Бомж.
Вчера утром он зашел ко мне в гости, точнее, не в гости – просто принес яблочный пирог и свой рисунок карандашом.
- Можно оставить на память? – спросил я его, глядя на плотный лист бумаги.
- Конечно. Пирог от жены, только из духовки, а от меня рисунок для тебя.
Мы посидели, поговорили, опустошили чайник и он ушел, сославшись на занятость, а я проводил его взглядом до калитки и сел в кресло-качалку, чтобы детальнее рассмотреть рисунок. Луг, березки у пруда, лесок, шпиль церкви и много цветов – одним карандашом он изобразил дорогую моему сердцу природу, не знаю, как он понял мое любимое место, куда я иногда прихожу и смотрю вдаль. Я курил и долго не мог выпустить из рук рисунок, так запал он мне в душу, потом вставил его в пустую рамку и повесил на стену. Теперь у меня в доме свежая картина с именем нового художника.
Прошло уже много времени с того дня, как я с ним познакомился. В тот день я работал во дворе, но в какой-то момент почувствовал, что на меня смотрят, причем тайно, в щель. Я вышел за калитку и увидел его - он припал лбом к забору и молчал. Внешний вид незнакомца о многом говорил и мне рассказывать о том, что с ним случилось было излишним, потому что навидался разного на своем веку.
- Хватит подглядывать. Иди за мной, - это все, что я ему сказал.
В доме усадил его за стол, поставил перед ним свежий, еще теплый суп, положил краюху хлеба с ножом на белую салфетку и удалился в ванную, чтобы приготовить ему горячую воду, бритву, расческу с ножницами, полотенце и свежую одежду.
Пока я все это готовил, почему-то всплыли в голове картинки из моего прошлого, когда вокруг меня суетились такие же беззащитные люди, коим и я был многие годы, пусть не бомжом, но без права на помилование и без доброго имени - со всеми вытекающими обстоятельствами. Вспоминать то время не люблю, да и позабылось многое, чего его вспоминать, если плохое быстро уходит из памяти, а на смену приходит добро. Если приходит. А если оно не приходит? А если отворачиваются от тебя старые знакомые? Как быть человеку, которого жизнь наказала – неважно, за что? Кто спросит его, что случилось с тобой? Священник не спросит, обыватель обойдет десятой дорогой, мент накажет, а хулиган заберет последние копейки. Как жить со всем этим, если ты никто?
Мы в своем бытовом тепле и при современных возможностях, не просто очерствели – равнодушие стал нашим символом. А перед этим нас научили не замечать то, что рядом и видеть заставили то, что нужно, причем с определенной выгодой для каждого. И получили из нас то, что получилось - люди стали сторониться людей, чтобы не помогать попавшим в беду, перестали замечать грязь и бардак, потому что уединение в теплой квартире куда приятней, чем колючий внешний мир, еще и с чужими проблемами.
В столовую я вернулся минут через десять, чтобы предложить чай и домашнюю снедь незнакомцу. Он же продолжал спокойно есть и медленно пережевывал. «Сдержанный, с чувством достоинства», – отметил я про себя. - Не набросился на пищу с голоду, ведет за столом себя спокойно, молодец, хотя заметно, что не ел пару дней.
- У меня еще чай с пирожками для тебя. Отведай.
- Спасибо вам за гостеприимство. Я пойду, - поднялся гость из-за стола.
- Как знаешь, - развел я руками.
Мы присели на деревянном крыльце и я угостил его папиросой. Курили молча, а он смотрел вдаль и думал о чем-то своем. Я понимал, что творилось у него на душе, а он понимал, что остановка эта у него последняя.
- Хорошо здесь у тебя. Воздух какой-то сладкий, тягучий, даже птицы не так летают, как в городе – не спеша крыльями машут.
- И куда пойдешь?
- Не знаю. Пока в лес, шалаш сделаю, а там видно будет. Таким, как я нет места среди людей. Я бомж, давно разучился жить по правилам и люди меня боятся, как и я, сторонюсь людей.
- Дурак ты, а не бомж.
- Глядя на меня сегодня – дурак. Раньше был не дурак. А как выйти из этого состояния, не знаю.
- Я знаю. Оставайся у меня. Дам тебе работу, зарплату, постель и крышу над головой. Будешь думать? Или как?
На незнакомца я не смотрел, но чувствовал, что слезой он омыл свое небритое лицо. Я встал,отошел в сторону, как бы поправить упавший инструмент, а когда вернулся к порогу, он поднялся передо мной: «Я согласен».
- Вот и молодец. Теперь у тебя все наладиться. Меня по батюшке зовут Антоныч, кличут Никитой, так что располагайся, как у себя дома, комнату я тебе покажу. Сейчас - бегом в ванну, там для тебя одежда и мелочи для гигиены. Обувь подыщу, а дальше разберемся.
Прошло время. Мы нашли заброшенный дом без наследников, оформили на него и первым делом отремонтировали забор. Восстанавливал жилище он сам, я не навязывался ему в помощники, разве что мог подсобить материалами или руками иногда. С мебелью ему помогли соседи, много чем и другим помогли, как и утварью для хозяйства, инструментом. Как не помочь человеку, если он хочет по нормальному распорядку жить, восстановить дом и работать? Люди у нас отзывчивые на селе, очень хорошие, просто бесценные по своей доброте – таких встречал не всегда, оттого и люблю своих соотечественников. А Николай, так зовут моего нового друга, оказался мастеровым на все руки, жилистым, не говорю уже о деловых качествах и добропорядочности – настоящий мужик, еще и соседям помогает. Теперь рядом с ним живет женщина, у них любовь и в этом году будет ребенок. Могу только порадоваться за него, он на верном пути и теперь у него будет спокойная жизнь, что и должно быть у каждого человека.
Возможно, я бы ничего и не написал о Николай Иваныче, но свежий пирог из духовки так подействовал на меня, что я не удержался – рассказал вам о человеке, которого не так давно вычеркнули из жизни, загнали в тупик и он потерялся, стал никому не нужен. Сколько их таких, обманутых и обездоленных бродит вокруг нас? И никому до них нет дела. А они такие же люди, как и мы с вами, просто беззащитные, попавшие в беду по воле обстоятельств. А недавно фраза одна врезалась мне в память: «Прежде, чем родиться по новому, нужно упасть слишком глубоко». Понимаете, о чем я говорю, это урок для каждого из нас, чтобы дорожили тем, что имеем. Так случается иногда, все идет прахом, и это жизнь самая настоящая жизнь, в которой все мы внеплановые особи, без входного билета явившиеся на этот свет. И не ценим часто того, что имеем, а когда лишаемся всего – готовы землю целовать, лишь бы вернуть хотя бы немножко от того, что было. Как же порою не просто вернуться назад, в свое лоно, если тебя перестали воспринимать окружающие, а еще и доброго имени лишили – отвернулись, чтобы не замечать.
Я прошел через это, упал случайно в свое время - не надеялся на взлет или возвращение в себя. Полезная школа была, но мне удалось вернуть отобранное, как и свое имя, законным путем.
А если тебя жизнь конкретно приговорила за ошибки и не собирается выпускать из клещей? Здесь сложнее, да и видел, как раз и навсегда отбивают последнее – честь и здоровье. Делается это легко, поверьте мне, а дальше определят туда, на что есть заказ – на мусорную свалку работать, воровать, попрошайничать, можно и в реальное рабство загудеть. Можно и домой вернуться, если подфартит, но все зависит от личностных качеств, потому что тебя сразу и как надо посчитают, в первые же дни - кто ты есть внутри, и за что расплачиваешься. А чтобы вернуть самое малое - лицо, тебе либо придется вернуть искусственный долг, либо отработать - за неуважения к себе в прошлом. Это здесь, на сайте, все красивые и правильные, знают, какой бывает жизнь, советы дают, хвалятся достижениями и своим положением, даже ругаются между собой для повышения литературного рейтинга. Дай-то Бог, ребята, чтобы у всех так и продолжалось – сытно жилось и в теплых постелях спалось, под лампой у компьютера, и сиделось в тапочках. А если, не приведи Господь, с кем случится не лучшее, скажите, есть такие, кто к переменам из вас готов? Правильно, лучше об этом не думать, но знать обязан каждый: случиться может всё и с каждым!
Замечать принято сегодня то, на что указывают – модные вещи, бренды, важные персоны, дорогие курорты, автомобили, современные многоэтажки. И, как же мы должны себя вести по отношению к человеку, самому заурядному, который не живет, а влачит существование и попал в беду? Отвечу: мы к таким вопросам не готовы. Или, к заброшенным селам, маленьким городам, где еще живут люди? Или, там не люди - они уже обреченные? И кто их услышит, если у них набралось-то всего ведро несчастных, микроскопических проблем? Никто не услышит. Я видел таких людей – уныло бредущих в неизвестном мне направлении, не понимающих, что ближайшая для них станция кладбище, а лучший помощник аптека или водка, чтобы не видеть им дорогих яхт, курортов и не знать, что питьевая вода может быть вне расписания. А они и не хотят ничего знать, кроме того, что есть магазин, в котором можно купить еду, а вечером укрыться одеялом и рано уснуть. Они просто доживают. Есть в этом их вина?
Черствым стал наш богатый или цивилизованный народ, он требует постоянного внимания к себе, уважения, только ничего не дает взамен - внимания не оказывает слабому или больному. Мы не видим того, что рядом, при этом падки на сенсации, потому что нам чужое интереснее, чем свое, или революционное, которое подарит всем свежее счастье. Как бы ни так, просто головой нужно думать всегда. Нам ведь уже подарили фейсбуки, инстаграммы, только добрее и богаче от этого мы не стали, а вокруг нас продолжают жить бомжи и при этом нам за себя не стыдно. Почему-то бездомные животные вызывают чувство сострадания больше, чем выброшенные на задворки жизни люди. Как такое возможно? А ведь они наше отражение, вдумайтесь и подумайте, как им не легко, или поставьте себя на их место - почувствуйте, как может быть с каждым из нас.
Иначе, нам взлета не видать, потому что находимся мы еще в падении, а пропасть освещают лампочки вместо Солнца.
С уважением ко всем читателям Никита Антонович.
22.01 2021
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Такими, как Вы, Никита Антонович!
Спасибо, что поделились!
Так приятно читать НЕ ВЫМЫШЛЕННЫЙ рассказ о добром чуде, что каждый мог бы "наколдовать" для ближнего своего!