Произведение «Черты, резы и что такое чарамутие» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 625 +1
Дата:
«Памятник Кириллу и Мефодию в Самаре.»
Предисловие:
   27 февраля православные отмечают день памяти святого равноапостольного Кирилла (Константина) - одного из просветителей славян. О нём и его брате Мефодии известно немало, однако в последнее время ученые опровергают хрестоматийные данные. Какой же именно алфавит изобрели создатели письменности? По материалам РИА Новости.

  Сперва братьев даже обвинили в ереси. Ведь долгое время в континентальной Европе считали, что нести слово Божие дозволено лишь на трех языках: иврите, греческом и латыни. А все потому, что именно на них была начертана надпись на прибитой к кресту Господнему табличке - "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".

  Славяне к IX веку заняли всю центральную и восточную Европу, а также половину Балкан. На этих территориях образовались их первые крупные государства, самое влиятельное - Великая Моравия. Её князь Ростислав в 862 году попросил Византийского императора прислать для подданных "епископа и учителя". "Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит", - приводит текст письма Ростислава автор одного из жизнеописаний святого Кирилла. Вне зависимости от того, к какому этносу принадлежали братья, их миссия оказалась успешной. Благодаря ей примерно в 866 году у моравских славян уже появились свои богослужебные книги и Библия, а главное - собственная письменность. "Кириллица возникла как официальный, торжественно-парадный вариант славянского алфавита, который мог конкурировать с греческим. На Русь он пришел в X веке вместе с болгарскими миссионерами, которые конкурировали за влияние с католическими и византийскими проповедниками. Церковнославянский язык жив до сих пор - на нём служат в Русской православной церкви. Это одна из немногих христианских церквей, сохранивших первоначальный язык богослужения. Из хроник известно, что Константин, помимо славянского, отлично знал сирийский, древнееврейский и хазарский языки. "Согласно разным версиям жития святых, их отец был византийским чиновником в Салониках. И, скорее всего, они - греки. Но, если честно, ответить на вопрос об их происхождении невозможно. У нас пока нет необходимых данных", - признает Алексей Гиппиус, ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ. В последнее время всё больше специалистов полагают, что святые Кирилл и Мефодий не изобретали кириллицу.

  "Нет сомнений в том, что святые просветители создали именно глаголицу. У нас накопилось много данных в пользу этой версии", - продолжает Алексей Гиппиус. В свою очередь, историк Савва Михеев отмечает: "Отчасти использовали древнееврейскую и самаритянскую азбуки: это и видно по самим буквам, и говорится напрямую в житии Константина. Основная ориентация была на структуру греческого алфавита, но не на его знаки. Внешний вид, по-видимому, намеренно сделали отличным от хорошо известных азбук". Константин тяжело заболел и 27 февраля 869 года скончался. Перед смертью принял схиму с именем Кирилл, под которым известен верующим. А Мефодия папа римский Адриан II рукоположил в епископы и отправил обратно в Моравию. Там он до самой смерти в 885-м руководил местной церковью. За тысячу лет кириллица стала основой для 108 языков. А глаголица давно забыта. В отличие от ее изобретателя - Кирилла. Его, как и Мефодия, особо почитают и западные, и восточные христиане.

Черты, резы и что такое чарамутие

      Язычество оставило богатое наследство, не отличающееся разнообразием, но восхищающее образами. Чего стоит один менгир у Бахчисарая. Впечатляет труд древних, порою годами выдалбливающих отверстие сквозь скалу у капища с жертвенным столбом. А всё ради того, чтобы два раза в год, в дни равноденствия, солнечный луч на восходе солнца пронзал каменную толщу и освещал багряно-красную вершину менгира, установленного с западной стороны от скалы на незначительном удалении. До сих пор место паломничества, сбора туристов, художников и фотографов. Или в индуизме, то же самое наблюдается с атрибутами поклонения. Большинство светских ученых сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис или фаллос. Он представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти в индуизме символизирует собою неделимое единство мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь. Мужского и пассивного - Шива, и женского - Деви, активного.

     «Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид». Пишет  епископ Мерзебурга (1009—1018) немецкий хронист Ти́тмар Мерзебу́ргский, описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген. Связь времён хранится в именах топонимов - Радогощь на реке Неруссе на Брянщине. Восхищают своей простотой форм старинные строения треугольной формы в плане, у которых до совершенства выверены отношения сторон. Недавно был в одной такой крепости в Испании, её возраст около тысячи лет. Это наследие исчезнувшей культуры в виде памятников и названий. Сохранилось мало, но оно есть.

     Было бы странным, упоминая дохристианскую письменность славян (докириллическая письменность), не задаться вопросом о наследии языческой культуры в изобразительном искусстве и отображении в виде начертательном с помощью стилизованных знаков. «Однако никаких литературных памятников этой письменности не найдено» - констатирует наука. «Общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны. Известны только упоминания о ней в различных письменных источниках, трактовка которых неоднозначна». Однако существование славянской дохристианской письменности не является принципиально невозможным. И приводится цитата от славянина-язычника. Черноризец Храбр в своём «Сказании о писменех» пишет: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения».

     Далее тема развивается в догадках от современников. «Черты» и «резы», вероятно, какие-то разновидности пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития? Из «Жития Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», о путешествии в 860-х годах Константина в Херсонес (Крым), где будущий создатель славянской азбуки готовился к церковному диспуту в Хазарском каганате, и обнаруженных им книгах: «В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги». «Житие» написано в Средние века на основе ранних церковных документов, из чего следует - лет через 500 после события. Ведь Кирилл с Мефодием появились в 863 году, а средние века (не ранние) принятно считать с XV века. До X века византийские авторы разделяли росов (русов), совершавших набеги на Византию, и славян, а в контексте «Жития» - «роусьский» значит «славянский». К тому же, в том же «Житии» прямо говорится об отсутствии у славян письменности со слов византийских вельмож. Когда Константин спросил византийского императора Михаила III о буквах на славянском языке, то император подтвердил, что его дед, отец и многие другие искали, но не нашли их. Было бы странным, если бы они их хранили. И потом, а кто есть славяне, изначально бы задаться вопросом, и, кто русские? Еврейский народ прошёл свои тысячи лет, как прошёл другой вопрос, но он был, есть и будет - это национальность. Чего не сказать о русских «сиротах» - объединённых некогда множественных «племенах» христианизацией.

     О характере письма. Проблема разделения гласных и согласных звуков была характерна для всех семитских письменностей, в том числе и для сирийского письма, но совершенно не характерна для любой из европейских письменностей. Хазары пишут слева направо и буквы не соединяются между собой. Та ветвь хазар, которая пользуется этим письмом, исповедует иудейство. Российская императрица Екатерина II интересовалась древней славянской историей и рассматривала как «славянскую» топонимику Испании, Франции, Шотландии, Индии и Америки. По её мнению, ранние короли Франции и Испании по происхождению были славянами, а этрусские и рунические памятники связаны с «древним славянским письмом». Было бы странным узнать о её другом мнении. Тема «древней славянской письменности», в том числе «славянских рун», популярна в псевдоисторических (фолк-хистори) и псевдолингвистических сочинениях. Большое число надписей, как традиционно рассматривавшихся в ряду славянской докириллической письменности, так и других культур (тексты этрусков или Фестский диск) неоднократно любительски «расшифровывались» как русские и славянские без опоры на научные данные. Цель написания этой статьи - предположить, что означают термины «черта» и «рез» и откуда они появились в лексиконе. Никаких «русских» текстов и ничего такого - не расшифровывать (за их отсутствием). У писателя Александра Асова (популяризатор «Велесовой книги») есть термин "узелковое письмо" древних славян. Несомненно, что термин "узелковое письмо" отождествляется с легендарными "чертами и резами", но что это такое? Вот об этом статья и попутно обо всём, мимо чего пройти нельзя.

    Изучив происхождение своего имени, Сергий: "вы-с-око-чти-мый" и азбучно, мне теперь по плечу любые лингвистические задачи... Так подумалось, и принялся за решение насущного вопроса, что лежит на поверхности, но упорно остаётся не замеченным. Новый город и Нью-Йорк, к примеру - побратимы. Исходя из соответствия имён, можно ставить знак равенства: город = ерик (йорк) и развивать мысль дальше - до страны "гардарика" и почему "его" называют строителем городов? Давая себе ответ, а ведь действительно, "город победил деревню"... А взять прозвище Габсбургов и начертание буквиц с латыни на кириллицу переложить, окажется - они тоже Новгородцы. Мне моё имя даёт понимание событий и хронологию одновременно. Россияне стали иностранцами по отношению к предкам, иначе, чего бы я тут изобретал колесо? Что ни слово - лезу в словарь, я половину слов русского языка просто не понимаю. Хотя в быту произношу по десять раз на дню. Но я - русский. Или россиянин? Тогда почему меня обучают лингвисты и филологи от гречи? Есть ряд вопросов, на которые никто не отвечает по причине - их никто не ставит. Как и с резами... Раньше это означал процент. Нарезать, значит урвать денег. - Да мне всё по нарезу! - говорит друг Саша из Радогощи, подразумевая что? А сам режет "доски" так, что ему равных в мире нет, украшая резьбу церковно-славянскими буквицами.

     Кириллица (с помощью гречи и латыни) вполне объясняет события крайнего тысячелетия. Но братья Кирилл и Мефодий известны нам с 863 года, через год от призвания Рюрика, а что было до них, до христианства? А ничего не было. Пустыня, евреи, греки и рабы. У рабов не могло быть своей письменности. Лично я так понимаю историю. Славяне появились за век-другой перед Рюриком. Евреи старше славян на 3-4 тысячи лет. А у староверов календарь ещё более растянут корнями вглубь, хотя они не иудеи. Я о блюстителях древлего благочестия от раскола времён Никона. Они же христиане и ведут свой календарь задолго до исторического известия о евреях. Значит всё дело в христианах, раз так всё запутано? А ведь был церковный раскол 1054 года - на шесть столетий раньше, когда сложилась топонимика Брынь, Добрынь. Тогда почему Святослав не любил иудеев и ссорился с матерью княгиней Ольгой? Вопросов по истории много, но по языку ещё больше. До создания глаголицы и кириллицы у древних славян до начала их христианизации, якобы существовала "докириллическая письменность" - руническая или какая, это отдельная тема. О существовании "черты и резы" у славян-язычников, действительно, как о знаках для письма (или счёта и гадания), ходят такие легенды, но тут дело такое... Как понимать эти слова буквально? Тема на самом интересная - в чертах и резах - я вижу женщину и мужчину. И есть масса тому косвенных прибауток за исключением письменного материала. Нет ни одного источника, за который можно было бы зацепиться. Однако приведу цитату из википедии - археолог А. А. Медынцева:

     «При полном отсутствии или фрагментарности эпиграфического материала того времени эти общие (и правильные) положения создают условия для возникновения романтических, но совершенно не выдерживающих критики гипотез об «оригинальном» письме на Руси дохристианского периода. В качестве такого письма предлагались и оригинальные «черты и резы» — знаки на археологических предметах, причерноморские знаки, особое «докирилловское» письмо и такие откровенные подделки, как «Велесова» книга. Несостоятельность и скороспелость таких гипотез подрывают доверие не только к существованию оригинальной письменности, но и вообще к возможности использования письменности на Руси в дохристианскую эпоху».

     Круто, что и сказать, отчасти так и есть. Дело даже не в этом. О какой Руси дохристианской идёт речь у автора? Где её искать? Где будем копать, археолог? Кто такие славяне и откуда взялись? По этому поводу написал несколько статей - "ПВЛ читаем сами", например, о том, как можно извратить летописный материал... а хоть и копию. Как и в любом детективе, чтобы раскрыть дело (истину с большой буквы) должно быть: орудие, тело и место. В этом деле три неизвестных из трёх, тем интереснее. Зато известны мотивы. Истиной (Вселенского уровня и любой местечковой) всегда являлись человеческие отношения...

     Но что поделаешь, пишет П. А. Лукашевич: «Давным-давно наш язык мог быть образцом чистоты, но беда ему в неимении единства; если кто весьма удачно замещал Русским иностранное слово, то другой переиначивал, а третий смело уже кончал иноязыччиной». Он и объяснил слово "чаромутие" и привёл в доказательство письменности у

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама