Стихотворение «Диалог о счастье»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Темы: счастье
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 77
Читатели: 353
Дата:
Предисловие:
Эпиграф из А. С. Пушкина "Пора, мой друг, пора!":
На свете счастья нет, но есть покой и воля

Эпиграф из И. В. фон Гёте, "Фауст":
Лишь тот достоин Счастья и Свободы, кто каждый день идёт за них на бой

Диалог о счастье

Послушник:
Позволь спросить, Учитель, есть ли счастье?
И, если есть, то как его добыть?
О нём мечтают все в часы ненастья;
но если счастья нет, то как им быть?
Наставник:
Семантика лексемы непонятна:
кого-то с кем-то в чём-то соучастье?..
Одни вопросы без ответов внятных…
А есть ещё понятие "несчастье"
     Пустое слово "счастье" – заменитель
     других понятий: радость и любовь;
     условных благ, довольства измеритель…
     А чаще – "на удилище морковь"
Похоже счастье на мираж в пустыне:
манит, влечёт и вскоре исчезает…
Так воробья проводят на мякине,
журавль в небе мимо пролетает…
     Мечта о счастье, вера в чудеса –
     мистического свойства заблуждения.
     Не слышат наши просьбы небеса,
     и счастьем не одарят в день рождения
Людей счастливых, честно, не встречал.
"Счастливы" психопаты и святые…
Удачу кто-то счастьем называл;
с успехом, благом путали иные…
     Комфорт телесный – это примитивно;
     всего-то нужно – здравие, достаток…
     Душа витает в сферах креативных;
     ей даже Рай без творчества не сладок
Любимцы муз, радетели науки,
и те бывают счáстливы мгновенье;
терзаются в сомнениях и скуке,
пока не обретают вдохновенье…
     Себя реализуй – и будет "счастье"!
     Не бойся, не надейся, не проси!
     Когда беда и прочие напасти,
     друзей своих на ужин пригласи!
Послушник:
Тебя послушать – просто всё, Учитель!
Спасибо за доходчивый ответ!
И всё же прав был Пушкин сочинитель,
когда сказал: "На свете счастья нет…"!
     А Гёте возразить себе позволю:
     его строка из "Фауста"– плутовство;
     сомнительно то Счастье, да и Воля,
     коль нужно жёстко биться за него
Обсуждение
19:28 14.11.2025(1)
Прекрасное стихотворение в форме интересного
диалога. Глубокое и философское!
Особенно понравились строки:
Душа витает в сферах креативных;
     ей даже Рай без творчества не сладок.
Супер!!!
Полностью согласен!!!
Успехов!
20:07 14.11.2025
Иван Браун
Признателен за поддержку моих скромных суждений, Лев!
10:59 08.11.2025(1)
Елена Степная
17:34 08.11.2025(1)
Иван Браун
Понимаю как одобрение... Спасибо, Елена!
20:54 08.11.2025
Елена Степная
Решительно заявляю - ДА!  :-)
22:01 05.10.2025(1)
Алена Вока (Елена Юшкевич)
В избранное!
22:16 05.10.2025
Иван Браун
Рад, что угодил, Алена!
14:04 31.08.2025(1)
1
Лёха Длинный
Интересно, наполнено смыслами...
16:37 31.08.2025
1
Иван Браун
Признателен за одобрение, Алексей!
23:14 22.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Ну что сказать? Это философский трактат, написанный в рифму, где послушник и наставник разыгрывают вечную метафизическую драму. Ты признаёшь мгновения счастья у тех, кто вдохновлён: не как постоянство, а как краткий озарённый миг. «Себя реализуй — и будет счастье!» — звучит как мудрый совет в мире, где никаких гарантий не предусмотрено.
Иван, твой диалог тянет за собой огромный пласт размышлений: от эйдосов Платона до трагического романтизма Пушкина, щедро приправленного ироничным скепсисом. А ты ещё и щелчок дал Гёте — смело, провокационно и не без оснований. Понравилось, что несмотря на скепсис, наставник предлагает конкретный путь: творчество, личностный рост, дружба.
И всё же я добавлю: без взаимной любви (обычной, земной — между мужчиной и женщиной) даже самые блистательные творческие успехи, самореализация и дружба тускнеют. Без любви всё не то. Без любви нет счастья.
10:23 23.07.2025(1)
1
Иван Браун
Избави, боже, от философии! Просто в разделе "тематика" ближе по духу ничего не оказалось
Голимая метафизика… Ну, может, логического позитивизма немного, поскольку сказанное поверяется нашим чувственным восприятием.
И по поводу любви… А пройдёт любовь, исчезнет и счастье? Тогда получается, что счастье само по себе, в чистом виде, не существует, поскольку исчезает вместе с её непременным условием – любовью… Опять к тому же вернулся
Спасибо, Ирина, за внимание к моей досужей поделке!
10:30 23.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Если любовь прошла, то значит это была не она.
10:49 23.07.2025(1)
1
Иван Браун
Опять ничего не меняет, если исходить из твоей логики... 
Счастье невозможно, пока Её Сакральное Очарование Любовь не соблаговолит снизойти. А если никогда?..
11:06 23.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Иван, ты затронул очень глубокую и многогранную тему. И правда, если ждать, что Любовь снизойдёт как благословение с небес, можно провести всю жизнь в ожидании. Но, может, дело не в том, чтобы ждать её прихода, а в том, чтобы учиться любить самому — щедро, искренне, без условий.
Любовь — не только дар, но и способность души. Любовь живёт в наших поступках, в заботе, в умении видеть красоту в другом человеке, даже когда всё кажется тусклым. И чем больше мы любим, тем больше шансов, что она отзовётся не как случайность, а как отражение того, что мы уже носим в себе. Так что, возможно, счастье начинается не с ожидания, а с действия. С того, чтобы стать тем, кто умеет любить.
Хочу поделиться личной историей. Много лет меня любит один мужчина. К своему стыду, я часто пользовалась его нежными чувствами: то отталкивала его, то притягивала, то устраивала свою жизнь с другим, а потом, когда мне становилось трудно, снова звала. И он всегда приходил. Всегда помогал.
Однажды, общаясь с мудрым человеком, я начала хвастаться по-женски, и на тот момент легкомысленно: мол, посмотрите, какая я хорошая, меня столько лет любят, преданно и безусловно. И тогда тот человек сказал мне простые, но мудрые слова: «Эти чувства говорят только о нём, но не о тебе. Это он умеет любить, несмотря ни на что, даже вопреки. Его любовь — это его дар, его сила. Но она ничего не говорит о тебе!»
Он сравнил это с безусловной любовью Творца к людям. Умение прощать, понимать и помогать. Но сама эта любовь — не доказательство праведности людей, мы пока не достойны её. Любовь — отражение того, кто любит.
С тех пор я часто думаю: любовь — это не то, что нужно заслужить или ждать. Это то, чему стоит учиться самому. Не быть объектом любви, а стать её источником.
12:42 23.07.2025(1)
1
Иван Браун
По-житейски мудро сказано, Ирина!
Но опять закавыка получается… Любовь – непременное условие счастья… Тебя любят, а ты нет – от этого ты счастливым не стал… Ты любишь, а тебя нет – опять ты себя счастливым назвать не можешь. Остается последний вариант: любовь взаимная – и оба, будто, счастливы. Одно счастье на двоих… То есть счастье не индивидуально, не состояние одной конкретно взятой души, а живой процесс вовлечения двоих в высокодуховное и жертвенное состояние.
Остается понять: все ли способны достичь этого духовного состояния под названием Взаимная Любовь?  –  
К сожалению, не все. Если природа одарила тебя высокой духовностью, то ты способен достичь Счастья (и не только в Любви), если нет – то извини… Александр Сергеевич, упомянутый в предисловии, был высокодуховным человеком? – Несомненно! Любил ли он? – Многих любил, и искренне!.. А был ли он счастлив?.. – Может и был, но не осознавал этого в полной мере, не поверил... Или его ожидания от счастья были чрезмерно завышены. А вот "покой" и "воля", столь любимые им категории, заменяющие Счастье – несомненны. Для меня, стати, тоже.
И последнее: можно ли научиться высокой духовности?.. – Сомневаюсь: либо в тебя это заложили изначально твои родители, воспитатели, учителя, либо – нет. От этой исходной установки и пляшем всю жизнь. Может ли человек быть счастлив в жертвенной любви, без взаимности?.. – По твоему мнению – может. Но жертвенная любовь – это рабство! Опять вернулся к столь любимой Воле и Покою…
К сожалению, люди – не боги, способные любить безусловно и вопреки всему. Кроме того, у богов (Творца, Всевышнего) другая – отеческая любовь к своим чадам. И твоя придуманная любовь, Ирина, чем-то напоминает материнскую – бескорыстную и жертвенную
13:15 23.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Иван, я очень хорошо понимаю тебя, потому что тоже проходила через все эти размышления и поиски себя. Ты прав: счастье, как кажется, не живёт в односторонней любви. Но, может, мы просто неправильно измеряем счастье? Мы привыкли искать его в ответах и подтверждении. А любовь не всегда требует ответа. Иногда она просто есть. Как свет. Как ветер. Как дыхание.
Да, взаимность — это чудо. Прекрасно, когда два сердца слышат друг друга, как две струны, настроенные в унисон. Но даже если звучит только одна — разве это не музыка? Разве не чудо, что сердце умеет любить, даже если ему не отвечают? Это не рабство, потому что любовь свободна от тьмы. Любовь не жертва, потому что она идёт от избытка светлых чувств, а не от нужды.
Ты спрашиваешь, можно ли научиться любить так — без условий, без страха, без ожиданий. Я думаю: можно. Не сразу, не легко. Но каждый раз, когда мы выбираем доброту вместо ненависти, прощение вместо обиды, понимание вместо осуждения, нежность вместо гордости — мы учимся. Мы растём. Мы становимся ближе к той любви, которая не требует взаимности, потому что она уже полна.
И да, человек — не Бог. Но в любви мы ближе к Божественному, чем когда-либо. Материнская любовь, о которой ты говоришь — тоже не слабость, а сила. Она не рабство, а свобода от эго. И если кто-то способен любить так — не потому что должен, а потому что не может иначе — разве это не счастье? Пусть даже тихое, незаметное, но настоящее.
И как гласит мудрость: Любовь — это всё. И это всё, что мы о ней знаем.
А остальное — только попытки объяснить то, что логике и объяснению не поддаётся.
16:16 23.07.2025(1)
1
Иван Браун
Любовь родительская, согласен, ответа не требует. Но любовь ли это? – Это, скорее, твое высшее, божественное (пусть будет – природное) назначение, долг перед будущим, которое есть продолжение тебя самого. Это и есть тот источник силы, которую ты упомянула. Родители реализуют свои потенциалы в детях, которые, по большому счету, и есть их собственное продолжение (сказал бы даже – бессмертие).
Что касается любви между мужчиной и женщиной, то это уже классическое понятие Любви, требующей ответа от обеих сторон. Мужчина хочет быть уверен, что Она будет любить его детей, как и его самого. Женщина хочет быть уверена, что Он будет заботиться о её детях также, как и о ней самой. Естественно, каждый ждёт подтверждения этому. Как же тут обойтись без ответа?.. Да, некоторое время (назову это периодом ожидания) одна Душа может любить другую безответно, но, не увидев встречного чувства, неизбежно охладеет. А то, бывает, и возненавидит на всю оставшуюся жизнь. И не потому, что она (Душа) чувствует себя обманутой или оскорбленной, а потому, что нарушена её базовая потребность реализовать свое природное назначение и заложенные потенциалы, которые воспринимаются нами как осознанный долг и неодолимая потребность.
И, когда ты говоришь: "И, если кто-то способен любить так — не потому, что должен, а потому что не может иначе — разве это не счастье?" – ты только подтверждаешь мои выводы. Выделю суть, выведя любовь за скобки, для простоты рассуждений: ты счастлив уже только потому, что не можешь жить иначе. Последнее "не можешь иначе" несколько озадачивает: будто тебя что-то принуждает; а на самом деле тобой движет потребность в самореализации в этой жизни и желание увековечить себя в будущем. О чём я и сказал ранее.
А всякие "мудрые" изречения о любви возникают только потому, что нам порой неудобна истина, какая она есть, или, попросту, лень разобраться в себе самом.
А во взаимной любви, ты права, вопросов о счастье, конечно же, не возникает – и так всё ясно
18:41 23.07.2025(1)
2
Ирина Гасникова
Иван, всё это действительно достойно размышлений. Но позволь мне внести дружелюбное противоречие, потому что, как мне кажется, ты слишком рационализируешь то, что по своей сути иррационально.
Любовь родительская — не только долг или природное назначение. Да, она может быть инстинктивной, но сводить её лишь к реализации потенциала или стремлению к бессмертию — значит обеднять её. Родители любят не потому, что «должны», а потому что в этом чувстве есть нечто, что выходит за рамки биологии. Это не просто продолжение себя — это признание в другом (в ребёнке) чего-то уникального, отдельного, и всё же бесконечно родного. Любовь родительская — это принятие и понимание, а её сила и счастье в бескорыстии.
Что касается любви между мужчиной и женщиной, ты прав, она часто требует взаимности. Но не всегда. Бывает любовь, которая не ищет подтверждений, не требует гарантий, не ставит условий. Бывает любовь, которая просто есть — как дыхание. Это проявление глубинной истины о себе: «Я люблю, потому что это моя природа и моё душевное состояние», а не стремление к цели, самореализации или обладанию. 
Ты говоришь, что мудрые изречения о любви возникают из неудобства перед истиной. А я скажу: они возникают из попытки выразить то, что словами не передаётся. Истина о любви не в её функции, а в её присутствии. Она не всегда логична и не всегда взаимна. Но она всегда — живая. Так что, возможно, мы оба правы, просто смотрим на любовь с разных сторон. Ты — как на путь реализации, я — как на пространство откровения. И в этом диалоге, как ни странно, тоже есть любовь: к истине, поиску, пониманию себя и другого человека.
Ещё хочу вернуться к твоему предыдущему комментарию, где ты пишешь: «…можно ли научиться высокой духовности? Сомневаюсь: либо в тебя это заложили изначально твои родители, воспитатели, учителя, либо — нет. От этой исходной установки и пляшем всю жизнь». С этим я не согласна.
Духовность — не ген, а путь. Да, стартовая точка важна. Но духовность не заданная формула, а раскрытие через пробуждение и поиск. Человек может прожить полжизни, руководствуясь внешними ценностями, и вдруг через любовь, боль, потерю или озарение — начать задавать вопросы, искать глубину, открывать в себе то, что раньше казалось недоступным. Это не «вложенное», это «вызревшее».
Истинная духовность очень часто рождается не из благополучия, а из внутреннего кризиса. Ты говоришь: «либо заложили, либо нет». Но разве не бывает, что человек, выросший в духовной пустоте, вдруг становится источником света для других? История знает множество таких примеров: от монахов, ушедших в монастырь после бурной жизни, до поэтов, чья мудрость родилась из боли и нищеты. Духовность — не наследие, это осознанный выбор.
А если бы всё определялось только исходной установкой, зачем тогда поиск себя, искусство, философия, молитва, медитация? Зачем тогда люди ищут смысл, читают, размышляют, молятся, совершают подвиги? Ведь всё это инструменты роста, а не просто проявления уже «заложенного». Мы не просто «пляшем» от установовк мира — мы можем самостоятельно изменить музыку, если захотим.
Ты прав в одном: не все идут этим путём. Но не потому, что они не могут, а потому что ещё не пришло их время. А то самое время приходит ко всем по-разному: через встречи и разлуки, через обретения и потери, через слово и тишину.
Высокая духовность не требует диплома или родительского наставления, она рождается из внутренней жажды смысла. Человек, оставшийся без опоры в виде семьи или формального образования, может обратиться к самому себе как к источнику знания. Через наблюдение, переживание, одиночество и встречи с красотой он начинает задавать вопросы, на которые не отвечает ни школа, ни родители. Например: «Зачем я живу?» или «Где граница между мной и вечностью?» Именно вопросы становятся отправной точкой на пути чувств, наблюдений и внутреннего переображения.
Когда человек остаётся без письменных источников, он начинает читать другие тексты: закат, лицо прохожего, тишину после грозы, собственную боль. Он учится различать оттенки добра и зла не по страницам книг, а по поступкам, по тому, как его сердце отзывается на чужую радость или страдание. Это когда ты стоишь перед горой и в её тишине слышишь отклик своей души. Или когда ты молчишь рядом с другим человеком и чувствуешь, что между вами есть нечто большее, чем слова. Это когда ты совершаешь добрый поступок не потому, что так написано или тебя научили, а потому что иначе не можешь. В этом и есть настоящая глубина: не выученная, а прожитая. И тогда сама жизнь становится священным текстом, а читателем — твоя душа.
Самообразование начинается с интуитивного поиска: человек тянется к поэзии, мифам, философии, природе, другим людям. Он учится у звёзд, ветра, эмоций и даже случайных слов. Всё это становится его университетом. В таком пути важна не системность, а искренность. Духовность, рожденная из самообразования, часто оказывается более глубокой, чем та, что передана по наследству. Потому что она выстрадана и прочувствована самостоятельно. 
15:13 24.07.2025(1)
1
Иван Браун
Практически со всем сказанным тобой согласен. Но хотел бы привести пару уточнений, оправданий и возражений
1)      Что касается допущенных мной рационализации и схематизации чувственных проявлений, то это было сделано намеренно, чтобы без лишних слов, убедительно показать их влияние на то самое абстрактное Счастье, которое поначалу было основной темой нашей беседы. Сожалею теперь, что позволил себе такую примитивизацию. Почему это произошло? – Потому что спешил, не перечитал... Кроме того, есть за мной грешок: любую чувственную иррациональность воспринимаю с подозрением, поскольку предпочитаю логическую обоснованность. А тут без схематизма не обойтись
2)      Ещё немного о Любви, как необходимого условия того самого неуловимого Счастья… 

Как-то нежданно-негаданно тема любви вдруг стала главной, и грозила увести нас в дебри. Мне хотелось этого избежать, побыстрее (посредством упомянутой выше схематизации) извлечь доводы для обоснования понятия "счастья", и закрыть тему "любовь". По причине такого упрощенного подхода высокодуховное понятие "любовь" в моих рассуждениях оказалась низведено едва ли не до уровня инстинктов (твоими словами).
Но вернусь к понятию Любовь… По моему мнению, мы ошибочно называем любовью некоторые проявления нашей души, которые таковыми на самом деле не являются… В нашем языке слишком много размытых понятий "любовь": к родине, родительская, супружеская, к искусству, к лакомству и т.п. Понятия разные, но везде – "любовь". Надо бы их как-то дифференцировать. Богатый наш язык будто позволяет это сделать
Например, любовь материнская, которая на самом деле есть материнский инстинкт, который обеспечивает заботу и защиту младенца вне зависимости от того, чьи гены в нём доминируют. Он "срабатывает" даже в случае, если ни материнских, ни отцовских генов у ребёнка нет (случайная подмена младенца, усыновление и т.п.). Природе в данном случае безразлично, есть материнская любовь или её нет; главное – защита младенца. Природа, в отличие от нас, не ошибается!.. А ты говоришь про "признание в ребёнке чего-то уникального, отдельного, и всё же бесконечно родного". Сказано патетично, но верно ли?.. Уж больно неразборчивая у нас любовь получается: возникает к любому ребёнку – и родному, и чужому. Правда не всегда, и даже к родному… Это скорее инстинкт, родовая забота, симпатия и т.п. Но не любовь. Может мать с этим инстинктом быть счастливой? – Без сомнений! В этом ты права
3)      Теперь, что касается любви между полами… Всегда ли это любовь?
Например, распространенный вариант любви без взаимности: Она любит Его, а Он – нет. Применю к этому случаю твою фразу: "Я люблю, потому что это моя природа и моё душевное состояние, а не стремление к цели, самореализации или обладанию"…Опять верно, но о любви ли речь?.. Она знает, что Он рядом надолго не задержится, но решает выносить его ребёнка. Это любовь к Нему? – Нет, это любовь к себе! Поскольку ребёнок нужен только ей. О ребёнке-безотцовщине Она при этом не думает. Да и Его она скоро забудет. И в следующий раз так же родит от другого и третьего. Какая же это безответная любовь? – Это половой инстинкт, эгоизм и распутство!
Ещё одна твоя фраза мне не понятна: "Истина о любви не в её функции, а в её присутствии"… Честно, не представляю себе любовь без функций, и зачем такая любовь нужна. Сама по себе любовь проявляется в неких ее функциях, воздействии, влиянии… На этом, пожалуй, остановлюсь…
4)      И последнее…  Вопрос о духовности, как необходимом условии для полноценной любви… Хотя мои рассуждения от 12:42 23.07.2025 касались взаимной любви, но теперь это уже и не важно. Важно, что я хотел сказать в тех злополучных трёх строках, и что на самом деле у меня получилось… А получилось настолько плохо, что ты этому посвятила целую страницу.
Процитирую ещё раз свою нелепую фразу, написанную в спешке, чтобы она была перед глазами: "И последнее: можно ли научиться высокой духовности?.. – Сомневаюсь: либо в тебя это заложили изначально твои родители, воспитатели, учителя, либо – нет. От этой исходной установки и пляшем всю жизнь".
В этой фразе, по хорошему, мне нужно было сделать уточнение: есть распространенное предположение, что одна половина талантов в человеке врожденная, а вторая – благоприобретённая. То же, очевидно, касается и духовности, хотя, может, и в другой пропорции. Если тебя ещё в детстве и юности научили правильно понимать суть вещей, должным образом воспринимать людей и культурные устои общества, то и в зрелом возрасте у тебя с этим проблем не будет.
Исходя из сказанного, меняю фразу на: "Каждый ли способен достичь высокой духовности?.. – Сомневаюсь: не всем изначально привили правильные предустановки, позволяющие эту духовность развить. Но на жизненном пути порой возникают стрессовые обстоятельства, ситуации, встречаются мудрые люди, которые помогают эти установки поменять".
Именно это я хотел сказать, но получилось непонятно что… Я очень сожалею о своей столь нелепой, непродуманной фразе.
Что касается остальных твоих комментариев о духовности, то я согласен со всеми.
 
В завершение неплохо бы вернуться к исходной теме: Счастью… Все необходимые для него условия мы будто бы обсудили… Подводя итог нашего полезного диалога, хочу пожелать тебе, Ирина, того самого неуловимого Счастья вопреки всем невзгодам и козням судьбы!
15:50 24.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Иван, благодарю за интересный диалог и за столь глубокие размышления. В них чувствуется искренний поиск истины, стремление к честности перед собой и лёгкий налёт философского перфекционизма, который, признаюсь, мне очень симпатичен.
Пусть всё, что мы называем любовью, ведёт нас к внутреннему росту и осознанию себя. Ведь счастье, как ты справедливо заметил, неуловимо, но оно рождается именно там, где человек учится любить. Не ради обладания, а ради понимания себя, другого человека и мира. Мы совершенствуемся потому, что любовь делает нас лучше. И если на этом пути случаются ошибки, недосказанности или поспешные выводы, то пусть они будут ступенями, а не преградами. Или хотя бы поводом для хорошей шутки.
Так что, да, счастье должно быть. Простое, живое, неидеальное. С оттенком иронии, с глубиной чувств, с тем самым внутренним теплом, которое не нуждается в доказательствах. Спасибо за добрые слова — они не исчезают, а находят дорогу обратно, умноженные временем и смыслом 
16:10 24.07.2025
1
Иван Браун
Спасибо, Ирина, за живой, искренний и весьма полезный диалог!
21:24 24.03.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Иван, замечательное стихотворение! 
Себя реализуй – и будет "счастье"!

 
22:37 24.03.2025
1
Иван Браун
Спасибо, Алёна! 
Извечный вопрос о счастье... Как смог, так и ответил
14:02 14.03.2025(1)
Борис Рябов
16:40 14.03.2025
1
Иван Браун
Благодарен, Борис, за одобрение!
18:35 01.03.2025(1)
Irina Krupenina
Счастье, как из кирпичей
состоит из мелочей!
Я так думаю.
Спасибо, Иван. Но последнее четверостишье я бы посмотрела.
19:41 01.03.2025
Иван Браун
Спасибо, Ирина, за вдумчивый комментарий!
Послушнику свойственно ошибаться: контрасты по Гёте "Счастье - бой" и "Воля - бой" его пугают, и он ждёт подтверждения тезиса Гёте от Наставника. В этом плане мой опус не завершён, и предлагает домыслить самостоятельно. Многие, предполагаю, согласятся с  Послушником и спросят Гёте: а без боя никак нельзя?.. 
После боя какая-то из сторон обязательно утратит либо Волю, либо Счастье, если они у него были.
Тут, как в той шутке: чтобы добро победило зло, нужно всем добрым объединиться и поубивать всех злых
Новых творческих успехов Вам, Ирина!
03:32 01.01.2025(1)
1
Счастье - МИР, в котором ты живёшь
Счастье - Радость, что другому даришь
Счастье в том, что вдруг осознаёшь
Счастье от РУКИ, которой гладишь.

С наступившим, Иван,
15:23 01.01.2025
Иван Браун
Спасибо, Наденька, за великолепный отзыв!
Счастье уже в том, что ты попросту живешь!
09:55 21.12.2024(1)
1
Станислав Зарудний
Интересно подано! С уважением к твоему! Я  так же писал о своем учителе, только( реальном) , здесь стих....
10:58 21.12.2024(1)
Иван Браун
Спасибо, Станислав за поддержку и одобрение! 
Единомыслие, предполагаю, есть лишнее подтверждение истины, даже если мы порой и сомневаемся, что мы правы.
Ведь истина всегда одна, а заблуждений бесчисленное множество; и, чтобы мы в своих заблуждениях совпадали, это весьма маловероятно
13:54 21.12.2024(1)
Станислав Зарудний
Да, я однажды услышал и запомнил на всю оставшуюся..."Истина беЗспорна"...И спорить о ней оппонентам практически не надо, разве что в судебных дебатах, где много крючкотворства понаделано и на каждый нормативный акт, есть свой поднормативный)))))))
01:14 22.12.2024
Иван Браун
Согласен, Стас! Верю тебе, как юристу и дипломированному душеведу (если можно так назвать адепта Бхагават - Гиты)