Любитсовесть? Нам не в новость доброта людейтаких, – негодяи любят совесть, когда совесть — у других.
(Василий Фёдоров)
под впечатлением Дали
О псевдо-мифах символизма не ведал
Сальвадор Дали!
Теперь, поддавшись вербализму,
глаголом едким души жгли
правофланговые в зазнайстве, верша́ судьбу
планеты всей, –
и, соревнуясь в краснобайстве,
снискали милость у властей.
У холуёв сугубый статус средь разномастной толчеи́,
служа исправно супостатам,
свободомыслие гноби́ть —
отбросив честь и непредвзятость,
они готовы до уссы́к
идейно следовать мандату...хоть он бездушен и безлик.
А рьяность получать "по щам" способна разум обнулить,
бесстыдство — "ездить" по ушам!
Воюют с правдой холуи,
и, возгоняясь сублиматом из ртов раззя́вленных, враньё
в сознаньи узком, угловатом застрянет вражьим остриём.
Обман и вздор,
не зная страха, сочатся смрадом из щели́:
"Своё дерьмо почти не пахнет!" —
с восторгом верят холуи,
услужливо стянув портки́, готовы зад подставить плётке, –
им, окормля́емым с руки, не западло́ лизать подмётки.
...Однако...
крайне быстро сменят, как змий кира́су чешуи,
под флёром промискуите́та объект пристрастий холуи, –
неважно,
как зовётся "барин", —
безумец он, иль прохиндей,
угодничать дрожащей тварью — вот подоплёка их идей!
Вся их приверженность абсурдна, как явность в "сюррах" у Дали, –
среди притворства — беспробудно! —
мудрей не станут холуи.
А как порой
бывает стыдно за мерзости лакейской дворни,
наверно их терзает злы́дня, гнетёт нутро их непритворно.
Страшнее нет — в аду безверья быть занесённым в "кондуи́т", –
прознал "у Бога в подмастерьях" дотошный Кант
Иммануил...
...Но чванство прёт, не зная меры, из прочих днесь — наперебой! —
и, впереко́р Господней вере, горит "их нимб" над головой.
Послесловие:
Иллюстрация — репродукция картины Сальвадора Дали "Портрет Пабло Пикассо в ⅩⅩI веке" (1947). Сам Дали заявлял, что это — портрет высокомерного, жестокого и сентиментального императора. О том, что он приписывал Пикассо именно этот титул, свидетельствует литография "Moi aussi, j’ai connu l’Empereur" («Я тоже знал императора»). На ней Пикассо изображён с лавровым венком на голове.
Борис Пастернак — Вакханалия (читает Анатолий Белый) «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». (Иммануил Кант)
Иван Никитин. Горькие слёзы
Чужих страданий жалкий зритель, я жизнь растратил без плода,
и вот проснулась совесть-мститель и жжёт лицо огнём стыда.
Чужой бедой я волновался, от слёз чужих я не́ спал ночь, —
и всё молчал, и всё боялся, и никому не мог помочь.
Убит нуждой, убит трудами, мой брат и чах, и погибал,
я закрывал лицо руками и плакал, плакал — и молчал.
Я слышал злу рукоплесканья и всё терпел, едва дыша;
под пыткою негодованья молчала рабская душа!
Мой дух сроднился с духом века, тропой пробитою я шёл:
святую личность человека до пошлой мелочи низвёл.
Ты ль это — жизнь к добру с любовью, плод мысли, горя и борьбы?
Увы, отмечена ты кровью, насмешка страшная судьбы!..
(1858г)
*(1) вербали́зм (психол.) — преобладание вербального развития над развитием других познавательных процессов, при котором нередко наблюдаются неадекватные поведенческие проявления, связанные как с завышенной самооценкой, так и с несформированностью полноценной ориентировки в социальной действительности. "Абстрактные спекулятивные рассуждения столь характерные для политической риторики абстрактных громких слов, вербализма абстрактной добродетели, способные… порождать лишь фанатизм и якобинский терроризм (достаточно познакомиться с перепиской Робеспьера с её ужасным пустозвонством) …" — из «Социологии политики» Пьера Бурдье. *(2) Сальвадор Дали́ (1904-1989) — испанский живописец, представитель сюрреализма, картины и рисунки которого впечатляют безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. Представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придаётся видимая достоверность и убедительность. *(3) промискуите́т (от лат. prómiscuus «без разбора», «общий») — в сексологии термин «промискуитет» используется для обозначения хаотичных половых сношений с многочисленными партнёрами. Иногда промискуитет порождается патологически высоким либидо, вызванным расстройствами головного мозга. *(4) Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, профессор логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподавал философию, математику и физику. Его мать мечтала о том, чтобы он стал священником. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем, он опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришёл к собственному, 6-му доказательству бытия Бога, начинающееся с известного месседжа: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) — это, по сути, самый общий закон мироздания. Итак, Кант в своём доказательстве определяет два основополагающих факта: 1. Всё в мире существует по закону причинности. 2. Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону. Посему основная теза доказательства Канта: мы свободны — а, значит, Бог существует! То есть, мы — посланцы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны! Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в своём известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного из героев приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!». Фраза стала крылатой. *(5) кондуи́т (кондуитный журнал, штрафной журнал) — журнал, в который заносились проступки учащихся; применялся в Российской империи в гимназиях, духовных учебных заведениях и кадетских корпусах.