Стихотворение «Афганское»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Сборник: Из старых тетрадок
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 36
Читатели: 331
Дата:
Предисловие:
Из старых тетрадок. 

Это стихотворение написано давно, после того, как в начале 90-х я услышала, как какая-то 16-летняя девчонка распиналась о том, что СССР посылал наших солдат в Афганистан зря. Я тогда подумала, что она может знать об этом? Мои ровесники - это последний афганский призыв, мой папа - офицер, служивший в Афганистане. И они знали, верили, что - не зря. Вечная светлая память павшим воинам-интернационалистам. Вечная слава героям, вернувшимся живыми. 

Афганское

На ногах сапоги, а в руках автомат,
И горячая пыль, как пожарища дым.
Но всё вверх и вперёд рвётся русский солдат,
Исполняя свой долг перед краем чужим.

Вверх, вперёд! Перед ним горы стали стеной.
И уже невозможно назад побежать.
А в глазах у солдата - берёз белый строй
И колодец у дома, и озера гладь.

Он домой полетел бы, помчался б пешком! 
Дома ждёт его мать, и любимая ждёт.
Но афганские горы теперь ему дом,
Клятву Родине дал он, что враг не пройдёт.

Жизнь отдать за Отчизну ему ни по чём.
Если надо, отдаст, он ведь храбрый солдат.
И поэтому вверх и вперёд, напролом,
Через ночь, под свинцовый, неласковый град.

И, себя не щадя, в битву ринется он,
Без надежды, дойдя до конца, уцелеть.
Он - советский солдат, он - границы заслон.
Не пугает его слово жуткое "смерть"!

А когда злой металл полоснёт по груди,
Над афганской землёй заалеет заря.
И погибнет солдат, с верой в свет впереди...
Так прошу вас, молчите, что всё было зря.
Обсуждение
16:47 01.09.2025(1)
Вера Арт
Сильные стихи. Вы молодчина!
17:09 01.09.2025(1)
1
Лучик
Большое спасибо! Рада, что вам понравилось. 
17:12 01.09.2025
1
Вера Арт
Конечно, все это было не зря, но за каждым нашим солдатом трагедия... 
21:38 02.08.2025(2)
1
Александра Василькова
С высоты десятилетий, наверное трудно понять, за что наши мальчики положили жизни в Афганистане. 
Но не будь Афгана, Россия была бы сейчас под завязку завалена наркотиками, а азиатские республики превратились бы в арену непрекращающейся войны. 
Судить всегда легче, чем попытаться понять.
Гость07:41 16.08.2025(2)
1
Очень спорно.
А сейчас не завалена?
Да и проблем в азиатских республиках-странах много.
14:16 16.08.2025(2)
2
Алиса Деева
Именно афганская война и дала всплеск наркомании в СССР потому, что наркотрафик из Афганистана организовали военачальники. Иногда наркоту возили даже в цинковых гробах. 
22:14 17.08.2025
Андрей Пермяков
А вот здесь , Вы правы...
В восьмидесятом году, когда хоронили моего отца, военные привезли то ли 15, то ли 18 цинковых гробов. И захоронили рядом с моим отцом.
А вот через 9 дней, больше половины могил исчезло...
Когда мама спросила кладбищенского сторожа; что случилось--- он молчал, как партизан... Потом , правда ответил, что ночью военные машины приезжали , выкопали гробы и увезли.
Было понятно, что в них совсем другой груз был...
Кстати, к 86 году, даже следов не осталось, что там кого то хоронили...
15:41 16.08.2025(1)
1
Лучик
Да, т.н. Перестройка всё разрушила. 
20:40 16.08.2025(1)
Алиса Деева
Это ещё до перестройки началось. Да и сама перестройка не на ровном месте случилась. 
20:56 16.08.2025(1)
1
Лучик
Естественно. Столько средств было положено на одурманивание советского человека! 
20:58 16.08.2025(1)
Алиса Деева
Вы имеете в виду советскую пропаганду?
21:36 16.08.2025(1)
1
Лучик
Вы прекрасно понимаете,  что я имею в виду.

