"Это было в средние века, так строили древние славяне", - можно услышать от людей необразованных, по крайней мере, они не знают истинную правду. Так вот, один купец, настроившись на обороты, в деньгах счёту не зная, отправился торговать в саму столицу. А там свои уже торгуют, да так, что купцовы деньги им невдомёк что есть – разорили купца, не нарочно, а так, "не справился с торговлей": поставляли ему некачественный товар, штрафы, откупные... – не повезло.
Много таких было, что разорялись не по своей вине. Ехать домой? Стыдно. Вот девушку присмотрел, а она замуж собралась за другого, обещала ждать, коль разбогатеет снова. А он уж не богач и денег собрать на товар не может, радуется, что ещё не в долгах остался. Не долго, скоро пришла повестка: берут в службу к князю (Калита был тогда). Ну что ж, княжеская служба, так княжеская служба, думает. Про невесту забыл совсем, а она ждать намерена: полюбился ей молодец и бедному рада. А как сказать? Не может: в службу ушёл. Писать – грамоте не обучен, только закорюки ставит, да счёт изучил: купцам только это надо.
"Хорошо, - думает девушка, - пусть парень своё отбудет, а я приданое пока для него соберу", - не знает она, что службы долог срок. Вот ждёт год – не идёт милый, отец смеётся: "Долго будешь ждать? Красота пропадёт: что тогда?"
Подумала: "Хорошо бы посмотреть, как служит её парень". Во дворец идёт, не просто так: девам нельзя, засмеют, замуж таких не берут потом, коль узнают, что там была. Переоделась в отцово одеяние – не узнать. Идёт, стража пропустить хочет, а она косу высунула нечаянно.
- Что это? – спрашивают.
Дева растерялась, не знает, что сказать. Мила на лицо.
- К князю иду, - сказала.
- Зачем? К нему нельзя, - смеются.
- Кто тут? Что за смех? – старший из них строгим голосом спросил.
- Вот тут к князю, говорит, иду, повидаться хочу, - а сами хохотать.
А парень её на часах стоял, службу справлял, не видел её, как обзывают, шапку сбрасывают, волосы рассыпают по плечам.
- Что за крик? – воевода вышел.
- Вот, барынькой прикинулась, - и хохот.
- К кому?
- К князю... – один намерился за неё ответить.
Девушка плачет: разоблачена. Не хочет слёз показывать – сами льются. Видит – хороша собой.
- Откуда ты? – спрашивает её воевода.
- Со слободки, - говорит сама.
- Что пришла? Что принесла? – сам шутит.
- Я не к князю, - видит перед собой боярина, доверять стала, - замуж собралась, а парень у меня княжеской службой жить стал: а мне как, хочу спросить его. Коль ждать буду долго, красота моя иссохнет, батюшка сказал. Не люб мне другой, за него хотела пойти замуж. Вот спросить иду: долго ль ждать ещё?
Боярин стар годами, своих дочерей имел, унял смех, спросил:
- Как звать твоего милого?
Она назвала.
- А это тут, - один вспомнил, где поставил служивого, - на коне ещё ездит лихо, видел.
- Подожди тут, доложу князю, что у нас тут...
Князь доложенному не поверил, сам вышел. Видит, дева-краса в мужском наряде стоит.
- Иди ко мне, - подозвал девушку.
Спросил, как звать.
- Авдотьей, - ответила.
- Хорошо, потом позову, иди.
Вот так и ходила девушка к князю, пока не влюбился в неё. А она спорить не может – князь. "Что ж, - думает, - теперь мне и дороги нет к замужеству, разве только князю угождать буду".
Отец сердился на неё, ругать не смел: у князя строго, не посмеет никто оскорбить возлюбленную. Скоро понесла, двойню родила, да уроды: сам князь утопил, велел не сказывать никому. Сказала, мёртвые родились, а сама плакать не смела – гнева боялась. Матушка-княгиня добрая была, сжалилась над ней, когда охладел князь к девушке.
- На тебе денег, на лицо плат с серебром, коль обидеть захотят, ко мне жалуйся.
Поначалу терпела, потом невмоготу стало, пожаловалась княгине, та наказала по-своему: языки резала за разговор. А девушке велела в соборе отстоять здравие всем, кому языков нарезала. Больше жалоб не давала и сама уехать захотела. Княгиня ей усадьбу поставила – хором, чтоб не смели люди ровней себе считать. А с того места Китай-город стал ставиться. Вот и весь сказ. Про китай не скажу, а Китай-городом сразу стал зваться. Про Авдотью не забывай.
19.12.2020
|
Кстати, название города Киева тоже произошло от этого.