Стихотворение «Луч»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка редколлегии: 8.5
Баллы: 64
Читатели: 214 +2
Дата:

Луч

Не жалуйся, не бойся, не канючь,
и все напасти исповедуй молча;
и ты увидишь луч, что из-за туч
засветится как вектор среди ночи.

И он укажет непременно путь,
который приведет к дверям рассвета,
и вот тогда ни в коем не забудь
его создателя благодарить за это.

А кто создатель, может, это ты,
вернее часть тебя, что есть от Бога,
которая не терпит темноты
и ищет к свету верную дорогу?

Та часть во всех с рождения живет,
все дело только лишь в ее размере:
в одних - мельчает, а в других - растет;
и воздает свои лучи по вере.
Реклама
Обсуждение
01:28 16.03.2025(1)
Отче
Ой, да неслушайте этих дюже "грамотных" литературоведов! Эллипсис... Я вот только что узнал, что же это такое; полагал, что из области геометрии. Я идиот? Да нет же, просто мне насрать на всякие там дидактели и анапесты. И Вы забейте!
Пишите как чувствуете, как "на язык ложится"; любой художник—творец, демиург, бог, создающий свой, индивидуальный мир. Но... всегда найдутся "санитары", считающие своим долгом "очистить" поэтическую ойкумену от "мусора" и "говна".
Не обращайте внимания.
Вот что я однажды накалякал по поводу комментариев анафемаствующих "знатоков" литературы:
Велик и мо́гуч русский я́зык
у классико́в, пишу́щих сказок.
У поэто́в и прозаи́ков,
и классико́в, пишу́щих кни́гов.
Так воздадим члена́м Союза
за "ощутить" и "прикоснуться"
писателя́м и филоло́гам
взасос поцелова́нным богом.
Тот, кто читать могёт, тот знает—
читателя́м нужо́н алфа́вит.
Не зря придумана азбу́ка—
людя́м шоб понимать друг друга. 
19:11 16.03.2025(1)
Эль Эф
Знание теории не мешает оставаться творцом.)
21:59 16.03.2025(2)
Отче
Разумеется, не мешает. Но и помощи от этой "учёности", думаю не много. Если есть способности, то всякие "науки" отходят на второй план. Сколько самоучек и безграмотных крепостных мужиков становились великими художниками, писателями, изобретателями! А если б им мозги засрали всякими "заумностями" ещё в детстве, а? Вряд ли Черепанов придумал бы паровоз, зачитываясь трудами Ньютона и Архимеда. 
Гость05:01 17.03.2025(1)
Вряд ли Черепанов придумал бы паровоз, зачитываясь трудами Ньютона и Архимеда.

Естественно, зачем изобретателю паровоза знать про движение вытесняемой жидкости или, скажем, сжатие пара, а преодоление силы тяжести там вообще не при делах...
Кстати, братьев Черепановых было двое, а вдруг хоть один, да знал обо всём, вот ведь облом, правда?
14:39 17.03.2025
Отче
Да. Черепановых было двое. Вот только младшенький был слабоват умишком, лишь инструменты подавал да воду носил. А Вы, батенька, гляжу, до утра не спите; небось до пяти часов гуглили биографию Черепановых? А потом до шести, бог ты мой! Неужели желание пообщаться в сити столь велико? Или, не печатают,—так хотя бы здесь в комментах выложиться пополной? А? И заметьте, я в своих комментах пишу про "оных", Вы же, в своих—"про меня" (это называется переход на личности). Не красиво, батенька, негоже.
Аркадий Райкин некогда сказал: людям без чувства юмора надобно давать инвалидность. Обмозгуйте это изречение. До шести утра. Время есть. 
22:37 16.03.2025(1)
Эль Эф
А Вы почитайте их биографии, неучами они не были.
02:21 17.03.2025(2)
Отче
Ну про "неучей" это я конечно плеснул через край, утрировал так сказать. Я в том смысле, что врядли Демьян Бедный ковыряясь в навозе, заморачивался амфибрахиями,—небось и слова такого не знал. Просто писал от души, от сердца. Да и Маяковскому в ЦПШ вряд ли преподавали греческий дистих с агапе. И Пешков путешествовал по Волге с Букварём за пазухой (как Буратино, мать твою!). Так что "образованными" их вряд ли можно считать. Знать азбуку, таблицу умножения, уметь писать буквы—это по сути навыки на уровне инстинкта, так же как владеть речью, пердеть и заниматься онанизмом. Уверен, что все эти доморощенные поэты "из народа" страдали вопиющей орфографической безграмотностью, и главреды с корректорами плевались матюгами, правя их стишки, дабы представить оные в потребном для грамотного читателя виде.
Да и сейчас, на литсайтах пасутся далеко не лингвисты с филологами. Но разве то проблема? У меня большее уважение вызывает простой работяга, крутящий гайки и при том умеющий мало-мальски рифмовать, нежели доцент кафедры журфака с кучею литературных регалий; статуэток, медалей и премий. Почему? Да потому, что первый хоть и неуч, но мочит от души, и знает что бесплатно. Для второго—сочинительство—это способ заработать; а это уже не творчество, а подмастерщина какая-то. Писать надо если хочется, если прёт изнутри, а не потому что "надо" написать к сроку, к дате, на заказ. Как у Есенина было. Даже кровью своей писал. Вот это ПОЭТ! А всякие выпускники литинститутов с "багажом необходимых знаний"—дешёвые кустари-номенклатурщики,—грибок на ногах Матушки-Литературы. Как-то так, братцы.
Гость06:45 17.03.2025
врядли Демьян Бедный ковыряясь в навозе, заморачивался амфибрахиями,—небось и слова такого не знал.

Придворов отлично знал слова, которыми пишутся разве что доносы, чем и был знаменит, а вот творчество оного, так сказать, было сродни навозу.
Вы поклонник или последователь сего?
Гость06:36 17.03.2025
Знать азбуку, таблицу умножения, уметь писать буквы—это по сути навыки на уровне инстинкта, так же как владеть речью, пердеть и заниматься онанизмом. 

Поздравляю,ваши навыки на уровне инстинкта,за исключением владения речью, доказаны неоспоримо, особенно два последних
09:07 23.10.2024(1)
Sevil October
Понравилось :) И смысл, и подача. У вас своя манера написания, что тоже здорово. 
15:23 23.10.2024
Эль Эф
Спасибо,  Sevil
20:51 11.10.2024(1)
Иванка
Не всякий пропуск становится эллипсисом.
И по-Вашему получается, что "коем" возможно сочетать только со "случаем".
Корявенький стишок, но в своём глазу и бревна не видно.
Не так давно, помнится, по поводу монист битву устроили, а потом поняли, что авторы правы. И вот опять...

21:01 11.10.2024(1)
Эль Эф
Нет, в данном контексте он еще сочетается со словом разе
Насколько я помню, прав был только один автор, остальные
ему возражали, меня в их числе не было. 
12:21 12.10.2024(1)
Иванка
Не один.
Возражали.

"Коем" ещё имеет значение "котором".
И у Вас это не эллипсис.

17:43 12.10.2024(1)
-1
Эль Эф
https://fabulae.ru/note.php?id=74086
Процитируйте мои возражения. 

Самый что ни на есть эллипсис. 

Зло копит в себе Иванка,
все не так, не по ее;
кровоточит, видно, ранка,
мучит грязное белье.
Исчерпав запас терпенья,
вдруг молчание прервет:
- гэ у вас стихотворенье,
и, вообще, вам незачет.
Раздражаете меня вы
вплоть до кончиков ногтей;
где б найти такой отравы,
извести чтоб всех Элей.
И стишок завидев этот,
вновь в сердцах заголосит:
Знать пора уже поэтам -
правильно: кровоточит.
Зло излив, опять в засаду
сядет, чтоб в одну из дат
выйти вновь, когда досадят,
ой, простите, досадят. )
17:47 12.10.2024(1)
Иванка
Сами цитируйте.
Вы не понимаете,  что такое эллипсис.
Всё больше соглашаюсь с теми, кто подозревает, что с русским языком у Вас проблемы. Плюс - мания величия.

Боже, какая гениальная эпиграмма!
Переход на личность, не?

С Вами разговаривать, что яду напиться.


18:02 12.10.2024
Эль Эф
Вы не понимаете,  что такое эллипсис.

Сногсшибательная аргументация. 

Яд в умеренных дозах - лекарство. 
18:22 11.10.2024(1)
Что касается темы, то понравилось. Но, с целью улучшения Вашего произведения, а не из желания подковырнуть, хочу честно выразить сврё мнение по тексту. При существующем устойчивом выражении «не в коем случае», фраза «ни в коем»  для меня непонятна и воспринимается с трудом. В третей строке  после слова луч явно не хватает глагола (или причастия).
Предлагаю написать «луч, пробьётся (или пробившись)  из-за туч, засветится как….». Или «луч, который  пробиваясь  из-за туч,  засветится как…. ».Имхо.
18:47 11.10.2024(1)
Эль Эф
При существующем устойчивом выражении «не в коем случае», фраза «ни в коем»  для меня непонятна и воспринимается с трудом

Во-первых, в устойчивом выражении частица не "не", а "ни"
Во-вторых, совершенно непонятно, почему Вам это не понятно (сори за тавтологию/каламбур)  )
Есть же такой прием, как эллипсис.
Напомню: 
Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. 

Вам сколько времени понадобилось, чтобы восстановить фразу целиком, если Вы
знали о существования такого устойчивого выражения? )
В третей строке  после слова луч явно не хватает глагола (или причастия).

Вы это место имеете в виду?
"и ты увидишь луч, что из-за туч
засветится как вектор среди ночи."
Так вроде есть глагол. 
19:43 11.10.2024(1)
Фраза "ни в коем" для меня непонятна, так как я никогда не слышал, чтобы так выражались в каком нибудь произведении. Вы можете привести пример и переубедить меня? А в фразе про луч действительно есть глагол, но если бы не было "что из-за туч",  а  слово "что" было бы перед словом "луч", тогда бы было все хорошо. Вы не обижайтесь, я просто высказал своё мнение.
20:16 11.10.2024(1)
Эль Эф
Опять не обижайтесь, да где вы все мои обиды-то видите? )
Вы можете привести пример и переубедить меня?

А зачем мне Вас переубеждать? )
Примеров элипсисов в поэзии/литературе достаточно,
почитайте о них сами, набрав в поисковике; и они не обязаны 
в точности повторяться у кого-то, достаточно
того, чтобы Вы могли без особых усилий восстановить фразу целиком.
А вы ее, судя по комментарию, восстановили.
 а  слово "что" было бы перед словом "луч", тогда бы было все хорошо

Для кого хорошо?)
Здесь нет нарушения синтаксиса, именно это хорошо главное. )

20:52 11.10.2024(1)
А дело не в этом. А в том, что Вы вряд ли сможете объяснить каждому, что применили эллипсис и не нарушили правила синтаксиса. И в дальнейшем, многим читателям Ваших стихов будет резать слух "луч, что из-за туч" и "ни в коем", несмотря на то, что Вы правы.
20:58 11.10.2024
Эль Эф
Я все-таки надеюсь, что останутся и те, кому мои стихи слух резать
не будут, мне и этого/их достаточно. )
13:00 10.10.2024(1)
1
Оксана Кар
Очень неплохо, скажу я вам.

Кроме этих четырёх строк. Неоправданно длинная третья строка (два лишних слога) и это "ни в коем" - нипарузке)))


И он укажет непременно путь,
который приведет к дверям рассвета,
и вот тогда ни в коем не забудь
его создателя благодарить за это.

Предлагаю
И он укажет непременно путь,
который приведет к дверям рассвета,
и вот тогда ты только не забудь
создателя благодарить за это. ---- вариантов много.
15:13 10.10.2024(1)
Эль Эф
Почему же не по-русски, эллипсис - это очень даже по-русски. )
Ваш вариант тоже очень даже приемлем, но мне хотелось
этим приемом разбавить дидактичность данного стиха.
Очень я ее не люблю, как и пафосность со слащавостью. )
17:09 10.10.2024(1)
Оксана Кар
Сбой в ударении и неровность строк вовсе не розбавляют пафосность. КМК.
20:23 10.10.2024(1)
Эль Эф
А где сбой?
И Он /укА/жет не/премЕ/нно пУть,
котоО/рый при/ведЕт/ к дверЯм/ рассвЕта,
и вот/ тогдА/ ни в коО/ем не/ забУдь
егО /создА/теля/ благо/дариИть/ за Это.

20:56 10.10.2024(1)
Оксана Кар
Ну, в таком размере читается, как "нЕпременно путь".
И зачем "его" создатель? Два лишних слога, чтоб вставить это "его". Просто Создатель гораздо органичнее и строчка не будет длиннее нужного.

Но если вам всё нравится, так и закончим на этом. Я не особо и настаиваю. Ну, нравится автору косяки в его стихе. Кто я такая, чтобы настаивать на правках?
21:05 10.10.2024(1)
Эль Эф
Косяки в стихах автору не нравятся, если они действительно косяки. )
22:02 10.10.2024(1)
Оксана Кар
Мы можем подобрать другую терминологию, не суть. Но сбои очевидны и таковыми останутся. А исправить - секундное дело.

Я ни в коем не хотела вас обидеть.

Чувствуете, как режет ухо эта обрезка выражения "не в коем случае"?
16:00 11.10.2024(1)
Эль Эф
Но сбои очевидны и таковыми останутся. 

С каких это пор пиррихий или укороченная/удлиненная строка стали считаться сбоем?)
Сбой - это грубое, неоправданное семантикой нарушение метра.
Это, например, когда в строке двусложника вдруг появляется трехсложная
стопа. Здесь метр не нарушен от слова совсем. 
В случаях других ритмических шероховатостей рекомендую,
по примеру теоретиков стихосложения, пользоваться термином перебой
Но в моем случае и их нет.
У вас какое-то слишком сетературное понятие о ритмике.
Надеюсь, тоже без обид. )
16:48 11.10.2024(1)
Оксана Кар
Что ж вы так любовно за свои сбои (перебои, удлинённые строки) держитесь-то? Одна на всё стихотворение строка на два слога длиннее. В каких правилах это оправдано? Более того, это "его" там и по смыслу лишнее. Ибо Создатель - он всего создатель, не только его.

Вам нравится - что ж. Только, плиз, не говорите, что это правильно и прекрасно.

Стихотворение в целом хорошее, и давайте на этом закончим. Я бы при наличии ошибки - просто её исправила. Но вас ни в коем это не устраивает. Ну ОК. Автор всё равно всегда прав.
Однако, любой, кто пристально посмотрит на ст-е - всё это увидит.

Спасибо.

Предложение - давайте заканчивать эту тему. Одно дело говорить, что вы хотите критики. Другое - уметь относиться к ней конструктивно.
17:21 11.10.2024
Эль Эф
Вам привести примеры из классики, где есть последние строки строфы 
с лишней или недостающей стопой? )
Однако, любой, кто пристально посмотрит на ст-е - всё это увидит.

Увидеть/посчитать слоги мало, надо попытаться понять,
почему автор написал так, а не иначе, т.е. взглянуь на это его
глазами. 
Это сложно, потому что мы привыкли к своей манере письма, но возможно.)
Местоимение его там потому, что следом ЛГ задается вопросом -
но кто создатель это луча? Т.е. для него не все однозначно,
и он филосовствует на эту тему.
Предложение - давайте заканчивать эту тему.

Давайте, но Вы же сами ее не заканчиваете. )


Гость20:55 10.10.2024(1)
засветится как вектор срЕди ночи.
21:22 10.10.2024
Эль Эф
Уже не один раз говорено, что среди двусложных союзов и предлогов
есть исключения, когда они могут занимать в стихе сильное место
любым своим слогом. Среди - один из них. 

О, спать бы и спать среди снежных полей,
Заломленный кустик во мраке жалея.


А. Кушнер


Гость20:56 10.10.2024
засветится как вектор срЕди ночи.
09:39 10.10.2024(1)
Борис Рябов
15:16 10.10.2024
1
Эль Эф
Спасибо, Борис.
12:09 10.10.2024(1)
Карина Нетребко
15:15 10.10.2024
Эль Эф
Спасибо, Карина.
19:33 09.10.2024(1)
 супер
19:34 09.10.2024
Эль Эф
Спасибо, Андрей.
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама