Предисловие: Когда включаешь свой ТВ, то хочется волком взвыть от увиденного - сплошная вакханалия насилия, насилия и еще раз насилия. А ведь мы люди, и людям иногда хочется поговорить о прекрасном. Вот я и попробовал сказать о прекрасном этой своей новеллой. Как хороши, как свежи были розы.
Еще мальчишкой я любил дома сидеть в старом мягком кресле с книгой на коленях. Удобнее всего было сидеть с большой книгой на коленях. Одной из таких больших книг был у нас том избранных произведений Ивана Тургенева, изданный по случаю какого-то юбилея великого писателя. Большой толстый том в плотном сером картонном переплете, напечатанный на меловой бумаге и с красочными иллюстрациями.
И там был цикл стихотворений в прозе. Среди них мне особенной запомнилось стихотворение под названием «Как хороши, как свежи были розы». Вроде бы ничего особенного, самые обычные, самые простые и вроде бы даже заурядные слова, так, своего рода небольшая жанровая смысловая сценка, но… забыть ее я не мог и она запала у меня в памяти навсегда, навечно. Вот и сейчас она у меня всплыла в памяти ни с того, ни с сего.
Ее самая первая строчка:
«Как хороши, как свежи были розы…»
Так и называлось то стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева:
«Как хороши, как свежи были розы»
Вот оно:
«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд.
Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…
А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шёпот…
Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…»
Что здесь еще можно добавить к этим словам Ивана Сергеевича Тургенева? Ничего кроме слов восхищения: как чисты, как красивы, как прозрачны и как неувядаемо зримы эти бесхитростные Тургеневские слова про розы. И как им долго жить в сердцах русского человека.
PS Когда-то мы в школе их учили наизусть. Сейчас эти стихи уже не учат - нет надобности учить нынешних детей России словесной красоте.
Послесловие: Надо же, столько времени прошло от прочитанных мной в школе этих строк, но они не забылись. |