Развесил скворечники на доме. Аж шесть штук. И один на дубе. Два года селились птицы в скворечник на дубе – маленькие серенькие птички, и в один скворечник на доме – скворцы и стрижи. И нынче услыхал щебетание в этом скворечнике на доме. То ли скворцы заселились, то ли опять стрижи. Стою, гляжу. Думаю, может червячка туда через окошко на втором этаже подбросить - в прошлом году так туда бросал. Из скворечника вылетела коричневая птица. Она полетела вниз и у самой земли взмыла вверх. Решил, что червячков туда класть не стану. Наверное, птенцов кормят. Хожу по огороду, услыхал разговор соседей. Подошёл ближе. Рассматривают птицу. В руках держат. Я понял, что это как раз тот, кто вылетел из скворечника. Кричу: «Наш это!». Птицу нам передали. Оказалось, птенец стрижа. Он и летать-то толком не может. Полетит немного и на землю ложится. Соседские кошки быстро поймают такую добычу. Выкопал червяка, даю ему – не ест. Отец взял птицу в руки и отпустил. Птенец перелетел через забор и был таков. Через какое-то время в скворечник прилетел стриж птенцов кормить, а одного-то уж нету.
Жду, что в скворечники заселятся птенцы, а чириканье из трубы доносится. «Перелететь, перелететь», - слышится. На следующий день уже не слыхать. Перелетели, стало быть. Уже позже прочёл о исследованиях, проведённых в девяностых годах в Ростовском зоопарке. Исследования показали, что птенцы синиц, которые вывелись в таких гнездах, расположенных на большой глубине в трубах, обречены на гибель. Если всё сложится удачно и гнездо не зальёт дождём, всё равно у птенцов нет никаких шансов. Поэтому всё, что нужно было сделать – просто вовремя вызволить их из трубы. А я как-то синичку видел, как в эту трубу залетала. Теперь думаю: «А, может, они и не вылетели оттуда, вдруг и их гнездо глубоко было».
Вскоре зачирикали птенцы в скворечнике, который висит ниже остальных. Обрадовался – не зря скворечники делал. Туда поселились птички с оранжевой грудкой и чёрно-белой головкой. Как их раньше не заметил. «Горихвостка» - такое название выдал мне Интернет, когда я ввёл туда описание птички. Селятся они в парках, садах, на опушке леса. В июне птички часто летали в скворечник, кормили своих деток. Нас эти птички не особенно боялись, подлетали близко и трещали без умолку: «Вить, вить». А потом их не стало, лишь однажды в конце июня маленькая птичка горихвосточка прилетела, чирикнула с ветки и улетела – попрощалась, значит.
А ещё на дубе нынче птицы свили гнездо сами прямо над скворечником. Я так думаю, что их чистить после птиц нужно, чтобы птички снова туда селились, поэтому осенью вытряхиваю все отходы жизнедеятельности из скворечников и обратно водружаю. А этот видимо забыл почистить, раз туда не заселились. Чириканье над скворечником такое, хоть уши затыкай – на весь сад. Мы гадаем: «Не дрозды ли к нам пожаловали?» Приходится от этих гостей каждое лето ягоды виктории укрывать. Один из гнезда выскочил. Сидит на ветке, нахохлился. Так целый день и просидел.
А беззаботные воробьи у нас круглый год. А чего им беспокоиться, когда хлебушек в кормушке раскрошен. Кто-то в кормушке клюёт, а кто-то выкидывает крошки на землю, потом собирает. Иногда бывают и раздерутся из-за мягкого крупного кусочка.
Изредка сороки заглянут в кормушку: «Где же кусочек и для меня?»