И не купишь оттуда обратных билетов.
В Стране дураков жизнь сложна и проста,
На все вопросы нет там легких ответов.
Мы там — Алисы, Пьеро и Мальвины,
Как Буратино, наивны мы часом,
Но, как Карло, находим причины,
Чтобы не стать по судьбе Карабасом.
В этой стране мы с тобою живем:
Работаем, шутим, находим друзей,
Любим, страдаем, песни поем,
Грустное делаем чуть веселей
Существуют различные взгляды, представления о том, что есть такое «настоящая литература». При анализе произведений приводятся самые разные аргументы, веские и не очень, позволяющие отнести то или иное творение к рангу «высокой литературы» или «низкого ширпотреба». Возможно, я ошибаюсь, и это — просто взгляд обычного читателя, далекого от литературоведения, на столь концептуальный вопрос. Но мне думается, что поэтическое или литературное произведение становится литературой лишь в том случае, когда автор, его создавший, не жалел себя при его сотворении. Когда однажды прочитанное — это произведение — помнится, заставляя возвращаться к себе вновь и вновь. Когда при случайном взгляде в мир вдруг узнаешь его героев в себе ли, в окружающих.
Сборник рассказов Сергея Николаевича Стукало «Страна дураков» как-то сразу привлек внимание тем особым авторским отношением к героям рассказов, которое помогает понять то, что спрятано между строк, то что автор хотел сказать, создавая тот или иной персонаж, и которое позволяет также многое понять и о самом авторе. Как же знакомы герои С.Стукало! Недавно в соответствии со служебными обязанностями пришлось присутствовать на заседании призывной комиссии в военкомате моего глубоко провинциального городишка. Призывники, крепкие и не очень (по медицинским документам — чаще чахлые и больные) по одному входили в кабинет, четко или нелепо рапортовали, получали чаще — отсрочку, реже — повестку о дне отправки в армию, и уходили: кто – продолжать учебу, кто – собирать нехитрый багаж призывника.. Было всякое: грустные истории, смешные ситуации. В один из призывных дней на столе секретаря собралось несколько сотовых телефонов: призывники их оставляли в ответ на просьбу «дать телефон, чтобы сообщить о дополнительном дне медкомиссии». И смешно, и грустно. И так похоже в своей наивной нелепости на желание удмурта Саши быть русским («Удмурт»). И как-то возникает мысль, что именно этих мальчиков, таких неловких в своей еще детской непосредственности, и отправляют в горячие точки, где многие из них и нашли свой последний приют.
Кто из нас, если честно признаться самому себе, в какой-то момент жизни не был похож на Светку («Золотые ножки. Светка II»), простую хорошую девочку, волею судьбы вдруг ставшую состоятельной дамой, не умеющую по иному заявить о себе, реализовать то богатое природное, что заложено в каждом. Только вот «золотые ножки» у каждого свои: квартира, машина круче, чем у соседа, третий-четвертый-пятый диплом о высоком или не очень образовании, драгоценные или не совсем каменья.
И практически каждый день приходится сталкиваться с изумительной героиней его рассказа «Застрахуй»: всевозможные назойливые менеджеры, предлагающие всяческие услуги и продукцию прямо на твоем рабочем месте, вплоть до «мест в раю», липучие «друзья-доброжелатели», при первой возможности начинающие грозить страшной карой со стороны бабушки–колдуньи и всех их родных и близких, а также всевозможных идолов и божков за твое несоответствие их представлениям о «дружбе». И пронзает мысль — не дай Бог хоть когда-нибудь, хоть в чем-то быть похожей на этот образчик человеческой природы.
Особую симпатию вызывают герои «военных» рассказов («Кубик Рубика», «Хлорпикрин», «Идиш» и др.) — офицеры и рядовые, настоящие, живые люди со своими страхами и сомнениями, достоинствами и недостатками. Как же замечательны ум и душа русского человека, позволяющие в самой нелепой или трудной ситуации найти решение, пусть и не всегда правильное, но всегда — без злобы, без злорадства. Действительно — горе от ума. Или может ум от горя? Этот вопрос стоит за многими строками этих рассказов.
Герои книг Сергея Стукало «Страна дураков» — они узнаваемы, узнаваемы и понимаемы в своих характерах, поступках, жизненных перепетиях. Но эта книга — не черно-белый негативный снимок того, что происходит в некогда великой стране с людьми, оказавшимися в ситуациях, провоцирующих в них проявление тех или иных качеств, не всегда самых лучших. Это скорее энциклопедия характеров, поступков, судеб, отражающая глубинные причины этих самых поступков и тех решений, которые принимают ее герои. Каждый рассказ книги ироничен, но это не злая ирония стороннего наблюдателя, а грустные размышления автора над тем, почему этот человек стал именно таким, а не иным. Размышления человека, живущего бок о бок со своими героями, не осуждающего их, а понимающего, попытка автора вернуть все же героев к ним самим. Книга Стукало С.Н. «Страна дураков» как-то исподволь заставляет трудиться разум и душу читателя над извечными «русскими» вопросами: «Почему мы так живем?» и «Кто виноват в этом?». А если книга заставляет думать, — это и есть настоящая литература.
В Страну дураков не идут поезда,
В этой стране мы просто живем:
Жизнь пишем с тобою «с листа»,
В героях Страны себя узнаем.
Сборник рассказов Сергея Николаевича Стукало «Страна дураков» как-то сразу привлек внимание тем особым авторским отношением к героям рассказов, которое помогает понять то, что спрятано между строк, то что автор хотел сказать, создавая тот или иной персонаж, и которое позволяет также многое понять и о самом авторе. Как же знакомы герои С.Стукало! Недавно в соответствии со служебными обязанностями пришлось присутствовать на заседании призывной комиссии в военкомате моего глубоко провинциального городишка. Призывники, крепкие и не очень (по медицинским документам — чаще чахлые и больные) по одному входили в кабинет, четко или нелепо рапортовали, получали чаще — отсрочку, реже — повестку о дне отправки в армию, и уходили: кто – продолжать учебу, кто – собирать нехитрый багаж призывника.. Было всякое: грустные истории, смешные ситуации. В один из призывных дней на столе секретаря собралось несколько сотовых телефонов: призывники их оставляли в ответ на просьбу «дать телефон, чтобы сообщить о дополнительном дне медкомиссии». И смешно, и грустно. И так похоже в своей наивной нелепости на желание удмурта Саши быть русским («Удмурт»). И как-то возникает мысль, что именно этих мальчиков, таких неловких в своей еще детской непосредственности, и отправляют в горячие точки, где многие из них и нашли свой последний приют.
Кто из нас, если честно признаться самому себе, в какой-то момент жизни не был похож на Светку («Золотые ножки. Светка II»), простую хорошую девочку, волею судьбы вдруг ставшую состоятельной дамой, не умеющую по иному заявить о себе, реализовать то богатое природное, что заложено в каждом. Только вот «золотые ножки» у каждого свои: квартира, машина круче, чем у соседа, третий-четвертый-пятый диплом о высоком или не очень образовании, драгоценные или не совсем каменья.
И практически каждый день приходится сталкиваться с изумительной героиней его рассказа «Застрахуй»: всевозможные назойливые менеджеры, предлагающие всяческие услуги и продукцию прямо на твоем рабочем месте, вплоть до «мест в раю», липучие «друзья-доброжелатели», при первой возможности начинающие грозить страшной карой со стороны бабушки–колдуньи и всех их родных и близких, а также всевозможных идолов и божков за твое несоответствие их представлениям о «дружбе». И пронзает мысль — не дай Бог хоть когда-нибудь, хоть в чем-то быть похожей на этот образчик человеческой природы.
Особую симпатию вызывают герои «военных» рассказов («Кубик Рубика», «Хлорпикрин», «Идиш» и др.) — офицеры и рядовые, настоящие, живые люди со своими страхами и сомнениями, достоинствами и недостатками. Как же замечательны ум и душа русского человека, позволяющие в самой нелепой или трудной ситуации найти решение, пусть и не всегда правильное, но всегда — без злобы, без злорадства. Действительно — горе от ума. Или может ум от горя? Этот вопрос стоит за многими строками этих рассказов.
Герои книг Сергея Стукало «Страна дураков» — они узнаваемы, узнаваемы и понимаемы в своих характерах, поступках, жизненных перепетиях. Но эта книга — не черно-белый негативный снимок того, что происходит в некогда великой стране с людьми, оказавшимися в ситуациях, провоцирующих в них проявление тех или иных качеств, не всегда самых лучших. Это скорее энциклопедия характеров, поступков, судеб, отражающая глубинные причины этих самых поступков и тех решений, которые принимают ее герои. Каждый рассказ книги ироничен, но это не злая ирония стороннего наблюдателя, а грустные размышления автора над тем, почему этот человек стал именно таким, а не иным. Размышления человека, живущего бок о бок со своими героями, не осуждающего их, а понимающего, попытка автора вернуть все же героев к ним самим. Книга Стукало С.Н. «Страна дураков» как-то исподволь заставляет трудиться разум и душу читателя над извечными «русскими» вопросами: «Почему мы так живем?» и «Кто виноват в этом?». А если книга заставляет думать, — это и есть настоящая литература.
В Страну дураков не идут поезда,
В этой стране мы просто живем:
Жизнь пишем с тобою «с листа»,
В героях Страны себя узнаем.