Произведение «Лампа под зеленым абажуром» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 40
Читатели: 798 +4
Дата:
Произведение «Лампа под зеленым абажуром» самая оцениваемая(13) работа за сутки
03.05.2021
Предисловие:
В мае этого года исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых загадочных писателей русской литературы. Имя его до сих пор овеяно ореолом мистики. Конечно, Михаил Булгаков…

Лампа под зеленым абажуром

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката в Москве на Патриарших прудах появились два гражданина».

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо, что он иногда внезапно смертен – вот в чем фокус…
Потому что Аннушка уже купила подсолнечное масло и не только купила, но даже разлила…
Умоляю, поверьте хоть на прощание, что дьявол существует.»

Так  начинается роман, который многие называют самым неоднозначным русским романом ХХ века. И этот роман о дьяволе. А вот почему Булгакову, чтобы описать все противоречия современной ему действительности, потребовался именно дьявол, это уже другой вопрос.

Про Михаила Булгакова говорят, пишут, рассуждают и фантазируют. Мистика, чертовщина, черная магия – эпитеты его творчества. Что правда, что вымысел – уже не разберешь.

Была весна 1969 года. Именно на это время пришлась первая публикация романа «Мастер и Маргарита».

В тот день на Новодевичье кладбище пришел молодой человек. Отыскав могилу Булгакова, он увидел огромный черный камень. Так называемая голгофа. Раньше она лежал на могиле Гоголя. А, когда к гоголевскому юбилею сделали новый памятник, вдова Булгакова купила эту голгофу с крестом и перенесла на могилу своего мужа.

Однажды Булгакову приснился сон, где он обратился к Гоголю со словами: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью

Все сбылось. Шинель Гоголя теперь укрывает могилу Булгакова.
В тот день перед этой голгофой стоял журналист из Ленинграда Владимир Невельский. Купил цветы, пошел и положил на этот камень. И, когда он повернулся уходить, его окликнула женщина. Это была жена Булгакова. Она попросила его адрес и телефон. Он очень удивился. Через несколько дней пришел денежный перевод, как оказался от нее. И раздался телефонный звонок вслед. Оказалось, что в завещании своем Булгаков написал, чтобы первому, кто придет на его могилу после публикации романа, была выплачена половина гонорара. Елена Сергеевна так и поступила.

Истории уже больше полувека. Но каждый день на кладбище приходят поклонники Булгакова и гиды увлеченно ее пересказывают.

Владимир Невельский растерялся. Он не знал, что делать с такой большой суммой. Но потом, посовещавшись с отцом, он купил катер и назвал его «Михаил Булгаков».

Мистика, провидение, совпадение, волшебная сказка, благодарность?.. Или рука Судьбы… Или Булгаков и после смерти вовлекает в свое творчество новые и новые поколения?..

Когда было столетие Булгакова в Киеве в 1991 году, масса людей – булгаковедов, научной общественности пришла на Андреевский спуск, дом 13.

15 мая 1991 года. Жара была страшная в Киеве, над городом было даже не золотое, а медное солнечное марево. Каштаны от жары облетали. В два часа дня стали торжественно открывать музей. И в тот момент, когда будущий директор музея произнесла фразу: «И вот сегодня мы открываем двери дома Мастера…» с совершенно ясного солнечного голубого неба раздались два удара грома, один за другим. Это слышали все, кто собрался.

Мистика судьбы. Сейчас мы затвердили эту фразу, применительно к Булгакову. А в 1891 году началась просто судьба.
 
Был трагизм юности, связанный с тем, что его воспитывали и готовили совсем для другой жизни, чем та, которую он прожил. И то, что его бросили именно в эту эпоху, отразилось на нем болезненно. Но, если бы не было этой болезненности, то возможно и не было бы такого феерического творчества.

«Моя любовь – зеленая лампа и книги в моем кабинете.» Лампа с абажуром зеленого цвета – это символ детства, большой любящей семьи, братьев и сестер. Отец, пишущий за столом, заботливая, вечно хлопочущая мать. Это образ мира, от которого только и остался, что образ в памяти, когда сам мир исчез навсегда».

«За что ты гонишь меня, судьба?.. Почему я не родился сто лет тому назад? Или лучше – через сто лет. А еще лучше, если бы я вообще не родился.»

Эти слова Булгакова словно считаны с древнегреческих трагедий. Каким-то античным ужасом, беспредельной болью веет от них. 

С 1917 по 1920 годы Киев пережил 18 переворотов: большевики, немцы, петлюровцы, сторонники гетмана Скоропадского, снова большевики, деникинцы, поляки и снова большевики. До лампы ли под зеленым абажуром сейчас?..

На глазах Булгакова вся его Атлантида, весь его заботливо лелеемый и хранимый мир, все нежно любимое ушло на дно и больше никогда не появлялось. Ему ничего не оставалось, как все, с чем он был любовно, кровно связан описать в слове. И он это сделал. Он поднял эту Атлантиду со дна своей памяти и отразил в творчестве.

В начале творческого пути свою личную жизнь Булгаков описывал мало. На то были причины.

Когда они познакомились, ему было 17 и еще год предстояло учиться в гимназии. Ей – неполных 16.. Она приехала из Саратова погостить у киевской тетушки.

Спустя пять лет студент-медик и Тася – Татьяна Николаевна ЛаппА обвенчались.

Трагичной была его юность, первая женитьба и аборт, который делает невеста буквально накануне венчания. Увлечение наркотиками, вначале баловство, потом уже пристрастие. И вообще история его докторства в Смоленской губернии, которую он так красочно описал в «Записках врача», была на самом деле до ужаса тяжелой и беспросветной.

Татьяна была рядом всегда. И когда пробовала кокаин и морфий, и когда держала руки и ноги, которые он ампутировал в госпиталях в 1-ю мировую, и когда вдвоем изнывали от тоски в земских больницах.

Ее самоотверженность и верность объяснялась только одним – она любила. Но, к несчастью, любила слишком отчаянно и сильно, и увы, плохо разбиралась в литературе. А начинающему писателю нужен был еще и интеллектуальный партнер.

Он бежал и хотел сбежать навсегда в эмиграцию, где уже были два его брата. Юг России, Владикавказ, контузия, тиф, первая публикация, белые, красные. Это был его собственный бег, который потом будет оформлен в пьесу… 

Но тот «Бег» будет вдохновлять уже совсем другая женщина.

В роли эмиграции выступила Москва. В Москву Булгаков пришел пешком, не было денег. Шел около двухсот верст по шпалам, устроился работать репортером, потом фельетонистом в газету «Гудок». Медицину забыл навсегда как кошмарный сон, полный стонов, крови и гноя.

«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки. Валенки рассыпались.»

Глупо рассуждать, почему сходятся и расходятся мужчина и женщина. Это великая тайна, и любовь, что движет солнце и светила никогда не раскроет ее. Но предположения все же можно сделать.

Булгаков всю жизнь искал очень сильную женщину, способную не только понять, простить, подставить плечо, но и вовремя направить и вдохновить, а если надо и подстегнуть, и взять инициативу на себя. Татьяна Николаевна признавалась в конце жизни с обидой, незажившей за многие десятилетия, что Булгаков кинул ей в сердцах, когда они приехали в Москву: «Ты – слабая женщина. Не могла меня вывезти.».

Это было, когда белая армия отступала. Татьяна Николаевна недоумевала: «Как же я могла его вывезти? Он ведь в горячке метался, два врача мне говорили: «Вы, что, хотите его довезти до Казбека и похоронить?»

Чтобы вселиться в квартиру родственника, Булгаков написал письмо Ленину, добился встречи с Крупской. Она собственноручно написала: «Прошу дать ордер на совместное жительство». Так Булгаков и Тася поселились на Большой Садовой, 10, в квартире, которая потом станет «нехорошей»…

Он был совершенно человеком не из этой эпохи, не мог вообще в ней раствориться. Его спасало только творчество. И это была такая мощная энергия, такая важная миссия, исполнение которой и держало его на плаву, заставляя забывать и о голоде, и о холоде, и о страхе, и о ненависти. 

