Произведение «В Курмыш возвращается Божье слово» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 517 +1
Дата:
Предисловие:

В Курмыш возвращается Божье слово

Второй год летом Александрина Вигилянская оставляет все  московские дела и спешит на родину своих предков в Курмыш, чтобы вновь заняться восстановлением старинного храма, именно здесь ей дышится полной грудью, и эта земля не оставляет ни на минуту, зовет вернуться домой.
«Лето, ты теперь не спеши, ладно?
Давай – тихонечко, маленькими шажками, по капелькам, по глоточкам.
Моё скорое курмышское завтра, я настолько соскучилась, что пока, как ни странно, тяну это плотное «накануне» – пусть оно тоже длится.
Я пока на тебя посмотрю отсюда – из дождей, из застывшей большой минуты накануне вдоха, на краю шага.
Моя бедная Родина, я уже почти рядом – только привыкну к мысли, только примерюсь к свету»
Так писала на своей страничке в «Фейсбуке» Александрина 3 июня, когда решила, что дистанционные уроки во французской школе им. А. Дюма, где она работает преподавателем, можно вести  из теперь уже своего старинного курмышского дома, окна которого выходят на бывшую Соборную площадь, где чудом сохранился храм Покрова Пресвятой Богородицы  и шаг за шагом трепетными, любящими руками возвращается к жизни храм Рождества Богородицы, стряхивает с себя все чуждое, оставленное клубным бытом.
А сейчас ее курмышское время летит, спешит даря сюрпризы. Могла ли тогда подумать Александрина, что будет восстанавливать не только полюбившейся храм предков, но и еще один Тихвинский (Казанской иконы Божией Матери), где спустя 79 лет вновь раздастся божье слово?
Но обо всем по порядку.
Новая  встреча с Александриной Вигилянской
В прошлом году мы рассказывали невероятную историю внучки с пятью пра Алексия Бортсурманского. Разговор наш состоялся по телефону, она поразила своей решимостью, преданностью вновь обретенной малой Родине, запала в душу. На протяжении года я в социальной сети следила за новостями от Александрины, с удивлением узнала, что она еще и художник, а картины ее отличаются особой мягкостью линей, и среди них особенная та, на которой изображен любимый храм в былой красоте, а рядом к нему протягивают руки ее предки…
Когда же я узнала, что Александрина вновь в родном Курмыше, то, договорилась с ней о личной встрече. По дороге вновь и вновь перебирала в голове все те вопросы, которые хочу задать, но, если честно, все они просто испарились, когда я встретилась с этой удивительной женщиной лицом к лицу. Конечно же, я видела ее на фотографиях, в фильме «Видимое невидимое», но все это не может передать и доли ее энергетики. Передо мной стояла хрупкая на вид женщина, но со стальным стержнем внутри, проницательными и добрыми глазами, и совершенно обезоруживающей улыбкой.
Стоило только нам оказаться внутри храма, как она полностью преобразилась, и это не мудрено, ведь сейчас восстановление церкви дело всей ее жизни. Тут же был и ее главный помощник, друг и соратник – Евгений Палачев.
- Храм для меня это центр всей жизни, - совершено просто говорит он, - я когда в прошлом году пришел помочь Саше Назарову, он и сказал мне, что приехала в Курмыш женщина, надо бы ей с водой в доме помочь. Я пришел, а она совсем одна, а дело-то непростое. Опыт в восстановлении храма уже был, я работал в Деяновской церкви. И дело это меня затянуло, узнал много нового, А Александрину я называю – «шеф», она ведь руководит как-никак. Иначе, как чудом, все, что здесь происходит и не назвать.
И вот от короткого знакомства – вновь к храму. Я едва успеваю записывать за Александриной и Евгением, то, что они рассказывают, замираю у ликов Спаса и Богородицы, пальцы сами складываются для крестного знамения, и невозможно не приложиться к образам. А сам храм будто задышал, в нем оказалось столько простора, после того как убрали все советские пристройки и перекрытия!
- Особенность этого храма в том, что в нем много арок и окон, - обращает мое внимание на завешанные синим полотном окна моя новая, но уже такая близкая знакомая, - так и хочется убрать все э кирпичи и впустить сюда весь этот свет, да только рано пока – ведь придется заказывать окна, а это очень дорого. Нам сейчас с крышей надо разобраться, беда тут произошла, лаги от дождей подгнили, надо крышу спасать…
Я когда в этом году приехала, то аж слезы к горлу подступили, храм-то весь зарос, смотрели за ним лишь Женя и Саша Назаров… Пока мы остались одни… Все обкосили, собрали мусор и ветки от тополей. Наша помощница – Татьяна Михайловна Татанова сейчас находится со своими сотрудниками из дома-интерната для престарелых на строгом режиме самоизоляции, и нам  ее очень не хватает. Жаль, что курмышане не очень спешат к нам на помощь. Есть и такие, кто уверен, что я будто бы узнала, где-то в церкви спрятан клад, вот и занялась ее восстановлением. В современном мире людям сложно поверить, что что-то можно делать от души и бескорыстно. Так думает и хозяин церковного домика, сиделец, я к нему даже ездила в колонию, предлагала купить его дом, который стоит на церковной земле, он бы как раз пригодился для наших гостей, но тот не соглашается. А друзей у нас не мало, причем со многими знакомство происходит случайно, но тот кто верит в Бога знает, что все по его воле. На «Фейсбуке» мы познакомились с Еленой Райниковой из Санкт-Петербурга, она нарисовала для нас две иконы, помогла инструментом, Женя с ней общается по телефону даже чаще чем я, а уже в июле она будет здесь, купила себе в Курмыше домик, чтобы быть к нам ближе.
Сделать хочется многое, но все упирается в деньги, я почти всю свою заработную плату трачу на храм, и искренне благодарю наших жертвователей, которые помогают нам через фонд «Святого Алексия Бортсурманского», а также тех, кто с нами делом и душой, даже в далекой Франции есть у нас помощники из городка Сен-Луи, прихожане православного храма Святителя Николая.
Втроем мы выходим на крыльцо, и тут разговор заходит о том, как нашли вход на колокольню. Я уже давно забыла про блокнот и ручку, пропуская через себя историю новой жизни храма, стараясь увидеть все глазами рассказчиков.
Ход открылся после того, как разобрали старый забор и сарай. И тут мне предложили подняться по старинным ступенькам наверх. Дело это не простое, многие кирпичики уже истерлись. Но разве может что-то случиться со мной в Божьем доме? Поэтому с фотоаппаратом на шее, следуя указаниям Жени, поднимаюсь наверх. Как же здесь красиво! А Александрина и Женя все рассказывают и рассказывают о том, какая здесь прочная кладка, как и полагается, на желтке, какими мудрыми были наши предки, устраивая лестницу в колокольню именно таким образом. А вот кирпичи хранят следы  недавнего прошлого: имена и фамилии учеников Курмышского СПТУ, так все здесь переплетено…
А дальше заглядываем на крышу, вот те самые сломанные лаги, крыша, укрытая пока плотной пленкой и вновь разговор о том, как лучше чинить, какой материал покупать, и вновь убеждаешься, что этот храм для них, точно больной ребенок, которого безмерно любят и делают все возможное, а под час и невозможное, чтобы вернуть его к нормальной жизни.
После колокольни направляемся к стенду, размещенному рядом.
Здесь старинные фотографии и краткая история двух храмов.
- Мы в прошлом году на кладбище нашли надгробия с именами нескольких священников, служивших здесь, - поясняет Александрина, - на территории Рождественнского храма ведь раньше погост был, там возможно, и мой прадедушка протоиерей Алексей Вигилянский был похоронен…
И тут мне действительно становится нехорошо, вспоминается, как в бытность клуба здесь и игры проводились, и хороводы водили, а все получается по костям? Понимаю, что более молодое поколение не воспринимало это здание за церковь, для них здесь был именно клуб. Как сказала одна из курмышанок, только когда здесь было убрано все лишнее, мы поняли, что это действительно храм.
- В память о всех здесь погребенных Саша Назаров и Женя уже сделали крест, - успокаивает меня Александрина, - он будет установлен в ближайшее время, а папа, протоиерей Владимир Вигилянский, который должен скоро приехать, вместе с нашим отцом Дмитрием Ефарововым, отслужит по ним панихиду.
Естественно, спрашиваю и о планах на будущее.
- Их много, больших и малых, - улыбаются мои собеседники, - один из ближайших – это ремонт часовни.
Она расположена ближе к Покровскому храму.
- Решетки на окнах родные, - это уже говорит Женя, - а сами окна поставили новые, в советское время здесь торговали керосином, но все возвращается на круги своя. А снаружи мы ее покрасим в белый цвет. Смотреться будет очень красиво!
Думаю, что так и будет. А дальше идем в гости к Александрине, в ее дом, который раньше был трактиром.
- Курмыш ведь большой, а почему два храма рядом стоят? – задаю давно интересующий меня вопрос.
- Так ведь Курмыш городом был, не забывайте, - слышу в ответ, - а это его сердце – Соборная площадь, здесь и третий храм Успенский раньше был, и въезд в город как раз с этой стороны был.
Ответ более чем исчерпывающий, вновь перед глазами встает образ старинного уездного города,  да, как все здесь изменилось.
- Милости просим! – выводит меня из задумчивости голос Александрины, поднимаю глаза на дом, вот и распахнутое окно, стеклянное, живое, в отличие от современного пластика, именно из него хозяйка и смотрит на свои храмы. Тут же прошу ее выглянуть в окно, чтобы сделать снимок, а взгляд устремлен к храму.
- У меня здесь все просто, - знакомит хозяйка с домом, с веранды веду дистанционные уроки, немного обживаюсь имуществом.
За чаем мне показывают иконы, подаренные храму, рисунки, а также предметы старины, найденные при восстановлении храма. Вновь прикасаюсь ладонью к истории…
Стрелки часов почти уже минули полдень, а это значит, пора и честь знать, ведь у Александрины после обеда еще занятия. Она дарит мне на память пару календариков, но я в суматохе их забываю, это ли не повод вернуться.
Такой материал быстро не напишешь, столько всего хочется рассказать, но ведь статья готовится для газеты, и здесь действуют свои законы жанра. А пока я пишу и переписываю в Курмыше вновь происходят чудеса.  24 июня  по благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана в 75-летие парада Победы, в Покровском храме Владимир Вигилянский сослужил отцу Димитрию панихиду по воинам Великой Отечественной войны. Потом состоялся Крестный ход к курмышскому обелиску в честь погибших героев.
Нашлись новые помощники, и что еще более невероятно – ожил еще один храм - Тихвинский (Казанской иконы Божией Матери).
Но об этом лучше всего вновь дать слово Александрине, которая продолжает вести на «Фейсбуке» свою Курмышскую летопись.
Курмышская летопись от Александрины
7 июня  • Москва 
Радость, радость, радость!
Сегодня у нас случился двойной Праздник – великий! Перед началом Божественной литургии в храме святой мученицы Татианы нам передали икону святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей его мощей. Икона поедет в курмышский храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Родилась эта история из череды неслучайных случайностей – всё, как я люблю.
Три года назад совершенно незнакомая девушка откликнулась на мою фейсбучную мольбу приютить нашу кошку Кусю – на целых пол-лета. Так я подружилась с Настенькой и её мужем Сашей, а по возвращению


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:47 21.07.2020 (1)
С интересом прочитал.  Спасибо!
     08:19 22.07.2020
     19:48 20.07.2020 (1)
Слава Богу!
     09:18 21.07.2020
Спасибо, что откликнулись)))
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама