Произведение «Заметка о заметках о "Докторе Живаго" Пастернака»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Сборник: Читательско-зрительский дневник
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 497 +1
Дата:
Произведение «Заметка о заметках о "Докторе Живаго" Пастернака» самая комментируемая(17) работа за сутки
08.08.2020
Предисловие:
Валерий Кувшинчиков. Борис Пастернак. Доктор Живаго. Заметки https://proza.ru/2020/03/13/1909

Заметка о заметках о "Докторе Живаго" Пастернака

В заметках Юрия Кувшинчикова о "Докторе Живаго" Пастернака доктор Живаго встречается с Борисом Пастернаком и предъявляет ему претензии за плохо написанный роман и плохо написанные стихи, приписанные Пастернаком доктору Живаго. 

А я считаю, что Живаго был еще добр к Пастернаку. Он хвалит некоторые стихи Пастернака, тогда как они поражают меня своей неряшливостью, хотя по неряшливости им далеко до романа. Взять его лучшие стихи. Стихи хороши. Но - 

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

Как на потолок могли ложиться тени скрещенных ног? Это возможно, только если ноги находятся над свечой. Не могу себе представить такого положения свечи и ног. Сразу за этим следует:

И падали два башмачка
Со стуком на пол.

Как могут два башмачка одновременно падать на пол? Да даже и поочередно? Два растоптанных тапка могут. А два башмачка только если они или очень велики, или с сильно растоптанными задниками.

И это лучшие стихи.

Потолок освещен свечой, а тени на потолке от того, что находится на пути света, между свечой и потолком. И скрещенья рук как тени на потолке - чудесная картина. Так и бывает. А вот скрещенья ног - это уж для рифмы с потолком.

Не могу я игнорировать эти строки. В этом стихотворении только две с половиной строки таких, а в других стихах Пастернака сразу начинается то, что мне мешает.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Февраль! Наконец-то настала пора достать чернил, и можно уже и заплакать над чернилами. Без чернил и не в феврале не поплачешь, конечно.

Или о море:

Приедается все,
Лишь тебе не дано примелькаться.

Это море - мелькает, мелькает, но не дано ведь ему примелькаться, такому мелкому. Все приедается - небо, солнце, лес, луг, горы - давно приелись, лишь только море - ну не приедается, вот и все, сколько его ни потребляй.

Но вот стихи других поэтов я воспринимаю как поэзию, их образы воспринимаю как то, что отзывается во мне чувствами, кажется мне, что и я это чувствовала точно так, как чувствовал поэт. Нет этого неприятия, как с Пастернаком.

***


Виртуальная знакомая запостила:

И всюду воздух сам не свой.
И тех же верб сквозные прутья.
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

И я написала:

Пастернака я не понимаю.
То же "почек вздутья" кажется мне очень некрасивым. "Вздутье" - слово родственное с "дуть". Вздувается что-то от газов.
И "воздух сам не свой" кажется абсолютно ничего не говорящим. Когда же воздух сам и свой? Когда в нем дым и пыль? И почему говорится, что воздух "всюду"? Качество воздуха сильно зависит от места, в котором находишься.
И так с каждым стихом Пастернака. Не могу ничего с собой поделать - придираюсь к каждому второму слову.

С тех пор она мне не отвечает и ничего не пишет.

Послесловие:
Миниатюра, написанная после того, как я перевоспиталась и исправилась и стала понимать стихи Пастернака: Из чего кроятся сны https://fabulae.ru/prose_b.php?id=125076

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:52 03.05.2020 (1)
1
    А мне роман нравится. Первый раз, читая роман, я на "Свеча горела" внимания не обратил. но как-то услышал стих как романс из уст известной певицы. Про тени не запало, а вот про башмачки ясно представил: женщину валят на кровать вниз лицом... и тогда они  могут свалиться почти одновременно. Начал читать роман второй раз и проанализировал весь стих. Если после слова "тени" поставить двоеточие, то да скрещенье рук... на потолке абсурд, а тут просто перечисление событий, через запятые. а "метель лепила на стекле кружки и стрелы" почему не вызывает критики? Просто все понимают, что это образное описание снежинок. Чтобы понять смысл стихов их надо обсуждать с авторами. Или, на худой конец, спросить у Аллы Пугачевой, как ей "Свеча горела"?
     22:15 03.05.2020 (1)
Если бы это были независимые события, то после "ложились тени" стояла бы точка. Ну да ладно. Это, похоже, самые лучшие стихи Пастернака. И что в его стихах мне нравится - это мелодия. Смысл не нравится. Но это стихи. В них главное не смысл, а чувства. Но я и чувств в его стихах не замечаю никаких.
И в романе. В нем монологи на целую страницу, а то и больше. Неважно, кто этот монолог произносит, все они об одном и том же, а именно, ни о чем. Смысла в них столько же, сколько в стихах Пастернака.
В жизни я знаю сейчас двух таких любителей монологов. Они меня гипнотизируют своими нескончаемыми речами без пауз. Если не удается вовремя сбежать.
Причем все отступления в "Войне и мире" я читала, не пропуская, и казалось мне, что я все мысли Толстого понимаю.
Отношения Лары с тем адвокатом описаны так, что вызывают во мне досаду. Пунктиром, который не складывается в картину. Отдельные штрихи противоречат друг другу.
Характеры героев никак не показаны, даже намеков нет на то, какой у кого характер.
Гость      22:46 06.09.2020 (1)
1
Вы абсолютно правильно оценили Пастернака...
     23:42 06.09.2020
Спасибо!
     16:47 07.08.2020 (1)
1
В литературе, а тем более в поэзии логичность всегда приносится в жертву образности. ИМХО, конечно.
Самый вопиющий пример непоследовательности, на мой взгляд, название романа Дюма "Три мушкетера".
     20:06 07.08.2020 (1)
А я в стихах Пастернака не замечаю никакой образности. Стихи других поэтов я люблю. А у Пастернака они, по-моему, слишком "сделанные", слова не ради смысла или чувства, а только ради рифмы и мелодии.
     20:14 07.08.2020 (1)
1
Прочтите его стихотворение "На пароходе". Там удивительно передано утро на Каме.
     20:16 07.08.2020
Хорошо! Обязательно прочитаю.
     16:00 07.08.2020 (1)
1
Пожалуй нужно поискать, когда-то сформулированные мной мысли, по данной теме.)
     16:07 07.08.2020 (1)
Да, это очень интересно!
     16:09 07.08.2020 (2)
1
Примерно помню, где это должно быть.
Да вот беда, того автора - в чёрный список я отправил!)
     16:16 07.08.2020 (1)
1
Нашёл!))
Завтра утром выставлю.)
     16:19 07.08.2020 (1)
О, здорово!
     16:20 07.08.2020 (1)
1
Заметка не прямо о романе, но и о нём тоже!)
Кстати, в отличие от Вас, я люблю стихи Пастернака!))
     16:23 07.08.2020 (1)
Надеюсь, что Вы меня в черный список отправлять не будете!
     16:25 07.08.2020 (1)
1
А Вы, концовку "Иронии судьбы", хорошо помните?)))
     16:28 07.08.2020 (1)
Совсем не помню!

Кажется, там неожиданно пришла домой к главному герою его новая знакомая из Ленинграда?
     16:40 07.08.2020 (1)
1
Там, Женина мама, ей ответила, (на вопрос: "Вы считаете меня легкомысленной?") "Поживём - увидим!" 

Это шутка, разумеется!
Я ценю добрые взаимоотношения!
     16:43 07.08.2020
     16:15 07.08.2020 (1)
А меня из-за этой заметки отправила в черный список любимая поэтесса с этого сайта. Очень я переживала из-за этого. Но что написано пером, не вырубишь топором. Слово - не воробей...
     16:18 07.08.2020
1
Женский пол импульсивен, порой до прямой глупости! Берите пример с нас, пофигистов!)
     23:31 18.04.2020 (1)
1
Заметка очень наивная.
От той наивности, с которой, например, старушки полагают, что во время грозы Илья-пророк разъезжает на колеснице по небу.
     23:34 18.04.2020 (1)
В каком веке жили такие наивные старушки, верящие, что Илья-пророк разъезжает по небу в колеснице?
     00:06 20.04.2020
1
 Ну... совсем недавно...

Не могу сказать, что Доктор Живаго" - мой роман. Не могу также сказать, что всё поэтическое творчество Пастернака мною изучено и принято, но "Стихи из романа"  это такая ясная поэзия, где, мне кажется, не надо никакого литературоведческого анализа. И делать его в попытке увидеть какие-то эксплицитные смыслы или, наоборот, "открыть глаза" просвещённой публике - это и есть вот та самая наивность.
     09:50 18.04.2020 (2)
1
Я вот тоже вечно придираюсь к каждой строчке - всё воспринимаю буквально. Даже не знаю, стихи его люблю или не люблю, но Доктора Живаго с интересом послушала - аудиокнигу. И после этого обнаружила в его переписке с Цветаевыми - то ли с Асей, то ли с Алей Эфрон - много толковых, на мой взгляд, замечаний к роману. Так как я читала/слушала, и в тех же местах книги задавалась теми же конкретными вопросами.
Конечно, я несколько смущаюсь, что у меня возникло какое-то своё отношение к всемирно признанному роману, но что поделать - оно есть. Роман я полюбила.  
     12:09 18.04.2020 (1)
1
Оля, пожалуйста, не сердись, если можешь, на меня за то, что я ругаю твою любимую книгу.
     12:16 18.04.2020 (1)
1
Ты всё корректно высказываешь, какие обиды? И никто ведь не обязан любить. Я раздумывала над тем, как же я отношусь, и несмотря на справедливые замечания, с которыми согласна, я всё же ЛЮБЛЮ эту книгу. 
     12:21 18.04.2020 (1)
1
Оля, ты удивительный человек! Прямо просветленный. Редко-редко встречаются люди, которые любят что-то и всех, кто нападает на то, что они любят, не считают своими личными врагами.
     12:28 18.04.2020 (1)
1
Лена! Ты вовсе не нападаешь - ты исследуешь, я тоже люблю исследовать, это наша с тобой общая черта.
Я бы обиделась, если бы были плохие слова, ругательства. А у тебя всё высказано честно и хорошими словами. Нормальный человек и отнесётся нормально, ничего нет особенного, что ты решила поисследовать стихи и высказала своё мнение о романе. Честность превыше всего!
     12:32 18.04.2020
1
Спасибо, Оля!
     12:07 18.04.2020 (1)
1
А для меня этот роман состоит из супердлинных вялых монологов ни о чем, произносимых безликими даже не персонажами (фр. personnage от лат. persona «личность, лицо», а лица и личности не показаны в романе, даже намеков нет на характеры или на внешность), а каким-то мировым духом из вакуума. 

     12:18 18.04.2020 (1)
1
Сразу захотелось ещё раз вернуться к роману! Ты так пишешь о нём, что хочется и свои ощущения проверить. 
     12:25 18.04.2020 (1)
1
Предполагаю, что ты поэт и очень многое добавляешь, привносишь в роман своего. Может быть, он будит в тебе твои собственные мысли и чувства.
     12:58 18.04.2020 (1)
1
Именно сюжет захватывающий, слушала аудиокнигу и не могла оторваться. Мысли и чувства - да, конечно. Жалко теперь, что не положила с собой рядом тетрадочку и не записала - что меня в романе особенно трогает или задевает. Надо иметь такую привычку. Переслушивать второй раз буду с карандашом и блокнотом!
     21:48 18.04.2020
Да, очень хорошая привычка - записывать свои свежие, еще и не оформившиеся толком впечатления.
     16:28 18.04.2020 (1)
Разделяю твои замечания, Алена. Только если к этому подходить предвзято.
С другой стороны, каждый пишет, как ему в голову придет. К Пастернаку пришло так.
Может он просто побаловался словами. Кстати у многих известных поэтов, авторов можно найти нечто подобное.
Во всяком случае, остаётся принимать все как есть. И добрая память всем ушедшим авторам. Это уже история.
     21:02 18.04.2020
Спасибо, Иван! Да, Пастернак - это уже история. И спасибо ему, что писал и творил.  Тем более, что я и сама пытаюсь иногда сочинять, не мне придираться.
Гость      03:54 18.04.2020 (2)
Комментарий удален
     08:01 18.04.2020
1
Виртуальная знакомая запостила:

И всюду воздух сам не свой.
И тех же верб сквозные прутья.
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

И я написала:

Пастернака я не понимаю.
То же "почек вздутья" кажется мне очень некрасивым. "Вздутье" - слово родственное с "дуть". Вздувается что-то от газов.
И "воздух сам не свой" кажется абсолютно ничего не говорящим. Когда же воздух сам и свой? Когда в нем дым и пыль? И почему говорится, что воздух "всюду"? Качество воздуха сильно зависит от места, в котором находишься. 
И так с каждым стихом Пастернака. Не могу ничего с собой поделать - придираюсь к каждому второму слову.

С тех пор она мне не отвечает и ничего не пишет.
     07:33 18.04.2020 (1)
1
Потолок освещен свечой, а тени на потолке от того, что находится на пути света, между свечой и потолком. И скрещенья рук как тени на потолке - чудесная картина. Так и бывает. А вот скрещенья ног - это уж для рифмы с потолком.

Не могу я игнорировать эти строки. В этом стихотворении только две с половиной строки таких, а в других стихах Пастернака сразу начинается то, что мне мешает.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Февраль! Наконец-то настала пора достать чернил, и можно уже и заплакать над чернилами. Без чернил и не в феврале не поплачешь, конечно.

Или о море:

Приедается все,
Лишь тебе не дано примелькаться.

Это море - мелькает, мелькает, но не дано ведь ему примелькаться, такому мелкому. Все приедается - небо, солнце, лес, луг, горы - давно приелись, лишь только море - ну не приедается, вот и все, сколько его ни потребляй. 

Но вот стихи других поэтов я воспринимаю как поэзию, образы как то, что отзывается во мне чувствами, кажется мне, что и я это чувствовала точно так, как чувствовал поэт. Нет этого неприятия, как с Пастернаком. 
     10:54 18.04.2020 (1)
2
Алена, молодец, без критики не
интересно жить, и не узнать, то
сам пишешь, или не то...
     11:45 18.04.2020
1
Спасибо, Серж!
Реклама