Белград – один из тех городов, которые можно изучать бесконечно. Видеть его разные лица. Каждый раз открывать для себя что-то новое. И не важно, на какой срок ты приехал. Даже за несколько часов сербская столица найдет, чем тебя удивить.
В этот раз я была в Белграде проездом. Автобус должен был прибыть на автовокзал к шести утра. Меня разбудил бодрый голос водителя. «Белград, Белград! Повелете!» - весело закричал шофер-македонец. Я посмотрела на часы: четыре двадцать утра. Водитель был очень доволен. Теперь он мог идти отдыхать. А что прикажете делать мне в такую рань в темном и холодном городе?! До следующего автобуса оставалось почти полдня. Половина зимнего дня, пасмурного и туманного. Вздохнув, я поплелась в сторону автовокзала.
Белградский автовокзал путников не балует. Здесь всего два крошечных зала ожидания. Оба не отапливаются и, что совсем плохо, негде присесть. Скамеек всего четыре и сейчас на каждой из них спали бомжи. Многочисленные кафешки были еще закрыты. Однако гулять по темному городу в полпятого утра мне не хотелось. На автовокзале, по крайней мере, светло. Я принялась ходить взад-вперед по длинному проходу вдоль перронов. Утешалась мыслями о пользе прогулок на воздухе. Все не так плохо.
Нет, все плохо. Очень плохо. Навстречу мне двигалась толпа нелегальных арабских мигрантов. Все, кто путешествовал в последние годы по Европе, представляют себе эту публику: молодые парни, едущие в богатые страны за легкими деньгами. Это в лучшем случае. А в худшем – воровать и грабить. Но еврочиновники, похоже, их обожают. В отличие от нас, мигранты перемещаются без виз и документов. И, уж конечно, не идет даже речи о масках или дистанции.
Сейчас эти хозяева жизни шли в мою сторону. Особенно мне не понравились двое: бандитского вида громила и его приятель, похожий на крысенка, со злыми, бегающими глазками. Парочка смотрела на меня. Точнее, на мою сумку. Я оглянулась в поисках полиции. Ее не было. Зато рядом стояла группа сербских ребят и я поспешила встать возле них. Подошли еще несколько встревоженных женщин. Сербы поняли ситуацию. Напряглись, расправили плечи. Это были высокие и крепкие деревенские парни. Вот только было их гораздо меньше, чем арабов. Мигранты встали неподалеку. Принялись что-то выкрикивать, глядя в нашу сторону. Ходили вокруг да около, периодически, как бы случайно, толкая сербских ребят. Назревала драка. Только этого мне и не хватало!
Спас положение подоспевший сотрудник администрации вокзала. Окинув арабов опытным взглядом, он выбрал из толпы нескольких человек и что-то им пообещал. Я не разобрала: то ли продуктовый паек, то ли еще что-то хорошее. При этом предупредил: хорошего мало и на всех не хватит. Мигранты тут же принялись ссориться между собой, а про нас забыли. Желая отойти от них как можно дальше, я вышла из автовокзала.
Было все еще темно. Темно и промозгло. А что еще хуже – парочка, бандит-громила и его друг-крысеныш, шли за мною следом. И тут холодный ветер принес нечто божественное. Это был запах. Пахло сежими буреками. Вообще-то я не люблю этот традиционный сербский пирог. Уж больно он жирный. Но в тот момент запах бурека показался мне райским ароматом. Он означал, что, наконец, открылась одна из привокзальных пекарен. Там я буду в тепле и в безопасности.
Я пошла на запах и скоро оказалась в небольшом павильоне. Несколько мужчин в испачканной одежде уплетали буреки. Однако это были не мигранты, а сербские дорожные рабочие, спокойные и доброжелательные. Удивительно, но нелюбимый мною бурек показался очень вкусным и даже не слишком жирным.
Я сидела в пекарне довольно долго. Позавтракала, побеседовала с пожилым рабочим и приветливой продавщицей. Вышла, когда на улице рассвело и город проснулся. Возвращаться на вокзал и проверять, на месте ли мигранты, желания не было. Лучше отправиться на прогулку по Белграду.
Ходить далеко в поисках достопримечательностей больше не нужно. Рядом с автовокзалом, на Савской площади, недавно появился очень интересный монумент. Он изображает великого жупана Стефана Неманю – создателя сербской государственности и одного из основателей Сербской Православной Церкви.
Небольшим государством Рашка в XII веке управлял жупан Стефан Неманя. Положение византийского вассала никак не устраивало энергичного и амбициозного правителя. Неманя регулярно восставал против своего сюзерена, заключал антивизантийские союзы с венграми и венецианцами. Даже попытался перейти под покровительство императора Фридриха Барбароссы (правда, тот отказался). Неманя не смог освободиться от византийской опеки, однако расширил границы своей страны. Государство Рашка теперь простиралось от Дуная на севере до Адриатики на юге, от Боснии на западе до Македонии на востоке. Великий жупан построил множество церквей и монастырей. Некоторые из них, например монастырь Студеница, и сегодня являются духовными центрами Сербии. Ловкий политик, Неманя избрал наследником среднего сына Стефана и организовал его брак с византийской принцессой. Стефан получил королевский титул и стал первым сербским королем Стефаном Первовенчанным. Младший сын Немани по имени Растко постригся в монахи и стал первым сербским архиепископом. Сегодня мы знаем его как святого Савву. Сам великий жупан в конце жизни тоже удалился в монастырь. После смерти он был канонизирован под именем святого Симеона Мироточивого.
