Предисловие:
Яровит - бог, почитавшийся балтийскими славянами. Его храм стоял в городе Велегоще (теперь - Вольгаст). Атрибутом бога был огромный позолоченный щит, который во время войны несли перед войском.
Как семью ни жалей, но отвага зовёт,
И разносится клич боевой:
“Горожане, скорей собирайтесь в поход,
Крыжаки угрожают войной!
Не к лицу для славян затаиться и ждать,
Бой покажет оружия мощь!”
И на вражеский стан надвигается рать,
Защищая родной Велегощ.
Холодеет в груди: приближается суд,
Там решится, кто будет убит.
А жрецы впереди перед войском несут
Боевой позолоченный щит.
Исполчиться – и в бой, не боясь ничего,
На щите позолота горит.
Этот щит не простой, и хозяин его –
Повелитель огня Яровит.
Головы не жалей, и за удаль твою
Не оставит тебя Яровит,
Он незрим для людей, но в жестоком бою
От напасти всегда защитит.
Шли жрецы со щитом, храм был настежь открыт –
Быть побоищу, ясно вполне.
Если ж мирно кругом, то в святилище щит
Безмятежно висит на стене.
Если враг не стоит на границе, грозя,
Если смуты какой-нибудь нет,
То божественный щит даже тронуть нельзя,
На такое наложен запрет.
Но в поход боевой, чтобы нам Яровит
Одолеть супостата помог,
Мы уносим с собой златоблещущий щит,
Как грядущей победы залог.
Прочь из ножен мечи, на коней – и вперёд!
Свищут стрелы, да что нам с того.
Если ранен – молчи, за собой нас ведёт
Яровит, мы дружина его.
Будет смерть, будет бой. Супостатов гони,
Пусть провалятся в собственный ад!
Под секирой стальной пусть полягут они
И не смогут вернуться назад!
После боя вернуть полагается в храм
Исполинский прославленный щит –
С ним и мир (в этом суть) возвращается к нам,
Если сделаем, как надлежит.
Вновь дарует приплод, вновь хлеба золотит,
Смотрит в колос – не слишком ли тощ,
По-хозяйски идёт по земле Яровит,
Защищая родной Велегощ. |