Произведение «ШКОЛА » (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 40
Читатели: 908 +1
Дата:
«ШКОЛА    » выбрано прозой недели
15.02.2021
Предисловие:
                         Во время войны с фашистами с 1941 года я жил с мамой в немецкой оккупации на Сумщине в селе Чернетчина. Были там у нас разные происшествия. Да ладно, живые остались, и то хорошо.
Но вот прогнали немцев, фронт ушел громыхать дальше, а в селе началась мирная жизнь. Старшие, что-то ремонтировали, строили, сажали в огородах, а ребятня бегала по улицам со своими заботами. Особенно интересно было ходить за село к речке. Там в блиндажах и окопах находили винтовки, автоматы, патроны разные и даже гранаты.
                         Из ребят 14-16-ти лет организовали отряд, которым командовал выздоравливающий после ранения сержант-сапер Трошкин Сергей. Он обучал их, как находить и обезвреживать мины, рассказывал об опасностях, которые подстерегают сапера на его опасном пути. Ведь скоро посевная, а как пахать, когда кругом мины. Для этого и готовил свой отряд сержант, чтобы вовремя начали сеять. В этот отряд входил и мой старший брат Сашко. Ребята обучались каждый день с утра до вечера. И вот они первый раз вышли на свое минное поле. Вначале им было страшновато, и дело двигалось медленно, но потом все освоились. Сашко очень гордился своей взрослой работой. А как же! Его хвалили, так как он больше всех обезвреживал мин и лучше всех понимал их секреты. Да я готов был лопатку саперную за ним носить, но туда никого кроме саперов не пускали.



                          А мины, которые они насобирают за день, свозили в овраг и подрывали. Женщины же в селе в тот момент замирали и крестились со словами:
– Господи, спаси и сохрани!
В тот страшный день я был дома, когда пополудни раздался сильный взрыв. Я побежал туда, но нас, пацанов, сразу отогнали. Слышно только было плач женщин и чьи-то крики: – Кольку и Ваську убило! – и еще что-то про Сашку.
Как потом оказалось, Колька и Васька нашли большую и непонятную мину. Они позвали Сашку, чтобы он помог разобраться. А пока он шел, ребята решили сами ее обкопать. Но так как у них лопатки не было, то они попросили ребят из соседней пары, чтоб поднесли. А те размахнулись, бросили и крикнули:
– На-а! Лови-и-и!
Она летела в воздухе, вращалась и приближалась к ребятам. Те отскочили в стороны, а лопатка штыком бац по мине и ...взрыв. Тут и Сашко подошел. Поубивало всех, кто был рядом.
                       Когда Сашка привезли к нашей хате на телеге, все со страхом медленно начали подходить к ней. Баба Катя повисла на руках у соседок и кричит, женщины плачут. Крики кругом! Ужас какой-то!
Я тоже подошел, глянул и не узнал Сашку. Да его там и не было. Там лежало полтуловища от живота и еще что-то. Голова лежала отдельно. И ноги. И все, все было в крови. И Сашко, и телега.
                       И подумал я: "Ну, как это так можно миной разорвать человека? Ну, ходят, вон сколько людей, кто без руки, кто без ноги, а, чтобы вот так, как Сашко. Зачем?".

