Типография «Новый формат»
Стихотворение «Душа и Совесть»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Темы: ДушаСовестьрелигия
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8.8
Баллы: 98
Читатели: 851 +5
Дата:
Предисловие:
Внемлите Совести своей!
Она самим Творцом ниспослана Вам!

Душа и Совесть

Покаюсь, я есть нехристь и безбожник,
но верую я в "бога" своего…
Этического кодекса заложник,
я вижу в нём с религией родство
    Мой "бог", друзья – моя родная Совесть;
    не нужно ни икон, и ни церквей!
    Важна Мораль – скрижалей Божьих повесть,
    но нет канона Совести важней!
Злодея побуждая стать моральным,
"Имей же Совесть, грешный!" – говорим…
Мы к чувствам обращаемся сакральным;
апломб рассудка вряд ли исправѝм
    Храм Совести – душа, а не рассудок;
    она же в этом храме божество…
    Удел рассудка – похоть и желудок,
    у Совести в духовном старшинство'
Чтоб ду́шу мы грехо́м не запятнали,
приглядывает Совесть с высоты…
Без Совести нет чести, нет морали,
сочувствия, любви и доброты
    Суть Совести премудро многосложна:
    она судья, свидетель, поводырь…
    Всевидяща, строга и непреложна,
    как Богом данный каменный "псалтырь"
Заметил, что невольно возвратился
к священным артефактам с гор Синай…
Философ в демагога превратился:
не слышишь Совесть – Библию читай!
    Посыл мой далеко не богословский
    направлен всем, и даже палачу:
    религия должна быть философской,
    при этом идиоту по плечу
Не слепо-догматично богомольной,
а чувственно-духовной наяву…
Не нужен никому обряд фривольный,
коль Совесть имманентна большинству'
    Познавши Зло, Адам ославил душу;
    с тех пор она блаженства лишена…
    Творец решил: "Сценарий не порушу!
    Влечение ко Злу – людей вина!"
Приставил к "чадам" Совесть вместо няни,
чтоб жили под опекой всеблагой,
забыли об адамовом изъяне
и Князя тьмы не стали бы слугой
    Госпо́дь далёк, для нас недосягаем;
    а Совесть рядом, словно чуткий страж…
    Мы ду́ши наши Совести вверяем,
    почтим её как Высший Арбитраж!
Послесловие:
Послесловие добавлено после общения с читателями с целью снять прозвучавшие вопросы.
 
