Предисловие: Внемлите Совести своей!
Она самим Творцом ниспослана Вам!
Покаюсь, я есть нехристь и безбожник,
но верую я в "бога" своего…
Этического кодекса заложник,
я вижу в нём с религией родство
Мой "бог", друзья – моя родная Совесть;
не нужно ни икон, и ни церквей!
Важна Мораль – святых Скрижалей повесть,
но нет канона Совести важней!
Злодея побуждая стать моральным,
"Имей же Совесть, грешный!" – говорим…
Мы к чувствам обращаемся сакральным;
апломб рассудка вряд ли исправѝм
"Храм" Совести – душа, а не рассудок;
она же в этом храме божество…
Удел рассудка – похоть и желудок,
у Совести в "духовном" старшинство'
Чтоб ду́шу мы грехо́м не запятнали,
приглядывает Совесть с высоты…
Без Совести нет чести, нет морали,
сочувствия, любви и доброты
Суть Совести премудро многосложна:
она судья, свидетель, поводырь…
Всевидяща, строга и непреложна,
как Богом данный каменный "псалтырь"
Заметил, что невольно возвратился
к священным артефактам с гор Синай…
Философ в демагога превратился:
не слышишь Совесть – Библию читай!
Посыл мой далеко не богословский
направлен всем, и даже палачу:
религия должна быть "философской",
при этом идиоту по плечу
Не слепо-догматично богомольной,
а чувственно-духовной наяву…
Не нужен никому "обряд" фривольный,
коль Совесть имманентна большинству'
Познавши Зло, Адам ославил душу;
с тех пор она блаженства лишена…
Творец решил: "Затею не порушу!
Влечение ко Злу – людей вина!"
Приставил к "чадам" Совесть вместо няни,
чтоб жили под опекой всеблагой,
забыли об "адамовом" изъяне
и Князя тьмы не стали бы слугой
Госпо́дь далёк, для нас недосягаем;
а Совесть рядом, словно чуткий страж…
Мы ду́ши наши Совести вверяем,
почтим её как Высший Арбитраж!
|
Послесловие: Послесловие добавлено после общения с читателями с целью снять прозвучавшие вопросы.
Согласен с мнением некоторых Читателей, что в опусе "Душа и Совесть" не достаёт чёткого распределения ответственности (ролей и функций) между Богом, Совестью, Душой и Рассудком. У меня иерархия простая: управляющее начало – Бог, который по сокрытым от нас каналам (условно назову их интуитивным сознанием, или Разумом) передаёт готовые решения Душе, Совести и Рассудку.
Пытался найти подтверждение своей "идеи" у общепризнанных авторитетов, но напрасно... О Совести, как суверенной сущности – ничего определенного, кроме её божественной природы (тут множество сторонников обнаружилось).
Психоаналитики (К. Лейбниц, К. Юнг, З. Фрейд) даже существование души опровергают… А Кант, например, заявил: "…душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция…". Что такое "внутреннее чувство", где и как оно возникает? – Опять нет ответа.
Чем я удовольствоваться не смог, и обратился уже к богословам (например, Ф. Аквинский и др.). Если изложить их "суммированное" представление, причём предельно схематично, то Душа есть триединая, самостоятельная, мыслящая сущность. Её составляющие силы:
1) разум Души – мыслящая, познавательная, решающая, планирующая и руководящая функция;
2) сердце (или нерв) Души – чувствующая, эмоциональная и деятельная функция. Проводник душевной энергии и указаний от воли к разуму Души и обратно;
3) воля Души – наши вожделения, желания, мечты. Энергетический (волевой) импульс Души, передаваемый через сердце (нерв) к разуму Души.
Области приложения разума Души: "внутреннее" слово, интуиция, память, сны, добродетели (Совесть, Справедливость, Честь, Мораль). Поскольку Совести в этой "иерархии" мудрецами отведено особое место, как проводника воли Творца (голоса Бога), то и я отвёл ей "божественную" роль в Душе; а остальным добродетелям – второстепенные роли.
Да простит меня Читатель за вольные трактовки!
И последнее, наш Рассудок ("логос", мозг, интеллект, сознание) у богословов "живёт" особняком, не имеет прямой горизонтальной связи с Душой, и является лишь помощником Разума человека, который одновременно является "глазами и ушами" Души, и получает указания (озарения, внушения свыше) только от Высшего Разума (Творца) через ангелов-посредников (условно). Разум иерархически выше и Души, и Рассудка. Зоны ответственности Рассудка "приземленные": язык, наука, искусство, эрудиция, управление телом и его потребностями и т.п.
Как-то так, если кратко.
|