Иосиф Латман
Все права сохраняются за автором
ЧИТАЯ И.БРОДСКОГО СТИХИ ч.2
(Ассоциации)
1
«Стихи ассоциации рождают,
Читатель им по-своему внимает
В зависимости от пережито́го,
Что, думаю, давно уже не ново.
Но, вместе с тем, в мгновение рожденья,
Нам Бог с Душою дарит представленья
О Зле, Добре, о Совести и чести
И за содеянное в жизни - мести.»
И. Латман
НАВЕРНО, ПОЭТ ПОВЗРОСЛЕЛ
Итак, предо мною "Часть речи"!
Вопрос, поневоле: какой? -
Божественной иль Человечьей,
Сакральной иль, может, мирской?
Глагол, как и Имя, и вечна
С ним Ангелов песнь в перехлёст,
Ложась на поэта слабые плечи,
Прервут ли юдо́ли полёт?..
Пока же поэт, в Небесах обитая
Средь Звёзд, там, где край Бытия,
Меж облаками, сознаньем витая,
Сердечный, своё ищет Я...
И это сей стих подтверждает:
2
"Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь - звезда".
"24 декабря 1971", И. Бродский, 1972
\
Наверно, Поэт повзрослел, -
Душа ощутила движенье,
Стёб миновал, и ум просветлел,
И вот... снизошло сё творенье,
Похоже на древнюю мантру -
Поэзии истой таланту...
И, как бы ему в продолженье,
Звучит эхом... ангелов пенье
При сретенье старца святого
С младенцем в сиянье от Бога...
"Он шёл умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шёл по пространству, лишённому тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле ещё никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась".
"Сретенье", И. Бродский, 1972
3
Не себя ль опознал в древнем старце
Он у врат "перемены империй",
У порога весны? Но и в Марте
Не забыты сомненья... у прерий.
Здесь припомнилось вдруг
Как былого недуг:
Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
...........................
Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!
"О двух великих грешниках" (фрагменты),
Кому на Руси жить хорошо"
Часть четвёртая, Н. Некрасов
Узрел ли свой путь в Небо грешник,
В ухабах судьбы неутешной?..
4
Иносказательность склонна
Поэту дарить инструмент
(Как кисть - живописцу покорна),
Сгоняя слова в интеллект.
И тем, отражая реальность,
Теснит от рожденья сакральность,
Что скрыта в глубинах Души,
Твердя без конца: не греши -
Стихи, что от Неба, - правдивы,
До сердца доходят людей!
А слово от Дьявола - лживо
И замыслов тайных черней...
Но... иносказательность в силах
В стихах - от Бога, живых,
Согрев кровь, бегущую в жилах,
Дать право поэту на выбор
Героев мирских и святых -
И в этом... поэзии сыр-бор.
И борются роли (как равны)
Героев, увенчанных лавром,
И даже... не очень тщеславных,
Не забывая себя...
Но Жизнь посвящая Свободе,
В борьбе между Злом и Добром
Герои то ль следуют моде,
Стелясь перед нею ковром,
То ль вправду Народ свой любя...
5
Но разве они различимы
В толпе, где не лица - личины
Суетны вокруг, наяву,
И все наплаву?..
И Зло, и Добро - ныне братья...-
Наря́жены в разные платья, -
Хоть песни все те же поют,
И те же подковы куют,
Они, и надежды теряя,
Всем счастье подряд обещают...
К тому же, давно уж известны
Слова, хоть простые, - но честны:
Хороших Людей уважайте
И, походя, не обижайте.
Хоть некто стихи рвёт на части,
Всё под себя подминая,
И не бежать сей напасти,
С разумом шутки играя...
Но звонами многоголосья
Нас, оглушая, порою,
Стихи, что славы не просят, -
В ночи говорят со Звездою...*
* М.Ю. Лермонтов
Стихи эти, вечно прекрасны, -
Без скверны, прочим присущей,
К себе обращённые, лучше
Известных стихов первоклассных:
6
"Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад Слова звучат:
"Мир на земле и счастья всем!".
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
"Мир на земле и счастья всем!"
"Рождество", Г. Лонгфелло
С ГОДАМИ ИЩЕТ, НАВЕРНО, ДУША
Наверно, легла между мыслей верста,
Коль мучат они неотступно,
Преследуя ежеминутно
Ночами, у чистого маясь листа:
Истоки стихов его*... – где ?:
В страданиях, может, Христа?..
Иль в сложной, нелёгкой, судьбе
Народа Еврейского?..
И с жизнью сойдясь визави,
Поэт, библейских не чуждый чудес,
Писал их пером ли в крови
Иль, походя, глядя с Парнаса, с небес,
Не минув и сленга плебейского?
* «Исаак и Авраам», И.Бродский, 1963
С годами ищет, наверно, Душа
Святой, неподкупной опоры,
Где ангелы Су́дьбы в Небе вершат
На Бога... широком подворье?
7
Ведь... к "Богоискательству" ложка
В России явленье не ново...
Оно проявляется словом
В стихах и в мотивах сторожких
Псалмов и, бывает, романсов...
(З. Гиппиус, Д. Мережковский,
Бердяев, Булгаков, Розанов).
Но я, от гаданья устав,
Вдруг к таинствам мысли воззвал:
«Сознанье - пыль межзвёздных облаков,
В комки сбиваясь, ищет очертанья
Затерянных неведомых Миров,
Следы их - на руинах Мирозданья.
Но, возвращаясь всякий раз к дворцу -
Обители фантазии незримой,
Низложенному молится Творцу
И вновь идёт тропой неповторимой».
И. Латман,1998г.- 2002г.
И ЧТО ЕГО ЖДЁТ - НЕИЗВЕСТНО
Теперь же, минуя сфер Высших,
Вернёмся мы к жизни реальной,
Спускаясь с заоблачной крыши
На уровень быта, банальный?..
Ведь смена страны - шаг рисковый,
Не болтовня в подворотне:
Пугает и Мир, незнакомый,
И тяжка судьба оборотня...
8
И что его ждёт - неизвестно:
Какие придётся петь песни?..
И страх по ночам настигает -
Мороз пробегает по телу:
Грядущее - что обещает? -
Пока же оно онемело...
Все это - мои лишь догадки!..
Что для меня втайне зрело, -
Читая, надеюсь, узнаю,
Сорвав с измышления тряпки,
И в Истину их окуная...
И вдруг: неужели разгадка?.. -
Сам Бродский её преподнёс.
И это - не просто "отмазка", -
А стук судьбоносных колёс,
Кромсающих волю поэта
Реальностью нашего Света,
О Боге забыв!
А рядом уж плещется Лета,
Неся воды чёрные в Вечность
С собой унося Человечность
На тьмы безответный призыв...
"Боязно! То-то и есть, что боязно.
Даже когда все колеса поезда
прокатятся с грохотом ниже пояса,
не замирает полет фантазии.
9
--------------------------------------------
Все, что и мог потерять, утрачено
начисто. Но и достиг я начерно
все, чего было достичь назначено.
---------------------------------------------
И черный прожектор в полдень
мне заливает глазные впадины.
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.
Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это - влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей - основа статистики.
Так я учил, сидя в школьном садике.
Ой, отойдите, друзья-касатики!
Дайте выйти во чисто поле!
Я был как все. То есть жил похожею
жизнью. С цветами входил в прихожую.
Пил. Валял дурака под кожею.
Брал, что давали. Душа не зарилась
на не своё. Обладал опорою,
строил рычаг. И пространству впору я
звук извлекал, дуя в дудку полую.
Что бы такое сказать под занавес?!
Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради я
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
10
За каковое реченье-жречество
(сказано ж доктору: сам пусть лечится)
чаши лишившись в пиру Отечества,
нынче стою в незнакомой местности.
Ветрено. Сыро, темно. И ветрено.
Полночь швыряет листву и ветви на
кровлю. Можно сказать уверенно:
здесь и скончаю я дни, теряя
волосы, зубы, глаголы, суффиксы,
черпая кепкой, что шлемом суздальским,
из океана волну, чтоб сузился,
хрупая рыбу, пускай сырая.
----------------------------------------------
Старение! Возраст успеха. Знания
правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
я ничего не имею. Коли ж
переборщат - возоплю: нелепица
сдерживать чувства. Покамест - терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
это не разум, а кровь всего лишь.
Данная песня - не вопль отчаянья.
Это - следствие одичания.
Это - точней - первый крик молчания,
царствие чьё представляю суммою
звуков, исторгнутых прежде мокрою,
затвердевшей ныне в мёртвую
как бы натуру, гортанью твёрдою.
Это и к лучшему. Так я думаю.
11
Точно Тезей из пещеры Миноса,
выйдя на воздух и шкуру вынеся,
не горизонт вижу я - знак минуса
к прожитой жизни. Острей, чем меч его,
лезвие это, и им отрезана
лучшая часть. Так вино от трезвого
прочь убирают, и соль - от пресного.
Хочется плакать. Но плакать нечего.
Бей в барабан о своём доверии
к ножницам, в коих судьба материи
скрыта. Только размер потери и
делает смертного равным Богу.
(Это суждение стоит галочки
даже в виду обнажённой парочки.)
Бей в барабан, пока держишь палочки,
с тенью своей маршируя в ногу!
"Виктору Голышеву" (фрагменты), И. Бродский, 1971 .
ЗАЧЕМ НАПИСАЛ ОН ВСЁ ЭТО?
Но часто талант, забавляясь,
Без всякой, как будто, мороки
Приникнув к былого звезде,
С небес на Поэта влияет,
Его подвигая на строки,
Что нас иногда удивляют:
Бобо, Телемаком, Зезе...
Они (и без явного смысла)
Изящно словами играют,
И тайной стиха, над нами навислой,
Подумать, как бы, приглашают:
12
Зачем написал он всё это? -
Шутя или вправду, всерьёз?
Иль, просто, случайный курьёз
С пера соскользнул вдруг поэта?
Однако, пример есть иной и наглядный:
О бабочке стих необычный.
Он, с виду простой, - и совсем не вальяжный,
Как сельский пейзаж, не столичный,
Но... философически важный. -
"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум".
А.С. Пушкин,26 мая 1828
"Такая красота
и срок столь краткий,
соединясь, догадкой
кривят уста:
13
не высказать ясней,
что в самом деле
мир создан был без цели,
а если с ней,
то цель - не мы."
"Бабочка", И.Бродский,1972
От дикой природы рисунок
На бабочки крылышках лёгких
Поэта увлёк... И вслед струны
Души зазвучали. Далёко
Фантазия разум заводит -
В царство мышленья свободы,
Войдя в философски Начала,
Доныне ещё неизвестны,
Рождая прекрасные песни,
К мыслям известным причалив...
Бывают средь них и загадки
В одеждах стихов, вечных клонов,
О сути небесных порядков,
О бренности жизни, сожжённой
На безнадёжности грядках...
Иль все мы уйдём в Никуда,
Уйдём, не оставив следа? -
Ведь жизнь наша столь коротка,
Что бабочки жизни подобна -
Не де́нь хоть, но и... не века́.
Продлить себя... жизнь не способна.
Зачем же она нам дана?
14
Здесь... камень загадочный брошен,
И круги пошли по воде...
Потомок, нас с вами не плоше,
Пусть сам догадается где
Искать этот камень
как память
Прошедших… и наших времён,
Мглу вопрошая: где он?
А вот и другой есть пример -
Ну, просто, сплошная загадка...
И текст его, вроде, вне мер
Изящности словопорядка,
Пронзается, словно иголкой -
"Фольклором" новейшего толка:
"Имяреку*1, тебе, - потому что не станет за труд
из-под камня тебя раздобыть, - от меня, анонима,
как по тем же делам: потому что и с камня сотрут,
так и в силу того, что я сверху и, камня помимо,
чересчур далеко, чтоб тебе различать голоса -
на эзоповой фене в отечестве белых головок,
где на ощупь и слух наколол ты свои полюса
в мокром космосе злых корольков и визгливых сиповок;"*2
"На смерть друга", И. Бродский, 1973
Не зря, видно, назван был другом
Инкогнито-некто. Вероятно,
Когда-то шли рядом иль цугом
Куда-то... Зачем?.. - Непонятно!
Но, знать, и доныне приятно,
О том вспоминать,
Избегнув его называть! -
15
Возможно, соперником был он
"...по тем же делам". А кто знает? -
Коллега ли он?.. Иль ветрогон?
Иль некий дружок с юных времён?
И чем он сейчас промышляет?
А не были ль духом близки́?.. -
Бьёт... кровь молотками в виски!! -
И я в тупике... Как читатель
(Хоть в чём-то, порой, обыватель),
Бродя в лабиринте бессмертных,
Вдруг нить потерял... - Не до смеха!
Но здесь Интернет выручает, -
И тайна открылась, став явью,
Что душу и сердце пронзает,
Как тело... калёною сталью.
И в мыслях такого не ждал:
Сергей Чудаков!.. - Интеллектуал -
Воришка!?.. - Су́дьбы наивных девчонок
Ломал, как последний подонок?*1
Здесь всё и настолько перчёно,
Что тяжко, поверив, принять. -
И... меркнет стиха благодать!
Чего же нам впредь ожидать,
Читая "недетские" строки,
Несущие запахи стоков? :
"где на ощупь и слух наколол ты свои полюса
в мокром космосе злых корольков и визгливых сиповок"*2
*1"Однажды в "Знамени"..", Лев Аннинский, Знамя 2001,1 (См. примечание 1)
*2Женщины делятся на: сиповка, корольков и... (см. Google)
16
И НЕ НАПРАСНО! - ЛАГУНА
Какие же ждут нас ещё "чудеса"?
Найдём ли чудес тех подкову?
Желал бы найти её здесь же!
И, вот, не теряя надежды,
Я, далее книгу листая,
Без устали в тексты вникаю...
И не напрасно! - "Лагуна"...-
Наверное, память столетия,
Как камень, мерцающий лунный,
Зовёт в чудо-город, в Венецию.
Хотя я читатель лишь скромный,
Незримый средь множества звёзд
В поэзии небе огромном,
Проник всё же в их хоровод,
Стихи ей свои посвятив...
При этом свет ярких светил
Как мог в тексте я отразил,
Включив их стихи как цитаты,
Дабы́ и случайный читатель
Познал красоту их творений
Без комментаторов мнений -
Посредников, часто излишних,
Фантазий, что бреда почище...
"В развалинах забытого дворца
водили нас две нищие старухи...
И речи их лилися без конца.
17
"Синьоры, словно дождь среди засухи,
Нам дорог ваш визит; мы стары, глухи
И не пленим вас нежностью лица,
Но радуйтесь тому, что нас узнали:
Ведь мы с сестрой последние Микьяли.
