Стихотворение «Солон. Подвиг предка Солона»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 186 +1
Дата:
«Солон»

Солон. Подвиг предка Солона

       Солон  (638—560 г. до н.э.)
         Начало 24 июня 2022

                  Пролог

1
Прошлое может быть строгим секретом
Тем, кто от знаний о предках далёк —
Древняя правда для них под запретом,
Ибо она — мать любых подоплёк.
Скрыто порою бывает немало
Тайных свершений седой старины,
Определивших в дальнейшем начало
Славного рода великой страны.

2
Род начинает отсчёт от кого-то,
Дети наследуют имя того,
Кто им открыл к процветанью ворота,
Крепко связав личной славой родство.
Молвят, что Кодр был последним тираном
Благословенных и гордых Афин,
Кои мешали грабительским планам
Грозных пришельцев из дальних равнин.

3
Память народа быть может неточной,
Если в сохранность вмешается Крон,
Сделав былое водою проточной —
Так достоверность потерпит урон...
Но помогает искусство рапсода,
Знанья его — из глубин старины,
В коей есть подвиг известного рода,
Цели которого людям важны...

    Подвиг предка Солона

4
Билась с врагами могучая Троя,
А на Элладу спешила беда:
Хлынули в Аттику, мир беспокоя,
Люди, пасущие раньше стада.
Сопротивленья нигде не встречая,
Редко пришельцы давали бои,
И замирала от страха Ахайя,
Явно боясь за владенья свои.

5
Быстро погасло сиянье победы:
Грозно дорийцы прошли по стране,
И принесли бескультурье и беды,
Словно везли их в троянском коне.
Правил в Афинах в ту смутную пору
Кодр, чьим прапрадедом был Эрехтей,
Не подвергаясь людскому укору,
Рано женился, родил трёх детей.

6
Медленно шло чужаков наступленье,
Враг подобрался к столице страны,
К бою готовилось в ней населенье —
Виден Афинам был призрак войны.
Кодр размышлял о возможной блокаде,
Зная, что голод опасней врага:
«Нужно подумать о хлебе и стаде,
Но за врата не упрятать луга!

7
В Аттике разных властителей много,
Но невозможно собрать их в кулак,
И не найти для союза предлога —
Вот города и лишаются благ.
Честолюбивы тираны Эллады —
Ценят себя с божеством наравне,
Явно важны им пиры и тирады,
Но не хватает ума на войне.

8
Знаю, в Афинах — великая сила,
Дочерь Зевеса хранит наш покой,
Нас защищает Эдипа могила,
Ибо она — за стеной городской.
Пусть мы сейчас уповаем на это,
Только грозит нам с врагами война,
Лишь от оракула жду я ответа,—
Будет столица моя спасена?»

9
… В Дельфы узнать, что поведают боги,
Ехал гонец, попирая жнивьё,
Царь приказал, чтоб на этой дороге
Тот не замедлил движенье своё.
И под улыбкой грустящей Селены,
Путь пролагая в скалистых горах,
Мимо Парнаса и вод Гиппокрены
Мчался гонец, забывая про страх.

10
Эос, взглянув на широкую спину,
Тихо сказала посланнику вслед:
«Не сообщишь ты добра властелину,
Будет безрадостным Кодру ответ!»
Только не слышал гонец эту фразу —
Быстрым движением был увлечён,
Словно летел, подчинясь приказу,
И обогнал там попутчика он.

11
Первым гонец прибыл в храм Аполлона,
Где был получен ответ на вопрос:
Будет ли враг средь колонн Парфенона,
Или дорийцев не встретит Кайро́с?
Бережно спрятав таблички с ответом,
Царский посланец вернулся назад,
Быстрым он был в путешествии этом,
И удостоится щедрых наград.

12
Кодр моментально прочёл предсказанье
И никому не поведал о нём,
Душу его охватило терзанье,
Словно вживую он вспыхнул огнём:
«Сгинут дорийцы под стенами града,
Если убит будет ими тиран!
Цареубийство — и грех, и награда,
Радость и горе простых горожан!»

13
Значит, погибнуть правителю нужно,
Чтобы столицу спасти от врага,
Мысли царя шевелились натужно —
Но понимал он, что честь дорога.
Также узнал властелин, что дорийцы
В Дельфы гонца направляли тогда,
Тот сообщил им, что цареубийцы
Не завоюют Афин никогда!

14
«Видно, меня ожидает плененье,
Если я выйду один из ворот.
Это — не смерть, но царя устраненье. —
Так покорён будет славный народ!
Мало я жил, голова не седая,
Трое детей, молодая жена... —
Думал о будущем Кодр, рассуждая
И наблюдая закат из окна. —

15
Трудно терять, что дано мне богами —
Оберегает жизнь смертного страх,
Вечно находимся меж берегами,
В битве, во тьме, заблудившись в горах.
Надо ли смерти бояться живому,
Если его избегает она,
Не поспешая к царю боевому,
Коему жизнь многолетней дана?

