Стихотворение «Свеча»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Городская лирика
Сборник: Петли времени
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 9
Читатели: 466 +1
Дата:

Свеча

Свеча

Ночь. Одиноко в холодной квартире,
Грустно, как будто всем миром забыт,
Кажется, что ты один в этом мире.
Дождь за окном все по крышам стучит…
 
«Все хорошо, не печалься, не стоит!..» -
Скажешь себе, и печаль вмиг пройдет,
Но за собой дверь она не закроет…
Стоит вздохнуть, и грусть снова придет.
 
Словно во сне я брожу в своем доме,
Сон прекратиться не хочет никак,
Невыносимо в объятьях его мне,
Сну я скажу, что он мой главный враг.
 
Грустно, так пусто и так одиноко
В доме с собою наедине,
Но не один я в мире жестоком…
И я зажгу свечу на окне…
 
Маленький свет тьму ночи пронзает,
Гонит тоску прочь от меня.
Свечка горит… И печаль отступает,
И мне уже теплей от огня.
 
И я пойму, пусть свеча неживая,
Но все равно у нее есть душа.
Кто точно так за нас переживает?
Кто точно так может нас утешать?
 
Слезы из воска на землю роняя,
Таять и гаснуть, лишь стоит подуть,
С нами грустить, вместе сон прогоняя,
С нами быть рядом, покой чтоб вернуть?
 
«Что же ты плачешь, свеча, я с тобою…» -
Я ей скажу… Не ответит опять.
Слабый огонь я рукою прикрою,
Свечка молчит… что ей можно сказать?

Ночь полнолунья. Дождь в окна стучится,
Холод и мрак в моем доме пустом.
Я у окна сижу, свечка теплится.
Но не один я уже: мы вдвоем.
 
Ночь пролетит, снова утро настанет.
Свечка погаснет. Пускай она спит.
Дождь в мои окна стучать перестанет.
Да, ночь ушла, с ней печаль улетит.
 
Места в душе под печаль не оставлю,
Пусть грусть забудет мой дом навсегда…
Свечку зажгу, на окошко поставлю,
Не догорит пусть она никогда…
 
8 июля 2009 года
Реклама
Обсуждение
     22:47 15.05.2012 (1)
1
понравилось поставил... за этот ужос  
не за выражение конечно, да и не за форму, но мне понравились Ваши мысли и Ваши проявления себя :)
если это дополнить работой, а над чем работать есть, то может неплохо получиться
Сделать Вам маленький разбор, чтоб было понятно над чем работать?
условно маленький :)
     22:50 15.05.2012 (1)
Благодарю заранее. Это должно быть полезно. Если, разумеется, Вас не затруднит!
     22:56 15.05.2012 (2)
1
немного затруднит... кончается рейдовая неделя да и не выспался несколько, но я не жадный :)
чуточку позже
     23:46 15.05.2012 (2)
2
во-первых, ритм - с ним беда
поэзия это то, что ритмизировано - это основное правило, которое легко поможет два разных текста различить и дать названье им, структуру их познав. Влеченье разбудить неугомонного сознанья, теченьем лёгким привлекая, и унося по волнам слов внимание моё - ку-да-то вглубь...
примерно так :)
Ритм, разумеется, мжет крайне различным, от чёткой классики и мягкого течения до чеканных маршей или еле уловимого, даже не звучанием слов, а ещё глубже, на уровне слияния мыслей, как в белых стихах или верлибре, или наоборот - в ритме нарочитого отсутствия его, но даже тогда есть ритм. А ритм это структура повторяющаяся, причём по определённому закону, который, даже если еле уловим, но чётко различим, это как шум моря, вроде бы разный каждое мгновение, но уносящий вдаль
ну с ритмом ладно... нет его у Вас :) вернее есть, но постоянно носит его и плавает он, слегка сильнее проявляясь ближе к концу
Старое доброе универсальное средство - читайте текст не вдаваясь в его смысл и не заставляя себя следовать возникающему ритму, пусть он сам ведёт Вас. Можно даже читать слегка ускоренно, чтобы внимание не успевало цепляться за смысл слов и изменить ритм и скорость чтобы замаскировать какую-нибудь некузявось Работает железно и зависит лишь от практики

во-вторых, много воды и лишних слов, то-ли связок - для таки сохранения ритма, то-ли - велеречивость, то-ли ещё какая беда
ещё одно из основных поэтических правил - если слово можно почти безболезненно убрать, то это надо сделать не раздумывая, даже если оно и ритм сохраняет. Во-втором случае особо, по той простой причине, что чем ровнее и совершеннее текст, тем сильнее выбиваются некузявости  
пример:
Ночь. Одиноко в холодной квартире,
Грустно - будто всем миром забыт,
тут - "что" лишнее, но вариант строки не приходит на ум
Дождь за окном всё по крышам стучит…


Все хорошо, не печалься, не стоит!..» -
Скажешь себе, и печаль вмиг пройдет,
Но за собой дверь она не закроет…
Стоит вздохнуть, и грусть снова придет
- тут третья строка очень несовершенна, ненужное - но за собой
неоправданных повторение слов: печалься-печаль, пройдёт-придёт, глагольная рифма тут нехороша - повторяющейся однообразностью и примитивностью

