На самой верхней полке кладовки, в старой затасканной пыльной коробке, в темноте, притаился маленький рыженький лис. Лис жил здесь давно, много-много лет, сколько - он толком и не знал. Каждый год, но всего лишь раз в году, хозяин доставал его из коробки и вешал на ветку зеленой пахучей елочки.
И тогда лис понимал, что наступил Новый год, пришла проказница зима. Закружила метелями, расписала стёкла в окнах волшебными узорами, застелила сверкающим покрывалом землю, засыпала улицы мягким пушистым снегом. Вокруг всё белым-бело... Снег повсюду: на скамейках, на крышах домов. Деревья стоят в снегу тоже белые-белые! И только кое-где из-под снега выглядывают красные бусинки рябины…
Мороз. Холодно. А в доме тепло, уютно и хлопотно. Устанавливается елка. Весь дом наполнен запахом хвои и смолы. Все носятся туда-сюда, гремит музыка, горят свечи, отражение которых лис видит в соседних зеркальных игрушках. Он знает их наизусть. Вот корзиночка с ягодами - она появилась гораздо позже, чем он. Края ее стали со временем тускнеть и чернеть. А вот клубничка со сбитым листком. Ракета и космонавт шестидесятых годов прошлого столетия, выпущенные после полёта в космос Юрия Гагарина. Давно сбросил свой серебристый цвет домик, укутанный снегом. В окнах его никогда так и не светился свет. А вот совёнок со стертым глазом...
Знакомых игрушек у лиса много в этой сказочной стране. И с каждым годом у него появлялись всё новые и новые соседи в блестящих модных одеяниях. Но лис предпочитает старых и верных друзей. Он знает, что Валера, хозяин, больше всех любит именно его. Собираясь наряжать елку, он первым вытаскивает лиса из коробки, сдувая с его уже потертых боков и хвостика пыль, целует заостренную мордашку, вешает его на самую высокую ветку елки.
Раньше, а это было очень давно, Валера доставал только до самой первой ветки от пола и вешал игрушку там. Лису это нравилось, ведь он был рядом с Дедом Морозом, одетым в нарядную шубу, усыпанную сверкающими блестками, напоминающими снег. Добрый старый дед, опираясь на искривленную палку, лукаво подмигивал рыжему красавцу, пряча улыбку за белыми усами и пышной бородой.
С каждым годом Валера становился выше и выше. Лис перемещался с ветки на ветку, тоже все выше и выше. Валере уже давно не нужен стульчик, он запросто вешает лиса под самую алую звезду.
Лису нравится, что он теперь восседает, как жюри, на самом почетном месте, и все остальные его соседи по темной и пыльной коробке теперь у него под ногами. Чем же заслужил маленький, уже потрепанный временем рыжий лис такую благосклонность Валеры (впрочем, так его уже никто и не зовет, а обращаются к нему не иначе, как Валерий Алексеевич)? Да ничем особенным.
Просто лис хорошо помнит день, когда совсем молодой и совершенно новенький, только привезенный с фабрики игрушек в магазин, висел он в окружении остальных игрушек, которых было много, самых разных: стеклянных и картонных, с блестками и картинками, разноцветным глянцем, позолотой и серебром, дорогих и подешевле. Покупатели проходили, как назло, мимо него, не обращая никакого внимания. Всех привлекали блеск и краски шаров и звезд. Лис висел обиженный, ему так хотелось понравиться хоть кому-нибудь!
И вот однажды днем в магазин вошла молодая красивая женщина с маленьким белокурым озорным мальчуганом. Она была усталая, серьезная, как и большинство покупателей этого магазинчика.
А вот мальчик в коричневой шубке, немного потертой и чуть уже маловатой, замотанный ярким ажурным шарфом, светился, как солнышко. Глазенки его бегали от одной игрушки к другой. И вдруг маленький Валера, так его назвала мама, подбежал к лису, доставая, стал подпрыгивать и очень просить купить огненного лисенка. А строгая мама старалась отвести его в сторону, показывая другие сверкающие игрушки. Ей не нравился мягкий тусклый лис, на ее взгляд, ничем не привлекательный.
- Нет, - топая ножкой, требовал Валера, - я хочу именно этого симпатичного рыжего лиса.
- Ну, что ж, - согласилась мама, - тогда у тебя на елке будет висеть только он.
Мальчик согласился. Бережно взяв лиса в руки, он поцеловал зверька в заостренную мордочку. Лис был счастлив и горд, что ребенок предпочел его всем остальным елочным игрушкам. В тот год он на самом деле висел на елке один-одинешенек, а в следующие новогодние праздники стали появляться другие игрушки – разные, изысканные и утонченные. Они покупались, вешались, разбивались, потом появлялись новые. И только лис продолжал каждый год первым вешаться на елку и последним уходить с нее.
Промчались годы. Давно уже мальчик Валера стал большим, солидным Валерием Алексеевичем. Но всякий раз, наряжая елку – теперь уже для внуков, - он все так же чмокает лиса, любимую игрушку, в заостренную мордашку. И всякий раз выныривает из глубин памяти, видится ему сквозь дымку минувших лет тот самый новогодний праздник, и круглый стол с низко свисающим над ним с потолка красным абажуром, и та казавшаяся тогда ребенку огромной елка, украшенная единственной игрушкой - рыжим лисом, и молодая красивая мама, подарившая сыну беззаботное детство…
Спасибо за прекрасный рассказ.
И, если будет время посмотрите у меня на странице рассказ "Неуслышанные разговоры" Он как раз о елочных игрушках.