У "охочих людей" древнерусских
был особого склада насад,
из сосны и название - "usko",
одинаковый перед и зад,
то есть нос и корма у "ушуи"
позволяли причалить-отчалить
одинаково быстро у Шуи,
или там, где людей не встречали...
Он пять тонн поднимал всего груза,
и по Волхову шёл на Ильмень.
За пределы славяно-союза,
и за Волгу ходил на Тюмень.
И по Каме селения ставили,
за Двиною рубили венцы -
Новгородскую землю прославили,
ведь ушкуйники были купцы...
У историков взгляды расходятся
на старания вольных людей.
У охочих другие достоинства,
кабы грабить - там больше идей.
И неважно - рекою Великой,
или Лугой или Ильменём...
Только вспомнилась дикая клика,
почему-то сегодняшним днём.
"Ивашко диак ходиша, скопи вокруг себя -
на немца" - да идишь ты!
Сугубо дела для - разбойник этот дьяк -
нерубленых охвочих" и за Изборск ходиша
добыть немного золотца?
До дела столь охочие, оперившись едва,
душою хлопцы - мОлодцы.
И пишет это летопись, и номер её два.
23.07.2021, Бор.......
|
Послесловие:
* "Ивашко диак скопи около себя нерубленых людей охвочих, и ходиша за Изборско в слободу в немецкую землю" - 2-я Псковская летопись;
* нерубленых людей охвочих - не кадровых, не реестровых, не дружинников;
* дьяк Ивашко - разбойник? упомянут с ушкуйниками...