Произведение «55.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.23-25.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 367 +1
Дата:

55.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.23-25.

55.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.23-25.

23.Тот, кто в этом мире способен терпеть, прежде, чем оставит тело, управляя желаниями и гневом, порождаемым из желаний, он соединен со Всевышним, он – счастливый человек.

КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих продолжает описывать качества тех, кого можно считать соединенным с Верховным Брахманом и назвать счастливым в себе. Одно из качеств – терпение, которое должно проявлять живое существо в материальном мире. На самом деле, человек хочет или нет, но вынужден претерпевать, будучи в теле, самые разные страдания от разных источников. Это страдания внутренние или так или иначе связанные с телом человека, страдания физические, страдания на уровне ума и чувств;  также страдания, которые возможны от других живых существ (людей, животных, насекомых…); также страдания от природных катаклизмов (землетрясений, наводнений, пожаров, тайфунов…). Эти три вида страданий хорошо описаны в Ведах, и каждый человек с рождения и от жизни к жизни их претерпевает сам, видит на примерах других и несомненно отличает в себе их природу и последствия.

Терпение,  фактически, неотъемлемо от жизни человека, ибо это то, что есть тоже часть его повседневной жизни,  есть условие его выживания, есть необходимость независимо от того, хочет человек (иное живое существо) или нет, терпение есть также определенная форма мышления и понимания не только на материальном плане, но и за пределами материальных вселенных, ибо есть и всегда будет то, что привносится Богом несколько насильственным путем, как еще одним средством расширения и углубления сознания живых существ.

Здесь, в этом стихе речь идет об осознанных усилиях человека в этом направлении, о сотрудничестве здесь с Богом, о цели, которую ставит перед собой человек, уча себя терпеть и опираясь в себе на совершенные духовные знания, которые делают терпение  аскезой, посвященной Богу и преданному служению.

Терпение в материальном мире проявляется на самых разных уровнях, через самое разное поведение людей и животных. И крик в страданиях тоже есть терпение, и мольба в страданиях – терпение, и слезы – терпение. Каждый претерпевает в силу своего уровня духовного развития и в соответствии со своими знаниями или невежеством. И в материальном мире в материальных отношениях есть понимание о терпении высокого порядка, и достигший этого уровня легче претерпевает, уже будучи ведомым далее совершенными духовными знаниями.

Основной признак высокого терпения – немногословность, молчаливость, уход в себя, сосредоточенность, не поиск виноватых, умение смотреть на вещи через призму кармических реакций, понимание страданий, как отдачу долгов, упование на Бога, активность только в Боге, выбор изнутри только праведной мысли, как путь для преодолений и черпания силы в процессе претерпеваний.

Умеющий терпеть всегда, при любых обстоятельствах проявляет стойкость, абсолютное спокойствие и невозмутимость при возможности и непростого внутреннего процесса, имеет спокойный голос, уравновешен, не склонен сразу же искать выход из положения и ситуаций, никак не связывает происходящее с окружающими людьми, и даже глядя на убийцу или насильника, говорит в себе только с Богом, к Богу обращается на том уровне, на котором позволяет в нем Бог.

Однако, такой уровень терпения тоже не есть показатель высокой ступени человека, но промежуточный этап на пути к Богу, ибо высокая реализация  в человеке  такова, что  и внутри человека ничего не шелохнется, он уже вообще не претерпевает, не чувствует в себе абсолютно никакой негатив ни в чем, ни против кого. Энергия терпения даже не посещает его в минуты болезней, несущих страдания телу, из-за других людей и явлений в природе. Абсолютное предание себя Богу и знание Бога заменяют ему  внутренние просьбы, или мольбы, но все воспринимается, как единый процесс бытия, где Волею Бога одно меняет другое, и все Волею Бога только во благо, причем и малые страдания несут очень немалые откровения впоследствии. И в этом понимании Бог дает человеку утвердиться ни раз, ведя его через страдания и терпения  и показывая столь благостные результаты, что человек  все начинает принимать только как Милость Бога, как путь познания и очищения, как всегда не подводящий союз с Богом, как постоянное подтверждение великолепных качеств Бога и не только черпает отсюда силы все сносить, но и саму любовь к Богу, причем несравнимую ни с каким Земным чувством.

Однако, чтобы достичь такой ступени, необходимо до нее дорасти, пройдя все ступени и ступеньки терпения и претерпеваний, как будучи человеком сугубо материалистичным, так и идущим  по ступеням разных религий. Но осмысление терпения в полной мере, абсолютное объяснение причины страданий и источника наказаний являются только совершенные духовные знания, которые приоткрываются человеку только вследствие практики преданного служения и дающие основания контролировать свои чувства при всех обстоятельствах, включая само терпение, как форму выражения своих чувств. Терпение – это то, во что в преданном служении буквально упираются желания, диктат чувств, беспокойный ум. Как только они начинают управлять человеком, он, ставя цель ограничения, призывает на помощь хорошо знакомое из материального мира состояние терпения и обрамляет его в  духовное чувство, через него сжигая шаг за шагом объекты чувств на огне чувств и чувства на огне ума.


Посвящая этот процесс Богу постоянно, придавая ему, таким образом, смысл и цель, оперируя в себе вечным вниманием к этому Творца, живое существо развивает терпение до такого уровня, что оно становится им самим, его неотъемлемым ситом, просеивающим  все на пути к Богу, жизненно-важным и преумножающим.

Таким образом, терпеливый человек, это не самая высокая ступень духовного развития, которая возможна в материальном мире, но когда это качество человека при всех страданиях не посещает в силу его «нестрадания», не принятия события, как страдание,  он уже, считается, готов к оставлению материального бытия навсегда. Но о тех, кого можно назвать терпеливым, идущим по духовным Земным дорогам, претерпевающим все только вследствие веры и совершенных духовных знаний, а не потому, что «ну, куда денешься», то такого человека в этом стихе Бог называет уже соединенным со Всевышним,  счастливым человеком. Но и в этих пониманиях есть свои ступени, как в любом движении, имеющем цель само духовное развитие и достижение Бога.

Т.о. действительно терпеливый человек непременно должен быть религиозен, должен руководствоваться совершенными духовными знаниями, дающеми ему не только силу претерпеть, но и объясняющими причину, дают цель терпения, обоснования, и они же постепенно сводят терпение на «нет» в лучшем понимании этого слова, когда во всем видится Воля, План и Причины Бога.  Идя в этом направлении, человек  становится абсолютно независимым от других, ибо не связывает с ними все, что с ним происходит, не ждет и не добивается от других разъяснений, не интересуется их причинами, побудившими их поступить против него, но видит Волю Бога и действует в Боге, даже отстаивая себя, ибо и такой путь развивает и может быть предусмотрен кармически.

Внешне  умеющий терпеть человек неэмоционален, сдержан в слове и в поступках,  спокоен, не судит, не осуждает, не ищет правых и виноватых, неприхотлив, беспристрастен, миролюбив, немногословен, действует только согласно законам Бога и законам данного государства, ибо и они от Бога изначально.


Однако, терпение в материальном мире имеет свою причину, поскольку, чтобы привести человека к состоянию терпения, сначала необходимо дать ему страдания, а чтобы дать страдания, необходимо выполнить греховное деяние, но, чтобы выполнить греховное деяние, необходим беспокойный ум, который с вожделением смотрит на объекты материального мира и, получив отзыв несовершенной души, дает ей желания и растит их в вожделения. Отсюда: беспокойный ум, неконтролируемые чувства, желания, вожделения, гнев,  греховная деятельность, страдания, терпения…  Эта цепочка почти универсальная.

Поэтому, берущийся за себя и свои  качества, желая достичь положение без страданий, пути высочайших йогов Земли, сначала должны обуздать… Что? Хотя бы начать со своих желаний. Но через что? Опять же, через то, что лично твое – ум. Но ум не хочет. Надо дать ему совершенные духовные знания, саму Бхагавад-Гиту для начала. Бхагавад-Гита даст преданное служение, самих преданных,  Милость Бога, уверенность, религиозные принципы. Без этого никуда. Далее, когда духовные знания есть и ум подготовлен, следует бросить все свои духовные силы на борьбу с желаниями, не давая перерастать им в вожделения.

Это – ежедневная работа, контроль желаний. Сюда, также, неотъемлемо входит практика обуздания и чувств. Когда усмиряются желания и материальные потребности человека контролируются и легко заменяются духовными, поступки человека начинают очищаться. Ибо здесь нет уже материальной цели или они значительно ослабляются, и любая деятельность совершенными духовными знаниями и преданным служением начинает посвящаться Богу.

В этом случае уже можно говорить о том, что человек реально начинает контролировать свои желания и чувства, тем перекрывая дорогу гневу и зависти, которые всегда в материальном мире прямо или косвенно, но порождаются желаниями. Эти киты страданий – чувства, желания, гнев, зависть – постепенно идут на нет, а потому не оставляют точки опоры для нетерпения. Ибо, где само страдание начинает видеться и приниматься иначе, но связанным с Волей Бога и несущим  Божественные разъяснения, там оно не принимается, как страдание вообще, ибо Бог Милостив и все дает  так, что оно же внутри человека находит разъяснение и понимание, а потому и приятие.

По сути, обо всем этом и данный стих, утверждающий, что тот человек может считаться соединенным со Всевышним и счастливым, кто, пока живет в материальном мире с его проявлениями,  способен управлять своими желаниями, а значит, неподвластен гневу, а значит, способен  удалять причину для страданий, делая их такими в процессе своего бытия и в силу своих духовных знаний, что они претерпеваемы.

Т.е. способность терпеть – это не какая-то особая физическая подготовка или сила воли человека, но этапы духовного взросления человека, дающие новое духовное понимание и качества и путь более чистый и безболезненный  при всех равных условиях с другими.


И надо в этом пути действовать грамотно, делая себя способным терпеть  через практику преданного служения, дающей возможность управлять своими желаниями и гневом, который ими порождается чаще всего, когда желания перерастают в неудовлетворенные вожделения. Таким образом,  владение своими чувствами, умом, телом, желаниями, гневом – все это формы проявления терпения.

Такой человек, видя все через призму совершенных духовных знаний, страдания на уровне тела рассматривает, как испытание, как отдачу долга, как необходимые энергии , ниспосылаемые Богом, и сносит все в соответствии со своей духовной ступенью, всегда рассчитывая на Милость Бога. Страдания от других людей едва

Реклама
Реклама