Стихотворение «Геракл. Дельфы»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 209 +1
Дата:
«Геракл. Дельфы»
Предисловие:

Геракл. Дельфы

                          676
И покатилась на север с женой колесница,
Рядом угрюмо шагал озабоченный муж:
«Вновь потянулась событий плохих вереница,
Сколько ж в Аид будет мною отправлено душ?
Зря обвинили меня в этом дерзком хищенье —
И́фит солгал, что ворует коней исполин!
Снова пройти предстоит мне обряд очищенья —
Выполнить это способен любой властелин!»

                          677
… Слышала злобная Гера бастарда в дороге
И улыбалась, как Эос в безоблачный день:
«Скоро получит на сердце такие ожоги,
Что все заслуги и слава закатятся в тень!
Пусть к неприятностям воин привыкнет нескоро,
Ими заставлю Алкида склониться пред мной,
И отвернутся цари от убийцы и вора,
Как петухи с гусаками от пищи мясной!

                          678
Много ли прока герою в заслуженной славе,
Коль объявила богиня негласную месть?
Зевс не заметит подвоха в коварной забаве,
Но огорчит Олимпийца недобрая весть!
В снах дам царям указанье, как будто Зевеса:
«Не проводить над Гераклом священный обряд!
Ибо его преступление — тяжкого веса,
И в злодеяньях своих сам Алкид виноват!»

                          679
Скромно вкатилась повозка Геракла в Трахины —
Южной Фессалии город, где правил Кеик,
Об очищении крови судили мужчины,
Но отказался тиран, ибо риск был велик:
«Знаю, что Зевс наложил на обряд запрещенье,
Стало быть, тяжек поступок по мненью богов.
И не смогу совершить я твоё очищенье,
Видно, пред Ге́рой имеешь немало долгов.

                          680
Но в остальном от меня не получишь отказа:
Злато, монеты, овёс, пропитание, кров…»
«Я не спасусь у тебя от сурового глаза,
Буду искать я того, кто помочь мне готов!»
Здесь и оставил свою Деяниру воитель –
На попеченье согласен был воина друг:
Выделил дом для супруги Геракла правитель
И обещал предоставить ей несколько слуг.

                          681
Вновь оказался воитель на долгой дороге,
К югу поехал Геракл мимо славных столиц,
Он очищенья просил, но на каждом пороге
Слышал герой только «Нет!» от властительных лиц.
Так он добрался до южного Пелопоннеса,
В Пи́лос приехал фиванец, где правил Нелей.
Тот возвестил: «Мне приснилось веленье Зевеса:
Не очищать, ибо грех твой — чернее углей!»

                          682
Не ожидал сын Зевеса услышать такое,
Молвил в ответ: «С трусом плавал в Колхиду Ясон!
Можешь и дальше пока жить в безбедном покое
И уповать, как микенский властитель, на сон!»
Крикнул Нелей: «Сам ты выбрал кривую дорогу
И приравнял горделиво себя к божествам,
И оттого не допущен царями к порогу,
Вновь возвращайся, убийца, к коровам и львам!»

                          683
«Ты, аргонавт, оказал мне плохую услугу,
Только на троне забыл, что Эллада мала,
Сами не зная того, все мы ходим по кругу,
Так не желай никому откровенного зла!»
В Дельфы направил свой путь оскорблённый воитель:
«К пифии, видимо, надо идти на поклон.
Чем так разгневан отец мой и Тучегонитель?
Там мне откроет секрет светлый Феб-Аполлон!

                          684
Не рассчитал, видно, я в гневе силу удара,
И полетел клеветник на горячий гранит.
Разве за это меня ждёт небесная кара,
Или проклятье наслал на меня царь Эврит?»
С этими мыслями воин приехал к ущелью,
Где был засыпан камнями сражённый Пифон,
Именно этот провал стал потом колыбелью
«Школы провидцев», которую вёл Аполлон.

                          685
К пифии он обратился за нужным советом,
Но получил Богоравный нежданный отказ.
Быстро с треножника ссажена дева атлетом,
И потащил он его, словно кнут — волопас.
Недалеко с ним продвинулся воин великий,
Менее стадия лишь протащил по тропе —
Путь преградил неожиданно Феб Ясноликий:
«Сам на треножнике будешь пророчить толпе?»

                          686
«Пифия мне не дала своего предсказанья!
На Киферонском отроге построю я храм,
Определю сам себе за грехи наказанье
И проводить стану службу свою по утрам!»
Вырвать треножник попробовал бог Сребролукий,
Смертный сын Зевса взорвался, как грозный вулкан:
Бросив треножник, простёр он могучие руки
И налетел на соперника, как ураган!

                          687
Крепко сцепились в борьбе смертный с богом прекрасным,
Воин склонил Аполлона главою к земле,
Ход поединка уже становился опасным,
Феб ослабел так, что выступил пот на челе!
«За поведение пифии, брат, ты в ответе! —
Гневно и громко промолвил могучий Алкид. —
И не единственный ты прорицатель на свете,
А посему будешь мной беспощадно побит!»

                          688
Гера, с высот наблюдая за этою схваткой,
К грозному мужу примчалась, сарказмом горя:
«Снова Алкид отличается выходкой гадкой —
Душит сейчас Аполлона, как кот сизаря!»
Молнию бросил меж братьями царь своенравный
И помириться немедля велел драчунам —
Руку подал Аполлону герой Богоравный,
И прогремело с небес: «Мир дарую сынам!»

                          689
Вновь водрузился треножник над пастью ущелья,
Пифия села на место, скрывая испуг —
Только что двое боролись пред ней от безделья,
Сил не жалея, крушили каменья вокруг.
Феб сам провёл очищенье «слуги» Эврисфея,
Пифия рабство вещала: «Отмоешь им след
Крови пролитой» – «Скажи у кого, Ксеноклея?»
«Будешь рабом у Омфалы в теченье трёх лет!»

        Глоссарий

  Аи́д — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших. Один из двенадцати великих богов Олимпа. Люди, из страха старались вслух это имя не произносить. Аид мог становиться невидимым. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый».
  Алки́д — наречённое имя Геракла.
  Аполло́н — грозный и могучий олимпийский бог, сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды. Аполлон — покровитель поэзии, музыки и других искусств, бог прорицания и хранитель стад скота.
  Арге́я — эпитет богини Геры, поскольку, по легенде, она родилась в Аргосе.
Богоравный — так стали называть великого героя Геракла ещё при жизни за его великие подвиги.
  Ге́ра — ревнивая и злобная царица богов, законная жена Зевса, преследующая Геракла всю жизнь. Считалась богиней-хранительницей семьи и брака.
  Гера́кл (Алкид) — сын царя богов Зевса и царевны Алкмены, великий герой Эллады.
  Зевс — царь богов Олимпа, самый сильный из детей Крона и Реи, верховный бог всей Ойкумены, отец великого Геракла.
  И́фит — сын Эврита, царя города Ойхалии; брат Иолы.
  Кеи́к — царь фессалийского города Трахины, сын Геспера, супруг Алкионы. Кеик был гостеприимным человеком и дал приют своему другу и сподвижнику Гераклу, когда тот пришел в Трахины, ища укрытия для после нечаянного убийства, но не мог очистить героя от пролитой крови.
    Киферо́н, в настоящее время называемый Элатиас, это — мощный лесистый горный массив с пастбищами на границе Мегариды и Аттики, часто воспевавшееся древними аэдами место античных охотничьих и пастушеских сказаний. На высшей вершине массива, горе Платей, находилось святилище Зевса.
  Ксенокле́я — имя жрицы-пифии в храме Аполлона в Дельфах.
  Неле́й — основатель и царь города Пилоса в Мессении, аргонавт.
  Омфа́ла — царица Лидии, вдова царя Тмола (сына Тантала).
  Пелопонне́с — полуостров в Греции, южная часть Балканского полуострова, соединяющаяся с ним Коринфским перешейком.
  Пи́лос —  древний город области Мессения в Греции. Он расположен на побережье Средиземного моря, на юго-западе полуострова Пелопоннес.
  Пифи́я — в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас.
  Пифо́н — огромный чудовищный змей-дракон, рождённый богиней Земли Геей, слуга царицы богов Геры, по преданию обитавший в пещерах на горе Парнас близ Дельф. По указанию ревнивой Геры, Пифон преследовал беременную мать Аполлона и Артемиды Латону по всей земле. Юный Аполлон отомстил гонителю матери и поразил Пифона своими стрелами, не знающими промаха.
На том месте, где Аполлон захоронил Пифона, он основал храм и оракул («прорицалище»), в котором устами жрицы Пифии вещал людям волю своего отца, владыки богов Зевса. На могилу Пифона Аполлон водрузил большой круглый камень, который, по мнению греков, обозначал центр (пуп) света. Чтобы от Пифона даже памяти не осталось, Аполлон переименовал место, где тот жил, из Пифо в Дельфы.
  Трахи́ны (Трахин) — небольшой город в Фессалии, расположенный к западу от реки Асоп.
  Феб — эпитет бога- стреловержца Аполлона.
  Фесса́лия – это исторический регион, расположенный на побережье Эгейского моря, на северо-востоке Эллады. Он раскинулся в плодородных долинах, протянувшихся вдоль реки, в древности именуемой «Пеней». На востоке Фессалии возвышается гора Олимп — обитель богов. Именно в Фесалии, среди скал, окружающих равнину, происходила Титаномахия, борьба титанов, сыновей Урана, против Зевса Кронида и олимпийских богов.
  Эври́т — царь города Ойхалии. Далеко шла по всей Греции слава Эврита, как самого искусного стрелка из лука. Сам стреловержец Аполлон был его учителем, даже подарил ему лук и стрелы. В юности учился у Эврита стрелять из лука и сам Геракл.
  Эврисфе́й — сын Сфенела, внук Персея, царь Микен, двоюродный дядя, в подчинении у которого Геракл находился во время совершения 12 подвигов.
  Э́ос — богиня зари, дочь Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны).

          Продолжение следует
Послесловие:

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама