TAKE FIVE
Тип: Стихотворение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 366 +1
Внесено на сайт:
Действия:

TAKE FIVE

                                                 I

                          Древний  зáмок  стоит  на  песке.
                          Тихо  дремлет  пчела  на  цветке.
                          Леопард  застывает  в  броске.
                          И  деревья  растут  вдалеке.
                          Ты  умеешь  гадать  по  руке?

                          Расстояние  –  времени  вор.
                          По  дороге  проходит  дозор.
                          Где-то  Солнце  встаёт  из-за  гор,
                          оживляя  небесный  шатёр,
                          потому  что  таков  уговор.

                          День  минует,  отрезав  кусок
                          жизни  нашей.  За  далью  дорог
                          затерялся  усталый  ходок.
                          Исчезает  земля  из-под  ног.
                          Горе  тем,  кто  в  пути  одинок!

                          Мы  для  прошлого  сети  плетём.
                          Недосказанность  –  это  приём
                          запрещённый.  Громадный  объём
                          пустоты  зарастает  быльём.
                          И  хрустит  на  зубах  кремнезём.

                          Не  для  всякого  лыка  строка,
                          и  не  всякая  ноша  легка.
                          Чёрный  кот  не  покинет  мешка.
                          И  шершавая  плоскость  песка
                          уничтожит  следы  чужака.


                                                 II
                         
                          Осень  –  время  последних  невзгод,
                          потому  что  кончается  год,
                          и  безрадостный  Голем  идёт
                          предъявить  неоплаченный  счёт,
                          и  кривит  он  свой  глиняный  рот.

                          И,  стопами  скрипя  по  песку,
                          на  чужом,  на  своём  ли  веку,
                          он  является,  как  по  звонку,
                          и  подобен  тому  игроку,
                          чей  приход  обещает  тоску.

                          Остывающих  чувств  паладин!
                          Ты  остался  один  на  один
                          с  грустной  армией  жёлтых  осин.
                          И  всё  глубже  вонзается  клин
                          в  расщепление  жизненных  длин.

                          Бесконечность,  конечно,  дурна.
                          В  странном  зáмке  царит  тишина,
                          чьи  права  опираются  на
                          запустение.  Это  –  цена
                          за  разрыв  временнóго  звена.

                          Далеки  от  тревоги  мирской
                          и  согласны  с  ценою  такой
                          величавый  холодный  покой,
                          и  молочный  туман  над  рекой,
                          и  умолкнувший  шум  городской.


                                                   III
                         
                          Нашей  жизни  таинственен  ход.
                          Разрушая  надежды  оплот,
                          ледяное  забвенье  грядёт,
                          и  не  путник  стоит  у  ворот  –
                          страшный  мир  приглашения  ждёт.

                          Опасайся  нарушить  табу!
                          Жаркой  кровью  насытив  алчбу,
                          вурдалак  засыпает  в  гробу.
                          И  колдунья  скользнула  в  трубу.
                          Не  вступай  с  тёмной  силой  в  борьбу!

                          Этим  тварям  не  писан  закон.
                          Не  касайся  их  липких  сторон,
                          не  тревожь  их  обманчивый  сон,
                          чтобы  не  был  твой  век  наречён
                          чёрным  именем  Армагеддон.

                          Не  входи  в  их  чудовищный  мрак.
                          Их  посулы  –  дешёвый  пятак.
                          Сделка  с  ними  –  смертельный  зигзаг.
                          Если  только  себе  ты  не  враг,
                          задержи  опрометчивый  шаг!

                          Этот  мир  изначально  не  наш.
                          Здесь  не  к  месту  чужой  персонаж.
                          Чтоб  в  руке  не  застыл  карандаш,
                          чтоб  не  вымолвил  ангел:  «Шабаш!»,
                          телу  нужен  заботливый  страж.


                                                  IV
                         
                          Неустанный  транжира  и  мот,
                          наше  лето  когда-то  пройдёт,
                          и  не  нужно  юродствовать  от
                          огорчения.  Мудрый  поймёт,
                          что  от  нас  не  зависит  исход.

                          Мы  коснёмся  родных  палестин
                          и  всплывающих  в  памяти  in
                          quarto  запечатлённых  картин,
                          и  застынет  кругами  руин
                          никуда  не  ведущий  супин.

                          Белым  инеем  тронет  слегка
                          тёмный  зáмок  на  фоне  песка.
                          Жизнь  как  цель  существует  пока,
                          но  всё  так  же  она  далека
                          от  несчастного  Йозефа  К.

                          И  трёхстопный  анапест  опять
                          начинает  меня  донимать.
                          Снова  я  открываю  тетрадь,
                          оттого  что  никак  не  унять
                          чей-то  голос:  «Попробуй  на  пять!».

                          Голоса  превращаются  в  хор.
                          Джойс  диктует  бессмысленный  вздор,
                          и  о  том,  что  шумящий  простор
                          на  расправу  достаточно  скор,
                          Кафка  с  Прустом  ведут  разговор.