ШКОЛА

                         ПЕРВЫЙ год после войны

                         Весной 1945 года за нами приехал отец, который жил и работал в Ташкенте на военном заводе (это отдельная история). Так как он был родом из-под Днепропетровска, то мы сначала поехали к его родителям. Жили мы у родственников на левом берегу Днепра. Однажды меня взяли в город, большая часть которого была на правом берегу Днепра. Когда мы подошли к старому берегу Днепра, то мне объяснили, что до войны вода плескалась у этого берега, а сейчас надо спуститься вниз и идти туда, где шумит вода, где сейчас течет Днепр. А все это из-за того, что когда во время войны взорвали плотину Днепрогэса, то вода ушла и во многих местах оголилось дно.
                        И теперь мы шли по бывшему дну реки мимо больших и маленьких пароходов. Одни стояли на песке, а другие лежали на боку. Раньше это было дно затона – грузоторгового порта, но когда вода ушла, то все что плавало легло на песок. Теперь их ржавые бока и черные глазницы иллюминаторов наводили на тоскливое настроение. Это смотрелось как кладбище великанов, которые погибли мгновенно от какой-то одной беды. Только у настоящих великанов кости белеют, а у этих ржавеют. Мне было их очень жалко. Им бы плавать и плавать по волнам, а они как-то совсем не сказочно здесь ржавеют.
                        Мы шли по ровному дну с небольшим уклоном вниз к реке, когда вдруг перед нами появилась бугристая песчаная линия, после которой уклон увеличился.
– А отчего эта линия образовалась? Вон она тянется дальше и дальше вдоль реки, – спросил я отца.
Когда взорвали плотину первый раз, то вода ушла до этой линии, а после второго подрыва, она ушла еще дальше вниз. От этого и образовались на песчаном дне эти горбатые линии, разъяснил мне отец.
Я посмотрел вдоль реки налево и увидел вдали длинный мост. По которому ехали машины и телеги, и маленькими мурашками перемещались люди.
– А чего мы на тот мост не пошли? – спросил я отца.
– Потому что туда далеко добираться, да и нам нужно в другую сторону.
– Так здесь же мост взорванный, – возразил я и показал на него рукой.
– А мы на лодке переплывем. Так быстрее и интереснее.



                         А Днепр вот он уже рядом. Волны бегут, плещут, серебрятся на солнце, сшибаются в водоворотах, шумят, а там, где каменные глыбы из воды торчат, то они наскакивает на них белыми бурунами и с шумом обтекают. На берегу лежали лодки, и перевозчики зазывали к себе подходивших людей. Когда мы стали подходить к лодкам, отец взял меня за руку. И тут я увидел, что за тем дальним мостом виднеется еще мост. Он был какой-то странный. От берега тянулись какие-то коробки, а посередине два полукруга занырнули в воду. Интересно, ну, как же там ездят? И я спросил об этом отца.
– А-а-а! Это железнодорожный мост. Горбатый. Это что бы немцы не смогли по нему ездить, наши саперы при отступлении и взорвали.
– И что? Он так и будет горбами в воде лежать?
– Да поднимут его скоро, и побегут по нему поезда, – сказал отец, – а когда плотину отремонтируют в Запорожье, тогда вода вернется сюда и поднимет кораблики.
– Вот здорово! Посмотреть бы как эти кораблики будут всплывать, – проговорил я.
Отец подхватил меня под мышки, зашел на лодку, и мы уселись почти рядом с перевозчиком. Вода плескалась рядом у борта. Я опустил руку в воду, но отец сказал «не надо, сиди тихо и не дергайся». В это время перевозчик ударил веслами по воде, проговорил «с богом» и начал грести к другому берегу.
Я смотрел на воду, на реку, на берега, как вдали то появлялись мосты, то исчезали. Потому что лодка иногда поворачивалась то в одну, то в другую сторону, или плыла прямо к берегу. Было интересно и немного страшно. Особенно когда проплывали мимо торчащих из воды камней. Ведь течение было быстрое, а в лодке было много людей. Да, трудно конечно, перевозить столько людей сразу. Я сидел почти рядом с перевозчиком и видел это.
Потом мы вышли на берег, ходили по магазинам и еще куда-то, но на лодке было интереснее.
                        Вскоре мы поехали на поезде в Москву, а затем в Ташкент. В Ташкенте мне все понравилось. И особенно то, что на улице вдоль арыков росли громадные ореховые деревья. Там же росло много других деревьев и особенно шелковицы, местами попадались вишни. Это был просто рай против тех мест, где я жил в оккупации. Да, тут не заголодаешь!

                        ПЕРВЫЙ КЛАСС и другие

                        Осенью 1946 года я пошел в первый класс. В школу мама меня только один раз привела, когда записывала, а потом я сам ходил. Да это же не далеко. Надо было только 3 улицы пройти, затем базар, потом через трамвайные пути перейти на другую сторону дороги, а там немного вдоль шоссейки и я уже в школе.
                        У нас было почти треть мальчиков узбеков. Рядом была узбекская школа, но многие пришли учится в русскую. Так им было легче учить русский язык, а нам узбекский. Я очень удивился, что их буквы в основном, были как наши и мне удобно было читать и писать по-узбекски. Со мной сидел узбек Эркин. Мы с ним подружились. Я часто ходил к ним домой, и мы вместе делали уроки и обедали. У них был большой виноградник и сад. У Эркина отец был стоматолог и поэтому у его сына были все книги, а у меня только азбука. Но я ее знал. Мне отец еще до школы все буквы показал и научил читать. Я уже до школы начал читать книгу «Робинзон Крузо». Правда книга была на украинском языке.
Ее отец почему-то возил с собой, наверное, как память об Украине. Он рассказал мне о различии алфавита в языках, и я прочитал эту книгу полностью во втором классе. И потом еще не раз перечитывал разные моменты. Интересно же там все было!

                        Когда я учился в третьем классе, то в конце апреля со старшеклассниками пошел на Японские горы. Так назывался глинопесчаный карьер, где работали пленные японцы. То, что мы уже пришли, я понял, так как многие из бежавших впереди ребят, прыгали куда-то и исчезали. Я тоже побежал и прыгнул, и в это мгновенье успел увидеть, что предо мной лежала глубокая впадина, которая уходила сразу от моих ног круто вниз. Я это все видел и кричал. Кричал от неожиданности и страха. Но я не успел сильно испугаться, так как ноги воткнулись в песок почти по колено. Я не удержался и перекувыркнулся через голову, затем снова воткнулся ногами в песок и уже лежа на спине спускался ко дну впадины-котлована.



                        Некоторые ребята просто, быстро-быстро перебирая ногами, спускались вниз вместе со скользящей кучей песка. Песок был здесь как живой. Местами он струился или отваливался пластами и перетекал вместе со мной. Иногда я вставал, но почти сразу падал. Ну, не получалось у меня перебирать ногами и стоя спускаться. Но все равно было очень здорово, и я как все кричал и хохотал.
А потом мы собрались внизу вместе и пошли туда, где работали пленные японцы. Они воевали с нами сразу же после войны с немцами, попали к нам в плен и теперь работали на кирпичном заводе.

                        В четвертом классе я решился прыгнуть на ходу из трамвая. Наша школа была как раз посередине между остановками. Многие ребята ехали трамваем и прыгали напротив школы. А чем я хуже их? Что я рыжий? И прыгнул.
В первый раз пробежал метров четыре и упал, так как не успевал ногами перебирать. А потом наловчился не падать. Правда, были у некоторых ребят и несчастные случаи. Родители просили сделать остановку напротив школы – не сделали. И мы продолжали прыгать, несмотря на запреты родителей.
                       После четвёртого класса летом я на спор с другом решил прыгнуть в реку Басу с моста. Вместе. На счет «три».
В метрах четырех-пяти ниже нас шумным потоком летела серая лента воды. Местами она закручивалась небольшими водоворотами, а налетев на опору моста, закипала белыми бурунами и разлеталась холодными брызгами. Если долго смотреть на все это, то может закружиться голова. И я уже был на грани этого, потому что давно стоял за перилами на краю моста, но все никак не мог решиться прыгнуть в этот поток.
– Раз, два, три! – просчитал я и с криком, размахивая в воздухе руками и ногами, полетел в воду. Через мгновенье я вынырнул из воды и оглянулся на мост. Мой друг прыгать не решился. Я помахал ему кулаком и поплыл к берегу.

                       Я ходил в детский хор. Там пели песню про Цусиму и крейсер «Варяг». Мне она очень нравилась. Я и сейчас помню слова «когда засыпает природа и медленно всходит луна, матросы погибшего флот, встают пробуждаясь со сна», которые меня тогда заколдовали.
                       Все, кончилось мое начальное четырехгодичное обучение. За это время я выучил: русский (читать и писать), узбекский (читать, писать и несколько узбекских уличных песен) и английский – алфавит. Помню было даже 4 или 3 экзамена: по русскому, узбекскому и английскому языкам и арифметике. С узбеком Эркином мы все время дружили. Это поощряли его родители, так как он был слаб в арифметике и в русском. Часто я приходил домой от них почти вечером. Отличником я не был, но и двоечником тоже.
Меня перевели в среднюю школу совсем в другой стороне, но улица там тоже была с трамваем.

                        А в пятом классе нас объединили с девчонками. Это был ужас какой-то! До этого мы учились раздельно. И вот тебе раз! Теперь вместе! Мальчишек построили перед классом, где уже сидели девчонки. Дверь в класс открыта. Учительница, глядя в коридор вызывает: Виктор, садись на вторую парту к Фокиной Светлане. Я подхожу к парте. Светлана сидит, отодвинувшись на самый край. Еще чуть-чуть и она сорвется. Я тоже сажусь на другой край сидения. На Свету я смотрю как в зоопарке на удава или крокодила: напряженно, сжав губы и слегка сощурившись. Она не мигая смотрит перед собой, тоже сжав губы. Ну, такое состояние, как вроде мы девчонок никогда не видели и о них никогда не слышали. И вот они вдруг рядом! Ой-е-ей! Ужас! За что такое наказанье? Стараюсь не смотреть в ее сторону. Так искоса иногда поглядываю.
                       Эта напряжённость длилась немного больше, чем сама процедура рассаживания мальчишек в классе. Потом начался урок, мы достали тетрадки и учебники. А тогда у многих не было учебников. У меня и половины не было. В общем, стали мы косяки кидать на сопредельные территории и слегка пододвигаться. А когда Света учебник раскрыла, и я вытянул шею, то она подвинула книжку на середину между нами.
Ничего. Привыкли. Не все сразу и не в один день.

                       В те времена ребята часто играли в войну. На пустырях вдоль улиц мы строили блиндажи, шалаши, окопчики. Были свои командиры и солдаты, и мы часто воевали улица на улицу. И не важно, что многие учились в одной школе, а иногда и в одном классе. Теперь мы враги и на нашей улице лучше не попадайся. Здесь было все по серьезному: и кулачные бои и обстрел камнями-галькою, были и победители, и побежденные. Бывало наша улица гонит другую, бьет всех, и побежденные разбегаются по домам, а потом оттуда выскакивают ребята (братья, соседи) постарше и тогда наших начинают бить и гнать, а тогда…
                        Часто такие схватки кончались ушибами, травмами и синяками. У меня и сейчас на левой стороне черепа ямочная неровность:

Реклама
Обсуждение
     21:45 21.10.2021 (1)
Очень понравилось. Читается легко, хороший понятный и легкий слог, хорошая смысловая нагрузка
Чудесный мемуарный рассказ.
     19:46 10.01.2022
Спасибо!
     19:35 10.01.2022 (1)
Очень живо и ярко
     19:42 10.01.2022
Спасибо за понимание. Вот так мы и жили. Я хочу написать сборник детских рассказов на этой основе. 
А вообще-то надо было бы начинать с рассказа "Так начиналась война" и тогда много бы стало яснее.
     21:01 26.06.2021
Прочла с удовольствием! Интересно и с юмором!)))
     23:05 14.06.2021 (1)
Спасибо. Очень яркие и реалистичные воспоминания о той эпохе, да ещё глазами ребенка. Понравилось. А чьи иллюстрации? Они очень подходят к этому тексту.
     08:19 15.06.2021
Рисунки мои. У меня объемное видение. Я же детскую художественную школу кончил. Я все свои сказки и детские рассказы иллюстровал. "Тайну невозвратной пещеры" я выставлял на конкурсе приключений (без картинок), а "Козлов..." только сейчас. Есть еще оч. интер. "Собака не всегда друг".
А воспоминания у меня начались с 3-3,5 года, со времен окупации "Эх! Киндер! Киндер" и другие. Я много ходил по горам и поэтому почти все связано с этой тематикой "Не ходи один на перевал". До встречи. Удачию Виктор.
     08:58 19.02.2021 (1)
Спасибо, читала на одном дыхании, вся Ваша жизнь промелькнула перед глазами. Согласна с Вами, что в СССР  жизнь была другая, хорошо, что Вы с теплом вспоминаете о ней. 
Людмила Ойкина.
     09:44 19.02.2021 (1)
Спасибо за сопереживание. Просто я смотрю на сегодняшних школьников и вспомнил себя. Много че я еще не дописал. До встречи, а вы в пещеры зайдите и дыхание успокоится. Удачи и Здоровья!
     09:48 19.02.2021 (1)
Была я в пещере на экскурсии, больше не хочу. Страшно там.
     17:10 19.02.2021 (1)
НЕ туда ты ходила, у меня с картинками, красиво и весело.Жду.
     07:23 20.02.2021 (1)
Спасибо. Побывала.  Дыхание восстановилось. Улыбаюсь.
     10:48 20.02.2021
Если побывала в пещере, то там есть книга отзывов. Тебя я там не увидел. Значит не впечатлило - следов нет.
     02:10 19.02.2021 (1)
Очень интересно было прочитать!
Это живая история! Из первых рук, так сказать...

     09:47 19.02.2021
Спасибо за понимание! А вы в пещеры зайдите там другая история.Удачи и Здоровья!
     10:35 14.02.2021 (1)
До конца ещё не дочитал, но куда-то нужно выплеснуть возмущение на тех идиотов, которые лопатку кинули! Придурки! Ветеран Сергей тоже виноват: как можно с зелëной шпагой такими серьëзными и опасными делами заниматься?? ????
Ладно, это эмоции. Картинки очень стильные. Необычное оформление. Иду читать дальше
     13:16 14.02.2021 (1)
НЕ придурки они. Просто пацаны. А у Сергея других не было. Была задача разминировать, а всего на все случаи в головы не вобьешь. Фильм был Как на войне у капитана был отряд  девчат. Обучали их инструктора, а сколько случаев было с подрывом. Это сейчас мы логику ищем и целесообразность. Тогда была другая остановка и другие люди. Их нельзя осуждать - других не было. Война продолжалась. 
     13:36 14.02.2021 (1)
Очень много написал Вам, Виктор, в ответ, но поскольку писал с телефона, то маленький глюк  - и всë пропало. Ладно, хоть сам для себя выговорился. 
Но один вопрос вам же повторю и здесь: как эти недоумки потом в глаза Вашей маме смотрели? Рассказ, я так понимаю, автобиографический? И неужели она их простила? На минном поле швыряться лопатами!!! Кстати, Виктор, Вы ответили мне именно теми словами, один в один, которые я ожидал от Вас услышать
     14:32 14.02.2021 (1)
ВЫ так ничего не сказали о ШКОЛЕ.  Повторяю Они не недоумки И никто взглядов не ловил и не бросал. Это несчастный случай. Идет война, в селе только старики,  дети и и юноши 14-16 лет. Все заминировано, весна короткая.Настоящие саперы на войне. Когда и кого пришлют?  А где сеять? Вот и рисковали. Этот случай был единственным тогда, и через день после похорон, ребята опять пошли в поле. И засеяли его потом. А сколько было просто подрывов среди взрослых и детей, и животных в других местах. То что фронт прошел это в радость, но после себя он оставил много пакости, которая взрывалась и убивала. А ту телегу с останками брата я и сейчас помню со всеми подробностями. Да и не только это. 
Вы почитайте у меня "Так начиналась война!" И многие вопросы отпадут. Спасибо за сопереживание.Виктор
     16:20 14.02.2021 (1)
Да хорошая "Школа", хорошая. Мы с Вами друг друга не поняли. Ничего. Это бывает. То есть, я понимаю Вашу позицию, а Вы, Виктор, моего русского понять не можете. Значит, и не надо. Не судьба. Про тяжелое время и несчастные случаи я понимаю. Но " несчастный случай" и "убийство по неосторожности (я бы сказал " по причине подросткового дебилизма" - это не одно и то же. Любой юрист Вам скажет. Впрочем, брат Ваш. За своего бы я поубивал.
     17:33 14.02.2021 (1)
Во первых тогда убитых было много. ВЫ хоть намгновенье представте то время и село. Одна армия ушла, Вторая с грохотом прошла следом и что там осталось. И кто?  СТоял вопрос выживания, а вы Юрист, Юрист. Это сейчас подростковый дебилизм. Весь в смартфоне и в клаве сидит. Абсолютно ко всем и всему безразличен: "это ваши проблемы", социально инертны, готовы ехать куда угодно.  А тогда Они завидовал тем, кто не попал в тот отряд. Они понимали, что кроме них сейчас некому. А сколько их в пустых окопах и блиндажах подрывались или от найденных боеприпасов. Немного соскочи с пьедестала 2021 и подумай. Почитай мою Войну. Спасибо за небезразличие. 
 "За своего бы я поубивал." Когда и как? Это даже интересно.   Я тогда был чуть выше колеса телеги.
     23:03 14.02.2021
Вы правы, Виктор. 
Да я понял, что Вы были маленьким. 
Но необдуманные поступки всë равно оправдывать не надо. 
Хотя бы даже для того, чтобы эти поступки не повторились. 
Надеюсь, что ребята поняли свою "ошибку" ценою в три жизни. . 
     01:12 13.02.2021 (1)
Спасибо! Все правда!
     21:19 13.02.2021
Спасибо за понимание! Удачи вам и Здоровья! Виктор
     23:02 08.02.2021 (1)
Очень тронут вашими искренними воспоминаниями ,  прекрасные картины, которые иллюстрируют детское восприятие. Примите соболезнования  по памяти вашего брата, который  не был на войне, а погиб от мины.....

Хотя вы старше, но у меня есть похожие воспоминания, я переплывал Волгу, ради девчонки))) и тоже были пароходы, которые казались огромными в воде...

Поклон Вам за такое щемящее воспоминание..

     21:16 13.02.2021
Спасибо ,Андрей, за сопереживание. Сейчас другое время, другое общество, другое детство. Все поменялось. 
     22:20 11.02.2021 (1)
Замечательно, Витя, замечательно написано!
Номинирую на Главную.
     22:57 11.02.2021 (1)
Просто я вижу сегоднешних учеников, их сложный график "работы". Их возят, водят до 6-7 класса, а потом они сами уже ходят и водят родителей за "нос". И все уткнувшись в смартфоны и компы до поздней ночи. Спортом занимаются, Курят травкой, колются и прочее. 
И тогда я вспомнил те годы далекие и одинокие (все и везде без родителей). Я ж не все описал: были разные моменты. Ну, хотя бы вот в 6 классе мы с пацанами ходили на Днепр на коньках кататься. Едешь сначала по льду против ветра, а потом телогрейку на распашку и под парусом по ветру на большой скорости только держись. Дома говорили, что на соседних улицах катались.Непедагогично все это для описания. . Тут нет никакого противопостановления. Просто было другое время, другие люди.Спасибо за понимание.
                                            Что интересно, сейчас после школы и больше после института много парней безразличны к работе, к противоположному полу, нет ни к чему интереса, аполитичны и ко всему безразличны. 
     23:23 11.02.2021
Во времена школы и института дома я практически только ночевал. Футбол, хоккей, двор и пять рублей денег в качестве роскоши.
Да, всё изменилось...
Реклама