Из Валаамской тетради
Валаам. Это удивительный мир, где стёрты границы времени, где люди живут по заветам души и Бога, где "всегда хорошо быть"...
"Обернула Валаам тишина..."
Обернула Валаам тишина.
Отголоски лишь кукушек да сов.
Замирает от восторга душа,
Улетая от непрошенных снов.
Над заливом льётся свет куполов.
И Никольский словно свечка Христа.
Краше нет на земле островов.
Благодатнее нет в мире поста.
Кельи батюшек, храмы, скиты.
Сладость чистых, не всуе, молитв.
И кресты в перекрестьях, кресты.
Над протоками – крылья мостов.
Монастырь Горней жизнью живёт
На просторах безвременья лет.
Во спасенье смиренно плывёт –
Сергий с Германом дали обет…
Послесловие:
Фото в Предисловии: Павел Козинов «Закат на Валааме». Галерея под открытым небом на острове Валаам.
Фото в Послесловии: Сергей Гармашов "Небесный скит". Галерея под открытым небом на острове Валаам.
Как человек православноверующий вы должны знать или хотя бы на интуитивном уровне чувствовать, что словосочетание "свечка Христа" некорректно. Можно сказать ученики Христа, благодать Христа, Невеста Христа, Свет Христов, который просвещает всех (возглас священника на Литургии Преждеосвященных Даров). Но нельзя говорить "свечка Христа".
Почему? Да потому, что свечка - предмет обыденный, предмет быта и церковной утвари. В вашем словосочетании слово "свечка" - даже не "свеча", а уменьшительно-ласкательное "свечка" - уничижает Божественную природу и мессианское предназначение Христа, являясь недопустимым антропоморфизмом.
О такие фразы претыкается взор. Еще один момент в вашем стихе:
"Сергий с Германом дали обет". Какой обет?..
К религиозной поэзии предъявляются высокие требования, в ней
не должно быть ошибок и неточностей.
Вера, Вы явно переусердствовали в разборе моего стихотворения. И обнаружили в нём то, чего нет на самом деле. Вы как-то приземлённо воспринимаете написанное.
"Молитвенные слова" и молитва - синонимы, только словосочетание в смысловом плане избыточно. Слово "молитва" точнее и более ёмкое, поскольку уже содержит в себе "слово".
Свечка Христа (повторяюсь) - это духовный образ, источник Божественного света. Он никакого отношения к антропоморфизму не имеет. Где Вы здесь увидели антропоморфизм? Посмотрите на изображение храма Никольского скита и Вы обнаружите сходство со свечой. И это не "церковная утварь", хотя её истоки и имеют место быть. И нет здесь вовсе никакого намерения умалить предназначение Христа. Глупость полная!
Основатели монастыря Сергий и Герман, валаамские чудотворцы, ещё в XI веке дали обет Господу молиться о его благоденствии.
Молитвами преподобных обитель существует и по сей день...
Высокие требования предъявляет к себе не только религиозная лирика. Человек, берущийся за перо, прекрасно понимает ответственность, которую он на себя возлагает. Поверьте, я осведомлена!
Вы разразились огромным посланием на мои небольшие замечания, сделанные по существу.
Обычная устная молитва состоит из молитвенных слов, о созерцательной молитве никто из истинных молитвенников ничего вам рассказывать не станет. А ваши "созерцательные опыты" ничего общего не имеют с умносердечным деланием.
Познакомьтесь с настоящей духовной поэзией. Имею ввиду Александра Солодовникова.
Рифму никто не отменял.
А по поводу глупости, да, ваш стих и есть полнейшая глупость. И это не только мое мнение.
Путешествие за край облаков,
Где туманность голуба и светла.
Валаам - обитель искренних снов,
Раз душа вся изболелась дотла.
Купола звонят... Болезни? Покой!
Пост Петровский пролетел и отпал.
Попитаться б тишиной и водой,
Где в прозачности спит лунный опал.
13 июля 2025 года.
Спасибо, Андрей!
Фильм потрясающий, только он прямого отношения к Валааму не имеет.
Жизнь монастырская сама по себе, не привязанная к конкретному месту.
Сладость чистых молитвенных слов [...]
Над протоками - крылья мостов.
Свечка Христа это что? Впервые слышу. Просветите.