Был ли апостол Андрей на руси?Православный Парижский Свято-Сергиевский институт.
Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
Уходите из Вавилона, бегите из Халдеи! Радостным криком возвещайте, провозглашайте, несите эту весть до края земли, говорите: «Господь даровал избавленье рабу Своему, Иакову!
Пророк Исайя, 48,20.
Сочинение (дилетанта и неуча в данном вопросе) – Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
I Вступление.
II Основная часть
Согласия и сомнения по вопросу миссионерства апостола Андрея на земле русской.
1. Произведения, посвященные апостольским трудам.
2. Источник отрицания апостольской миссии на руси.
3. Апостольская проповедь и масштаб миссионерского пути.
4. Еврейские поселения – важнейшая действительность для путешествия проповедников Христа.
III Заключение
Три пункта невозможности отрицания апостольской проповеди на руси.
I Вступление
«К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену роду железному род золотой по земле расселится».
Вергилий (70–19 до Р.Х.), «Буколиках», 4 эклог.
Прежде не последовательного сочинения по предложенному вопросу, уточним, что мы не выкладываем некую дилемму: Произошло ли в принципе рассматриваемое событие и где тому доказательства или не произошло и где тому доказательства?
По нашему убеждению, такая постановка вопроса есть – ложная дихотомия, но мы намереваемся изменить первичный вопрос : На каком основании утверждается, что оно, событие, не могло произойти в принципе, и где тому доказательства?
Итак, приступая к повествованию, мы должны еще оговориться, что в этом вопросе понимаем мало, а потому, опираясь на исследования людей умных и просвещенных, прибегнем к хитрости – посмотрим на озвученный в Титуле вопрос, апеллируя к философской диалектике, то есть – озвучим вопрос с философской точки зрения, а точнее, рассмотрим – что, в принципе, препятствует положительно отвечать нам на поставленный вопрос?
И, возможно ли, научно обосновываясь, утверждать, что данного факта, как проповедь апостольская в землях руси (в до государственном понимании термина «русь»), не могла быть?
Но как и когда можно сказать априори о чем-любо – «такого не было»? И насколько подобный безапелляционный ответ (утверждение отрицания) в данном случае, не научен, не логичен, не честен – об этом и порассуждаем, не вдаваясь в концепции научных парадигм. Мы, таким образом, обходя вниманием намеренные апории, не строя концепций без надлежащего фундамента, будем рассуждать от обратного:
По каким весомым причинам, на каком основании Апостол Андрей Первозванный не мог быть на землях русских?
Разве отсутствие ожидаемых предопределенных доказательств положительного ответа, рождает отрицательный? – спросят философы? И ответят рассудительные – нет. Так теперь пусть и философия немного потрудится над мучительным вопросом – Был ли апостол Христа на земле русской? Хотя мучения эти, над ответом, самопроизвольны, выдуманы, и, даже, некоторым мучающимся приносят самоуничижительное удовольствие, мол – «и вера -то у нас не та, и апостола у нас никогда не было, не то, что у вас...» и в контексте такого утверждения цитируются, как правило, одни и те же источники, представляемые то за, то против, в зависимости от желаемого эффекта.
Заметим здесь, однако, репликой некого безызвестного редактора, что:
"Искусство цитирования относится к сфере манипуляций». Можно продолжить также, что искусство манипуляций «разоблачением» и «отрицанием» не относится к сфере утверждения веры.
II Основная часть.
Согласия и сомнения по вопросу миссионерства апостола Андрея на земле русской.
1.Произведения, посвященные апостольским трудам.
Рассмотрим кратко, что и откуда известно нам о деянии апостолов в землях «края вселенной».
«Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия, там он жил, там в Эфесе и скончался; Петр, по-видимому, благовествовал иудеям, рассеянным по Понту, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии.» – Из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, который опирается на не сохранившиеся тексты Оригена – «Толкования на Бытие».( Евсевий Кесарийский, «Церковная История», гл. 13,8)
Только с IV века появляются серьезные литературные произведения, посвященные апостольским трудам по просвещению народов, живущих на территории греко-римского мира и далее. Среди них замечательна приведенная «Церковная история» Евсевия Кесарийского, которая является первым повествованием о появлении и росте Церкви Христовой. Автор охватывает период от земного служения Спасителя до времени царствования императора Константина Великого. Книга Евсевия дает нам возможность проследить, в какие страны отправились некоторые святые апостолы для распространения христианства. Кроме того, о странах, где звучала апостольская проповедь, можно узнать в «Каталогах» Епифания Кипрского и Дорофея Тирского, где указаны народы, среди которых проповедовал каждый из Христовых учеников.
Далее, в грузинском повествовании ("Картлис Цховреба"— сборник средневековых грузинских летописей, сложившийся в XII веке.) находим так же предание о том, что:
По жребию, который должен был показать, где и в какой стране апостолы призваны проповедовать Христову веру, Грузия досталась в удел Божьей Матери. С тех пор, по мнению грузинского народа, Пресвятая Богородица является ее покровительницей. Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился святой апостол Андрей Первозванный.
Во времена апостольские на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское Картли (по-гречески Иберия), западно грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей, по преданию, проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В поселении Ацквери (Картли) после проповеди и обращения людей, по народному повествованию, он оставил икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе Ацквери (Ацкури). В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла еще одного апостола — святого Матфия. Он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми.
Так же, следую этой летописи, брат апостола Петра Андрей миссионерствовал в Припонтийской области.
Критически оценивая и резюмируя сведения о проповеди апостола Андрея, черпая данные из древних источников разной степени достоверности, исследователь древности профессор В.В. Болотов писал:
«Центром деятельности апостола Андрея, по актам, был город Синоп. За историчность этого известия, рассуждает исследователь, говорит то важное обстоятельство, что здесь была очень значительная иудейская колония… (факт, важнейший в логических рассуждениях о состоятельности апостольской миссии в землях древней руси! К нему вернемся далее.) Около этого центра держалась и вся проповедь апостола Андрея Первозванного, а именно: по берегам Черного моря – по северному побережью. Непререкаемо известно, что апостол Андрей проповедовал в пределах Скифии, как сказано у Оригена… Деятельность апостола Андрея локализуется около Севастополя Великого (близ нынешнего Поти)… По Епифанию монаху, апостол доходил и до Крыма». В связи с проповедью апостола Андрея в северном Причерноморье впоследствии возникло предание о его путешествии вверх по Днепру, но точных сведений о сем не сохранилось. Андрей Первозванный был распят на косом кресте в греческом городе Патры в 62 году.»
Однако говоря о Скифии, нет ничего невероятного в путешествии апостола по верхнему Днепру. Естественно, хронометраж такого маршрута никто не составлял, а были другие задачи – нести слово Божье, передавать его народом, которые уже понесут его вглубь земель своих, и удержат и сохранят, насколько будут способны и готовы к тому.
В данном контексте представляется важным понять: кто же такие были скифы, о которых упоминает свидетельство, и где лежала земля их Скифия?
Прежде всего, они должны быть оседлым народом, в той или иной степени, тогда можно говорить о Скифии как об некой организованной общности.
Сами скифы – древний ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Так называемые, скифы, судя по всему известному, не имели письменности, от их языка сохранилось всего несколько слов. Прямым потомком скифского языка в современный период является осетинский язык. Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именно это пространство именуется в древнегреческих источниках Скифией. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им. О скифах так же известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.
Интересное повествование находим так же в херсонской летописи, так называемой «Степной Книге».
В названной Степной книге, составленной из отрывков древних летописей, говорится о пребывании апостола Андрея в Скифии (возможно, имеется ввиду, места, где обитали прежде скифы) и Херсонесе. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел большой камень и взошёл на него. Стоя на том камне, св. Андрей истово молился Богу и благословил море. Там, где стоял апостол, по этому преданию, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой - дождевой или морской. Многие молящиеся приходили сюда смочить тело той водой и исцелиться от болезней. Один из мысов древнего Херсонеса сохранил имя св. Андрея. Христианство же в Херсонесе появилось с первых веков своего существования.
Теперь обратимся к фрагменту из раннего отечественного свидетельства, практически единственного в освещаемом вопросе, "Повести временных лет". Этот фрагмент повествует про апостола Андрея на Руси следующее:
«...Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же
|