ну и так далее, есть просто зацикленные участки, как здесь 1-2-4 строки, так ивв других местах, где видно, что не знали как развернуть сюжет и топтались в развитии его на месте - именно чёткий образ такой :) как на одном месте туда сюда, у Вас в таких местах и римт пропадает ипоявляются ломанные строки, как в этой строфе - 3 строка

в-третьих, перекликающееся с первым - масса сдвигологоий, когда Вы наупражняетесь с ритмом, то сможете обратить внимание на возникающие слияния слов, против их смысла, из-за соседства безударных слогов и ударных, но сливающихся из-за ритма
Ноза собой дверь____Словно во снея______в объятьях егомне______Снуя скажу, что_____Ия зажгу свечу   ну и так далее, часть из них не слишком мешает, хоть и мешает, другие лечатся паузой, как здесь: Что же ты плачешь, свеча - я с тобою - тире даёт паузу, разделяя "свечая" ну и так далее

в-четвёртых, также перекликается с первым - сбивы ударения
Ум, крайне экономен и потому, встречая ритм, сразу подсаживается на него, пытаясь продолжить даже там где его нет, и оставляет эти попытки, лишь осознавав возникающую несуразность, потому, если слово стоит так, что ритм ударяет не его ударный слог, то и слово получается со сбивов в ударении:сво́ём доме____Холод и мрак в мо́ем доме пустом.___Я у окна си́жу, и др.

уффф, притомился и мысль потерял, ну на пока, думаю, и этого за глаза хватит :)
треть текста явно лишняя и её можно сократить, где-то смысл топчется на месте, где-то велеречиво и ломко, что-то просто - ни к чему, но идея есть и неплохая
даже если не сможете отсечь лишнее и перестроить оставшееся, очень хорошее поле для тренировок и отработки :)
Удачи :)
     00:18 16.05.2012 (1)
Кстати, я с основными правилами поэтики знаком, и знаком, как я считаю неплохо, "как для дураков" ликбез, был, в принципе, не обязателен. Хотя вышло очень даже интересно! Приятно было послушать профессиональный, так сказать, диагноз...
     00:33 16.05.2012
1
если обратили внимание, я говорил не о традиционных правилах, в основном, а об их функциональностьи, а это, всё же, несколько иное
я, так с ними совсем незнаком, ну так, то что на слуху было :)
     00:08 16.05.2012 (1)
Мда... И не жаль Вам было тратить столько своего бесценного времени на подобный, как вы выразились "ужос"?:) Я бы - точно поскупился...
В любом случае, спасибо... Жаль, конечно, резать и кроить, уж слишком много времени прошло с момента написания сих строчек - многое изменилось, и в сознании в том числе...
До идеала - как до луны, знаю. Но разве это необычно? Везде можно найти свои слабые моменты.

Другое дело, что чужую душу не понять. Я свою-то с трудом понимаю!
И тем более - крайне трудно заставить то, что сказано от души, загнать в рамки формализма... Уж простите!
     00:21 16.05.2012
1
это хорошо что давно :) значит резать не придётся, многие вещи вблизи, когда слишком слит с тем, что имел в виду, не видны нефига, потому что услужливое сознание подсовывает имеюшееся в виду вместо получившегося :)

дело не в идеале, и не в душе
Вы научаетесь уважать себе и познавать - каждый человек, это сообщество, игнорирование любого члена его приводит к тем или иным психическим расстройствам или даже болезням, рак из этой же области
Душа, это то, что дало Вам посыл к написанию, а та некузявость что при этом получилась, отражает в точности именно Вас самих, какими Вы проявляетесь в жизни, по той простой причине, что душа может себя выразить лишь посредством этого тела и этого ума, и никак иначе - она безтелесна
И умение выражать её и показывает насколько хорошо мы осознаём её, поступаем согласно или враздрай с ней, и насколько точны мы выражаем её

то, что я перечислил это не формализм, в поэзии нет правил, есть лишь законы работы сознания и его восприятия, и опыт наблюдением за взаимодействием их со словом, на основе этого, и выбраны наиболее простые и точные закономерности, это не правила как таковые, это наиболее простые и понятные законы, познав которые, можно начать творить своё

говорить что это своё или не своё, примерно как говорить -  что ходить передвигая ноги, это не моё, мне недосуг до этого, я лежу, проявляя свою душу и прочие глупости ленного сознания :)
     22:59 15.05.2012 (1)
Я же не настаиваю... как хотите. Как будет угодно.
Только прошу заранее, без скоропалительных выводов, наподобие "В топку"! Вы должны понимать, что это не особенно приятно.
Хотя, если уж на то пойдет...
Словом - это уже не мне решать!:) Затем и публикуем... Мнение ценно. Любое.
     23:50 15.05.2012 (1)
2
про топку забудьте раз и на всегда - плохих текстов, достойных её,- не бывает, если начали писать и смогли завершить, пусть и крайне неудачно, то это Вы сами и есть, и оно того стоит, чтобы в себе разобраться и, хотя бы попытаться, исправить, выправляя выражение мысли, Вы, в-первую очередь, сознание своё вычищаете, разгребая завалы его и осознавая себя :)
     00:13 16.05.2012 (1)
Да уж, про топку загнул, простите... Всегда было стыдно за прежнее "творчество". Сегодня - стыдно за вчерашнее, завтра будет стыдно за сегодняшнее. Это неизбежно. Наверное...
Повторюсь - править и корректировать прежнее тяжело - не потому, что гордость распирает, а потому, что многое изменилось, и сейчас мир уже иначе видится.

Эх... А когда-то я этим произведением гордился!..  
     00:26 16.05.2012 (1)
1
как может быть стыдно за искренность?!!
стыдно может быть только за гадость и непотребство
Вам что, стыдно что когда-то Вы ползали на коленках в младом возрасте?!! или писались в кроватк? :)
бросьте
     00:27 16.05.2012 (1)
Такой уж я жалкий человек - мне стыдно чуть ли не за каждый момент своей никчемной жизни
     00:29 16.05.2012
1
у Вас есть прекрасный способ избавиться от этого комплекса, попытавшись улучшить сказанное когда-то :)
     22:40 15.05.2012 (1)
"Грустно, так пусто и так одиноко
В доме с собою наедине,
Но не один я в мире жестоком…
И я зажгу свечу на окне…"..........размер изменён, неужели ради "сабоя"?

я и Ия в опасном контакте друг с другом.
Ия не обязателен.
.
     22:51 15.05.2012
Не ради "собою". Просто сложно всегда слепо следовать за правилами.

Не берусь, конечно, учить - но все же... некоторые не столь талантливы, некоторые пишут хуже...
Для этого и есть критика.
     21:22 15.05.2012 (1)
"Словно во сне я брожу в своем доме,
Сон прекратиться не хочет никак,
Невыносимо в объятьях его мне,
Сну я скажу, что он мой главный враг."

это про лунатика, да?
похоже и весь текст писался в состоянии необычной реальности.
.
     22:03 15.05.2012 (1)
Абсолютно неверно. Стоит читать несколько внимательнее. Иногда еще стоит понимать не совсем буквально.
     22:07 15.05.2012 (1)
"В доме с собою наедине,"
ссобою...сабою..слышу.
сабой однако.
.
     22:12 15.05.2012 (1)
Что-то я не пойму, чем я Вас так разозлил?
     22:13 15.05.2012 (1)
ничего подобного.
я текст смотрю.
.
     22:15 15.05.2012 (1)
Текст молодого недоросля-декадента, что с него взять?
     22:18 15.05.2012 (1)
можно на больные места указать.
авось и подлечит.
.
     22:20 15.05.2012 (1)
Не будьте столь циничны! Можно и в более мягкой форме поддерживать советом.
     22:22 15.05.2012 (1)
а я не поддерживаю.
ведь не старушку через дорогу провожаю.
.
     22:24 15.05.2012 (1)
Я ожидал подобного отношения...
     22:28 15.05.2012 (2)
не переживайте.
больше не потревожу.

а похвалить найдётся кому.
.
     22:40 15.05.2012
Спасибо за Вашу тактичность в непростом деле критики. Забыл сказать!
Пожелания учту, постараюсь от огрехов избавиться!
     22:33 15.05.2012
Зря Вы так. Если Вы считаете, что я расстроен или чем-то недоволен - напрасно! Любое мнение ценно - и похвала, и критика, и даже негатив. Главное, чтобы все по справедливости.
И уж поверьте, мнение уважаемого автора ценно для меня в кратном размере.

Не надо отворачиваться...
     22:10 15.05.2012 (1)
"Грустно, как будто всем миром забыт,
Кажется, что ты один в этом мире."
миру - мир!
два померанца на соседних стелажах...не айс.

переборчик.
хотябы через куплет их развести.
.
     22:13 15.05.2012 (1)
Да, бывают огрехи... сожалею.
     22:15 15.05.2012 (1)
сожалеть хоть и приятно,
но бесполезно.
работать над текстом надо, если надо.
а тут работы навалом.
.
     22:21 15.05.2012 (1)
Ну я бы не стал говорить категорично, что "навалом"! Да, стоит довести до ума... Но "навалом" - это ближе к полной переработке. Ну или к благополучной отправке в небытие.
     22:27 15.05.2012 (1)
да, в финале Вы были наиболее близки к адекватной оценке своего труда,
вернее отсутствием оного.
.
     22:37 15.05.2012
А разве я где-то утверждал, что это мое самое удачное творение? Помилуйте!..
Другое дело, что выбрасывать плоды прежнего творчества - пусть и не самые удачные - не стоит. Все равно, каким бы оно ни было - это "твое", что называется.
Вспомните себя в школьные годы - если Вы, разумеется, тогда сочиняли, в чем я не сомневаюсь, и все поймете.
Реклама