Стихотворение «Выбираю Волю»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Свободолюбивая лирика
Темы: волюшка вольная
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 96
Читатели: 785
Дата:
Предисловие:
Идея написать это предисловие принадлежит помредактора прозы Ирине Гасниковой, за что я ей весьма благодарен.

Недавно впечатлился эссе "ВОЛЯ И СВОБОДА" кандидата исторических наук, философа, Сергея Васильевича Арапова, которую легко найти в сети. В эссе доступно и аргументировано излагается различие очевидных, на первый взгляд, понятий "Свобода" и "Воля". Понятия будто близкие, синонимичные, но, выясняется, что это большое заблуждение! Отмечу, что С.В.Арапов не выступает против Свободы, как явления или состояния, в принципе, но понимает её как "детство" (через которое проходят и человек, и общество, и государство) той самой Воли, к которой следует стремиться.
Если кратко изложить суть эссе С.В. Арапова, то свобода, в нынешнем извращенном понимании – это губительная вседозволенность; а воля, какой она должна быть в идеале – это священное право индивида на разумный и ответственный выбор в сложных житейских ситуациях, никому не вредя, и себе – тоже.  
Под впечатлением от эссе загорелся сделать из него краткую поэтическую "выжимку". Что получилось, судите сами

Выбираю Волю

Волюшка-вольная – термин магический –
дýшу волнует давно…
Слово "свобода" – синоним фактически –
но не прельщает оно…
     Сёстры родные, как будто, в дуэте
     только на первый пригляд…
     Демон Свободу стигматом пометил…
     Будь он за это треклят!
Фактором внешним бывает Свобода –
рабской души кукловод…
Внутренний зов – это Воли природа,
компас её – небосвод
     Мне говорят: ты свободен от рабства,
     вот он единственный путь!
     Чувством шестым ощущая лукавство,
     хочется мимо свернуть
Выбор с подсказкой, увы – это рабство!
Мне подавайте простор!
Воля не терпит диктата похабство,
действует наперекор!
     Странно мне: Совесть вдруг стала свободной,
     ей не указ и сам Бог!
     Следом Мораль тоже станет немодной,
     кодекс Свободы не строг…
От Справедливости, Чести и Веры
нас отлучают давно…
Будь же свободен! – вопят изуверы –
Кто тебе скажет: грешно!
     Лжива, коварна Свобода-блудница,
     ей не доступен резон…
     С чёртом рогатым готова сродниться,
     лишь бы взобраться на трон
Воля, напротив – блаженная птица;
Воле господство не в масть…
Истины, Совести, Меры царица,
Воля – Души нашей страсть!
Послесловие:
Если сделать идеологическую "выжимку" из моего опуса, то скажу кратко:
 
Свобода, озаряющая мир* –
циничный символ меркнущей эпохи…
Глобало-либерасты правят пир,
на трон взобрались злые скоморохи…

 
* под образом "свобода, озаряющая мир" я имею в виду всем известный символ свободы – статую Свободы в Нью-Йорке, имеющей аналогичное название
Обсуждение
14:35 17.10.2025(1)
1
Спасибо за стихотворение, Иван. Статью Арапова прочел, она довольно интересная, но для понимания не простая. Свобода - как вседозволенность. Интересный подход. Т.е., человек, ограниченный законами государства и собственными нравственными установками, не свободен по определению? Попытался понять, что сам воспринимаю как свободу. Ответилось: отсутствие обязательств. А так как обязательствами нас жизнь связывает (иногда в узел), получается, что, как ни крути, свободы нет у человека. Если, по Арапову, Свобода - это, в т.ч. свобода "от Меры, Правды, Совести и Справедливости", к чему нам такая свобода, это уже нечто извращённое. В некоторых вопросах, мне кажется, чем меньше слов - тем меньше путаницы в умах.
17:39 17.10.2025
Иван Браун
Рад, Константин, что Вы настолько вдумчиво восприняли мое скромное творение. 
Кстати, Вы, пожалуй, второй из всех моих Читателей, кто удосужился ознакомиться с эссе С. В. Арапова. 
Вы всё правильно поняли: если связывающие нас законы и обязательства воспринимаются нами как разумные, оправданные, необходимые и добровольно на себя принятые, то это уже не имеет отношения к понятию Свобода... Это и есть та самая Воля, к которой следует стремиться по Арапову. Я его так понял. А насколько доходчиво изложил -- судить Читателю.
Спасибо за визит и одобрение!
23:42 08.10.2025(1)
Алена Вока
Хорошо написано! Глубокое содержание!
00:31 09.10.2025
Иван Браун
Спасибо, Алёна! 
Рад Вашему очередному визиту и одобрению моего скромного творения
00:09 22.07.2025(1)
1
Ванечка, усмотрела отсутствие отклика своего, проходясь вновь
неспешно по публикациям...
Темы, Вами поднимаемые  очень глубоки содержанием,
и вызывают интерес прежде всего тем, что изложены в 
поэтической форме, а не обычной прозой - раздумьем.
Не буду говорить, что уже говорено здесь.
Искренне жаль, что из-за чьего-то недопонимания, Вы
не выставляете  произведения, убирая их в стол.

Публика на сайте разная, имеются, как доброжелательные авторы,
так и просто тролли...
Есть люди искренне уважающие Ваше творчество и ждущие новинок,
но не следует забывать и о тех, кто готов искать слабости...

Понимаю, что мало личного времени... и всё же. Публикуйте!

С глубоким уважением,
18:32 22.07.2025
Иван Браун
Благодарен Вам, Наденька, за одобрение и ободрение!
Вы, Наденька, сами ответили на все вопросы. Но всё же попытаюсь коротко ответить на Ваш призыв!
Банальности писать не хочется (их уже с избытком), а по-настоящему оригинальных творений, способных удивить или порадовать Читателя, готовых к публикации у меня сейчас нет. Старые наброски и новые идеи некогда оформить. Да и стремления особого не ощущаю, поскольку никого здесь на Фабуле я не убедил, не просветил, по-настоящему не порадовал.
Напротив, нашлись доброжелатели-мозгоправы (тут без обид) и откровенные хайтеры, которые излечили меня от латентного тщеславия и закабаляющей графомании, которые лишь время крадут. За что я им искренне благодарен.
Спасибо, Наденька, за визит и пожелания! Творческого настроя Вам!
13:35 17.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Иван, какое интересное и философски насыщенное стихотворение!
Ты мастерски противопоставил два понятия — свободу и волю, вскрывая их глубинные различия и культурные искажения. Поэтическая речь провокационна, аналитична и эмоционально заряжена. Мне особенно нравится тематическая глубина: свобода, оторванная от совести, превращается в хаос, в то время как воля остаётся связанной с истиной и душой.
И у меня есть предложение по стилистике. Ты уже сделал пояснение в послесловии, и оно очень важно. Возможно, стоит оформить его как предисловие, чтобы читатель сразу понял, что речь идёт о воле как праве выбора, а не о воле как силе характера. Это усилит восприятие и снизит риск недопонимания.
19:35 17.07.2025
1
Иван Браун
Пожалуй, ты права, Ирина. Избалованный, изнеженный Читатель уже в первых строках надеется найти простые ответы на сложные вопросы, или попросту не понимает о какой такой "Воле" речь... И найти в инете эссе С.В. Арапова "ВОЛЯ И СВОБОДА" далеко не все удосуживаются, тем более, что она у меня упоминается в послесловии, до которого не каждый добирается, заблудившись изначально в стихе. А в ней очень доходчиво разъясняется принципиальное различие понятий: свобода, в нынешнем извращенном понимании – это вседозволенность; а воля, какой она должна быть в идеале – это возможность разумного и ответственного выбора. Ответственного, исходя не только из сиюминутного, эгоистического, корыстного (иногда – низменного) интереса, но долговременного своего и общественного, никому не вредя, и себе – тоже.
Подумаю над твоим, Ирина, советом о стилистике подачи идеи
12:25 15.06.2025(1)
1
Лёха Длинный
Не ветер вольный, что ломает клены,
Не буйный шквал, что сеет пустоту —
Воля — огонь у кузнеца вселенной,
Кующий и Истину и Честь и Красоту!

Хорошие стихи, свобода понятие приобретенное, свободный обычно от чего-то, у Русских же вольный.
15:09 15.06.2025(1)
Иван Браун
Спасибо за экспромт в тему, Алексей!
Не уверен, что мне удалось передать основную идею: свобода, в распространенном понимании, это, зачастую, вседозволенность, а воля -- возможность разумного, осознанного и ответственного выбора. Но еще раз переписывать нет желания. От более "широкой" исходной версии опуса после правок уже и так мало чего осталось.
Лучше, чем С.В. Арапов в его эссе "ВОЛЯ И СВОБОДА", о сути понятия Воли сказать трудно. Но идею Вы уловили правильно.
16:18 15.06.2025
Лёха Длинный
20:24 12.09.2024(1)
Марго
Аполитичный  вы наш, пора бы уже выбрать сторону. С кем вы?
А то, как мигранты в Калининграде , будете требовать
Калининград отдать немцам и получать от немцев  большую компенсацию по безработице.
Почему бы нет? Не политичны же они, зато верят только в свой карман.
Только вот загвоздка. Разве они знают, что доплачивают всяким мигрантам ЕС со своих  колоний ?..
А РФ  ведёт антиколониальную политику. Опять политика? Ну куда ни глянь- везде она.
21:03 12.09.2024(3)
Иван Браун
Призываете: "стенка на стенку"? - Мне это не интересно... Не люблю я политику! Не нравятся мне бестолковые споры!
И при чём тут Калининград? Разве я его где-то упоминал? Нью-Йорк упоминал в послесловии... 
У Вас, Марго, какие-то странные ассоциации... Скажите открыто, чем я Вам не угодил?..
15:47 13.01.2025
Станислав Зарудний
Иван, я тоже в ЧС у Марго.... Эта женщина, который и нет 40 лет, но, она везде была и все знает...Не обращайте внимания...
21:29 12.09.2024(2)
Моряна (Галина Димитрова)
Не обращайте внимания, Иван, на это Марго/Сандра/Дилета/ Мона - это только то, что знают авторы сайта, которые тут не первый год.
Я там в ЧС, поэтому пишу здесь: пусть заткнётся насчёт Калининграда. Не ей (а может, ему) судить о нашем российском регионе. А что бестолково - это Вы совершенно правильно подметили. Все посты как под копирку. Вы совершенно правы - Калининград тут совершенно ни при чём.
23:04 30.11.2024(1)
1
Станислав Зарудний
Скажу кратко,  полностью согласен с Вашим мнением на счет Марго... Амбициозная дама до ..... а от роду этой Лизы еще и 40 лет то нет, я представляю, какая она будет лет в 60.... Хай бог милует такого оппонента.....
00:20 01.12.2024
-1
Моряна (Галина Димитрова)
Я думаю, это просто очередная маска.
21:50 12.09.2024(1)
1
Иван Браун
Спасибо, Галина за моральную поддержку и оценку. Помнится, я уже заглядывал в Вашу страничку... Надо бы освежить в памяти...
22:21 12.09.2024(1)
-1
Моряна (Галина Димитрова)
Заходите! Всегда рада.
22:32 12.09.2024
Иван Браун
Спасибо! Непременно!
21:20 12.09.2024(1)
Марго
))Бестолковые споры о политике ведут популисты в сми)) Нужно выбирать сторону- пришло время.
Аполитичность меня убивает. Не знают куда бежать и что делать. Вот и весь фокус))
Война уже началась. А могли бы сразу сдаться глобалистам ещё в 2000 году, когда
мне объяснили чинуши всё. Данной власти ещё не было.
А баррикады Ельцина уже были в 90 тых. Был уже переворот...и РФ стала колоний Штатов.
Вот я и принялась следить за событиями. Что в РФ живу- благодарна Создателю.
Это и есть моя политика)) Разве что то лишнее я сказала? Зато знаю, куда смотреть.
Я не против политики и выбираю сегодняшнюю власть.
А вы, аполитичный)) Значит...пустой, как железный бидон))
21:46 12.09.2024(1)
Иван Браун
Марго, считайте, что я на Вашей стороне. Вам от этого легче? Железный бидон в Вашей "стенке" - прочное подкрепление!
22:04 12.09.2024(1)
Марго
Как можно говорить тут , что вы аполитичен, когда идёт война на выживаемость?
Не думаю, что те парни, что на СВО аполитичны. Но только за их спинами я спрячусь))
О, Моряна прискакала. Тоже аполитична и хочет Калининград вернуть немцам))
Не хило так тут выкобениваются со своей правдой....)))
22:15 12.09.2024(1)
Иван Браун
Когда я был молод, я готов был отправиться и в Афган, и во Вьетнам, и в Африку куда-нибудь, потому что просто верил государству, как и большинство... Но сейчас по возрасту уже не гожусь. А то бы и на СВО, может, отправился. Вас, Марго, это успокоит?
22:22 12.09.2024(1)
Марго
Зачем куда то идти воевать, если вы аполитичны?))) Не пишите тогда такую чепуху.
Политикой просто всё окутано. Или ты  ЗА или ПРОТИВ государства. Нет тут всякого разного....))
Верят же западники, что ВВП и ко нацисты? Посылают своих натовских наёмников нас убивать и
считают это правильным. Так что в политике нужно разбираться)
Пропаганда, тоже политика. А её даже тут море!)
22:32 12.09.2024(1)
Иван Браун
Вы не допускаете, что можно быть аполитичным и одновременно патриотичным? Вы уверены, что на СВО все поголовно политически подкованы? А Вы помните вообще, что такое политика? - "Поли тикос" - множество интересов... Вы хотите во всем разбираться? Но это невозможно, да и не нужно всем... Этим есть кому у нас заняться.
И вообще, правильно говорить об идеологической обоснованности, а не о политической целесообразности... Когда мы говорим: "аполитичен" - это о чём? - Видимо, об отсутствии принадлежности к политической группировке... Любая принадлежность к группировкам (партиям) мне претит, я самодостаточен, и не желаю плясать под чужие дудки. А идеология у нас по Конституции отменена. Дома молись кому угодно, а на публике - извини...
22:48 12.09.2024(1)
Марго

Вы не допускаете, что можно быть аполитичным и одновременно патриотичным?

Невозможно! Нужно кому то верить. Или в нацизм или идти против него!
СВО все поголовно политически подкованы?

Ещё раз говорю...нужно верить в своё дело, тогда проявляется Воля.
Не один раз слышала от СВОшников, что они воюют с нацистами , бандеровцами и не хотят
всё это оставлять внукам. Разве здесь не политика?
Зачем разбираться в сценариях и стратегиях? Одно хватит. Русофобия и нацизм. Санкции.
22:59 12.09.2024
Иван Браун
У ребят на СВО - не политика, а чистый патриотизм, чувство справедливости, обыкновенная человечность и некоторые азы идеологической подготовки! Любовь к родине, к семье, к своему народу, к земле своей наконец, которых надо защитить, и неважно от кого: от нуворишей, нациков или инопланетян. А у Вас винегрет какой-то, смешались в кучу кони, люди...
13:44 29.12.2024
Светлана Самарина
Воля нужна, когда есть дом, работа и мир.
23:25 16.10.2024(1)
1
Михаил Шубин
Интересное исследование и хорошо написано! А на нападки Марго не обращайте внимание. Она, как раньше говорили, – агитпроповский активист. Чему наслушалась из зомбоящика, то и повторяет без устали, т.к. "Партия – наш рулевой!"
00:19 17.10.2024(1)
Иван Браун
Спасибо, Михаил, за моральную поддержку!
Резонансный получился опус... Нежданно... А ведь и половины того, что хотел, не сказал... Решил "уложиться" в 50 строк.
А с Марго мы, надеюсь, не без пользы для обоих пообщались. Ещё трое оппонентов почему-то исчезли из комментариев, и при этом почему-то внесли меня в ЧС, хотя я отвечал им предельно корректно.
02:01 17.10.2024
Михаил Шубин
У меня с Марго и подобными ей аналогично.
01:07 17.10.2024
Интересная антитеза- воля и свобода. Синтез этой протвоположности- свободная воля.
Что касается Калиниграда,то наш ответ - искандеры- хотите сдохнуть за свой Кенигсберг? теперь он наш Калиниград.
Не надо было слушать своего фюрера. Был бы  Кенигсберг ,если бы слушали Бисмарка
21:53 23.09.2024(1)
Танцор
Превосходная работа! Браво!
23:10 23.09.2024
Иван Браун
Признателен за одобрение!