А вот так это было в романе, в той другой реальности, которую он создавал.

 «Надо сказать, что квартира эта - давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией... И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. Ну, а колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уж его ничем не остановишь… Об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали всякие легенды.»

Всю бытовую склочность этой квартиры, весь тяжкий пестрый быт он, шагнувший из теплого и уютного дома на Андреевском спуске в Киеве из дома с лампой под зеленым абажуром, виртуозно описал в романе, фактически привязав его действие к этой квартире.

Легенды про этот дом и нехорошую квартиру рассказывают до сих пор. Жильцы дома просыпаются то от цокота копыт, то от навязчивого скрипа, то от шагов в квартире, когда в ней никого нет, то отключенная от питания сигнализация срабатывает. Ощущение, когда кто-то на тебя смотрит даже на лестнице – самое обыденное в этом доме. Когда прокладывали теплотрассу во дворе, то из-под земли извлекли череп. Такого еще не было. Словно неведомая Аннушка снова разлила вечное масло…

В 90-е годы, когда дом расселили из-за аварийного состояния, его облюбовали хиппи и вообще чуть не спалили.

Сегодня на Большой Садовой в «нехорошей квартире» музей. И не один, а целых два. В двух разных подъездах. Вполне в духе Булгакова.  «Это моя свита, и свита эта требует места»…

И из «нехорошей квартиры» и из жизни верной Таси Михаил Афанасьевич удалился в 1924 году. Его ждала сильная женщина, к тому же вхожая в литературный мир. Все, как он и хотел. Любовь Евгеньевна Белозерская.

Познакомились они, как и полагается писателю и уже бывшей супруге издателя Ильи Василевского на вечере редакции газеты «Накануне». А потом встретились на улице случайно. Такое бывает не только в романах, но в жизни. Иногда достаточно всего лишь одной встречи. Ну, и естественно, хорошей погоды. И вот уже можно подыскивать квартиру не только для совместной жизни, но и для совместного творчества. Идея сочинять пьесы и рассказы вместе увлекла обоих.

В 1927 году Михаил Булгаков и Людмила Белозерская арендовали квартиру на Большой Пироговской, 35. После скитаний с любимой женщиной по углам, комнатам, каморкам, они впервые сняли отдельную квартиру.

 Булгаков писал, что с каждым днем буквально влюбляется в свою жену все сильнее и сильнее и буквально питался ее воспоминаниями как писатель. Эмиграция, заграница, Константинополь, Париж, возвращение в Россию, бег… Он жадно ловил каждое ее слово.

Вообще эту булгаковскую склонность натаскивать себя на впечатления заметил еще К.Г.Паустовский и описал ее в «Повести о жизни», когда Булгаков, только, для того, чтобы запомнить, как хрустит и искрится снег в сугробах и большие пни спят, словно укрывшись снежными шапками, не поленился выйти из дому в суровый мороз и проделал большой путь до леса.

Впечатление от Любови Евгеньевны

Реклама
Обсуждение
15:06 07.05.2021
Ляман, дорогая, о Булгакове писать и сложно, и легко, как может показаться, но всегда бесконечно увлекательно!
У Иосифа Латмана есть потрясающая работа  о нём, но у нас не любят читать длинные  тексты, поэтому он публикует  на "Самиздате"samlib.ru.
Понимаю твой вопль о чрезвычайной загруженности, потому, что ты не можешь работать в пол ноги, и все твои  эссе - это всегда откровение,
невзирая на то, что ты читал этого автора, казалось уже вдоль и поперек!
Спасибо за удивительную работу!
За Ступку отдельное спасибо!
Он этого достоин несомненно!



23:18 05.05.2021(1)
1
Очень интересно написано.  В своё время упивалась романом Булгакова "Мастер и Маргарита"!
14:28 07.05.2021
Спасибо, дорогая. Я тоже его читала взахлеб.
06:03 03.05.2021(1)
1
Да, и КАК и от ЧЕГО умер Богдан Ступка...

