«Вечер в небе Дивеево.» | | Стаи ворон в уже ночном небе над храмами не дают спать неделю. | |
Однажды, когда мне было пять лет, в гости к родителям приехал старый дедушка Андрей. Был он высок, худощав, с большой окладистой бородой и очень мускулист. После обеда он спросил меня, знаю ли я дорогу к церкви. Конечно, я знал! Наша церковь была единственной работающей церковью во всем районе, я часто ходил мимо неё к своей крестной матери тёте Нине. А ещё с отцом бывал у батюшки, который выращивал свиней. Имел он огромный огород, через который тёк ручей, в котором старенький батюшка разводил, а может просто выращивал, невиданную в наших краях форель. Папа кастрировал поросят, и священник угощал нас парой красивых рыбин.
- Вот и проводи меня в церковь, Витенька! – Поглаживая бороду, изрёк дед Андрей. Много позже я узнал, что было ему тогда 98 лет, являлся Дедушка двоюродным братом моего деда по отцовской линии.
Так, держа деда за руку, я впервые попал в церковь.
- Руки держи по швам! Шапку в левой руке! Кланяйся иконе и крестись! – Дедушка шептал мне в самое ухо. Молился он долго, легко ставал на колени и молодецки поднимался. После долгих молитв подошел к священнику и поклонившись, попросил благословить сначала меня, а затем и себя. После этого, два деда – почти ровесники, долго сидели на скамейке в храме и вели разговор о самых трудных временах, наступивших в славянском мире.
- Без веры пропадем, батюшка!
- Господь всё видит, Андрей! Он строг, но справедлив! Сатана хитер, силён, нагл, но труслив. И боится Господа не меньше нас грешных, даже больше! Так как он ближе к гневу Господа…
Это было первое зерно веры, брошенное в мою душу дедом! Был 1965 год.
Уезжая в Афганистан, я понятия не имел, что мама зашила мне ладанку в один из моих погон, хотя даже не подозревала, куда я уеду после отпуска. Если не считать 30 кг моего веса, оставленного на той земле и девяти годов после, когда я просыпался от того, что в своей будке собака почешет ночью ухо, прослужил я там спокойно. После возвращения мама спросила о ладанке. Там мы её и нашли, где мама её зашила, в погоне рубашки, в которой я за весь год ни разу не летал, но которая сделала своё дело: оберегла мою маму от слёз. Это было второе зерно веры, брошенное в мою душу матерью. Был 1983 год.
После ухода на пенсию я купил дом в паре километров от дома родителей, в соседнем поселке городского типа. Практически первым человеком и первой семьёй, с которой я познакомился, вернувшись с Кавказа, была семья священника Михаила, который принял наш приход в придачу к заросшей и полностью заброшенной церкви. Будучи членом КПСС, абсолютно не готовым к спорам на тему религии с Михаилом я решил изучить Библию. Мой отец посмеялся:
- Не в коня корм! Куда тебе до этой книги! Читай своих Лондонов, Драйзеров и газеты, а Книгу оставь умным! Библию читают две тысячи лет, а видят в ней смысл единицы. Пустая трата времени – иди лучше свиней корми!
А на следующий день отец сам привез мне Библию издания 1917 года.
- На! Береги! Мне от отца она досталась, как старшему сыну, а ты меньший, почитай недельку и верни! Она Толику положена! А тебе баловство только будет!
Открыв через пару дней Книгу поздно вечером, я просидел над ней до рассвета. Написанная с ятями, Книга открылась мне с первого слова! Это было третье зерно веры, брошенное в мою душу отцом! На дворе был 1991 год. И на то время ни одно из зерен не дало всходов. И вообще ещё было не понятно, куда упали семена: в пыль на обочине, в грязь под ногами или в благодатную почву.
Однажды зимой я заболел гриппом. Четверо суток я провалялся в полном беспамятстве и на исходе четвёртого дня , открыв глаза, я увидел у своих ног две фигуры. Одна в белой одежде, а вторая - в черной.
- Ты зачем здесь? – спросила белая у черной. – Ему ещё жить и жить! Он даже не начал свой путь!
- Я просто зашел глянуть! – Смиренно ответила черная.
Диалог и фигуры не были бредом. Когда они пропали, я захотел кушать. К вечеру встал на ноги и пошел кормить своё большое хозяйство. В этот день я бросил курить. Я считаю, что это был день, когда брошенные семена проклюнулись. Был февраль 2000 года.
35 лет!!! 35 лет моей начитанной до макушки голове было недостаточно времени, чтобы понять, что я живу впустую. И для того, чтобы я это понял, уставший ждать Ангел-Хранитель пришел и практически дал мне пендаля, чтобы у меня открылось в глубине души другое видение всего окружающего меня бытия. Девять лет читая Книгу, я ни разу не молился. С того дня я молюсь каждый день.
Прошло ещё 15 лет, когда в мае 2015 года я впервые попал в Дивеево. С того времени мы с женой ездим туда каждый год. И только ещё через 5 лет, в 2020 году, в сентябре, я увидел это место по - другому! Произошло это уже на исходе второго дня пребывания на святом месте. Уже трижды мы прошли по канавке, обмылись на святом роднике и с ощущением полной очищенности от «бренности бытия» я сидел на балконе номера гостевого дома. В 16 часов начался галдеж ворон. Их было много, может тысячи. Они беспрерывно кричали, ожидая захода Солнца – наступления темноты. Я засмотрелся на тучу птиц и как будто перенёсся в другой мир. Вспомнилось, что на территории монастыря нет! на плитке под ногами, птичьего помета! Он должен быть! А его нет! В городе на море я видел полностью загаженные тротуары и были случаи когда ворона даже нападали на прохожих, а тут, в монастыре, все плиты были чистыми!? Не только плиты, но и в садах и на многих статуях и скамейках, ларьках и кафешках, я не видел практически вообще следов помета ворон. А они были везде. Причем, наблюдая за птицами, я увидел, что они делятся на несколько групп. Самые маленькие группки целыми днями и может быть ночами, неподвижно сидят на вершинах куполов. Не реагируют на звон колоколов под самыми их головами. Они обречённо сидят в ожидании какого-то события?... Большие группы утром улетают, а вечером прилетают и устраивают настоящую перекличку между собой. Все их голоса вселяли в моё нутро какой-то ужас, который исходил из самого глубокого дна сознания, до «мурашек».
Это души? Чьи это души, как неприкаянные, носятся вокруг куполов, с ужасом ожидая ночь? Сидя на куполах Соборов они не разу на них не нагадили? Что они хотят передать приезжающим верующим своим истошным криком? Что никакие подношения в храмах для Бога ничего не стоят? Что никакими поклонами не замолишь один равнодушный шаг, который ты сделал, проходя мимо бездомной собаки или выброшенного котенка? Что сотней поставленных у икон свечей не откупишься от выброшенного на обочину пакета с мусором, после приезда в лес? Что даже если ты разобьешь свой лоб о плиты храма, но месяцами не звонишь маме, тебя ждет темная Вечность? Что в крике стаи ворон предназначено для меня? Я знаю, что разгадки не будет до того момента, когда твоя душа окажется перед Судьями. И ты уже не сможешь ничего сказать в своё оправдание, что не хотел бросить окурок из окна машины, в результате чего сгорело пара гектаров травы и деревьев, а в них гнезда птиц, умерло в норах пара десятков зверей-тоже Божьих созданий? Ничего уже не сможешь!
И в такой момент своих раздумий я почувствовал, я физически ощутил, что брошенные в моё нутро семена, с огромной болью проросли. Все! Все проросли и то, первое, деда Андрея и второе, брошенное мамой, и третье – отцовское! А ведь были и другие, мимо которых я просто прошел, а может и наступил, втоптав их в пыль? Что я потерял за 55 лет жизни? И возникла новая мысль: для чего я родился? И под крик ворон, под звон колоколов, в полнейшей тишине перед тремя освещёнными Солнцем, куполами, «сама по себе», как сказал бы я ещё вчера, пришла мысль:
- Каждый из вас пришел в мой любимый Мир, чтобы сеять!... Оправдай мои надежды! Не подведи! Я ведь надеюсь на тебя и на вас всех… на Людей…
«Что посеешь, то и пожнёшь» приобрело новый смысл. Жизнь моя приобрела с этого момента новый смысл. Осталось понять только где взять семена и что из них взойдёт? И понял я, что времени у меня осталось мало… у всех нас времени может вообще не хватить, чтобы найти эти семена и посеять!
|
Главное - что пришли!