     Согласен с мнением некоторых Читателей, что в опусе "Душа и Совесть" не достаёт строгого распределения ответственности (ролей и функций) между Богом, Совестью, Душой и Рассудком, которых я упоминаю в своих рифмованных откровениях. Я исходил из обобщенной компиляции канонических богословских представлений: управляющее начало – Бог, который через интуитивное сознание (условно назову его Разумом) посылает организующие рекомендации и подсказки (вплоть до прямых указаний) Совести, Душе и Рассудку только когда требуется его вмешательство. Пытался найти подтверждение такому распределению ролевых функций у общепризнанных научных авторитетов, но напрасно... Да простит меня Читатель за "антинаучный" подход!
     О Совести, как суверенной сущности – ничего определенного выяснить не удалось, кроме её божественной природы (тут множество сторонников обнаружилось). Психоаналитики (К. Лейбниц, К. Юнг, З. Фрейд) даже существование души опровергают… А Кант, например, заявил: "…душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция…". Что такое "внутреннее чувство", где и как оно возникает? – Опять нет ответа. Чем я удовольствоваться не смог, и обратился уже к богословам (например, Ф. Аквинский и др.). Если изложить их суммированные представления, причём предельно схематично, то Душа есть триединая, самостоятельная, мыслящая сущность, состоящая из нижеуказанных функциональных органов:
     1) разум Души – мыслящая, познавательная, решающая, планирующая и руководящая функция;
     2) сердце (или нерв) Души – чувствующая, эмоциональная и деятельная функция. Проводник душевной энергии и указаний от воли к разуму Души и обратно;
     3) воля Души – наши вожделения, желания, мечты. Энергетический (волевой) импульс Души, передаваемый через сердце (нерв) к разуму Души.
     Области приложения разума Души: "внутреннее" слово, интуиция, память, сны, добродетели (Совесть, Справедливость, Честь, Мораль). Поскольку Совести в этом перечне понятий мудрецами отведено особое место, как проводника воли Творца (голоса Бога), то и я отвёл ей "божественную" роль в Душе; а остальным добродетелям – второстепенные роли. Да простит меня Читатель за схематические трактовки уважаемых богословов!
     И последнее… Наш Рассудок (логос, мозг, интеллект, сознание), согласно тем же представлениям богословов, может получать (если заслуживает) прямые рекомендации и подсказки от Разума (не путайте с разумом души, упомянутым выше), как посредника между Богом и человеком. Условно, Разум у богословов называется голосом Бога, внушением свыше, озарением, интуицией и т.п. Свои организующие указания от Разума получает и Душа. При этом Душа и Рассудок независимы друг от друга, выполняют только свои, предписанные им функции, но, порой, конкурируют между собой. Зоны ответственности и функции Рассудка "приземленные" и вспомогательные: язык, наука, искусство, эрудиция, управление телом и его потребностями и т.п.  Как-то так, если кратко…
      Кто-то обвинит меня: антинаучно! А я возражу: зато изящно, просто и понятно! И тут самое время передать привет атеистам и агностикам, к коим себя не отношу! Своё отношение к религии я определяю как "верующий агностик", поскольку верю в некий вполне конкретный Высший Разум, управляющий нашими душами и рассудками. Более того, я уверен, что истинно верующих в Бога людей крайне мало, если они вообще есть, поскольку вера в Бога — это не слепое следование догматическому учению, а вечный процесс постижения Бога и его Провидения, который не может быть завершён никогда. При полном познании мы стали бы равными Творцу, а это при нашем примитивном уровне развития исключено. 
Истинно верующие живут бескорыстно, созидательно и жертвенно; и по-другому жить просто не могут. А есть ли такие среди нас?
Обсуждение
15:55 24.03.2026(1)
1
Владимир Горай-Борецкий
Иван, судя по Вашей личной странице, мы одного поколения. Мне пришелся по душе Ваш "опус". Тема очень близка мне и волнует так же, как и Вас. Сейчас не готов участвовать в размышлениях, просто хочу сказать спасибо за работу! Считаю, как и Вы, что она принесет пользу читателям - даже если они, хотя бы, просто задумаются над затронутыми понятиями. Творческих успехов!
19:36 24.03.2026(1)
Иван Браун
Спасибо, Владимир, за вполне себе полноценный отзыв! По сути Вы уже всё сказали: полезно Читателю даже если он просто задумается... Я ведь никакой истины не открываю, только лишь заостряю внимание на вопросе в несколько эпатажной форме.
13:01 29.03.2026(1)
1
Эпатажа я здесь не увидел.
13:10 29.03.2026(1)
1
Иван Браун
Ну, например, мне ранее попеняли за строки:
...Не слепо-догматично богомольной,
а чувственно-духовной наяву…
Не нужен никому обряд фривольный,
коль Совесть имманентна большинству'...

Чем не эпатаж? Можно бы как-то и поделикатней выразиться... Можно и к другим строчкам предъявить претензии
13:27 29.03.2026
Это уже явно необоснованные претензии.
15:17 28.03.2026(1)
1
В общем, все правильно написано! Слишком многие, к сожалению, ставят разум выше души и совести. Когда душа черствеет, а совесть притупляется, остается надеяться лишь на разум, что многие и делают. Но совесть - не абстракция, это голос Божий в каждом из нас, позволяющий нам различать добро и зло. Вот только мораль "успеха", которая нам навязывалась долгие десятилетия, не позволяет жить по совести. Принять ее хотя бы частично - значит пойти против совести, за что неизбежно придется расплачиваться, и расплата будет страшной. А ведь очень многие идут против совести, чтобы "вписаться в систему" и соответствовать "рыночным" реалиям! Кто-то может даже осуждать это у других, но не замечать за собой, что тоже часто бывает, к сожалению. Соблазнов слишком много, и далеко не все могут устоять перед ними!
00:33 29.03.2026(1)
1
Иван Браун
Спасибо, Кирилл, за содержательный комментарий. Вы правильно поняли суть моего опуса. Рассудок не должен превалировать над душой. А совесть не должна игнорироваться ни рассудком, ни душой, поскольку это неизбежно будет наказано на Высшем Суде, если ранее не состоится добровольное покаяние. У Вас об этом хорошо было сказано и ранее в Вашем эссе "Почему не все могут жить по совести". У меня, кстати, тоже есть опус "Дилемма Понтия Пилата",
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=592626
в котором я на примере всем известного исторического события показываю , чем может закончиться игнорирование собственной совести.
Под влиянием Вашего комментария решил немного подправить свое послесловие к опусу, сделать его более однозначным и воспринимаемым. За что Вам спасибо, Кирилл!
12:52 29.03.2026
Большое спасибо за понимание, Иван!
12:39 01.02.2026(1)
1
Надежда Шереметева - Свеховская
Прекрасная, совестливая, аналитическая работа  в силу строения ума личности!
А он на переднем плане ваши произведений. 
И это  путь "Аристократа духа".
Сколько бы здесь не было размышлений вокруг, они всегда бесполезно беспочвенные. 
В них нет, и не может быть единого умения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, а потому и объяснять.
Я прошла долгий путь исследуя те ж больные вопросы, и вот к какому выводу меня привел мой организм: 