Вот такая великая личность сербской истории. Памятник получился соответствующим – самым большим в целой Сербии. Мне было особенно интересно узнать, что создатель монумента – наш соотечественник скульптор Александр Рукавишников. Тот самый, что сделал памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Юрию Никулину на Новодевичьем кладбище и на Цветном бульваре, царю Александру II возле Храма Христа Спасителя и многие другие скульптуры.
Великий жупан стоит на постаменте в виде пробитого византийского шлема. Снизу конструкцию поддерживает золотой стержень с круглым набалдашником. Он сделан по образцу жезла святого Саввы, который хранится в монастыре Милешева. Считается, что у Немани тоже был такой жезл. В левой руке Стефан Неманя держит Хиландарскую грамоту, а в правой - меч. Красивая и значительная скульптура. Но меня смущала одна деталь. Уж очень легко великий жупан держал оружие. Рука почти не напряжена, тяжелый меч кажется игрушечным. Да и выражение лица Немани вовсе не воинственное, а скорее задумчивое. Мне кажется, что уместнее в его руке смотрелся бы крест. Именно крест держит святой Симеон на иконах. Читала, что первоначальный проект монумента также подразумевал крест. Однако позже его заменили на меч, символизирующий державность.
Вокруг памятника было довольно людно. Горожане разглядывали скульптуру, фотографировались. Я разговорилась с пожилым мужчиной. Узнав, что я из России, мой собеседник обрадовался. К нам подошли и другие горожане. Все улыбались, хвалили памятник, хвалили русского скульптора и нашу страну. Спрашивали мое мнение. Я честно ответила, что скульптура хорошая, но смущает меч вместо креста. Словно задела за больное. Спор вспыхнул мгновенно. Горожан, очевидно, волновал тот же вопрос, что и меня. Мужчина средних лет, по виду рабочий, горой стоял за меч. Ведь именно мечом великий жупан защищал государство, меч олицетворяет мощь страны. Седовласый дедушка и парень в спортивной форме считали, что крест выражает душу народа и является символом мирного созидания. К спору подключились другие горожане. Из местной прессы я знала, что крест и меч – вовсе не единственный предмет дискуссий. Сербы обсуждают, насколько удачно новый памятник вписался в городской ансамбль. Кому-то кажется чрезмерной высота скульптуры. Многих волнует цена монумента. Правительство пока держит ее в тайне и обещает раскрыть информацию через два года. Оппозиционный телеканал утверждает, что памятник обошелся сербской казне в девять миллионов евро. Не лучше ли было наконец построить метро?! Дискуссии идут активные. Для произведения искусства это нормально. Это значит, что оно вызывает интерес. Я попрощалась с новыми знакомыми и пошла дальше. Этот памятник теперь принадлежит сербам. Он стал частью Белграда.
Горожане за моей спиной все продолжали спорить, что предпочесть - духовность или державность. А я спешила к другой белградской достопримечательности. Как там продвигается строительство нового элитного микрорайна «Белград на воде»?
Впереди сквозь туман проступили контуры небоскребов. Сейчас трудно поверить, что сто пятьдесят лет назад это место вовсе не считалось престижным. Правый берег Савы в те времена представлял из себя большое болото. Здесь жили мастера, делавшие черепицу. Они изрыли берег глубокими ямами, из которых добывали глину. Кроме мастеров, на болоте жили цыгане. Трясину так и назвали: «Циганска бара», то есть «Цыганское болото». Какой-то шутник с чувством прекрасного в душе (а в сербской душе всегда есть место прекрасному) переименовал болото из цыганского в венецианское. Трясина стала называться «Болото Венеция». Сразу после освобождения от османов топь попытались засыпать. Туда сваливали обломки турецких построек. В трясине утонули в том числе куски Стамбульских ворот. Помогло слабо. Следующая попытка была сделана в 1884 году при строительстве железнодорожного вокзала. Она увенчалась сравнительным успехом. Но полностью болото исчезло лишь спустя полвека.
Район, зажатый между железнодорожными путями и топким берегом, тогда так и не стал престижным. Хотя идеи бродили. В 1923 году русский архитектор Г.П.Ковалевский, который разрабатывал генплан Белграда, предлагал застроить правый берегу Савы новыми жилыми домами. Тогда бывшее болото впервые стали называть Савским амфитеатром. Обустроить Савский амфитеатр собирались на протяжении почти ста лет. Конкретные планы появились лишь в 2012 году. Правительство Сербии привлекло к реализации проекта инвесторов из ОАЭ, а сам проект получил название «Белград на воде». Его стоимость оценивалась в три с лишним миллиарда евро. Проект предусматривал не только жилое строительство. Планировалось возвести торговый комплекс, гостиницу, офисные помещения. А также разместить магазины, рестораны, картинные галлереи и парки.
Первый камень в основание новостройки был заложен в сентябре 2015 года. Работа пошла. К настоящему моменту сданы и заселяются четыре здания по 20-23 этажа в каждом. Еще пять находятся в процессе строительства. В том числе, ставшая лицом проекта 42-этажная башня высотой 168 метров.
Разумеется, столь грандиозное начинание столкнулось со многими трудностями. Железнодорожный вокзал переехал в район Дединье, в место с очень плохой транспортной доступностью. Автовокзал ожидает переезд в Новый Белград. «Белград на воде» вызвал протесты защитников городской старины, которые сопровождались прямо-таки криминальными событиями в 2016 году на Герцеговачкой улице. Но, несмотря на препятствия, строительство продолжалось.
Я подходила все ближе к небоскребам. С любопытством осматривалась. Очень понравился прекрасно оборудованный парк. Тут и лавочки, и деревья, и беговые дорожки. Детский городок
| Помогли сайту Реклама Праздники |