..............................................
Страданья чашу выпивши до дна,
Ты снова жить, страдать не захотела,
В объятьях заколдованного сна,
В минувшем блеске ты окаменела:
Твой дож пропал, твой Марк давно без дела
Твой лев не страшен, площадь не нужна,
В твоих дворцах пустынных дышит тленье...
Везде покой, могила, разрушенье...
Могила!.. да! но отчего ж порой
Ты хороша, пленительна, могила?
Зачем она увядшей красотой
Забытых снов так много воскресила,
Душе напомнив, что в ней прежде жило?
Ужель обманчив так её покой?
Ужели сердцу суждено стремиться,
Пока оно не перестанет биться?.."
"Венеция"(фрагменты, А.Апухтин, 1874
"Венеция!..*
Наследница Бруно, М. Поло и Лукреция,
Всегда влекла к себе поэтов всех времён,
Несчётных стран, народов и племён.
И Байрон (час настал...)
Стихи ей посвящал,
Столетий интервалы сокращая...
И мы... доныне повторяем:
18
"Морей царица в башенном венце
Из тёплых вод, как Анадиомена,
С улыбкой превосходства на лице
Она взошла прекрасна и надменна".
"Паломничество Чайльд-Гарольда"
"Там бьёт крылом история сама,
И, догорая, зреет солнце Славы
Над красотой, сводящею с ума,
Над Марком, чей доныне величавый
Лев перестал страшить и малые державы".
«Паломничество Чайльд-Гарольда»
"Венеция, Венеция! В тот миг,
Как мрамор стен твоих сравняется с водами,
В странах тебе чужих раздастся скорбный крик,
И стон над этими потопшими дворцами
Промчится по твоим лазоревым зыбям".
«Паломничество Чайльд-Гарольда»
И вот уже невольно страшно нам,
Хоть утро над Венецией восходит
И, восхищаясь, Рильке солнцу вторит:
"Счастливцы - окна видят ежедневно
То, что для нас одно из дивных див:
Себя рождает сонная царевна,
Брачуя блеск лазури и прилив".
'Венецианское утро',1908г.
Но:
Игра веков с Историей чудно́ю
Поэтам - к Фатуму незримый лаз:
19
"Венеция! Подчас, пускаясь в дикий пляс,
Ветра глумились над тобою.
Фортуна колесо судьбы твоей не раз
Вращала лёгкою стопою.
........................................
И, госпожа морей, я вспоминаю как,
Представ Богиней белокожей,
Брала камею ты - священной власти знак -
Из рук суроволиких дожей".
«Венецианская эпиграма», (фрагменты), Анри де Ренье
Ушла в пучину Атлантида,
Взамен - Венецию дал Бог.
А Посейдона нереиды
От Адриатики оброк
Несут, как зеркало Венеры,
Рождённой морем, как она, -
Присущие волне манеры,
Минуя блуда и вина.
Изящество - её оружие,
Искусство кисти и резца...
Всем временам оно не чуждое -
Как тень лаврового венца...
В былом - для рыбарей убежище,
Затем - владычица морей,
Она,
Качаясь, на каналах нежится,
Как дева - в юности своей
Со сна.
При ней поэтов чудо-сонмище...
И русских, видимо, черёд
На благородном этом поприще
Стихами ей украсить свод.
20
"Над толпа́ми, над веками,
Равен миру и судьбе,
Лев с раскрытыми крылами
На торжественном столбе".
В.Брюсов, 1902г.
"Близ мест, где царствует Венеция златая,
Один, ночной гребец, гондолой управляя,
При свете Веспера по взморию плывёт,
Ринальда, Годфреда, Эрминию поёт.
...................................................
На море жизненном, где бури так жестоко
Преследуют во мгле мой парус одинокий,
Как он, без отзыва, утешно я пою
И тайные стихи обдумывать люблю",
А.С. Пушкин, (из А.Шенье),(фрагменты).
"Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба.
Я в эту ночь, больной и юный,
Простёрт до львиного столба.
На башне, с песнею чугунной
Гиганты бьют полночный час.
Марк утопил в лагуне лунной
Узорный свой иконостас".
А.Блок, 1909г.
Не читав, увы, Шенье элегию,
Переводов Козлова и Туманского,
Узнал лишь из "Евгения Онегина":
Как бард с красавицей венецианскою
Постиг язык Петрарки и Любви,
Плывя гондолою таинственной
Во тьму сплошную. Вслед... глядели Львы,
Однако - не враждебно, не воинственно.
21
А из-за тучки Веспер золотой,
С улыбкой странною за де́вицей следил
Как принц за догаре́ссой молодой, -
А Дож седой,
сердясь, губами шевелил. - *
От ревности, видать. Не обошли Небес -
Земные страсти,
Как нас - сомнительные сласти.
Но, времени, увы, - уже в обрез...
*Реминисценция незавершённого стиха, А.С. Пушкин (из Гофмана)
Вернёмся вновь, не мешкая, к поэтам,
Стихам чарующим, как стансы иль сонеты,
Чей гений над Венецией парил...
И в их числе...
кромешной мгле
Иван Козлов стихи дарил:
"Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой..."
Эола ветры, как сомлев,
Поэзию сопровождали
Над морем редкой тишиной...
А Тютчев с неким восхищеньем
Через прищур татарских глаз
Обряд старинный наблюдал,
Отобразив в стихотворенье
Не, дожей правящих, палас,
А необычный ритуал,
Кой, - может, предок почитал:
22
"Дож Венеции свободной
Средь лазоревых зыбей,
Как жених порфирородный,
Достославно, всенародно
Обручался ежегодно
С Адриатикой своей".
И спустя почти сто лет
С. Маковский пишет вслед:
"Ленивый плеск, серебряная тишь.
Дома - как сны. И отражают воды
Повисшие над ними переходы
И вырезы остроконечных ниш".
На сём поэтов круг судьба не замыкает, -
И вот уж Бродского Венеция встречает
Едва знакомою красавицей в ночи. -
Нежданное волненье... Ждут ключи
От номера в отеле... Поцелуй шутливый...
Прощайте, друг... И - такова была...
Канал. Вода синюшного отлива. -
Ближайшего не разглядеть угла.
Возможно, рядом - грязные трущобы, *
Коль повезёт: роскошные дворцы.
Но мы - не избалованные снобы,
Не от туризма наторелые дельцы,
И ценим нищеты великолепье: *
Доныне изумительную смесь
И золота, и мрамора отрепьев -
Как падшей славы опереточную спесь.
*П.Вяземский, 1853
23
"Венеции скорбной узорные зданья
Горят перламутром в отливах тумана.
На всём бесконечная грусть увяданья
Осенних и медных тонов Тициана".
М. Волошин, 1910г.
А некогда: крылатый Лев
Величия Орла двуглавого лишил,
И Византией правил Дож венецианский.
А ныне Лев, изрядно постарев,
Судьбою стран Леванта не вершит -
Над Дарданеллами флаг реет мусульманский,
Орёл Двуглавый - в Небесах парит
Над третьим Римом, что Москвой зовётся.
Хотя, - накажет... иль... благословит, -
Империя былая не вернётся.
--------------------------
"Я был разбужен спозаранку
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция текла".
Б. Пастернак, 1913г., 1928г.
Настало утро... У окна поэт. *
Прохлада. Колокольный звон вздыхает.
ЕЁ... - в сознании мерещится портрет -
Не всё потеряно?!.. Надежда оживает...
Хоть сбыться ничему́ уж не дано. -
Осталась суета. И с нею мают:
Дворцы, Музеи, Храмы, и... вино.
А, может, - бред сие, мой друг?
Взгляни на острова вокруг! -
*И.Бродский.
24
Пока ж:
"На молу и ветрено, и ярко,
Пеной стынет моря влажный пыл.
В давний день здесь лев святого Марка
Омочил концы державных крыл".
"На Адриатике", Л. Алексеева
Не на века ль?
Какого века предо мной страница
Обуглена - в цветах поникших, луг? -
Романов над стихом склонился
По - царски, жестом, просит слуг
Исчезнуть иль посторониться,
Не замедляя мыслей бег:
Венецианцев ждёт Ковчег? -
Судьба Японии далёкой?
Но ныне ж - двадцать первый век!! -
Век преступлений, караоке.
Мы ж в девятнадцатый вернёмся
(К наивности не благо-глупой), -
И мысль стихами обернётся,
Не отягчёнными наукой.
"Помнишь, безмолвно дремала
Тихим Венеция сном,
В сонные воды канала
Звёзды гляделись кругом".
К. Романов, 1882г.
25
"Прощай, Венеция! Твой Ангел блещет ярко
На башне городской, и отдалённый звон
Колоколов святого Марка
Несётся по воде, как чей-то тихий стон".
Д. Мережковский, 1891г.
Не века ль будущего сон?..
А наяву
(такую время донесло молву):
"Вода в её каналах - как слюда,
А по ночам - как шёлк тяжёлый.
И жёны рыбаков себе в подолы
Не рыбу нагружают - жемчуга"
,М. Цветаева
А в зыбкие, бледнеющие дали*1
Венецианских искони зеркал,
По цвету - побежалости калёной стали,
Вонзается гондола, как кинжал,
И заметает до утра солёный *2
Ветер лодки той бегущие следы -
Как масок*3 (в кружевах) влюблённых,
Великосветской пляшущей орды... -
*1 Н. Гумилёв,1913
*2А.Ахматова, 1912
*3М. Цветаева
"Тяжелы твои, Венеция, уборы,
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой гранёный. В спальнях тают горы
Голубого дряхлого стекла"
О. Мандельштам,1920г.
26
"Труп розы возлежит на гущине воды,
Которую зову как знаю, как умею.
Лев сник и спит. Вот так я коротаю дни
В Куоккале моей, с Венецией моею".
Б. Ахмадулина, 1998г.
"Колоколов средневековый
Певучий зов, печаль времён,
И счастье жизни вечно новой,
И о былом счастливый сон"
М. Волошин, 1922г.
К сожаленью, не бывал в Венеции. -
Хорошо бы поклониться Бродскому.
С Петербургом с детских лет обвенчанный,
Бредил по Васильевскому острову:
"Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать. -
..........................
И увижу две жизни
Далеко за рекой,
К равнодушной Отчизне
Прижимаясь щекой".
"Стансы (Ни страны, ни погоста...)", И.Бродский, 1982
Судьбы дороги неисповедимы. -
Певцу ночей, как призрак, бело-синих,
(Гонимому, с печальною душой)
Лишь Мёртвых остров... подарил покой...
27
"Здесь пристань жизни кочевой:
Приветствую тебя, Венеция,
Опять я твой, надолго твой'."
М. Кузмин, 1910г.
Но... о Венеции сути -
Почти ничего. И что скажешь?
Говорено столько до нас! -
Пустые к чему пересуды?
Крылатые львы, вечна стража,
От бед оградят град-палас:
От восхищения без меры
Поэтов - младых кабальеро.
* "Русская Венеция" (фрагменты), И.Латман, 2011г. - 1914г. - 2019г.
Иногда, не делая секрета,
Не по-чёрному завидую поэту,
Что во тьме тоски... оставит мету.
Вопреки всему, - Зари рассвета.
ТОСКА, ТОСКА
Я, дважды читая "Лагуну",
Тоску ощущаю поэта...
Изгнанник, доверясь фортуне,
Всё видит в мерцающем свете:
То белым, то серым, то чёрным...
« I
Три старухи с вязаньем в глубоких креслах
толкуют в холле о муках крестных;
пансион «Аккадемиа» вместе со
всей Вселенной плывёт к Рождеству под рокот
телевизора; сунув гроссбух под локоть,
клерк поворачивает колесо.
28
II
И восходит в свой номер на борт по трапу
постоялец, несущий в кармане граппу,
совершенный никто, человек в плаще,
потерявший память, отчизну, сына;
по горбу его плачет в лесах осина,
если кто-то плачет о нём вообще.
III
Венецийских церквей, как сервизов чайных,
слышен звон в коробке из-под случайных
жизней. Бронзовый осьминог
люстры в трельяже, заросшем ряской,
лижет набрякший слезами, лаской,
грязными снами сырой станок.
IV
Адриатика ночью восточным ветром
канал наполняет, как ванну, с верхом,
лодки качает, как люльки; фиш,
а не вол в изголовье встаёт ночами,
и звезда морская в окне лучами
штору шевелит, покуда спишь.
V
Так и будем жить, заливая мёртвой
водой стеклянной графина мокрый
пламень граппы, кромсая леща, а не
птицу-гуся, чтобы нас насытил
предок хордовый Твой, Спаситель,
зимней ночью в сырой стране.
29
VI
Рождество без снега, шаров и ели,
у моря, стеснённого картой в теле;
створку моллюска пустив ко дну,
пряча лицо, но спиной пленяя,
Время выходит из волн, меняя
стрелку на башне - её одну.
VII
Тонущий город, где твёрдый разум
внезапно становится мокрым глазом,
где сфинксов северных южный брат,
знающий грамоте лев крылатый,
книгу захлопнув, не крикнет "ратуй!",
в плеске зеркал захлебнуться рад.
VIII
Гондолу бьёт о гнилые сваи.
Звук отрицает себя, слова и
слух; а также державу ту,
где руки тянутся хвойным лесом
перед мелким, но хищным бесом
и слюну леденит во рту.
IX
Скрестим же с левой, вобравшей когти,
правую лапу, согнувши в локте;
жест получим, похожий на
молот в серпе, - и, как чёрт Солохе,
храбро покажем его эпохе,
принявшей образ дурного сна.
30
X
Тело в плаще обживает сферы,
где у Софии, Надежды, Веры
и Любви нет грядущего, но всегда
есть настоящее, сколь бы горек
не был вкус поцелуев эбре' и гоек,
и города, где стопа следа
XI
не оставляет - как чёлн на глади
водной, любое пространство сзади,
взятое в цифрах, сводя к нулю --
не оставляет следов глубоких
на площадях, как "прощай" широких,
в улицах узких, как звук "люблю".
XII
Шпили, колонны, резьба, лепнина
арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва
на охваченной ветров, как платьем, башне,
несокрушимой, как злак вне пашни,
с поясом времени вместо рва.
XIII
Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым
лицом, сравнимым во тьме со снятым
с безымянного пальца кольцом, грызя
ноготь, смотрит, объят покоем,
в то "никуда", задержаться в коем
мысли можно, зрачку - нельзя.
31
XIV
Там, за нигде, за его пределом
- черным, бесцветным, возможно, белым -
есть какая-то вещь, предмет.
Может быть, тело. В эпоху тренья
скорость света есть скорость зренья;
даже тогда, когда света нет"
"ЛАГУНА"? И. Бродский,1973
Венеции Мир, окружая,
Торжественный фон создаёт.
К тому ж... Рождество наступает,
И, в окнах дворцов отражаясь,
Светильников пламя плывёт.
Поэт же, в печаль погружён,
О прошлом с тоской вспоминает
(Для памяти - нет хирургии!) -
Обидой в былом прокажён,
Поэт как бы время смещает
В час нынешний. Не ностальгия ль
Подспудно, когда рассветает,
Раздумьями одолевает,
Пронзая многие строфы,
Черня соответственно строки,
Грядущей грозя катастрофой?..
ОЙ, ВОЙНА, ВОЙНА
Я ж далее, книгу листая,
читаю:
"НА СМЕРТЬ ЖУКОВА". И... - как
По сердцу ножом! - Вспоминаю:
Москва... Зима... Год сорок первый...
Дорога... Увязший танк...
32
Отчизна в опасности... Нервы
Напряжены́ у всех до предела...
Взгляд обращён народом к Москве -
Судьба миллионов висела
Буквально на волоске...
И здесь проявил себя Жуков,
Как маршал, как полководец
Умелый, с железною волей,
Прямой, не искатель околиц. -
Судьба его вся - в ратном поле:
Там, стоя насмерть, Отчизну спасать,
Столицу страны врагу не сдавать!!
Войны той мертвящие руки
Доныне на горле я чую,
Как пе́тлю на шее. И звуки
Сирены, ночами кочуя, -
Сей жизни, увы, не порука.
Но неумолимое время
Диктует событьям законы...
И вот уже новое племя
(Войны, по счастью, минуя),
По-своему бьёт вслед поклоны:
"Вижу колонны замерших звуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.
33
Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском манёвра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.»
В солдатской крови вся дорога
К Москве от далёкой границы...
Орда уж достигла порога -
В опасности наша столица!..
У стен её враг остановлен
Солдатом, досель отступавшим...-
Но здесь был нещадно разгромлен!..
Хоть битв и не счесть предстоящих,
Народ наш тут духом воспрянул!!! -
Берлин... вдали замаячил.
И время настало - он пал. А Жуков
Гарцует на белом коне!!!
И наша Победа, добытая в муках, -
Случилась не зря по весне,
Пройдя испытанье в адском огне.
Отныне о Жукове память священна!
Не дилетантам судить
да рядить,
Не бравшим Варшавы, иль Праги, иль Вены:
«Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
34
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".
................................................
Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря."
"НА СМЕРТЬ ЖУКОВА",(Фрагменты) И. Бродский,1974г.
Здесь ощущаю смещение смысла:
Быть может, случайно так уже вышло!? -
Нет, Жуков не просто тогда воевал -
За Жизнь и Свободу он на́ смерть стоял,
Спасая родную страну и народы
Европы, нацизмом порабощённой,
И миллионы невинных людей. -
Никто до тех пор не видел от роду
Паучьих знамён бесконечны колонны,
В страх погружаясь от диких речей
В истерике бившихся новых вождей...
И хлынули орды и в нашу страну,
Громя всё вокруг, убивая, сжигая...
Едва проводив роковую весну,
Страна поднималась, на бой призывая!
И потому мне ближе слова,
Окопов познавшего фронтовика:
"Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
35
Горит и кружится планета
Над нашей родиною - дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
.........................................
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот -
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это -
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим".
"Здесь птицы не поют...(фрагменты)", Булат Окуджава, 1970
И Бродского стихотворенье
Прекрасным было бы
Без слов неуместных. -
Тогда б, при внимательном чтенье,
Оно на устах не стыло бы,
Став вправду бессмертным.
Военных же труб похоронное пенье,
Смягчив чуть печали стихами,
Закончить бы лучше речами
бойцов,
К Берлину пришедших с боями, -
А не уголовщины сленговой пеной
У стен всем известных Крестов.
36
Не зная войны той, по сути, ужасной,
Не испытавши на собственной шкуре
Зверств холокоста, - слепцы по натуре
(Избегнув науки военной начала)
Случайно, наверно, путая масти,
Твердят исступлённо о "преступленьях",
Свершённых по воле де тех генералов,
Что били врага во многих сраженьях.
Война ведь - не шахматы, жаль и увы,
Сраженья ж поля - не без крови.
Оплачена кровью солдатской, Победа,
Окрасила воды Днепра и Невы,
Не миновав и мальчишек-соседей,
Оставив без ног, до срока седых.
"Здравствуй, мама! Возвратились мы не все!
Босиком бы пробежаться по росе.
Пол-Европы прошагали, пол-Земли,
Этот день мы приближали, как могли!
Этот День Победы порохом пропах.
Это праздник с сединою на висках.
Эта радость со слезами на глазах".
"День Победы" (Фрагмент), В. Харитонов, Д. Тухманов,1975г.
БЛУДЛИВЫЙ МАРТ
Но всё проходит...
Законам следуя природы,
В окно стучится блудливый Март. -
37
Пора отвлечься от серьёзных тем.
И вдруг - Сонеты... к Мари Стюарт.
Не странно ли: в наш век - зачем?
Судьба шотландской королевы,
Не многих ныне, думаю, волнует
И даже... не щекочет нервы
Тому, кто о казнённой пишет всуе.
Но, мыслей натянула лук
Строка: "...шотландцы всё-таки скоты" -
Уж больно это режет слух!..
Вслед тянет запахом дурным за три версты:
"Число твоих любовников, Мари,
превысило собою цифру три,
четыре, десять, двадцать, двадцать пять.
Нет для короны большего урона,
чем с кем-нибудь случайно переспать.
---------------------------------------------
Твоим шотландцам было не понять,
Чем койка отличается от трона.
В своём столетье белая ворона,
Для современников была ты блядь
------------------------------------
Мари, ты не ждала,
что немец, закусивши удила,
поднимет старое, по сути, дело:
ему-то вообще какое дело,
кому дала ты или не дала?"
38
Естественно - искать причины
Вниманья к сей забытой мине.
Но автор сам приоткрывает тайну,
Читателя оставив думать крайним:
"Пером простым - неправда, что мятежным! -
я пел про встречу в некоем саду
с той, кто меня в сорок восьмом году
с экрана обучала чувствам нежным.
Предоставляю вашему суду:
а) был ли он учеником прилежным; "
Мне как читателю неловко
Встревать в интимные дела
Поэта, чья в любви сноровка,
Наивной некогда слыла...
Он дамой сердца был обижен.
Надеюсь, люди есть, что ближе
Знакомы с сущностью вопроса.
Я ж повода не дам, чтоб косо
Они глядели на меня,
Пред памятью поэта семеня.
Но мысль вдруг молнией мелькнула:
А почему (?..) возник вопрос? -
Иль затаённое проснулось
В душе - колючкой давней... роз?
Уж не сомненья ль одолели? -
А так ли жил, с кем жизнь провёл?
Иль, может быть, душа сомлела:
До срока де... букет отцвёл?
39
Иль, может, к сексу интерес
Волнует с детских лет поэта
И давит на него, как пресс,
Во множестве стихов? И в этом,
Чьи строки ниже привожу
Для, вроде, вящего примера,
Хотя произносить стыжусь,
Блюдя, присущую им меру:
"В саду, где М, французский протеже,
имел красавицу густой индейской крови,"
"Мексиканский дивертисмент", И.Бродский,1975
Опять стихи, сняв неглиже,
Бегут, продрогнув без покрова...
Но тянет к чтенью мыслей нить,
Что автор прял невозмутимо,
Дабы нас, - словом просветить. -
И не пройдём стихов мы мимо
Об экзотической стране
Ольмеков, майя и ацтеков.
В её истории распахнутом окне
Завоевателей чреда не иссякает.
Волна страстей былых не утихает,
Ладью раскачивая справедливости,
Без европейской, видимо, учтивости...
Поэт нюансы уловил Истории,
Отбросив лицемерья шоры, и
Как будто бы постиг Судьбу страны
От нынешних времён… до старины.
40
Но я, читая, не почувствовал печали. -
Народы ближе мне Израиля,
России, Украины, что вдруг, ныне, стали,
Быть может, пасынками некоей морали
и... - не впервой.
Как знак единства Ада сил... со тьмой,
Стоит укором Яр перед глазами!
И Память нашу не затмить с годами
Ни ангажированным болтунам
И ни Манкуртам, никнущим к устам
Проклятым Каина. -
А многим... надо бы покаяться:
Клубятся в Небе, плача, облака -
Спалённых Душ несчётные процессии...
Убийцам нет прощения в веках!
За оргии с кровавыми эксцессами
Их ждёт в Аду с Нечистым сретенье,
Дабы в грядущих помнили столетиях:
Сожжение на медленном огне -
В извечном пламени,
Что пляшет в Адовом окне
Под неона́ци знаменем...
И. Латман, 2019г.
Однако же...
Доныне звон колоколов не умолкает,
И из застенков Фучик к нам взывает:
"Люди, я любил вас. Будьте бдительны!"*
* "Репортаж с петлёй на шее", Юлиус Фучик, Февраль 1943 (см.
Примечание 2)
41
Хочу заметить, на мыслей вираже:
Когда мораль - как пляска на ноже,
Чтоб быть евреем требуется мужество!
А без него не одолеть бандитов. Но...
Сие не каждому дано!
Поэтов всех не счесть, заслуженных,
Кто в битве пал за жизнь людскую, -
Нести их Службу не простую
Историей доверено ей суженым.
И здесь, известных всем, я назову,
Не убоявшихся угроз крутых времён, -
Евреев и детей других племён,
Чьи имена доныне на слуху:
*1И. Эренбург, *2Л. Озеров, *3М. Алигер
И *4М. Бажан, *5 А. Кузнецов, *6 Е. Евтушенко,
*7 Д. Шостакович, от Бога композитор,
*8 И В. Гроссман, - обнаживших в Ад ступеньки
(В крови невинной безымянны плиты)
Как преступления нацистских банд убийц,
И тем, поставив им навек барьер,
Покончить навсегда с их Kriegblitz,
Никогда войны той не забуду!
Память горечь лет былых хранит,
Пока те́плиться жизнь наша будет, -
Постаментом суждён ей гранит,
Что завис над братскою могилой
Миллионов погибших людей -
Стариков, матерей и детей. -
Время... кровь их святую не смыло:
42
"Мы этот пламень помнить
вечно будем,
И этот пепел - он неискупим.
Будь проклят тот, кто скажет
нам: "Забудем",
Будь проклят тот, кто скажет
нам: "Простим"!"
*4 "ЯР"(фрагмент), М. Бажан, 1945
Перевод с украинского М. Лозинского
«Листок на столе - похоронка отца,
Запах прогорклой полыни,
Стынет нехитрая в миске еда...
Память хранит всё поныне.
Жизнь моя, всё тебе уж простил я,
Хоть, поверь, ничего не забыл:
Ни печурки в морозы остылой,
Ни вагонов, кочующих в тыл...
Эшелоны навстречу солдатские -
(То ль машины, то ль танки в чехлах?).
Стук колёс... смех… и песни закатные
Вразнобой, и печаль в голосах.
Сколько их, той войной перемолото?
Осень в память им листья кладёт, -
Ни таблички порой. Ныне - Золоту
Вновь в крови кто-то маки несёт.
Вдруг, когда одолеет бессонница, -
Паровозные слышу гудки.
Но к, войною спалённою, юности
Всё длинней и длиннее пути.»
"ЖИЗНЬ МОЯ", И. Латман,2010г.
43
Не приемлю формальных сравнений
Дел чекистов в концлагерях
С небывалым досель преступленьем
Озверевших нацистов... И прах
Убиенных до сих пор висит
Над местечком еврейским, над яром,
Негасимым взывая пожаром:
Не забудь! не забудь! Не забудь!,
Уходя и в последний свой путь...
Помним жертв мы жестоких репрессий:
Мейерхольда, З. Райх, Гумилева,
Мандельштама, Михоэлса, прессу,
Грязь пролившую на Пастернака,
На врачей, на артистов Госет-а,
Подорвав гуманизма основы,
Ставя клейма как дьявола знаки
На грядущие годы, столетья.
*8 И Шаламова, и Солженицына читали,
А. Ахматову, - "Реквием" листая…
"Наградили меня немотою,
На весь мир окаянно кляня,
Окормили меня клеветою,
Опоили отравой меня..."
А.Ахматова,1930-е,1960,
О, сколько горечи в её словах,
В России - вековечной.
Пред ней стоит она в слезах,
Клеймёная заумной речью
Угодников, объятых страхами:
"Блудни́цей" иль "Мона́хиней".
45
Что властью одержимому... она -
Живая женщина - поэт, мать и жена?..
Убита горем, ждёт решенья у "Крестов"
Под взглядами "натасканных" "ментОв", -
Заведомо известной, участи
То ль декабристки, то ли Жанны Д′Арк,
Счастливому доверясь случаю,
Хотя во тьме мерещится Владимирский,
Ногами каторжан избитый, тракт, -
Этапников старинный шлях "родименький" ...
Восстаньте ж строки, устремитесь в будущее,
Взметните ввысь Добра и Чести флаг,
Всех поминая без вины осу́жденных,
Суде́й неправедных клеймя ареопаг.
"ЧИТАЯ А.АХМАТОВУ" И. Латман, 2014г.- 2015г.
Но...,
Подходя с одинаковой мерой,
К преступлениям тех и других,
За туманно-правдивою сферой
Лжи,*8 сомнений иль фарисейства
Укрывают нацистов злодейство -
Палачей Богом проклятых, злых.
Коих Мир до сих пор не знавал...
Нюрнберг имена их назвал
И позорной петли удостоил,
Чтобы Мир те злодейства запомнил
И в грядущем бы не повторял.
Но нацизм ныне духом воспрянул
И, звериный свой лик обнажил,
Замелькавши в Сети на экранах,
На страницах газет. Жизнь прожив,
46
Зная цену тому и другому,
И подмене понятий, не зря
Я взываю вслед Фучику: в кому
Не впадайте душой. Наци рядом!!!
Не вводите себя в заблужденье
О "свободе" заманчивым пеньем...
Не всегда в наши дни, адекватно
Ситуации мысля, певцы
(Или, следуя моде, чтецы),
Забывая Истории плату,
Помнят тяжки, кровавы уроки. -
Ослеплённый обидою личной, -
Обличает локальны пороки,
Жаль, не видя грозящей беды,
И тем самым её обезличив,
Хоть за нею нацизма следы
Протянулись кровавою цепью
Холокоста сплошь выжженной степью.
Я, всего лишь обычный читатель, -
Не филолог и не лингвист,
Но не просто притом наблюдатель,
Равнодушный, как критик-стилист...
И, читая стихи, не ищу в них
Ни огрехов пера, ни достоинств,
Ни приёмов письма самочинных,
Ни морали, как некогда стоик...
Очевидец того, что случилось
В Богом проклятом веке двадцатом,
Не могу я понять - нету силы,
Равнодушных поэтов-Сократов,
Что ушли в свою песнь с головою...
47
Очерствевши в сём Мире душою, -
И не чувствуя боли вселенной,
Прочь бегут от реальности бренной.
ПРИБЛИЖАЯСЬ К ФИНАЛУ
Подхожу, наконец-то, к финалу
Не бездушного чтенья стихов.
Рой преследует ассоциаций,
Что препятствием разума стали
Сокрушенью основы основ
Стихотворчества. Рим... Квинт Гораций
Сочинил уже двадцать посланий
Нам, потомкам, для размышлений,
Надоумив, быть может, и Бродского
Написать свои двадцать этюдов
Для грядущих, иных, поколений -
Философских стихов непривычных,
И, подобно... - Коло́ссу Родосскому,
Повторил, неким образом, чудо
Незабвенной культуры античной,
Чьи ростки до сих пор удивляют,
Одолев толщу многих веков,
Нас с этрусками соединяя
Цепью, в чём-то похожих, стихов.
А века, впавши в небытие,
Увлекая Богов, им присущих,
Поминают их всех поимённо,
Обозначив известны планеты:
Марс, Венера, Юпитер, Юнона...
48
Мы ж, бродя без конца в суете,
Средь людей на Земле ныне сущих,
Видя в небе богиню *Монету,
Узнаём рядом с ней остальных
В ярко-звёздной мерцающей гуще,
Для поэтов - доныне живых.
*Монета . Юнона
Но другие пришли времена! -
К иудейской земле Бог склонился
И посеял в душе семена
И традиций, и истинной веры...
Соблюдая разумную меру,
Он языческие племена
Не затронул духовною сферой...
Но еврейский народ в Рим явился,
Из страны своей Титом гоним,
И с ним Верой своей поделился,
Сам наследье веков сохранив.
Рим богов же своих потерял! -
Христианство душой овладело -
И народ эту Веру приня́л... -
Тут же к прежним богам охладели
Чернь и всадники. Сам император
От язычества с ними ушёл,
Философии верен Сократа.
Так, бывает, играет Судьба:
Победив - потерпел пораженье.
А затем, сам не знаешь, куда
Приведёт уж души провиденье...
49
Константин же из Рима ушёл,
Взяв столицею Константинополь,
Где Софию святую возвёл
Для молитв, как Афинский акрополь.
И тогда на весь Мир прозвучало,
То, что нам послужило началом:
"И сказал Б-г:
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!..
И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его;
мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г,
И было так. И видел Б-г все, что Он создал, и вот хорошо очень.
И был вечер и было утро: день шестой".
Тора, Берейшит
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Евангелие от Иоанна
А во след им... поэт завершает
Мысль о бренной Судьбе человека. *1 -
Только Речь нам в веках помогает
Жить как Память о сущности некой,
Что исчезла во тьме не бесследно,
Хоть всё в жизни, увы, бесполезно...*2
*1 "Дар напрасный, дар случайный...", А.С. Пушкин, 1828
*2 "Напрасно", А.Фет,1848
"...Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть речи.
Часть речи вообще. Часть речи".
"ЧАСТЬ РЕЧИ" (фрагмент), И. Бродский,1975-197
50
ФИНАЛ
Стихи читая, не вдаваясь вглубь их сути
И не срывая покровов с недомолвок,
Лишь удивляясь иногда, как круто
Он поминает "корольков" и "сиповок".
Тоску поэта и боль его чую, -
Как некую Души чеку... живую.
И, кажется, Душа вот-вот взорвётся,
И, жаром полыхнув, вдруг обернётся
Поэзией, достойною таланта
Известных нам литературы грандов,
Не обходя трагедии вселенской,
Как, например, Гомер - войны Троянской,
Иосиф Флавий - Иудейской.
Наверно, не успел иль не дозрел он
До сочинения таких произведений, -
Нежданно славы непомерной стрелы
Настигли. И пал, сражённый, печальный Гений.
Уйдя из жизни слишком рано, -
Остался не зажившей раной
В поэзии... И мы, стихи читая,
Не до конца всё, может, понимаем.
Перо его - Исто́рии коснулось,
Как личной драмы, но едва - народа*1;*2
К тому ж, - поэзия замкнулась,
Как круг вне племени и рода.
*1"ГИМН НАРОДУ", И. Бродский, 1965
*2 "НА НЕЗАЛЕЖНИСТЬ УКРАИНЫ", И. Бродский, 1991
51
"Мой народ, не склонивший своей головы,
Мой народ, сохранивший повадку травы:
В смертный час зажимающий зёрна в горсти,
Сохранивший способность на северном камне расти.
Мой народ, терпеливый и добрый народ,
Пьющий, песни орущий, вперёд
Устремлённый, встающий - огромен и прост -
Выше звёзд: в человеческий рост!"
"МОЙ НАРОД" (Фрагменты), И. Бродский, 1965
Стихи его о героическом народе,
Что воевал с нацизмом за свободу
И нашу, и грядущих поколений, -
В душе моей былое всколыхнули,
И болью застарелою пахнуло,
Как будто времени исчезли стены,
И прошлое мелькнуло пред глазами...
А почему - судите сами:
"Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
--------
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём"
Гимн СССР (фрагменты), С. Михалков, Эль- Регистан, 1943-1944
"Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому,
что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций,
входящих в состав Советского Союза.
52
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому,
что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание,
если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза
среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому,
что он - руководящий народ, но и потому,
что у него имеется здравый смысл,
общеполитический здравый смысл и терпение".
Тост "За великий русский народ", И.В,.Сталин, 1945
И так сомкнулись воедино
На поле истинной любви к народу
Две личности неповторимы(!):
Один - диктатор властный, грозный,
Другой - поэт, певец Свободы,
Хотя, казалось бы, они - не совместимы...
А, впрочем, это жизни проза. -
Не зря, наверно, говорят:
Душа чужая - что потёмки -
Где ожидания горят,
Оставив лишь одни обломки
Почтения к былым и нынешним кумирам.
И не помогут здесь ни ладан и ни мирра.
Однако же не станем мы чернить их славы,
Напомним лишь (как иллюстрации) картины:
53
"Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
"время покажет Кузькину мать", руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченный изотопом,
жовто-блакытный реет над Конотопом,
скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.
Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене".
-------------------------------------------------
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса".
"НА НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ" (фрагменнты), И.Бродский, 1992
Здесь всплыли в памяти слова иных героев,
Что с юных лет нам не дают покоя:
"Грач спросил его:
- Кто ты, откуда ты идёшь и чем ты дышишь?" -
"Одесские рассказы", И.Бабель,1923
А спросить-то некого! -
Ведь, в Мир иной уйдя, вопроса не услышать.
И вспомнились стихи Максима Рыльского...-
Написанные в годы Холокоста,
Они тогда, среди немногочисленных,
Метались болью тяжкой у погостов:
Народу, что векам дал гениев великих,
Народу, что несёт из тьмы глухих времён
Высокий, честный дух среди наветов диких, -
Глубокий мой поклон.
54
Нас хлеб один вскормил, одни вспоили воды,
Делили братски мы и радость, и печаль.