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=208123
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=566510
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=203727
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=537640
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=414492&ysclid=ml3ka8ip2x447936488
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=566510
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=409668
Если кому-то интересно.
С любовью к личности!
19:29 01.02.2026(1)
1
Иван Браун
Ознакомился со всеми Вашими трудами по ссылкам. Удивительно соответствуют моим собственным установкам и убеждениям.
Это говорит лишь о том, что мы оба близки к той самой непостижимой конечной Истине. А иначе -- откуда такое совпадение?..
Рад, и ещё раз, рад!.. Душу мою сумнящуюся Вы несколько умиротворили!
23:49 09.01.2026(1)
1
Изложенное Вами, Ванечка, очень имеет глубокие корни.
На бумаге не вместить тонкости... Подобная тема,
волнующая всех думающих людей, предполагает
личный разговор, в котором если возникают вопросы,
на них человек отвечает, соглашаясь или отстаивая
своё мнение. Т.е разговор не пятиминутный... и, несомненно
с человеком, которого видишь, слушаешь, и, воспринимаешь,
каждое слово его немного иначе.

Чтобы как-то ответить на вопросы сии, я (повторюсь)
обращаюсь к трудам Бехтеревой и Черниговской.
Лекции их не просто интересны, они очень полезны.

С Рождеством и Святками!






00:16 10.01.2026
Иван Браун
Спасибо, Наденька, за вдумчивый комментарий! 
Мнение нейрофизиологов, конечно, ценно и полезно для применения в житейской практике... 
Но строгие понятия и прелесть лирики с её душевным наитием и эмоциональным окрасом зачастую плохо совместимы
00:38 20.12.2025(1)
1
Иван, не буду врать, что с первого захода разобрался в представленном описании. Не разобрался, мне конструкция показалась сложной для понимания, не уложились все категории и описания в цельную картинку. Попробую позже вернуться к тексту и послесловию. Пока спрошу о том, за что зацепился.

Области приложения разума Души: "внутреннее" слово, интуиция, память, сны, добродетели (Совесть, Справедливость, Честь, Мораль).

Можно подробнее о снах и памяти? Какова их роль здесь? Спрашиваю, потому что сновидения - область моего интереса, а что такое память (и почему дневная и сновиденная память у нас почти не пересекаются) пытаюсь разобраться давно (и безуспешно).

И ещё: Совесть она у каждого своя (как правда, и есть ли у нее единица измерения, градации) или общая для всех и неделимая? Представляется, что если бы все по единой эталонной совести жили, никаких разночтений, разномнений, споров и конфликтов у людей вообще бы не возникало. Беда в том, как мне кажется, что в силу индивидуальной генетики каждый из нас и индивидуальным интерпретационным аппаратом обладает, искажая вообще всю поступающую через органы чувств информацию. Поэтому столько нагромождений вокруг простых, казалось бы, вещей/понятий возникает и, как следствие, невозможность договориться.
01:25 20.12.2025
Иван Браун
Вы, Константин, слишком хорошо обо мне думаете... Я и сам в предположениях и догадках о взаимоотношениях Души, Разума и Рассудка блуждаю. А у души, как утверждают некоторые богословы, еще и свой разум (наряду с сердцем и волей) имеется. Об этом в послесловии кратко сказано… А опус сочинил, как говорится, по наитию.
Уже после написания опуса и посыпавшихся вопросов читателей попытался для себя некую структурную схему информационного и эмоционального взаимодействия Творца (Высшего Разума) и Человека "нарисовать"... Но здесь, в ленте, она явно не поместится, поделиться вряд ли получится, разве что на личную почту в виде табличного документа Word (текстовое изложение малопригодно, путанным получается). Кстати, на Фабуле ни у кого текстовых таблиц не видел (предполагаю, встроенный редактор их не поддерживает). Даже, если и получилось бы выложить на Фабуле свои измышления отдельной заметкой в формате структурно-табличной схемы, опасаюсь, что засмеют, скажут фантазер и дилетант, в лучшем случае.
А Совесть, Вы правы, скорее всего, у каждого своя... Конечно же, есть и универсальная, как десять заповедей божьих, но каждым трактуется и реализуется в меру индивидуального восприятия и ответственности. На этом, пожалуй, завершу свои разглагольствования... Слишком всё это сложно для меня... Тут уже доктора нейрофизиолога Наталью Бехтереву на помощь призывать надо.
О снах и сновиденной памяти вообще всерьёз не задумывался. А в опусе ограничился своими сомнительными представлениями о сущности и функциях Души и Совести

22:45 07.10.2025(1)
Алена Вока
Очень понравилась работа!
03:08 08.10.2025
Иван Браун
Когда сотворил, и самому понравилось... Теперь же понимаю, что сей опус есть лишь жалкая попытка понять и донести до Читателя в эпатажной манере нашу, чад божьих, сакральную сущность... Но, тем не менее, рад, Алёна, что плод моих досужих размышлений (точнее, игр рассудка) оказался востребованным. 
Для того, наверное, и пишем... Спасибо за одобрение!
12:30 05.10.2025(1)
1
Tatjana  Demareckaya
Иван, доброго Вам времени суток!
 Вы затронули оч. интересную  тему, но я не смогу дать развёрнутый ответ. 
Кратко высказаться  - это слишком  сложно! 
Хотя мне очень  хочется высказать своё мнение, но у меня просто нет времени, 
чтобы рассказать обо всём, что я думаю по 
этому вопросу.
 Согласна с Вами. что Высший Разум существует! 
Благодарю Вас за интересное творчество! 
Желаю успехов и в дальнейшем!
20:57 05.10.2025
Иван Браун
Благодарен Вам, Татьяна, за одобрение моего скромного труда.
Верите в существование Высшего Разума? -- Уже благо! Кто-то ведь запрограммировал построение структуры нейронов нашего непростого мозга?.. В бесконечной Вселенной вполне вероятна, пусть даже "случайная", организация еще более сложной мыслящей структуры, называемой нами Творцом... А управлять самой собой -- это ведь и скучно, и бессмысленно... Вот Он (Творец) и занимается нами чтобы на "свихнуться" ненароком... Кстати, я тут немного порассуждал на эту тему в другом своем опусе "Завет заблудшим"
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=547297
Хотя вряд ли нам удастся доказать существование Высшего Разума... Но верить так хочется!
13:53 27.07.2025(1)
1
Очень понравилось Ваше произведение, оно не знаю правильно ли с моей стороны его отнести к агностицизму? Но лично я, придерживаюсь такого же мнения. Вера, истиная вера, находится в совести человека это и есть Бог внутри нас. Опять же, это моё мнение. 
14:13 27.07.2025(1)
Иван Браун
Спасибо, Илья, за одобрение моего скромного опуса! Отвечая на Ваш вопрос скажу: ни атеист, ни агностик...
Пожалуй, верующий атеист, поскольку верю в некий вполне конкретный Высший Разум, управляющий нашими душами и рассудками. Подробней об этом я сказал в своем послесловии. А Совесть, как мне представляется, есть духовное, сверхприродное начало в человеке. Кто-то сказал, что Совесть - это голос Бога внутри нас
14:19 27.07.2025
1
Если меня спрашивают: вы человек верующий? — я отвечаю: я агностик, я человек не религиозный, хотя философская сторона религии меня очень интересует и уже много десятков лет. – Александр Клейн.
16:09 24.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Стихотворение с переосмыслением духовных ориентиров. Оно требует вдумчивого чтения и открытости к нестандартным взглядам. Напишу лишь о первых впечатлениях.
Иван, ты возвышаешь Совесть до уровня личного Бога, при этом отказываясь от внешней религиозной атрибутики. Это напоминает стоическую философию, где внутренняя добродетель есть высшая ценность.
Отмечу, что резкие формулировки и критика религиозных обрядов могут вызвать отторжение у верующих, даже если ты не ставил цель оскорбить кого-то. Баланс между критикой и уважением к традициям всё таки тонкая грань.
Ироничные нотки: «религия должна быть философской, при этом идиоту по плечу» — это остроумный укол в сторону догматизма, который делает текст живым и дерзким. Мне понравились твои размышления, оригинальная концепция и мораль.
20:06 24.07.2025(1)
1
Иван Браун
Спасибо, Ирина, за внимание к моему скромному опусу!
Не перестаю удивляться твоей эрудиции… О стоиках я, конечно, что-то слышал, но пришлось заглянуть в инет: оказалось, что в стоицизме есть направление, близкое мне по убеждениям. Оказывается: я стоик! 

Не подозревал… Спасибо за подсказку, Ирина!
Что касается неприятия верующих, согласен, есть вероятность возмущения. И это уже происходило пару раз, 

в форме легких нареканий… Пришлось объясняться… Публика у нас понимающая, до жалоб на меня дело не дошло
21:57 24.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Да какая там эрудиция. Просто в какой-то момент я увлеклась стоицизмом. Не из стремления к мудрости, а скорее из любопытства. И неожиданно многое в их философии оказалось мне близким. Мне импонирует их стремление к внутреннему спокойствию, умению принимать события такими, какие они есть, без лишней тревоги или сопротивления.
Стоики ведь не обещают, что всё будет хорошо, они просто говорят, что даже если всё пойдёт наперекосяк, ты всё равно можешь сохранить себя. Это мне кажется по-настоящему сильным. Их идея жить в согласии с природой и быть честным с собой — звучит просто, но работает. 
Даже в романтике стараюсь не терять голову, хотя сердце иногда подсказывает: «А может, всё-таки потеряй? Хотя бы чуть-чуть». Но я держусь. Стоик во мне шепчет: «Не драматизируй, просто люби», а сердце просит глупостей, драмы и чтобы кто-то стоял под моим окном с гитарой, желательно в три часа ночи, желательно не фальшиво.
Я шучу. Захотелось разбавить серьёзные разговоры самоиронией 
07:28 25.07.2025
1
Иван Браун
В твоих рассуждениях, Ирина, чувствуются отголоски твоего увлечения стоицизмом. Пусть даже не "увлечения", а "интереса"…
Всё правильно: ничто не может быть приятней и полезней, чем рассудочность и самоконтроль, которые "на безрыбье" могут заменить нам счастье (которого, как известно, "нет на белом свете "). Нужно лишь прислушиваться к себе, и уметь слышать окружающих.
Погруженность в себя и самоконтроль вовсе не исключают благоприятные эмоции, такие как дружба, сострадание и благодарность; но оберегают от эмоций бесполезных и разрушительных, как гнев, зависть, алчность и т.п.
Но самое ценное в стоицизме даже не то, что он позволяет чувствовать себя психически комфортно и безопасно, а в том, что его практики (а он не столько "философия", сколько прикладное учение) помогает тебе стать лучше и в собственных глазах, и глядя со стороны
22:46 05.06.2025(1)
1
Святослав Егоров
Приветствую.
Думаю, что у каждого человека, свой собственный Бог.
Ибо каждый Его представляет по своему.
Критерии, по которым работает совесть-- отсылка к Библии и добру, тоже верна.
Я как то размышлял, что полной подмене понятий, что есть добро и зло, может взрасти поколение людей , уверенных, что добро это плохо, а зло --хорошо.
И вот это то, действительно страшно...
К сожалению, я вижу, как полюса добра и зла меняются местами в реальности...
На этом фоне, это стихотворение имеет вес и призывает к размышлению, что несомненно радует
07:10 06.06.2025
1
Иван Браун
Привет, Андрей! Рад твоему визиту!
Ты прав: тема будто бы избитая, но не мешает лишний раз напомнить заблудшим (и не только юному поколению) о суверенной сущности Совести и поразмыслить о её удивительной, и сказал бы – божественной природе. Одними только условными и внушенными моральными устоями трудно объяснить деятельную и управляющую силу Совести.
В. С. Соловьёв – религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист говорил: "Совесть – это социальный стыд, а стыд – это природная совесть". С чем я не вполне согласен. Мне представляется, что Совесть есть духовное, сверхприродное начало в человеке, и она совсем не социального происхождения. Скорее социальное влияние искажает совесть. Совесть и есть та глубина человеческой природы, на которой она сохранила связь с Божественным миром.
Не помню, кто сказал: честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. С этим готов согласиться
Книга автора
Поэзия и проза о Боге 
 Автор: Богдан Мычка