Потрясающее эссе, Ляма!  Христос вооскрес!
20:32 03.05.2021(1)
1
Олег, здравствуй! Спасибо тебе!
Воистину!
Богдан Ступка... У него ведь была онкология. Почки...
Ох, как он мне нравился. Потрясающий актер.
20:34 03.05.2021
1
Это так!
17:19 03.05.2021(1)
1
Очень понравилось... Прочитал на одном дыхании. Узнал много интересного.
Спасибо огромное.
20:33 03.05.2021
Спасибо Вам огромное!
18:33 02.05.2021(1)
1
спасибо тебе огромное за очередную жемчужину. Обожаю М.А Булгакова. Есть в его творчестве какая-то магия.. философия..
 
Благодарю тебя!
19:49 02.05.2021(1)
1
Спасибо тебе огромное, Танечка. С Праздником тебя.
Честно говоря, с небольшой опаской подступала к этой работе. Мало ли мистики связано с его именем...
Но больше всего мне запали в душу слова Богдана Ступки, вернее его матери.
Я очень люблю Богдана Ступку, светлая ему память. Он в каждой роли великолепен и колоритен.
Но вот эти слова его матери о том, что Булгаков хотел написать свое Евангелие мне врезались в память.
И я еще раз стала перечитывать литературу о нем, в том числе и Дневники Е.С.Булгаковой.
Честно?.. Не могу сказать, что впечатление однозначное...
Но тем и интересен мир...
13:56 03.05.2021(1)
1
согласна с тобой Дневники интересны. Сам писатель интересен, да что там... мистика в его работах тоже о многом говорит.
20:33 03.05.2021
1
Да, Танечка!
22:19 02.05.2021
1
Очень много совпадений, много мистики и непонятного. Для одной жизни такого количества слишком много.
Про Булгакова лично я знаю очень мало. Помню, как удивил меня тот факт, что, оказывается, этот человек (почти) всю жизнь собирал коллекцию из театральных билетов со спектаклей, на которых ему пришлось побывать. Возможно, чтобы они напоминали ему о том, что театр, как он считал сам, просто был создан для него. 
Интересно: не человек создан для театра, а театр для человека... 

Кстати, фильм "Иван Васильевич меняет профессию" был снят по роману Булгакова "Иван Васильевич". Привыкли к этому фильму, а о том, по чьему произведению был написан сценарий, даже не задумываемся.

Многое бы ещё могла написать. Но - воздержусь. 
За эссе спасибо. Написано, как всегда, блестяще! 
20:08 02.05.2021(1)
Спасибо, Ляман  , за потрясающе написанную работу
20:18 02.05.2021(1)
Спасибо, дорогая Эми.
Честно говоря, меня больше всего потрясли слова матери Богдана Ступки. Это дало мне повод еще раз перечитать дневники Е.С.Булгаковой и материалы о нем.
20:50 02.05.2021
Да, это удивительные слова
12:26 02.05.2021(1)
1


19:50 02.05.2021(1)
19:54 02.05.2021(1)
Какая ты всё-таки умница, Ляман Сархадовна...
Горжусь нашей дружбой.
Хочешь посмеяться?
https://twitter.com/i/status/1388780302139527169
20:20 02.05.2021
Ничего себе!!! Ой, Юрочка, спасибо огромное! Посмеялась!
Я тоже ею горжусь!!!
06:51 02.05.2021(1)
1
Ляман, спасибо за познавательное эссе очень интересно
19:52 02.05.2021
Спасибо Вам огромное, Алла! Я очень рада, что Вам понравилось.  С праздником Вас! Счастья Вас, радости!
09:52 02.05.2021(1)
1
Всегда с большим интересом читаю твои эссе о мастерах, что позволяет
многое узнавать.
Спасибо, Ляман!!!
19:51 02.05.2021
Спасибо, Анночка, дорогая! С праздником тебя, твою семью! Радости, тепла!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама