Произведение «О размышлениях рядового пассажира маршрутки, или кому мы доверяем свою жизнь»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 84
Читатели: 1255
Дата:
«О размышлениях рядового пассажира маршрутки, или кому мы доверяем свою жизнь» выбрано прозой недели
25.07.2022
Предисловие:
Канули в прошлое нашего города муниципальные трамваи и троллейбусы. Им на смену пришли шустрые маршрутки частной фирмы. Жёлтые «Газели» превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни и, казалось бы, стали удачной заменой прежнему городскому транспорту, однако именно они со временем всё чаще вызывали негодование жителей, и эпизод об этом  можно было бы назвать обычным, но я так не назвала: финал его не позволил.

О размышлениях рядового пассажира маршрутки, или кому мы доверяем свою жизнь

Не знаю, как вы, а я всегда обращаю внимание на выражение лиц окружающих и замечаю, что радостные люди встречаются сейчас нечасто. И вот однажды на конечной остановке возле центрального рынка я села в маршрутку, чтобы добраться до посёлка Майский. Салон постепенно наполнялся угрюмыми пассажирами. Я не оговорилась – лица всех действительно казались угрюмыми, даже у молодого симпатичного человека, которому, как мне подумалось, жить и радоваться.

Когда все места были заняты, женщина с большой сумкой на коленях, обмахивая лицо газетой, с возмущением изрекла:
— Где же этот водитель? Сколько можно ждать?!
Её возмущение подхватили другие, и посыпались такие фразы:
— Он мешкает, чтобы маршрутка до отвала набилась людьми. Ему же главное – больше денег выручить за рейс.
— Надо же, никакого расписания не соблюдают!
— Да если бы они ещё ездили нормально, а то лихачат так, как будто картошку везут.
— Вечером вообще нечем уехать! Приходится на такси тратиться.
— Ага, а если лишних денег нет, так пешком до Майского иди.
— Ещё и курят за рулём, сволочи, а мы дыши!
— Заставить бы наших депутатов на этих старых дребезжащих маршрутках поездить – как бы они запели?

В общем, один негатив. Так нередко бывает. Накипело, видно, у людей.

И тут в салон вошла девушка, такая чистенькая, ароматная, в красивом голубом платье. Она явилась противоположностью всем сидящим в маршрутке. На угрюмость не было ни малейшего намёка, глаза её светились радостью, и мне невольно вспомнилась смешная фраза: «А я в голубом платье, и мне в голубом хорошо».

Все свободные места уже были заняты, но у нас в таких случаях привычное явление – ехать в маршрутке в полусогнутом состоянии.

Все замолчали, устремив на девушку взгляды, а она посмотрела на симпатичного парня и улыбнулась.

Последнее время стало редкостью, когда молодые люди уступают в транспорте место женщинам. Сидят, уткнувшись в телефоны, и всем своим видом показывают, что происходящее вокруг их совершенно не касается. Но в этот раз то ли под влиянием очаровательной улыбки, то ли в силу своего воспитания, парень приподнялся и сказал:
— Садитесь, пожалуйста.
— Ой, благодарю вас. Это так приятно, — и девушка подарила ему ещё одну улыбку.

В это время появился водитель. Как был с сигаретой в руках, так и сел за руль, заставив нас ощутить запах неприятного дыма. Никто на это вслух не отреагировал, а очаровательное создание вдруг произнесло:
— Товарищ водитель, убедительная просьба не курить в салоне.
Удивлённый мужчина повернулся к девушке, секунд пять молча смотрел на неё, а потом хмыкнул и выбросил сигарету в окно.

Когда маршрутка тронулась, водитель ответил на звонок мобильного телефона и стал кому-то возбуждённо доказывать, что ни в чём не виноват.
Девушка снова обратилась к нему:
— Товарищ водитель, отключите, пожалуйста, телефон. Мы доверили вам наши жизни и не хотим рисковать.
— Больно умная ты, — недовольно буркнул он, но свой разговор не прекратил.
Стоящий в полусогнутой позе парень решил, по-видимому, до конца в глазах девушки оставаться джентльменом и поддержал её:
— Вы и в самом деле не имеете права разговаривать за рулём по телефону.
— Кто ты такой, что будешь мне указывать! – возмутился мужчина.
Но тут уже и я вмешалась. Нас поддержали другие пассажиры, и водителю пришлось подчиниться.

После этого (верите?) атмосфера в салоне изменилась. Люди вдруг заулыбались, почувствовав себя победителями, стали отпускать комплименты парню-джентльмену, начали шутить, и даже водитель присоединился к шуткам. В итоге на конечную остановку приехали в весёлом настроении и все пассажиры разошлись в позитивном настрое.
Причина этому – милая девушка, которая вежливым тоном отреагировала на то, что ей не понравилось. И как же она была права!

Я задумалась о том, что мешает нам поступать так же. Мы часто зацикливаемся на проблемах и вместо того, чтобы спокойно решать их, смиряемся или начинаем возмущаться, сотрясая воздух. Японцы, например, уже давно поняли, что негативные мысли и слова влияют не только на здоровье, но и на будущее человека, и в этом главный секрет не только их уважительного отношения к собеседнику, но и долголетия. А наши люди часто между собой выражают недовольство, но редко пытаются поставить на место того, кто этого действительно заслужил, и мало что делают для улучшения собственной жизни.
Почему?
Нас отучили с достоинством отстаивать свои права?
Может, заставили бояться делать это?
Или мы просто привыкли терпеть?..
М-да… Есть о чём поразмыслить…
Обсуждение
Гость08:42 14.07.2022(2)
Мне очень понравилась миниатюра. Подобных эпизодов в жизни много. Можно "пройти мимо" и забыть, а можно заметить что-то важное.
14:48 17.07.2022
Елена Саульченко
Спасибо, уважаемый гость! Согласна с вами.
13:28 14.07.2022(1)
1
Елена Саульченко
Хорошо, когда человек не только замечает важное, но и хотя бы самую малость вкладывает в копилку добра и справедливости. Вы согласны с этим? 
Гость18:39 26.07.2022(1)
Ах, если бы это было так! Но мечта светлая, надо сказать.
12:48 27.07.2022
Елена Саульченко
Мечтаю только о светлом. 
00:52 21.07.2022(2)
2
Анатолий Комогоров
А вы не знаете, что во времена правления Сталина, людей расстреливали за неправильно сказанное слово?
Конечно нас отучили, точнее вывели новую породу людей хомо-советикус.
Вспомните, в первом классе мы выбирали старосту класса. Как это было?
Учитель сказал: "Давайте выберем Вову".
И класс выбрал Вову...
20:26 25.07.2022(1)
2
Анатолий, так это было всегда.
Миф о демократии не более чем красивый и благородный миф. Легенда.
Что такое демократия? Власть народа. Власть всех? Такого не бывает. У любого народа есть руководителя, которого он вроде бы избирает сам себе.
И кто-то хочет нас уверить, что в  блаженные античные времена древние греки и римляне сами выбирали себе руководителя?.
Возможно. Только делалось это примерно таким образом.
Теплое Эгейское море, яркое солнышко, песочек, маслины, козий сыр, оливковое масло, молодое вино. Демос - свободные афинские граждане,  Сытые, спокойные греки в простынках и сандалетках с еще непросохшими от купания волосами. Все в благодушном настроении. На юге легче жить - тепло, можно ходить в одной простынке-хламиде, и еды тоже вдоволь. Не то, что на угрюмом и суровом Севере.
На юге можно петь песни и философствовать в тени кипарисов и олив.
И представьте, что вот в такую благодушную минуту из толпы демоса выходит какой-нибудь представитель и говорит: "Граждане афиняне. Нам надо избрать себе руководителя. Давай те выберем, к примеру - Антиноя, или Селевка, или еще так кого-то.
Разморенные, накупанные в море, объевшиеся греческого салата, а и теперь полулежащие на ложах   свободные граждане Афин с энтузиазмом кричат:
Да, да! Давайте его. Пусть будет этот.
И все. Вот Вам и вся демократия. Да, и кстати, руководитель как правило будет из аристократов! 
И то же в Риме. Римляне, конечно,  немного посуровей были, но схема в принципе та же: в хорошем настроении избирали какого-нибудь патриция.
Но в веках осталось: ах, вожделенная афинская демократия. Ах, власть народа.
Ничего такого не было и в помине. Блеф и умелое манипулирование.
21:24 25.07.2022(1)
1
Анатолий Комогоров
Неправильное у Вас представление о демократии.
Демократия была основана на том, что богатые люди покупали себе голоса граждан нуждающихся в деньгах. как правило это были бедные люди - народ, на греческом - демос. Вот и называется это демократией. Ничего в этом зазорного нет, потому что кандидатов было более одного, и другие богатые люди покупали голосующих.
23:32 25.07.2022(1)
2
Анатолий, я не об этом. Голоса нуждающихся в деньгах, конечно же покупали, деньгами ли, щедрыми посулами каких-то благ, уменьшением поборов. Бедному человеку что ни предложи - все благо. Да, народ назывался демос. По нынешнему - электорат.
И сейчас голоса электората покупают щедрыми посулами, когда это необходимо. Так работает аппарат власти
Но представители  привилегированной части общества (свободные граждане, не мэтэки, и не рабы) согласовывали между собой кандидатуру будущего лидера. То есть решали все кулуарно, а потом готовое решение представляли народу таким образом, как будто он все сам решил.
Кто был из простого наорода у власти? И это при демократии, то есть фактически республиканском строе. Иногда понятия "республика и "демократия" отождествляют. 
Все лидеры были из правящих кругов: Клисфен, Перикл, да и отец афинской демократии - Солон - все были представителями высокопоставленной знати.
14:46 26.07.2022(1)
2
Анатолий Комогоров
Западная демократия основана на том, что есть определённые группы людей - подитических деятелей, которые обслуживают крупных предпринимателей.
На выборах политики предлагают свою программу, если народ еë одобряет, голосует за них, не одобряет - голосует за других. Есть право выбора.
В СССР и РФ этого нет.
Всё партии получают зарплату в одной кассе. Оппозиционные партии, для отвода глаз.
А управлять государством, в любом случае, должны люди обученные этому. И конечно они из богатых семей. Что тут удивительного?
14:59 26.07.2022(1)
Всё партии получают зарплату в одной кассе. Оппозиционные партии, для отвода глаз.

Афоризм.
Очень хорошо сказано!
15:30 26.07.2022
1
Анатолий Комогоров
Спасибо.
10:01 21.07.2022(1)
Елена Саульченко
Анатолий, я знаю, как было, и хорошо вижу, что есть...
В ответ хочется дать ссылку на видеоролик из "Фитиля". Помните, был такой киножурнал?

10:58 21.07.2022(1)
1
Анатолий Комогоров
Почему было? Разве что-то изменилось?
15:50 21.07.2022(1)
Елена Саульченко
Думаю, что изменения происходят, но они происходят по спирали. Вроде всё то же, но уже на другом уровне.
19:49 21.07.2022
1
Анатолий Комогоров
Понятно.
06:09 22.07.2022(1)
2
Надежда Шереметева - Свеховская
Актуальная проза!
Избитое выражение, но не для всех, хотя они так могут думать.
Его избитость может быть очевидна только для тех, кто это культивирует в себе.
Это все прекрасно описано великим физиологом Павловым в работе "Русский ум!"
17:43 22.07.2022
1
Елена Саульченко
Я стопроцентно согласна с этим:

Его избитость может быть очевидна только для тех, кто это культивирует в себе.


Сейчас попыталась в интернете найти эту работу Павлова или что-нибудь о ней и мне попалась в "Московском комсомольце" статья доктора философских наук А.Ципко "Дефекты русского ума: чего опасался академик Павлов". На этой интересной статье и остановилась. Автор утверждает: "...все, что он говорил ровно сто лет назад о дефектах нашего ума, порождающих наши русские катастрофы, актуально по сей день". 
Очень захотелось поближе ознакомиться с выводами Павлова о русском уме, и я это обязательно сделаю. 
Спасибо, Надежда!  
18:04 21.07.2022(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Хороший рассказ, как срез нашего многострадального общества. Кто-то не остановит хама, потому что сам такой, кто-то побоится связываться, кто-то сам по себе, и ему абсолютно всё равно, что происходит, а кто-то и попытается дать отпор.
19:26 21.07.2022
1
Елена Саульченко
Могут еще просто с любопытством молча созерцать или снимать ситуацию на телефон, чтобы выложить видео в интернете.

К сожалению, сейчас больше людей самих по себе и не наблюдается приверженности принципу "Когда мы едины, мы непобедимы". А ведь очень важно, когда люди поддерживают того, кто стремится отстоять свои права, не опускаясь до уровня хама. Тогда результат очевиден. 

Спасибо, Галина!
13:58 21.07.2022(1)
1
Анна Белецкая
В маршрутках уровень агрессии и напряжения зашкаливает. В доковидное время я столько наездилась из пригорода на работу, что научилась просто отключаться и уходить в себя. Я понимаю, что текст более серьёзную тему затрагивает, просто вспомнились ощущения
16:13 21.07.2022
1
Елена Саульченко
Счастливый человек не может быть злым и агрессивным по отношению к тем же пассажирам маршрутки. Понятно, что сейчас в жизни людей мало радости и нервы зачастую как натянутая струна. Если на их агрессию отвечать тем же, то это значит множить её, и вы просто не реагировали на раздражённых людей. 
Вы правильно заметили: 
текст более серьёзную тему затрагивает

 Спасибо за комментарий!

23:38 20.07.2022(1)
Магдалина Гросс
Спасибо Вам, Елена, за точно подмеченную историю! 
09:51 21.07.2022
Елена Саульченко
Рада Вам на моей странице, Магдалина!
15:15 19.07.2022(1)
Клавдия Брюхатская (Залкина)
Давно не езжу в общественном транспорте, но поддерживаю целиком и полностью.
Когда-то много лет назад подойдя к двери управления, в котором я работала, улыбнулась своему коллеге
из другого отдела и услышала: - Мне хочется быть похожим на Вас.
Я удивилась:
- Чем?
А он ответил:
-Вы всегда улыбаетесь!
Я рассмеялась и поинтерсовалась:
- А что мешает улыбаться Вам?
В ответ он просто пожал плечами.
Вот такая история.
16:03 19.07.2022(1)
1
Елена Саульченко
Сейчас так мало улыбающихся лиц! Но именно с улыбкой можно решить многие повседневные проблемы, а с агрессивным настроем, наоборот, усугубить их. 
Невольно вспомнился барон Мюнхаузен:

Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Умное лицо — ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

16:05 19.07.2022(1)
Клавдия Брюхатская (Залкина)
Да! Я тоже сразу вспомнила именно барона!
16:07 19.07.2022(1)
Елена Саульченко
О! 
08:19 19.07.2022(1)
Марта Гордеева

Есть о чём поразмыслить…

Хотелось бы не размытых ответов на эти вопросы.
11:33 19.07.2022
Елена Саульченко
Марта, данный рассказ написан именно для того, чтобы эти вопросы задал себе не только автор. А ответ у каждого читателя будет свой. Или вообще не будет ни вопроса, ни ответа. 
15:13 14.07.2022(1)
Прекрасная зарисовка из повседневной жизни, спасибо вам, милая Елена.

С уважением Н.А.
14:47 17.07.2022(1)
Елена Саульченко
Описанный здесь эпизод — не самое главное. Мне хотелось, чтобы у читателя возникли похожие вопросы, которые я задала себе.  
16:35 17.07.2022(1)
Я не хочу вас обидеть, дорогая Елена, но вопрос у меня только один: до каких пор мы будем вступать в конфликты с тем, что называется - "правила", которых нет? Завтра не будет прекрасной девочки и все повторится. Не в нас дело,активные мы или нет, а в беззаконии, которое порождает свиней - в частности подобного водителя.
17:20 17.07.2022(1)
1
Елена Саульченко
Когда большинство людей говорят, что не в них дело или от них ничего не зависит, они поддерживают беззаконие. 
17:40 17.07.2022(1)
-1
Я не люблю бороться с ветряными мельницами -мне проще взорвать все эти конструкции, лишь бы второй раз не биться головой о "пропеллер". 
Беззаконие, это когда есть конкретный нарушитель закона - ему все равно, кто и что думает о нем. Хам. А для этого есть полиция - звонок, и на пару лет на Колыму такого, там объяснят, как надо уважать закон. 
Но вступать периодически с каждым идиотом в брань - никаких нервов не хватит. Или у нас нет полиции? Да они только и ждут звоночек, но этого ПАССАЖИРЫ не знают.
20:59 17.07.2022(1)
1
Елена Саульченко
Беззаконие — это не только нарушение закона, это ещё и отсутствие законности. А хамы существуют ещё и потому, что они чувствуют безнаказанность. 
Я вижу, у нас с вами разное отношение к данной ситуации. 

21:44 17.07.2022(1)
Просто я хочу, чтобы пассажиры спокойно ехали в автобусе, а полиция занималась своим делом и каждый понимал - есть представители закона, и есть ответственность за нарушение правил элементарного поведения. Разве я что-то марсианское написал?
15:35 18.07.2022(1)
1
Елена Саульченко
Нет, не марсианское, вы высказали своё личное мнение. 
А я в ответ представила такую картину: у водителя обнажённые нервы, потому что жена в тяжелом состоянии попала в больницу с инсультом, а дома двое детей, которые без конца звонят папе. И вот такой водитель нарушает правила. Действительно, зачем делать ему замечания, тратить свои нервы на "идиота", если 

есть полиция - звонок, и на пару лет на Колыму такого, там объяснят, как надо уважать закон

  

Вам по душе такая картина? Вы же. как я поняла, верите в справедливость нашей полиции,
они только и ждут звоночек


15:48 18.07.2022(1)
-1
Поймите меня првильно - я против всяких разборок. Есть закон - исполняй. Кто контролирует закон? Милиция, пусть и отрабатывает зарплату. Все ведь очень просто.
Хорошо, если человек просто поругался, а я ведь и выстрелить могу в хама! И не только я.
Знаете, водитель это или продавец колбасы - не имеет значения: есть закон. А эмоции - это домой, на кухню.
О полиции: я ей не верю и ее не уважаю - за халатное отношение к своим обязанностям. Потому и беззаконие царит. Чтобы я делал на месте пассажира ? Бритву поднес бы к шее водителя и заставил бы уважать правила. Я не шучу.
Любой скандал крайне опасен, ответственно вам заявляю. До крови один шаг. И потом все скажут: а мы и не думали, что так может обернуться. И мы ни в чем не виноваты. А виноват тот, кто за нас вступился и зарезал водителя!!
16:15 18.07.2022(1)
Елена Саульченко
Простите, я не могу поддержать вас. Любую бытовую ситуацию можно разрешить без агрессии. Вы приставили бы бритву к шее водителя, а девушка в маршрутке просто сделала вежливое замечание. Одна и та же ситуация, но разные способы решения. Я на стороне девушки.

17:52 18.07.2022
-1
И правильно, уважаемая Елена, держите свою марку - меня не обязательно поддерживать. 
А завтра девушки не будет и ваш водитель отматерит кого из пассажиров - что будете делать? Ждать девушку? А она год не появится. 
Урода не перевоспитать - его либо изолируют от общества, либо наказывают.
Так что, готовы терпеть оскорбления от того же водителя? Еще и хамло пассажиры будут в вашем маршруте беззаконие чинить - пить, сквернословить, унижать соседей по салону. 
Что делать будете? Мои методы вы знаете. Наверно меня вспомните - я бы очистил салон от идиотов за секунду.
10:57 14.07.2022(1)
Алексей Осидак
Спасибо, Елена, за замечательный рассказ-наблюдение! Пусть побольше людей его прочитает! 
13:29 14.07.2022
Елена Саульченко
Я рада видеть вас на моей страничке, Алексей! Благодарю за оценку.