И за страну свою, за цвет её свободы
Нам жизнь отдать не жаль.
Наступят снова дни, ясны и тиховейны -
Борьба кровавая победы близит час,
И будут нам сиять великий Маркс и Гейне,
И вам - пророк Тарас.
Пусть буря зла, как зверь, мы с бурею поспорим,
В огне, в дыму боёв отважно мы идём.
С усмешкой мудрою, как старый Мойхер-Сфорим,
Как Шварцман ваш - с мечом!
Чем мы тесней идём, тем этот миг скорее
В сиянье радужном сквозь тьму и кровь придёт...
Не умирать, а жить, украинцы, евреи!
Да здравствует народ!
"Еврейскому народу", Максим РЫЛЬСКИЙ, 1944
(Перевод с украинского языка)
Стихи ассоциации рождают,
Читатель им по-своему внимает
В зависимости от пережито́го,
Что, думаю, для нас давно не ново.
Но, вместе с тем, с мгновения рожденья,
Душа нам дарит часто представленья
О Зле, Добре, о Совести и чести
И о грядущей по заслугам мести.
В сей жизни, делая свой главный выбор,
Влекомые обидою иль гневом,
Иль ненасытным славы чревом,
Мы переходим, словно Цезарь - Тибр,
Черту Судьбы, стреляя наугад.
55
Притом невольно нас тоска одолевает
От мысли, что пути уж нет назад,
И голос внутренний, пророча многим беды,
Нас памятью к былому возвращает -
Туда, где ели мы грошовые обеды.
Но... жизнь привычная, гнетя, надоедает
Жрецам словесности, как правило, изящной, -
"Свободы" бес с улыбкой соблазняет
Мечтою сладкой, в небесах звездой парящей:
Немедля ощутить её объятья,
Сменив былую жизнь, подобно платью,
Что выцвело в тусовках, ныне пошлых,
Причислив их к давно забытым, прошлым...
Душа ж, по счастью, нам дана сакральна,
И памятью награждены не зря мы! -
Со временем и днём пред нею меркнут
Соблазны славы, даже завиральной,
Хоть сленга подворотни... злые черти,
Бывает, донимают, и - буквально.
Итак:
Уходят времена, меняются и песни...
И ноосфера не стоит на месте,
Поэты тоже меняются с годами,
И что-то происходит, видно, с нами. -
А что - нам не понять никак.
Не мне, обычному читателю, судить
"Души прекрасные порывы"*1
Поэтов, ныне не вельми брезгливых,
56
Но правду надобно в стихах хранить,
Дабы не превращать их в чтиво
Властям в угоду (иль вопреки),
Тем боле - настроенью иль обидам,
Хоть это часто и не с руки,
И даже... если что-то ненавидим. -
Не знаем мы, как слово отзовётся*2
Через года, иль, может быть, века,
Кому и как слезами отольётся -
Не кровью ль переполнится река?..
*1 "К Чаадаеву" А.С. Пушкин,
*2 Ф.И. Тютчев, 1869
Но как бы ни сложилась жизнь,
Всегда нам помнить надлежит:
Не обольщайтесь, друг, восторгами толпы:
Когда осядет пыль, - всё прояснится...
Другой судья решит, чего достойны Вы,
И установит похвале границы...
Судья же этот - Время, что течёт,
Не зная ни препон, и ни порогов...
Всему назначен Небом свой черёд...
Просите снисхождения у Бога
И за гордыню, и за слабость к лести...
И заготовьте к наказанью плети...
"НЕ ОБОЛЬЩАЙТЕСЬ...", Иосиф Латман, 2010г.
57
Обозначения
*1 "Бабий Яр", Илья Эренбург, 1944
*2 "Бабий яр", Лев Озеров, 1944 -1945
*3 "МЫ - ЕВРЕИ" (Глава из поэмы "Твоя победа"),
М. Алигер, Журнал "Знамя" в 1946
**4 "ЯР", М. Бажан, 1945
* 5 "Бабий Яр", Е. Евтушенко, 1961 (см. примечание 3)
**6 Симфония? 13, "Бабий яр", Дм. Шостакович, 1962
*7 "Бабий Яр", А. Кузнецов, 1966
*8 "Шекспир о Михоэлсе", Е. Евтушенко, Новый век. 2002. ? 2. С.
329-330. (см. примечание 4)
*9 "Последнее письмо еврейской Матери. Жизнь и судьба",
В.Гроссман,1960 (см. примечание 5
*10 Варлам Шаламов
*11 По словам С.И. Сухих "ТРИ ВОПРОСА В. ГРОССМАНА (РОМАН "ЖИЗНЬ И СУДЬБА")"
(см. примечания), (Филология. Вестник Нижегородского университета
им. Н. И. Лобачевского, 2013, ? 5 (1), с. 336-342)
Примечания:
1. http://magazines.russ.ru/znamia/2001/1/sudden2.html http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2015_5/Content/Publication6_1405/Default.aspx 2. <"Репортаж с петлёй на шее" Reportáž psaná na oprátce, (чеш. Lidé, měl jsem vás rád. Bděte!).
в русском переводе: "Слово перед казнью"), Юлиус Фучик, Февраль 1943
3."Бабий Яр" - поэма, написанная в 1961 году в Киеве Евгением Евтушенко по мотивам дискриминации и геноцида евреев. На основе данной поэмы композитор Дмитрий Шостакович сочинил симфонию. Поэма была переведена на 72 языка[1] и сделала Евтушенко всемирно известным[2].
4. "Шекспир о Михоэлсе"
<Источник: Евтушенко Е. А. Шекспир о Михоэлсе // Новый век. 2002.? 2. С. 329-330.
http://rus-shake.ru/original/Evtushenko/Shakespeare-on-Mikhoels/
58
5. ТРИ ВОПРОСА В. ГРОССМАНА (РОМАН "ЖИЗНЬ И СУДЬБА")
" "Жизнь и судьба" - произведение полемичное, острое по концепции, особенно если учесть
время его создания - начало 60-х гг. В. Гроссман считал его своей главной книгой.
Однако в момент завершения работы он испытал не радость, не облегчение, а глубокие сомнения.
Он выразил их в письме ближайшему другу - С.Липкину: "Я не переживаю радости, подъёма, волнений... Чувство - смутное, тревожное, озабоченное... Прав ли я? Это первое, главное.
Прав ли перед людьми, а значит, и перед Богом? А дальше уж второе, писательское - справился ли?
А дальше уже третье, - какова ее (книги) судьба, дорога" * [1, с. 14].
*. Липкин С. "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана С разных точек
зрения. "Жизнь и судьба" В. Гроссмана. М., 1991. С. 14.
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАВЕРНО, ПОЭТ ПОВЗРОСЛЕЛ............... 2
С ГОДАМИ ИЩЕТ, НАВЕРНО, ДУША.......... 7
И ЧТО ЕГО ЖДЁТ - НЕИЗВЕСТНО.............. 8
ЗАЧЕМ НАПИСАЛ ОН ВСЁ ЭТО?................. 12
И НЕ НАПРАСНО! - ЛАГУНА.................. 17
ТОСКА, ТОСКА............................... 28
ОЙ, ВОЙНА, ВОЙНА.......................... 32
БЛУДЛИВЫЙ МАРТ........................... 37
ПРИБЛИЖАЯСЬ К ФИНАЛУ..................... 48
ФИНАЛ..................................... 50
Обозначения………………… 58
Примечания:..............................58
59
|