16
Знаю, опасность исчезнет трусливо,
Коль повернуться к ней смело лицом!
Это ль для смертных не дивное диво,
Что безопаснее быть храбрецом?
Тяжко иному поспорить с судьбою,
Хоть ничего невозможного нет!
Пусть же дорийцы готовятся к бою,
Есть в прорицанье достойный ответ!

17
Как только я повстречаюсь с закатом,
Враг отойдёт от столичной стены,
Не устрашусь скорой встречи с Танатом,
Лишь бы Афинам не видеть войны!»
Кодр за окном разглядел дровосека
Возле коня и повозки пустой:
«Надо привлечь мне того человека
Во исполнение мысли простой!»

18
Быстро с гонцом поменявшись хитоном,
Кодр торопился догнать бедняка,
Солнце катилось на запад по склонам,
Нюкта спускалась на мир свысока.
Царь дровосека догнал за вратами,
Сунул ему два десятка монет,
Труженик к ним прикоснулся перстами,
Думая: будет хорошим обед!

19
Царь пояснил: «Торговаться не надо,
Тут неуместен затеянный спор!»,
И под влиянием острого взгляда
Отдал ему лесоруб свой топор!
… Ночь протекала при со свете Селены,
Словно река средь крутых берегов:
Сзади светились высокие стены,
А впереди — стан коварных врагов.

20
Кодр шёл уверенным шагом к привалу,
Чтобы исполнить задачу свою:
«Руки привыкли к мечу и кинжалу,
Но и топор пригодится в бою!
Только б враги не узнали при свете
Вечно печальной безмолвной луны,
Что разрублю я в дорийские сети,
Чтобы избавить свой град от войны!»

21
Вёл повелитель с собою беседу,
Преодолев свой естественный страх:
«В собственной гибели вижу победу,
Станет решающим в битве мой прах!»
«Стой, лесоруб! — Прозвучало во мраке. —
Вольной тропы для тебя дальше нет!»
Кодр устремился к желаемой драке,
Острый топор дал дорийцам ответ!

22
Быстро в бою «повезло» властелину,
Так наступил для героя закат —
Острые стрелы ударили в спину,
И прилетел чернокрылый Танат!
Стрелы пришельцы изъяли из тела,
Перевернули восторженно труп:
«Кто же с дорийцами дрался так смело,
Кто на пришельцев имел острый зуб?»

23
«Этот мужчина — афинский правитель!
Вон на запястье его — амулет!
Нас убивал настоящий воитель,
Коему было две дюжины лет!»
«Скверно исполнилось здесь предсказанье,
Кое нам в Дельфах изрёк Аполлон!
Непостижимо такое дерзанье —
Гибель искать, оставляя свой трон!

24
Дюжина наших людей им убита!
Если все греки такие, как царь,
То у столицы надёжна защита,
Ибо он жизнь положил на алтарь!
Тело героя отправим в Афины. —
Молвил дорийцам один из вождей. —
В гибели этой мы тоже повинны,
Но уважаем отважных людей!

25
Толка теперь не узрим мы в осаде —
Не принесут нам Афины добра!»
… Предок Солона остался в балладе,
Кою рапсоду закончить пора...

       Глоссарий к главе:

    Аполло́н — грозный и могучий олимпийский бог, сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считается богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота.
    Афи́на — богиня справедливой войны, военной стратегии и мудрости.
    Афи́ны — столица Греции и центр исторической области Аттика. Это крупнейший город страны и её экономический и культурный центр. Афины — один из самых значительных древнегреческих полисов и символ цивилизации. Этот город многие считают колыбелью европейской культуры и науки. Город назван в честь богини мудрости Афины и известен своим Акрополем, который является одним из самых захватывающих древних построек в мире.
    Аха́йя (Ахея) — северный регион Пелопоннеса, занимающий прибрежную полосу к северу от Аркадии. Её приблизительными границами были: на юге — горный хребет Эримант, на юго-востоке — хребет Киллена, на востоке — Сикион, а на западе — река Лариссос. За исключением равнины вокруг Дайма, на западе, Ахея, была гористой областью.
    Гиппокре́на (Иппокре́на) — священный источник на вершине Геликона в Беотии, по сказанию, забивший от удара копытом крылатого коня Пегаса. Считалось, что всякий, кто испил воды из Гиппокрены, обретает поэтический дар, становится поэтом.
    Де́льфы — древнегреческий город в юго-западной Фокиде с храмом и оракулом Аполлона.
    Дори́йцы — пришельцы, вторгшиеся с севера в среднюю Грецию и Пелопоннес. Они находились на более низком уровне развития, чем завоеванное ими население. Успех военного вторжения определило наличие у дорийцев железного оружия, а ахейцы использовали бронзовое. После завоевания ахейское население Греции не исчезло, в некоторых областях (Аттика, Аркадия, Ахайя) оно осталось преобладающим, но дорийцам удалось уничтожить верхушку микенского общества, разрушить дворцы и изменить социальную систему. Письменность была забыта, и только в эпосе сохранились воспоминания о могущественных микенских владыках. Дорийцы прошли через всю Грецию и осели на большей части Пелопоннеса. Они поселились на островах Крит и Родос, а также в южной части Малой Азии. Автохтонное население осталось в горных областях Пелопоннеса – Аркадии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея.
    Дочерь Зеве́са — богиня Афина,дочь Зевса, рождённая из головы отца, великая олимпийская богиня. Именно в честь неё назван главный город Эллады.
    Кайро́с — это древнегреческий бог счастливого совпадения, счастливого момента или, наоборот, неиспользованной возможности. Кайрос, по представлениям древних греков, был лыс, если не считать одного длинного локона Тот, мимо кого он проходил, имел только короткий момент, чтобы схватить его за локон, а вместе с этим и обрести свой счастливый шанс.
    Кодр — сын Меланта, последний царь Афин. Во время нашествия дорийцев, он узнал, о предсказании дельфийского оракула, гласящем, что дорийцы не завоюют Аттику, если погибнет её царь, Тогда Кодр, переодевшись дровосеком, отправился в лагерь дорийцев, затеял там ссору и был убит, и таким образом спасти Аттику от вражеского дорийского завоевания. Мудрецы Солон и Платон происходили из этого знатного рода Кодридов.
    Кодри́ды один из наиболее известных афинских родов, потомков легендарного царя Кодра. В афинской политической борьбе большинство Кодридов были сторонниками аристократической партии. Кодридами были Солон и Платон.
    Ню́кта — богиня ночи, дочь Хаоса, жена Эреба-Мрака, мать Гемеры, Гипноса, Танатоса, Мома, Немезиды, Харона, Эриды, Эфира.
    Ора́кул — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. Оракулом называлось и место прорицания, и само прорицание.
    Парна́с — бывшая когда-то остроконечной и очень высокой, а ныне — двуглавая священная гора в Греции, на западе Фокиды, с вершинами Тифорея и Ликорея, вследствие чего Парнас называется двухвершинным. Парнас покрыт лесом, а вершины его — снегом. Здесь же находился известный Кастальский источник, посвящённый Аполлону и музам, отчего и сам Парнас считался местопребыванием покровителя всех искусств Феба и муз. На южном склоне этой горы располагался священный город Дельфы, оракул Аполлона и его храм.
    Парфено́н — великолепный мраморный храм, построенный между 447 и 432 годами до нашей эры в период расцвета древнегреческой империи. Посвященный греческой богине Афине, Парфенон возвышался над комплексом храмов, известным, как Афинский Акрополь. На протяжении веков Парфенон выдерживал землетрясения, пожары, войны, взрывы и грабежи, и по сей день остается символом Древней Греции и афинской культуры.
    Плато́н — наиболее известное второе имя Аристокла, (род. между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же). Платон («широкий», широкоплечий) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
    Подоплёка — скрытый смысл какого-либо явления, тайные подробности, скрываемая информация. Согласно словарю Даля, изначально называлась деталь подкладки рубахи. Слово «подоплёка» часто употребляется в значении: действительная, но скрытая основа, причина чего-либо.
    Селе́на — богиня Луны, титанида, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса (Солнце) и Эос (Заря).
    Соло́н — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.
    Тана́т (др.-греч. «танатос» — смерть) — бог смерти, сын Нюкты и Эреба. брат-близнец бога сна Гипноса.
    Эди́п — претерпевший много несчастий царь Фив. В конце жизни н оказался в Афинах где правил Тесей. Эдип взял с афинского царя клятву позаботиться о своих дочерях Антигоне и Исмене, а в награду за это благодеяние открыл ему тайну местонахождения своей будущей могилы, которая станет защищать Афины надежнее, чем щиты и городские стены.
     Эрехте́й — аттический герой, седьмой царь Афин, сын Пандиона и наяды Зевксиппы, внук змееногого царя Эрихтония. Считается, что Эрехтей привил в Аттике культуру пшеницы.
     Э́ос — в древнегреческой мифологии богиня зари, дочь Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса (Солнце) и Селены (Луны).

  


Послесловие:

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:21 11.08.2022 (1)
Как  хорошо,  Алёша, что ты  решил  публиковать здесь эту интереснейшую поэму о великом философе и законодателе Афин Солоне!
Насколько  я заметила, далеко не  все  знают, ЧЕМ именно знаменит признанный  великим  мудрец Солон,  происходящий из царского рода! 
А о  его личной жизни, политической деятельности  и путешествиях   -   в учебниках и пособиях  сказано скуповато...
Тем интереснее  будет читать отличные, умные и яркие главы твоей поэмы!

БРАВО  три раза!

     19:04 12.08.2022
Ах, если бы было побольше свободного времени, Стаси!
Мог бы много произведений представить на суд читателей.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама