азкабане» без устали корпел.


 
Но коль вам  показалось мало для  утоления дурного аппетита - Исида приглашает в залу.

Тецуя полоснёт вас бритвой...  Вы сразу наедитесь сытно... 
Желудок взвоет, как сирена налёта орудийного зениток, воздав по полной неизменно. 
Людей увидите объектами, как упаковка, или писсуары, с сопровождающими их эффектами - прицельно нанесут удары. 
«Гнездо» он предлагает на закуску.


  
 
Джошуа Хоффин, Пиччинини  «Неделимыми» не даст вам спуску,  и ввергнет в скверную пучину.
 
А Отто Рапп  изобразит, как "Проигрыш разума" перед материей  сквозит, головушке добавив безобразного.

Франсиско Гойя предлагает, дополнив поглощения картину – «Сатурн, что сына пожирает».  Упиться тут советую в дымину...

У Караваджо, сексуальная Юдифь бесстрастно мочит  Олоферна.  Вот тут наступит рецидив, ведь балом правит скверна.  





 
  
И, если не умерит аппетит вся эта сумрачная  мистерия и, нанося психоделический кульбит, чтоб разыгралась враз дизентерия, то  чтоб  не показалось слишком мало, советую десерта миллиграмм - картиночки от Фриды Кало.  Надеюсь, усладили аппетит?
Мои же непосредственно  пристрастья, пред мраком ставящие щит,  несущие потоки счастья.  
В них погружаюсь в ласку: прозрачный мир Моне, Мане,  нежнейший  от Анри Лебаска, и Левитан подходит здесь вполне.



 Палитру цветовую чувств  Ван Гог, Сезанн дополнят.
 
Он без Куинджи будет пуст, а сердце Ренуара помнит.


 
 
Тулуз  Лотрек, Дега… 


Да что тут говорить,  Саврасовские талые снега - невероятно помогают жить.  Думаю, теперь понятно, какая пища  радует меня,  полезна сердцу,  и на вкус приятна, чтобы цвела внутри весна?
Скажите, чем питается душа,  и сразу станет ясно,  проложена где длинная межа,  и спорить с ней напрасно.
Но, чтобы пищу выбирать
Душа  изысканно умела,
Полезно было б изучать
Меню искусства.
Непременно!
Обсуждение
13:45 06.04.2026(1)
1
Фройнд Наталья
Помню эти твои стихи - одними из первых попались мне на странице, когда я только пришла.
Я бы охарактеризовала их, как обширный и поучительный трактат о различных течениях в изобразительном искусстве, о главенстве своеобразной моды или поветрия на фриков, что очень характерно для современности... Вообще это воспевание " чудовищности" было нормой в средневековье - иллюстрации к статьям библии. Но в более близкие к нам времена  это стало просто каким-то пагубным увлечением монструозностью. Причин много - и психоделика, и протест против классики... Но всё же, даже ИИ сейчас создаёт очень интересные примеры фигуратива. Конечно, всё зависит от того, что заказывается. Как ты говоришь - в умелых руках, да при наличии мозгов можно шедевры создавать. Это несомненно синтезация из той же класскики, но порой выдаёт невообразимые варианты. Это, конечно, не может заменить живое видение художника, его особенную манеру, но очень возбуждает фантазию, и в этом я склонна видеть плюс...
14:55 06.04.2026(1)
1
Надежда Шереметева - Свеховская
Да, Натан, именно такими глубокими, вдумчивыми, побуждающими к размышлениям, должны быть наши комментарии на литературных сайтах! 
Они должны не просто оценивать, а по-настоящему развивать наш ум.
Оттачивать наблюдательность и, что особенно важно, формировать чувство ответственности: и перед теми, кто читает наши тексты, и перед теми, с кем мы делимся своим творчеством.
 И как же здорово, что об этом, о той удивительной эпохе горячих и искренних взаимоотношений между творческими людьми, 
так живо и убедительно рассказывает Зоя Богуславская в своих мемуарах! 
Это прекрасный пример для нас.
15:49 06.04.2026(1)
1
Фройнд Наталья
Да, я восторге от мемуаров Богуславской! Какая чистота и честность суждений,  и  искренность!
18:06 06.04.2026(1)
1
Надежда Шереметева - Свеховская
Именно чистота и честность!
Просто поражает глубина наблюдения и удивительная сдержанность. 
Мелкие обиды или гнильца человеческой натуры  не выпячиваются  и не подчеркиваются, словно бы остаются незамеченными, не привлекая внимания.
 Ни грамма пафоса и самолюбования, хотя некоторые, кажется, ищут их там, где их нет, словно читая или слушая вполуха.
 В книге нет и следа подобострастия, фамильярности, горечи сожалений или осуждающего тона.
18:46 06.04.2026(1)
1
Фройнд Наталья
Знаешь, это такой редко встречающийся феномен трезвой самооценки в сочетании с внутренней порядочностью, плюс невероятный интеллект и скромность. Здесь очень уместно затёртое и заплёванное нынче слово - интеллигентность, в лучшем своём значении. Именно об этом когда-то говорил Окуджава: "Образованцев много, интеллигентов нет!" Так вот Зоя Богуславская для меня именно из той плеяды реликтовых птиц!
С телефона писать трудно, извини, что сокращаю...
18:51 06.04.2026(1)
1
Надежда Шереметева - Свеховская
И не пиши. На аудио мне. Я люблю слушать твой голос.
таких как она нет.
Я могу слушать Шемет( она читает у меня) сутками, занимаясь делами и возвращаться  назад все время. Посидеть над каким -то  моментом.
20:38 06.04.2026
1
Фройнд Наталья
Я тебе на вотсап аудио скинула, но боюсь, у тебя не загрузится...
15:14 06.04.2026(1)
1
Владимир Алисов
18:07 06.04.2026
Надежда Шереметева - Свеховская

И это точно!
00:25 21.01.2022(1)
1
Наталья Соболева-Слудская
Замечательно! 
04:10 24.01.2022
1
Надежда Шереметева - Свеховская
Наташенька благодарю Вас!
21:08 17.01.2022
1
Alex Grechko
Великолепная работа !!! Спасибо Надежда !!!
23:57 14.01.2022(1)
1
Влад Прохожий
А как Вам гиперреалисты? https://under35.me/2016/11/20-hyperrealistic-artworks/
15:02 15.01.2022(1)
Надежда Шереметева - Свеховская
А как можно относиться к мастерству?
Гипер реалисты обладают уникальным зрением. 
Различают тысячи оттенков цвета
Совершенный аппарат восприятия - божий дар. 
Сказать, что как фотография - это будет примитивной  оценкой.
Созданное рукой дышит особенным воздухом и, словно, уже не по закону Бойля — Мариотта, 
т.е. здесь в каждом миллиметре - движение руки, согласованное с головой.
Настоящие художники не копируют фотографию, хотя и такие есть. 
Они не с видением аппарата свой дар сопоставляют.
У них многое определяет вкус. Безошибочная композиция и ведение рисунка. 
Вдохновение в каждом прикосновении к холсту, дереву...
Я восхищаюсь настоящими вдохновенными гипер реалистами.
Они большая редкость, как и все одаренные.
Мое отношение к искусству, живописи  в частности, определяет мой опыт и закономерный обеспеченный целой жизнью итог пути и любви к искусству.
Обретенное счастье живого общения с рожденными служить искусству - со знанием и пониманием тонкостей их мировосприятия.
И, как признание судьбы, что замысел творца мной осознан, принят, а шаги мои на интуитивном уровне, были точны и вели по верной дороге к свету, отраженному таким людьми. Довольно прямая линия жизни в неостановимом развитии, как и должно быть. 
Я так ощущаю искусство во мне, и не боюсь этих скупых слов, хотя кому-то, они могут показаться высокопарными.
00:40 16.01.2022(1)
1
Влад Прохожий
Различают тысячи оттенков цвета

Я бы добавил: И СВЕТА. Фотография изначально была именно СВЕТОПИСЬЮ, но с развитием оптики и фототехники фоторафы почти перестали работать со светом - выставлять софиты, экраны и т.д. Фотография стала цветной и более чёткой, но потерялась объёмность, игра света и тени. На мой взгляд, гиперреалисты восполняют потерянное - рисуют объёмно. К тому же, если сравнивать фото и их работы, легко заметить, что художники могут отобразить больше, чем фотографы. Например, морщины старика, льющуюся или волнующуюся воду - фото просто не сможет передать нюансы светотени. 


В то же время, мне нравятся и многие фото-художники, тем более, что компьютерные средства обработки фотографий позволяют им делать отпечатки в любой ЖИВОПИСНОЙ манере, хоть импрессионистские, хоть сюрреалистические...

Например, Мэтт Маккарти очень любит кошек:

https://www.risunoc.com/2021/11/gigantskie-koshki-matt-mccarthy-foto.html

06:21 16.01.2022(1)
Надежда Шереметева - Свеховская
Абсолютно с вами согласна!
Как приятно встретить человека с таким  точным и естественным восприятием.
Просто по импульсам Павлова.
Фото-художники, это те же мастера своего дела, если  работают над собой.
Благодарю Вас, Влад, за возможность  говорить на такие темы!
Удивительное изображение!
Возвысил сущность кошки над толпой.
Не видела раньше.
Сейчас ещё что-нибудь посмотрю.
Спасибо!

06:32 16.01.2022(1)
Надежда Шереметева - Свеховская
Это же просто сюрреализм философии!
18:55 16.01.2022(1)
1
Влад Прохожий
The Cat that Walked by Himself - сказка Киплинга. У нас Кот со временем превратился в "Кошку, которая гуляла сама по себе". Хотя есть старый мульт пятидесятых годов, где был именно Кот (дублировал его Б.Рунге - пан Профессор из "Кабачка"). У Мэтта коты и кошки гуляют, где пожелают, согласно своей натуре и Киплингу.

"Киска потрётся о ноги мои,
Когда отправляюсь я спать,
Но тут же умчится гулять до зари,
Стоит мне лечь в кровать"

(Киплинг)
05:11 17.01.2022
Надежда Шереметева - Свеховская
Какой вы интересный человек, при такой-то простоте общения!
Уверена, что вы понимаете разницу между простотой и простоватостью.
Напомнили мне о славных временах, когда был в цене тонкий юмор, и мультики с одухотворенными  персонажами, славными зверушками, 
а не компьютерные белочки, вроде  тех, которые перед Новым годом, якобы должны были настраивать на праздничный лад,
но получалось обратное: отпугивали и отвращали, как ожившие чучела, начиненные соломой.


04:05 05.07.2020(1)
1
Цой Зинаида
Я  никогда  не  могла  понять  полотен  сумасбродного  Дали, но  сказать  об  этом  вслух  не  решалась. Он  же  не  от  мира  сего!
Его  кривляния, истерики, а  то, что  родной  отец  для  него - воплощение  зла! Единственное, что  немного  успокаивает, так  это
его  сумасшедшая  любовь  к  русской  Елене  Дьяконовой; хотя  и  она (эта  женщина), мягко  говоря, была  заметно  странной.
Многие  в  восторге  от  них - больше  и  лучше  других  мастеров  именно  эта  семейная  пара  умела  делать  бешеные  деньги!

Я  просто  счастлива, что  вы  легко, но  сильно  и  громко, сказали  о  тех, кого  люблю  я  и  перед  кем  преклоняюсь. СПАСИБО!!!
                                                                                                                                       
10:07 05.07.2020(2)
1
Надежда Шереметева - Свеховская
    Тот факт, что  Дали на сегодняшний день — признанный гений,  сложно оспаривать.  
Его творчество спорное,  как и многие  виды искусства  отдельных авторов, 
но  изобретательность и мастерство  трудно  переоценить,  а еще  не правильнее - отрицать.  
Что касается меня, то я вообще  не согласна с заявлениями, 
что искусство меняется под влиянием новых технологий и новых способов коммуникации. 
     Никакие технологи не способны в искусстве убить искусство, либо изменить его, если это, конечно же,  
истинное искусство, а не шизоидные  плевки душевнобольных людей, либо отравленных алкоголем. 
Говоря о Дали, например, что он опередил свое время, как говорят на 50 лет - это полный бред.
Да, если его распущенность, агрессию, хамство, а отсюда и приемы в манере письма, принимать во внимание, 
то, конечно опередил здоровых, нравственно  выдержанных, пусть даже при физических недостатках, 
но со стержнем мастеров, не способных на подобные изрыгания.
Не в силу своей  бесталанности, но из-за нравственных критериев подхода к живописи и своему назначению в ней. 
Много в нем вызывало и вызывает неприятие, лишь спустя много лет его стали признавать, 
благодаря обожравшимся коллекционерам, которые стали  повышать стоимость  его работ, 
покупая  за баснословные деньги. Отсюда и  братва-художников, стали подстраиваться под этот стиль, чтобы заработать  на жизнь.
Бессмысленно ставить границы  приемлемости той или иной  манеры, каждый решает для себя сам: 
травиться ему вульгарностью вывернутых наружу кишок, или смотреть, почти детское творчество Анри Руссо, 
которое вызывает непременную улыбку души и разжигает в сердце уютный камин. 
 Дали разный,  как и все мы. 
А значит, что кому–то он подходит. Но для этого надо, хотя бы кое-как разбираться в живописи, 
чтобы вообще иметь право судить, и ходить на выставки не из-за престижа и (фуршета на открытии), а из потребности души. 
Наделяют громкими званиями, именами всегда те, кто наживает свое состояние  на их продвижении. 
А мы должны исходить из потребности нашей души  и нравственного воспитания.
Мне так кажется.
15:45 12.04.2021
1
Фройнд Наталья
"Дали разный,  как и все мы" - это самая точная фраза, респект! Для меня тоже - импрессионисты и передвижники - моё всё... но это не отменяет его, как явления неординарного, пусть даже во многом провокационного!
10:14 05.07.2020(1)
1
Цой Зинаида
Спасибо, дорогая  Надежда, просветили! Полностью  согласна  с  вами! Спасибо!
12:29 05.07.2020(1)
Надежда Шереметева - Свеховская
Я просто делилась с умным человеком  своими соображениями. 
Ты всегда сама на ментальном уровне все понимаешь правильно, как и присуще  человеку со здоровой психикой.
12:32 05.07.2020
1
Цой Зинаида
15:11 12.04.2021
Фройнд Наталья
Приятно встретить разбирающегося человека! Ваша строка: "Я понимаю  его творческий язык, но принимаю к сердцу совершенно иной", мне близка... Дали был одновременно и художником и бизнесменом. Он писал: "Я богат, потому что мир полон дураков", т.е. всё на потребу извращённым вкусам элиты (не толпы), но его техника виртуозного рисовальщика (он говорил - научитесь сначала рисовать, а потом уж будете абстрагировать), его намеренные сумасшедшие фантазии - это целый мир. Мало кто знает (говорят, что он просто сумасшедший извращенец), а он создал свою модель вселенной... Да, она была мало кому понятна, но  ему удалось, согласно своеобразной логике, систематизировать собственные представления о мироустройстве и его духовной составляющей... Много Вы встречали людей, которые об этом вообще задумывались?.. 
   И, почти без связи с предыдущим и безотносительно  каких либо комментариев, -  художник воспринимает человеческое тело особенно,  не как плоть, а как божественный дар, как цветок, как драгоценный камень, как средство, дающее возможность самовыразиться... В массе своей (я других и не встречала) они лишены не только пуританских, ханжеских воззрений, но и вообще очень раскрепощены, поэтому, то, что человеку с нормальными эстетическими воззрениями покажется разнузданностью... художник скажет - ну, переборщил чуток может, да, ладно...  
13:26 24.03.2021(1)
1
Элисбарыч
На кокаиновых дорожках
Следы невиданых зверей.
Смотрел и задрожали ножки,
И смылся ,братцы, поскорей!
14:37 24.03.2021
Надежда Шереметева - Свеховская
Не дрейфь, я защитить  сумею,
От всех невиданных  зверей,
И сказку расскажу добрее,
Про мир искусства, где вкусней.


15:19 15.11.2020(1)
1
Людмила Олейник-Зданович
Хорошая работа, Надя, несущая просвещение. Дали воспринимаю, как его возможность дурачить народ...Признанный Гений, но меня не трогает
ни в каком месте...
15:24 15.11.2020(1)
Надежда Шереметева - Свеховская
Видишь, мы с тобой  во многом совпадаем.
Я понимаю  его творческий язык, но принимаю к сердцу совершенно иной.


18:07 15.11.2020
1
Людмила Олейник-Зданович
Каждый, имея воображение, может в его полотнах найти для себя что-то...Просто  это нагромождение, моей душе утомительно!
17:46 29.09.2020(1)
1
Наталья Семёнова
Серьёзная работа!И написано эмоционально и иронично,
15:25 15.11.2020
Надежда Шереметева - Свеховская
Наташа, благодарю вас!


Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова