Глава 10. Свой выбор.
Год назад, ехал Витька на поезде в Ташкент с товарищами, а теперь вот – один. Непривычно как-то ехать одному, среди совершенно незнакомых попутчиков. А там, в Ташкенте, надо ещё до автостанции добраться, чтобы оттуда автобусом приехать в Чирчик. Хорошо, что в ночь уходил поезд из Бурного в Ташкент. Лег на полку и спи! Мысли разные, конечно, лезут в голову, но ненадолго…
Рано утром, в шесть часов разбудила всех проводница и сказала, что надо готовиться к выходу. И вот, стоит Витька на знакомом вокзале, но только – совсем один. И вдруг, вспомнил во всех подробностях, как добирались они с Шуркой и Валерой Мейснером в прошлом году до совхозной квартиры. Она же находится не очень далеко от вокзала! И трамвай, на котором ехать надо до развилки на площади, а оттуда – пешком несколько минут хода и вот она, квартира, появится перед глазами.
Есть у него время в запасе. Оставить вещи в квартире и хотя бы одним глазком взглянуть на тот институт, в котором учится Витя Нейдорф!.. Шальная мысль возникла вдруг, и как-то разом, полностью, овладела Витькой. Сердце заколотилось сильно-сильно, разум попытался совладать с ним, трусливо пресечь сомнительное это сумасбродство, но ничего не получилось. Решение возникло спонтанно, но оказалось оно твердым и бесповоротным. Витька решительно направился к знакомой трамвайной остановке.
Квартиру он отыскал быстро, и хозяйку, у которой ключи от этой квартиры были, – тоже отыскал. Боялся, конечно, что может она не пустить его запросто. С чего бы вдруг? Ведь никто её не предупредил о приезде, и записки у Витьки даже нет. Но хозяйка, как оказалось, запомнила его с прошлого раза и сразу ему поверила. Витька занес в квартиру свой чемоданчик и книги, тут же набрался наглости и спросил её – как добраться до парка Победы? Он запомнил из рассказа Вити Нейдорфа, что институт связи находится на улице Энгельса 108, рядом с парком. Хозяйка об институте ничего не слышала, но подсказала, что надо на ближайшей остановке сесть в трамвай и доехать на нём до Голубых Куполов. Это недалеко совсем. А оттуда во все стороны по Ташкенту транспорт ходит. Спросить – и кто-нибудь обязательно подскажет!..
Витька не торопился. Старался очень детально маршрут свой запомнить. Жизнь городская вокруг кипела уже вовсю. Огромный город окружил громадой похожих друг на друга зданий, толпами людей, жарой, почти как в Уланбеле, навалился на Витьку. Пот катился с лица градом, он сто раз пожалел, что надел пиджак, так как с утра было холодновато, а с другой стороны – все документы с собой всегда, мало ли что, случиться может. И ещё очень боялся Витька, что заблудится.
До Голубых Куполов добрался он благополучно и прежде чем дальше ехать, всё вокруг них решил основательно осмотреть. Потом решил отдохнуть, сел на скамейку в тени и просто наблюдал, что происходит вокруг, как ведут себя люди. И ничего необычного не обнаружил. Люди как люди! Никому ни до кого дела нет, а до Витьки – тем более! На душе стало как-то спокойнее…
А потом, недалеко совсем от Куполов обнаружил он маленький базарчик. Заставил себя купить пол-литровую банку холодного молока и узбекскую лепешку, нашел пустую скамейку в укромном уголке, чтобы побыть одному, и не торопясь позавтракал и пообедал одновременно.
Добраться до парка Победы оказалось совсем не просто. Но Витька твердо решил не отступать. Сам удивился своей напористости. Расспрашивал людей на остановках, садился в трамвай, пересаживался в автобус, а потом обратно в трамвай. Уже в салоне уточнял – а правильно ли он едет, и где сходить…
Был уже пятый час, когда добрался Витька до желанной цели. Он шел по широкому тротуару, сбоку, через улицу зеленел парк Победы, справа, прямо над ним нависало внушительное высотное здание, и впереди обозначился небольшой скверик. Оттуда, на тротуар высыпало навстречу ему, разом, много людей. Наверное, спешили они на трамвайную остановку.
И вдруг, среди них – бывает же такое! – увидел он Витю Нейдорфа. Рядом с ним шагал брат его – Виля. Вить-ка их сразу узнал, обоих. И Витя Нейдорф, его – тоже. У него округлились глаза, и даже рот открылся от неожиданности.
Витька без долгих церемоний, совершенно неожиданно для себя, вдруг сказал братьям, что тоже решил поступать в институт связи, вот только не знает даже, пока – куда обращаться.
Виля с любопытством осмотрел Витьку, сказал, что надо поторапливаться, надо поскорее сдать документы, ибо вот-вот начнутся уже вступительные экзамены, и вызвался ему помочь. Вместе вошли они в здание института, перед которым и был разбит скверик. Оказывается, прием документов организован был прямо в вестибюле. Вот и пригодился Витьке пиджак со всеми необходимыми документами в карманах!
Там, куда нужно было сдать документы, была не-большая очередь. Братья объяснили Витьке дальнейшие его действия, настоятельно порекомендовали записаться на факультет многоканальной связи и заторопились домой. Оказывается, жили они на съемной квартире, и от института добираться до неё надо было целый час.
Витька неожиданное решение свое насчет института разложил по полочкам. А почему не попытаться? До вступительных экзаменов в техникум еще целых две недели. А тут, в институте они вот-вот начнутся. И самые трудные экзамены, как сказал Витя Нейдорф, – именно, два первых! Почему не попытаться? Ведь нечего же терять. Если провалит их, то потом, и в техникум успеет к началу экзаменов...
Пока размышлял так Витька, наступила его очередь, и он передал через барьер документы молодой девушке. А она вдруг начала крутить его Аттестат о среднем образовании – туда… сюда… Даже вверх ногами перевернула и вдруг выдала такое что Витька едва не лишился голоса от неожиданности. Эта девица сказала, что аттестат его поддельный, и она его принимать не будет.
– Вот… печать неразборчивая! – пояснила уверенным, безапелляционным тоном, и бросила документы ему обратно, на барьер.
Витька стоял как оплеванный. Ему вдруг показалось, что все обернулись в его сторону и смотрят на него как на вора. Он попытался переубедить девицу – пусть внимательнее смотрит. Печать как печать!.. А та видом всем своим показывала, что разговор окончен. Но сам-то Витька точно знал, что Аттестат его настоящий!.. И просто так сдаваться не собирался. Девица поняла, что устроит он сейчас скандал и чтобы отвязаться, направила его к ректору. Пусть, мол, он сам решает…Она, наверное, думала, что Витька этого ректора испугается! Не на того напала…
А если по правде, то почувствовал он себя, как будто в клетку попал за семью замками. Да что же это такое! Печать в его Аттестате, действительно, если внимательно её рассматривать, была блёклой и расплывчатой. Причём – на обоих листах?! Невозможно было даже прочитать на ней название школы, которую он окончил. Значит, и в Чирчике его Аттестат могут забраковать?.. И значит, разом, вот сейчас, рухнули все его планы??.. И вообще… как теперь исправлять этот Аттестат? Сколько времени на это потребуется?.. Это же, домой надо возвращаться…
Ректор??.. Надо пойти… Надо объяснить!!! Говорят, он – начальник всего института, а значит – и решать всё может! Где он находится, этот ректор? Как найти его… Витька почувствовал, что готов идти к кому угодно, сейчас, как можно скорее, чтобы вырваться из этого удушающего состояния, из этой, непонятно как образовавшейся вокруг него клетки, и разом, пока еще не погас горевший внутри огонь, всё решить…
Кто-то подсказал ему этаж, назвал номер кабинета.
Из вестибюля Витька поднимался по широкой лестнице на второй этаж, а лестница уходила ещё выше. Шёл он по широкому тёмному коридору с очень высоким потолком, красивыми деревянными дверьми по сторонам и яростно боролся со своей робостью, начавшей вдруг возникать от одного вида окружающего его великолепия. Никогда в жизни не бывал еще Витька в таких огромных зданиях с бесконечно длинными коридорами. И никто не догонял его, никто не попадался навстречу. Было пусто вокруг…
Он нашел нужный кабинет, задержал дыхание, чтобы успокоить хоть немного колотившееся у самого горла сердце, прочел внимательно надпись на табличке: «Проректор по учебной части, доцент Исламов А.И.», открыл дверь и… как в пропасть шагнул…
А там, внутри, за большим столом сидел обыкновенный человек. Маленький лысый старичок-узбек с коричневым от загара лицом, покрытым пигментными светлыми пятнами. Он оторвал взгляд от стола, вопросительно уставился на Витьку выпуклыми широко открытыми глазами и ждал, что он скажет.
У Витьки дрожал от возмущения и обиды голос. Старичок послушал, послушал, а потом тихим голосом попросил его Аттестат и стал не торопясь рассматривать. Витька тут же замолчал, глядел на старичка и чувствовал, как часто-часто колотится сердце и понимал, что шансов у него мало совсем, и что судьба его висит на волоске…
– Мм-да-а… – промычал, наконец, проректор, перевел взгляд на Витьку, стал глядеть на него изучающе и, потом тихим голосом, но твердо произнес
– Документы мы примем. Но если ты на мандатной комиссии не покажешь справку о том, что твой Аттестат настоящий – зачислен, не будешь! Он сказал это таким тоном, как будто и не сомневался, что вступительные экзамены Витька сдаст успешно. Встал из-за стола, подошел к Витьке, ткнул перед его носом в Аттестат пальцем
– Печать неразборчива… и вернул его Витьке. Поторопись! А то не успеешь сегодня…
Витька вылетел из кабинета как на крыльях, и успел!!!
На этот раз всё обошлось без сучка и задоринки. Ему вручили расписание вступительных экзаменов и консультаций, где абитуриентам (слово-то какое!) можно до экзаменов получить разъяснения от преподавателей по непонятным вопросам. От сердца отлегло, наконец. Ну и день сегодня…
И надо было Витьке до наступления темноты по совершенно незнакомому городу добраться ещё до совхозной квартиры…
Времени у Витьки оказалось катастрофически мало. До первого экзамена оставалось ровно три дня, и это был письменный экзамен по математике. В школе Витька с математикой дружил. И реально оценивал знания свои по этому предмету на твердую четверку. Выпускной экзамен в школе, а потом и экзамен в Ванновском техникуме подтвердил это. Конечно, за прошедший год кое-что позабылось. Но не зря же вот уже два месяца уделяет Витька задачкам по математике особое внимание. И впереди ещё целых три дня! Что одному ему делать в Ташкенте? На квартире никто не мешает! Типовых задач в пособии для поступающих в ВУЗы – завались! Нужные учебники все с собой! Идеальные условия для самостоятельной подготовки! Запастись едой на базарчике у Голубых Куполов и решать, решать…
Да, – и три ночи ещё есть в запасе! А чтобы твердо маршрут до института и обратно усвоить, и к началу экзамена не опоздать – решил Витька съездить пару раз на консультацию. На разведку. Может быть, и полезное для себя что-нибудь услышит.
Огромная аудитория… Абитуриентов столько, что мест не хватает. Преподаватель пишет на доске какие-то формулы, и Витька ничего в них не понимает. А ведь это его сверстники из зала
| Помогли сайту Реклама Праздники |