На пути к вершине
Как-то, на семинаре у Напольного, я заявил: чтобы освоить технику стихосложения, я должен научиться делать рецензии на них. (об анапестах, дикталях, пентонах я тогда ещё и слыхом ничего не слыхивал). В ответ услышал? "Ишь ты, чего захотел!" Совсем недавно, блукая по просторам интернета, я наткнулся вот на это.
Рецензия на стихотворение «ХОЧУ» (Авторов не называю из-за тактических соображений).
ХОЧУ!
Не хочу\ умирать\ я в домаш\ней посте\ли. И на кой\ке больнич\ной умирать\ не хочу. Без меня\ на юга\ птицы вновь\ улетели. К пересох\шему вновь\ я припа\ла ручью.
Мне б дождать\ся весны,\ проводить\ бы мне ле\то. И пристро\иться к ста\е перелЁт\ных тех птиц. Чтобы с ни\ми потом\ на прива\ле, там где\-то Воспарить\ высоко\ и в послед\нем полё\те, Кучкой пе\рьев, стреми\тельно ри\нуться вниз.
Рецензия
Архитектура стихотворения-две четырёхстрочных строфы.
Написанных четырёхстопным анапестом.
Вcлушаемся в звучание, в мелодию, стихов первой строфы:
«Не хочу умирать я в домашней постели. И на койке больничной умирать не хочу.
Без меня на юга птицы вновь улетели.
К пересохшему вновь я припала ручью».
В третьем стихе первой строфы в словах «на юга» и «птицы» ударные слоги стоят рядом, а во второй строфе сильным иктом, вдруг, становится четвертый слог третьей стопы, шестой строки стихотворения./е перелЕт/, что для чтения (хоть стихов, хоть и прозы) не совсем хорошо. Хотя и придает особое очарование при исполнении «нараспев».
А что же дальше? А дальше (после третьей строки ) идут слова паразиты: "там где-то", «е перелётных ТЕХ птиц» Заменить бы «перелётных» на « кочюющих» и все встало бы на место. В подтексте читается: автор не хочет умирать на родной стороне. Чем вызвано это желание? Тем чтобы не огорчать близких? Тогда к чему здесь пересохший ручей! И если он пересох, то зачем к нему припадать? Чтобы своими слезами наполнить его русло? Ради красного словца, ради догмы делать строки симметричными по числу слогов, автор вносит в произведение неразбериху.
Теперь о рифме: есть хорошие (постели-улетели, лето-где-то), но с чем рифмуются «в полёте», «птиц», «вниз»?
Общее впечатление: автор лепит строки второй строфы друг к другу как придется. И тему не раскрыл.
Я сделал бы так: ..
НЕ ХОЧУ!
Не хочу умирать я в домашней постели. И в больничных стенах умирать не хочу.
Птицы снова на юг без меня улетели. Я за них помолюсь и затеплю свечу.
Мне дождаться б весны, проводить бы мне лето,
И пристроиться к стае кочующих птиц. Я напиться хочу вдоволь ветра и света. Облетать стороной запах дымных столиц.
Неизведанный путь в сказки Киплинга манит, Там, в туманной дали, нет запретов, нет виз. А коль сил на полет у меня недостанет, Комом перьев стремительно ринуться вниз.
Материал понравился. Показался знакомым. Заинтриговал. Стал искать автора. Нашёл-В. Петренко, то бишь я сам.
С той поры, как была написана эта рецензия, я успел кое-чему научиться. Однако всё ещё мало чего разумею. Скажем "е перелЁтных" я и теперь принял бы за ляпсус, но такой же "ляпсус" есть и в первой строфе: "И на кой\ке больнич\ной умирАть не хочу". Допустимо ли так писать, с точки зрения канонов стихосложения, не знаю. Не уж то сел не в свои сани?
|