* … два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти.
Монах Филофей (ок.1465, Псковская республика — 1542, Московское княжество) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва — Третий Рим». Что он думал, когда это сказал? или мог подумать, и вот аннотации: Филофей использовал апокалиптический образ бегства Жены, облечённой в солнце, от дракона в качестве одного из обоснований концепции перехода преемства. (Жена, облечённая в солнце, скрывается в пустыне от дракона. Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского, старообрядческая иллюминированная рукопись XVI века). В «Изложении пасхалии» речь идет не только о сравнении, но и о противопоставлении — Москва, как «последний» «град Константина» сменяет первый центр мира, Константинополь, павший в 1453 г. под ударами турок (и «изрушившийся», как утверждали русские полемические памятники, уже после унии 1439 г.); она становится единственным православным центром мира.
Да уж. Концепции перехода преемства, чего?
Тезис изложен в его письме дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу - предполагаемому отцу Ивана Грозного. На самом деле у Василия не было детей 20 лет, пока вторая жена Елена Глинская (рода Комнинов и Раецкая по бабушке) не понесла - от Оболенского, почему нет? Дело не в том, а времена напомнить и откуда герб Византии, и откуда рубль пошёл в 100 копеек, а вскоре сменилась династия на Романовых и, кто кому присоединялся с похмелья, уже вопрос не философский, а риторический. Целые тома написаны по одной строке. Чудо.
*сюжет о Чуде из Старой Ладоги вполне по теме
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=551825
*фото: вид на Псковский кремль через реку Великую
08.08.2024, Санкт-Петербург