Давайте закончим этот разговор. Я уже говорила выше, что считаю такие разговоры бесполезными. Мы всё равно ничего не докажем друг другу, и каждый останется при своём мнении.  
Заранее благодарю за понимание. 
22:17 16.08.2025(1)
Алиса Деева
В данном случае, я действительно не была уверена, что Вы имели в виду. На пропаганду Советским Союзом тратились немалые средства, но основная причина финансового краха была не в этом. "Одурманивание" - это несчастные вражеские голоса, еле пробивавшиеся через глушилки? Так легко оказалось одурманить высокоидейный, накаченный пропагандой с детского сада, народ? Я Вас ни в чём не убеждаю, но можете как-то объяснить это противоречие? Заранее благодарю.
22:26 16.08.2025(1)
2
Лучик
Эйзенхауэр в своё время сказал примерно так: "Нам никогда не победить СССР извне, но мы сможем взорвать его изнутри". На это были брошены огромные средства. Как оказалось, не зря - цель была достигнута, при помощи оппортунистов, прорвавшихся в эшелоны советской власти, а также при помощи бомонда и лицедеев. Увы, простой советский человек, воспитанный в духе веры в благие намерения людей, был не готов противостоять этому. Очень жаль. Но, надеюсь, будущие поколения учтут эти ошибки. 

Полагаю, что я ответила на ваш ворос. Больше обсуждать данную тему не вижу смысла. Всё равно мы с вами в политическом плане останемся, образно говоря,  по разные стороны баррикад.  

Спасибо.
22:51 16.08.2025(1)
Алиса Деева
Ответили, но не убедили. Очень смешное объяснение. 
Но, ок. 
23:54 16.08.2025
Лучик
Я и не собиралась убеждать. Выше сказала - это бесполезно, никто из нас ни в чём друг друга не убедит.😊
09:15 16.08.2025(1)
Лучик
Вот именно, что завалена СЕЙЧАС. И проблемы азиатских республи уже не проблемы России. 


10:01 16.08.2025(1)
Андрей Пермяков
Лина, приветствую.

Хочешь-не хочешь, но большинство проблем азиатских республик, были и остаются проблемами России..
Если Россия не поможет их решить, то с помощью настырно лезет Европа, НАТО, США..
А там, где они, всегда расцветает русофобия. Плюс многие другие вызовы...
Потому, волей-неволей Россия инвестирует азиатские республики, прощает им огромные долги. Терпит их заскоки.
Для того и нужна узда в виде ОДКБ, ШОС, и прочие организации.
Иначе, по всему периметру России возродятся враждебные государства...
Я, как азиат, вижу ситуацию с места)
10:20 16.08.2025
1
Лучик
Привтствую, Андрей! 

Я согласна. Но я не это имела в виду. Сейчас это - геополитические интересы, затрагиваюшие разные страны. Тогда же это было проблемой одной большой страны. 
21:51 02.08.2025
Лучик
Спасибо за понимание, Александра! 

В моём стихотворении речь идёт именно об этом. "Он - советский солдат, он - границы зазаслон". 
13:43 16.08.2025(1)
Фройнд Наталья
Солидарна с Вами, Лина!
Вы - возмутитель спокойствия в нашем застойном пруду (намеренно не пишу "болоте", чтобы не возбуждать пустословие).
Да, Союз был огромной державой, за спиной и на средства которой выросли и окрепли республики, сейчас сочиняющие свою отдельную историю - ничего нового.
Так что вливания в Чечню - это нормально, так было и будет, и не для того, чтобы успокоить недовольных и избежать "ножа в спину", а потому что это моральный долг перед жителями этой республики, на территории которой произошли страшные военные конфликты. Не буду далее развивать эту тему. Скажу лишь, что исторические, геополитические, религиозно-культурные корни и факторы есть у всего, что и сейчас происходит в Центральной Азии и на Кавказе. Можно без особого труда заплевать всё, что было, а можно попытаться понять причины и следствия.
Об афганской войне я тоже писала... На тот момент я представляла это таким образом. Сегодняшняя ситуация во многом скорректировала мои взгляды.
Если будет время и желание, прочтите мой стих "Афганский синдром" https://fabulae.ru/poems_b.php?id=442585 
15:44 16.08.2025
Лучик
Большое спасибо, Наташа! 

Полностью с Вами согласна. 

Спасибо за ссылку, сейчас прочту ваше стихотворение. 
21:40 03.08.2025(2)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
В последней строчке опечатка вроде.

Это сложный вопрос - зря или не зря. Что изменилось в Афганистане после нашего присутствия? Ничего. Что изменилось в Чечне после того как положили кучу ребят? Ничего. Можно сказать, что Чечня осталась в составе России. А так ли это? Де юре - да, де факто - особый регион со своими законами, порядками, кучей льгот и баснословными денежными вливаниями - лишь бы молчали. Не обижайтесь на меня, Лина. Я тоже почти ровесник афганцев, первая чеченская пришлась на время моей срочной службы, да и на СВО я мог бы легко оказаться... Это горько признать, что ребята погибли (и гибнут) ради политических игр, но это так. Можете считать меня подонком за такие слова, но это моё мнение. Всем павшим - вечная память, живым - почёт и уважение, но... но...
Гость11:32 16.08.2025(1)
Изменилось в Чечне то, что чеченские боевики не берут в заложники роддома, школы и концертные залы. 
11:37 16.08.2025
2
Это пока туда немыслимый финансовый поток льётся. Если прекратится- эти " друзья" нам нож в спину воткнут 
09:30 16.08.2025
Лучик
Не понимаю, как я пропустила ваш комментарий. Извините. 

Что вы! За что мне обижаться на вас? Вы правы во многом. И были бы правы полностью, если бы Чеченские войны и СВО происходили в СССР.  Но вы смешали немного события и страны. 

Что дал СССР Афганистану? Я писала где-то. Извините, если повторюсь - равноправие, возможность учиться, развивать свою культуру, чувствовать себя людьми. Другой вопрос,  стОит ли вытягивать людей из пещер, если они хотят жить в пещерах? Советские люди верили, что стОит. Поэтому и было написано "прошу вас, молчите, что всё было зря!"

Большое спасибо вам за комментарий и за внимание к моему творчеству! 

И благодарю за подсказку, описку исправила. 
10:39 16.08.2025(1)
Дмитрий Свияжский
Я призывался на срочную в 89 году, как раз только вывели войска из Афганистана и очень переживал, что не попал туда. Мой диалог об этом на призывном пункте услышал офицер бывший там. Поговорил со мной жестко, а потом еще показал пару инвалидов служивших там. И когда уже проходил службу, время было лихое, понял всю тяжесть боевой работы. Всем павшим - вечная память, живым - почёт и уважение. Сильно написано!
10:59 16.08.2025
Лучик
Большое спасибо, Дмитрий! 

С уважением! 
17:49 02.08.2025(1)
NataliVerse
Так прошу вас, молчите, что всо было зря.

Это как бы намек?
19:19 02.08.2025(1)
Лучик
Это стихотворение написано давно, после того, как в начале 90-х я услышала, как какая-то 16-летняя девчонка распиналась о том, что СССР посылал наших солдат в Афганистан зря. Я тогда подумала, что она может знать об этом? Мои ровесники - это последний афганский призыв, мой папа - офицер, служивший в Афганистане. И они знали, верили, что - не зря. Вечная светлая память павшим воинам-интернационалистам. Вечная слава героям, вернувшимся живыми. 

Я в предисловии пометила "из старых тетрадок". Но видимо, нужно добавить этот комментарий в предисловие, чтобы не возникали вопросы. 
Гость07:41 16.08.2025(1)
-1
А "всо" исправить не хотите?
Вам уже тритий человек намекает.
09:20 16.08.2025
Лучик
Исправила, не нервничайте так.

Я не заметила, да, видимо, и другие не заметили. Иначе зачем намнкать, если можно просто указать на описку, я всегда благодарна за это.

Гость07:40 16.08.2025(2)
Интересно, какой долг может быть у русского солдата перед чужой страной?!
И за что же он воюет, если в глазах березы и колодцы с озерами?! Это вовсе нелогично.
И почему афганские горы стали домом для русского парня? За эту отчизну он отдает жизнь???
Слово "смерть" пугает всех.
Не будем обсуждать историю. Вам просто стоит детально изучить тему Афганской войны и послушать рассказы реально побывавших там людей, а не придуманных в мифах.
Вот и Валерий Гальцов вам про ваше незнание истории написал.
Кстати, слово "металл" имеет две буквы на конце. Или у вас мЕтал музыкальный
 Сделаем скидку на "Старые тетрадки".  Но все равно - банально. Не вызывает иных чувств, кроме раздражения от надуманности и пафоса.
09:05 16.08.2025
Лучик
Металл исправила, спасибо за внимательность.

Свою злобу и едкость кушайте сами. Вы прекрасно знаете ответы на все вопросы, но антисоветско-русофобская сущность не позволяет в этом признаться. Так ведь, Галина Русина?

Когда вас выпустят из бана (если до этого на новый не наговорите), заходите -  обсудим, если будете вести себя тактично. 

Ваша настойчивость и интерес к моим нетленкам вызывает восхищение - это ж надо, перелопатили все, и нашли-таки одну, где я не запретила комментирование гостям! 😄
08:53 16.08.2025
1
Анатолий Комогоров
А какой долг у солдат из иностранного легиона или что делали американцы во Вьетнаме или чего европейцы поперлись осваивать Америку, Австралию, Океанию и т. д.?
Вас послушаешь, так это только русский солдат должен сидеть и смотреть, как и его страну разоряют.
А долг солдата в том, чтобы выполнять приказы командования.
20:56 02.08.2025(1)
Алиса Деева
А почему не зря? И почему "молчите" Из стихотворения этого не смогла понять. 
21:22 02.08.2025(1)
Лучик
Да, вы правы. Поэтому я и написала предисловие. 

Может и зря было, но тем, кто был там, легче осознавать, что всё было не зря. Благодаря слову "молчите" это считывается, по-моему. 
21:46 02.08.2025(1)
Алиса Деева
Нужно ли было молчать, что зря, из деликатности? Может быть, наоборот, надо было об этом говорить больше и громче. Может быть, кричать надо было. Как и о военных преступлениях против мирных жителей. Что бы не повторять.
21:49 02.08.2025(1)
Лучик
У меня на этот счёт другое мнение. Поэтому лучше нам с вами не обсуждать этот вопрос, потому что никто никому ничего не докажет. 
21:56 02.08.2025(1)
Алиса Деева
У моей сестры был приятель, который вернулся оттуда. Довольно спокойно он рассказывал, как они с товарищами зашли в дом местных жителей. Там были только древние старики и женщины с детьми. Они изнасиловали женщин помоложе и девочек постарше, убили всех и сожгли дом. 
После этого рассказа, не могу относиться к "воинам-интернационалистам" даже нейтрально.
Но доказывать ничего не буду. Прошу прощения.
22:07 02.08.2025(1)
Лучик
Никогда не поверю! Пусть эта ложь будет на совести того, кто ее произнёс. Если же приятель вашей сестры, действительно, совершил подобное, то он ответит по всей строгости Суда Божиего, если его не настиг ещё людской гнев.

Мой папа - офицер, служивший в Афганистане. Мои одноклассники - бойцы последнего афганского призыва. Ничего подобного эти люди никогда не могли бы совершить! Не зря афганцы называли наших ребят "шурави", что значит - друг. Это дорогого стОит.

Предполагаю, что приятель вашей сестры никогда не был в Афганистане. И полагаю также, что вы  - далеко не сторонница СССР.  Это ваше право, я его уважаю и никому не навязываю своё мнение.  Но бы не стала верить в такие рассказы, несмотря, на любое отношение к СССР.  
22:19 02.08.2025(1)
Алиса Деева
Он там был. Мне на момент его откровений было лет 16-17. Это был шок. Если это враньё, то оно на его совести, а не на моей. Впрочем, подтверждается другими рассказами и поведением вернувшихся: рэкет, убийства, взрыв на котляковском кладбище...
22:43 02.08.2025(1)
Лучик
Так я вас и не виню ни в чём, только того человека. 

Впрочем, подтверждается другими рассказами и поведением вернувшихся: рэкет, убийства, взрыв на котляковском кладбище...


Это абсолютно ничего не подтверждает. "Лихие 90-е" - особое время, сломавшее многих. Но так же и показавшее, кто есть кто. Не стОит судить обо всех советских салдатах и офицерах по тем, кто выбрал путь бесчестия. Они свое получили - кто сел, а кто ‐ лёг.

22:48 02.08.2025(1)
2
Алиса Деева
Про всех говорить нельзя. Но их было много. Лихие 90-е не из всех сделали убийц и бандитов. Война делает это гораздо верней.
23:02 02.08.2025(1)
1
Лучик
Да, много было разных в 90-е.  Но далеко не все. Хотя, убийцы и бандиты всегда заметнее, чем простые труженники или солдаты, честно исполняющие свой долг. Тем более, что бандитов намеренно начали героизировть в литературе, кинемотографии и др. Всё слаженно работало на то, чтобы перекроить сознание бывшего советского человека. К сожалению, им это в большой степени удалось. Вот и стали люди верить в то, что советский солдат мог совершать поступки, о которых вы писали выше, со слов знакомого вашей сестры. К счастью, мне, выросшей в военных городках нашей, огромной Родины, известно, что это не так. 

Что касается. войны, то война войне разница. 
00:55 03.08.2025(1)
Алиса Деева
Тем более, что бандитов намеренно начали героизировть в литературе, кинемотографии и др. Всё слаженно работало на то, чтобы перекроить сознание бывшего советского человека.

очень сомневаюсь.
В 90-е не было ни идеологии, ни пропаганды, ни цензуры. Денег тоже не было. Никто не выдавал киношникам задание, чего-то там перекраивать - они снимали на коленке то, что можно было снять и что можно было продать. У народа, уставшего от производственных фильмов, был запрос на боевики. Хороший фантастический боевик снять сложно и дорого. Переплюнуть Голливуд в этом - почти невозможно. А темы: менты против бандитов, или бандиты против бандитов или менты против ментов - почти неисчерпаемы и гораздо менее затратны. Героизация кого бы то ни было, в данном случае, всего лишь киношный приём (и он срабатывает).

Вот и стали люди верить в то, что советский солдат мог совершать поступки, о которых вы писали выше, со слов знакомого вашей сестры. 

во-первых, на меня эти фильмы не оказали никакого влияния, поскольку я прекрасно понимала, что это мусор (впрочем, как и нынешние пропагандистские).
во-вторых разговор тот был в начале 80-х, а не в 90-х.
Но почему Вы думаете, что люди, способные в мирное время убивать бывших сослуживцев, не могли убивать мирных афганцев? Когда человек оторван от дома, когда он убивает, его пытаются убить, на его глазах умирают друзья - различные эксцессы неизбежны. Во все времена и во всех войнах так было. Вас же не удивляет, что Буданов изнасиловал и убил несовершеннолетнюю чеченку. Просто тот случай был предан огласке, а многие другие - нет. 
01:14 03.08.2025
2
Лучик
Это бесполезный разговор. Я не смогу привить вам веру в порядочность советского человека, равно, как и вы не сможете убить во мне эту веру. 

Всего вам доброго. 

11:28 09.08.2025(1)
Юрий Аганин
14:23 09.08.2025
Лучик
Большое спасибо, Юрий! 
16:52 04.08.2025(1)
Марго
Браво!
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=608027

Это точное определение))
17:27 04.08.2025
Лучик
Болшое спасибо!