                                                    V
                         
                          Всё  когда-то,  конечно,  умрёт.
                          И  за  нами  Анубис  придёт.
                          А  меня  Каллиопа  зовёт,
                          как  Венера  –  Тангейзера  в  грот.
                          (У  любви  не  бывает  длиннот).

                          Если  б  жизнь  повторялась  на  бис,
                          как  изящный  душевный  стриптиз,
                          как  вода,  устремлённая  вниз,
                          безусловно,  мы  вышли  бы  из
                          той  игры,  где  возможен  ремиз.

                          Но  покамест,  друг  с  другом  деля
                          ту  поверхность,  которую  для
                          наших  дней  отделила  Земля,
                          мы  идём,  серым  прахом  пыля,
                          чтобы  где-то  достигнуть  нуля.

                          Там,  где  зáмок  засыплет  песком.
                          И  струна  задрожит  под  смычком.
                          И  пчела  загудит  над  цветком.
                          И  чужим  говорить  языком
                          будет  кто-то  с  твоим  двойником.

                          И  реки  обмелеет  исток.
                          Тишина  переступит  порог,
                          потому  что  бессмертия  срок  –
                          это  сказка,  которой  итог
                          ты  предвидеть  заранее  мог.

                                                                       2003




Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     22:46 07.03.2012 (1)
Прекрасно, Александр!
Чудно построены - и размер, и рифмовка!
Молодчина!
Моё уважение, дорогой!
 
     11:43 09.03.2012
Спасибо.
Гость      12:46 07.03.2012 (2)
Комментарий удален
     13:59 07.03.2012 (1)
А мне понравилось! Я даже в избранное занёс!
     14:28 07.03.2012 (1)
1
А Вам, Медведев, ВОПРЕКИ ЧЕМУ НИБУДЬ всё нравится.
Лишь бы флудить.
     14:36 07.03.2012 (1)
Гм... Не ожидал от Вас, что Вы по отношению к себе, неодушевлённым словечком воспользуетесь,-"вопреки ЧЕМУ-нибудь". Может всё-таки "кому-нибудь" справедливее?
     14:41 07.03.2012 (1)
1

Вы сами-то поняли, что сказали?
Медведев, Вы бы не влезали в чужие беседы, а занялись бы делом.
(я о протекающей бочке, что за углом )
     14:56 07.03.2012 (1)
Нет, Татьяна, каждый имеет право на высказывание. Думаю так. Но я это не к тому, что мне понравилось, что Сергею понравилось (прошу прошения за каламбур). Я вполне открыт и для критических и критически жёстких и даже несправедливых отзывов. Ваш, Татьяна, ни в коей мере, разумеется, не таков  .
     16:48 07.03.2012
1
Конечно имеет, если высказывание по существу, а не вредительства для..
Если бы товарищ "пристроился" к Вашему комментарию, я бы даже внимания не обратила,
а тут вышло как обычно..
     13:43 07.03.2012 (1)
2
Татьяна! Спасибо, что заглянули! Всегда рад Вам. Насчёт длинно и нудно - абсолютно точно. Ещё, к тому же, и монотонно. Как плеск воды - безмерный и бесконечный. Или ветер в пустыне - однообразно постоянный. А штормы и самумы я не люблю   Что уж делать!
Длинных стихов я тут выкладывал не так уж много . Решил попробовать ещё раз.
Спасибо! Ура!
     14:26 07.03.2012 (2)
1
Ваш текст выстроен в стиле характерном для персидской поэзии,
с системой рифмовки "ааааа", но стилистика повествования не соответствует
восточной поэзии, и в этом, как мне кажется, причина некоторой монотонности,
и в угоду точной рифме смысловое наполнение строчек не глубокое, а поверхностное.
Но пробовать, конечно же, надо. Любой смелый опыт я только приветствую.
     15:01 07.03.2012 (1)
Вообще-то, Татьяна, мне кажется, "Take Five" далёк от газели с её "аб аа аа"  и т.д.  Медитативность в нём (в тексте) есть. Это - да.
Насчёт смелости... Не думаю, что я чего такое там открыл суперновое. Думаю, всё это было и до моего "шедевра". Покопаюсь в памяти - может, найду примеры.
     16:29 07.03.2012 (1)
1
Попробую порассуждать, с Вашего позволения.
Дело в том, что пятистишия с монорифмой "ааааа" в терминологии
литературоведческой никак не означены.
МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К монорифмам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Стало быть,  Ваши пятистишия с монорифмой я рассматриваю как новый опыт, о чём и сказала  в своём комментарии. Только почему-то форма стиха для Вас оказалась важнее, и подача
смысла отошла на задний план. Пахнуло риторикой и описательской констатацией неких образов.
Более того, если из каждой строфы убрать по одной строчке (выборочно), то смысл стихотворения никак не пострадает. А так быть не должно, как мне кажется. Каждая строка должна быть увязана с предыдущей и последующей,
обогащая сюжет. В данном случае и о сюжетности можно говорить, как о несущественном факте для автора.
И если переместить сюда разговор о синтаксисе, то налицо статичность речи, нечто сродни разговору на бытовом уровне, чуждом поэзии.
Пример -
                        Древний  зáмок  стоит  на  песке.
                        Тихо  дремлет  пчела  на  цветке.
                        Леопард  застывает  в  броске.
                        И  деревья  растут  вдалеке.
                        Ты  умеешь  гадать  по  руке?

Можно спокойно удалить 2, 3 либо 4 строчку. Смысл не обеднеет. Связи не потеряются.
Где здесь поэтическая образность? Если пчела дремлет, то слово ТИХО вообще неприемлемо, ибо пчёлы не сопят и не храпят.
Хотелось бы подойти к строфе  с точки зрения стилистики, но... налицо нагромождение повествовательных (декларативных) предложений, сообщающих о каком-либо факте, действии или событии.
И так на протяжении всего произведения. Вот почему и появилось ощущение монотонности и нудности...
И ещё один пример, с Вашего позволения –

                        Расстояние  –  времени  вор.
                        По  дороге  проходит  дозор.
                        Где-то  Солнце  встаёт  из-за  гор,
                        оживляя  небесный  шатёр,
                        потому  что  таков  уговор.

Первая строчка, несомненно, поэтична.
Вторая - ни о чём, она проходная, не несущая на себе какой либо нагрузки, и с успехом могла бы быть удалена.
Всё мы знаем, где  встаёт Солнце, и Ваше "где-то" смотрится как искусственная вставка для размера.
И про "таков уговор" скажу. О чём и о ком эта строчка? С кем уговор? Эта мысль не прописана.
Опять видим проходную строчку, которую без сожаления можно удалить...
И так далее...
Но опять таки – это всего лишь моё мнение как читателя.
С уважением.
     16:51 07.03.2012 (1)
2
Татьяна! Что значит - "порассуждать"? Это не рассуждения, а очень добрый, взвешенный, умный, корректный разбор! Без разборок. Благодарю. Искренне рад, что кого-то таки заинтересовало моё творчество. Пусть и при расхождении взглядов на предмет поэзии. Спасибо! Искренне!
Татьяна. Немного объяснюсь. Пронумерую, чтоб легче. И Вам, и мне.
1. Я не люблю образность.
2. Вы не первый(ая), кто замечает в моих текстах возможность устранения той или иной строки без особых последствий для нарушения логики, смысла и т.п. Что ж делать! Бывают и бессюжетные вещи. Построенные только на суггестии. Но смысл, полагаю, они имеют  
3. Насчёт искусственных вставок... Ну, не знаю. Я вообще такие ляпы редко допускаю, и если что-то пишу, то не абы как. Солнце встаёт именно "где-то", а не там, где находится этот самый зАмок. Вот и всё. Достаточно прозрачно. Да и вообще тёмных мест у меня вроде и нет. В текстах. Хотя, да, "мысли я не прописываю". И не потому что sapienti sat, но - совсем-то уж всё прописывать, тогда вообще не то что образности, но и ничего интересного вообще не останется.
Ну вот. Пока так, что ли.

Спа-Си-Бо!!
Ура!
     16:59 07.03.2012
1
И Вам спасибо за интересную, насыщенную беседу.
Не часто возникает желание "поумничать", но лишь тогда,
когда предмет разговора существеннен, и собеседник адекватен,
и не смотря на некоторые расногласия,
находится в той же "весовой категории" понимания поэзии.
Успехов!
     14:44 07.03.2012 (1)
Я хотел уточнить по поводу персидской рифмовки "ааааа". Раскачиваться, как при чтении торы не надо?
     15:05 07.03.2012 (2)
1
Сергей! Персы - не иудеи. Тору не чтут. Или - не читают. Разве только в порядке расширения эрудиции. По-моему, среди них зороастрийцы встречаются. Или среди парсов? Забыл.
А раскачиваться... Нет не надо  . Хотя...
     19:48 07.03.2012
встречаются, ещё при шахе, в начале 70-тых, полно огнепоклонников было, огромными толпами собирались на праздники, лишь с устранением его, насаждался ислам, до этого, там практически не востребованный...
     15:11 07.03.2012 (1)
Понял, но и не возбраняется качаться, если, к примеру, дистрофика при чтении стихов, ветром заколышет?
     16:10 07.03.2012 (1)
Однозначно - не возбраняется!
Только... Вот то-то оно и есть, что принято считать поэзию уделом юношей бледных со взором горящим, хлорозных дев, да впавших в детство старперов. А это ж да-а-алеко не так. По-моему
     16:48 07.03.2012
В данном вопросе, я всецело на Вашей стороне, безоговорочно и бесповоротно. Мало того, я даже знаю где нам единомышленниками разжиться, если возникнет необходимость в существенном численном превосходстве.
Книга автора
Архивные секреты литератора 
 Автор: Наталья Юльевна Игнатова
Реклама