Произведение «Открытие начинается с разочарования»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Сборник: \ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК\
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 265 +1
Дата:
«Изображение»

Открытие начинается с разочарования

       Перечитывать Некрасова, по существу, означает открывать его заново.  Воспринимался он исключительно как певец бедствий народных. Так повелось со школьной скамьи. И возвращаться к битым крестьянским бабам, плачу детей и угрюмым мужикам не очень хотелось. Эта предвзятость долгое время мешала рассмотреть творчество поэта под другим углом.

       Всё изменил увесистый том с полным собранием стихотворений и поэм (есть такое издательство, выпускающее «классиков» в тяжеленных кирпичах — неудобных в обращении, но незаменимых, если хочешь ознакомиться с творчеством автора в полном объёме). Листая книгу, я обратила внимание на стихотворение под названием «Моё разочарование», датируемое 1851 годом (назревает интересный каламбур: открытие начинается с разочарования). Отличалось оно тем, что написано в ироничном ключе (повествование идёт от первого лица, но авторский юмор, мягко и ненавязчиво, проступает сквозь серьёзную-слёзную речь героя) — может, потому, что фоном выступила жизнь барская, а горести изнеженных бар, вроде бы как, ничто по сравнению с убогим существованием бедноты.

       По прочтении захотелось к нему вернуться вновь: вдуматься, разобраться с некоторыми деталями, впрочем, стихотворение — не инженерная конструкция, чтобы о деталях толковать, а эстетическая услада для души. Если о чём и следует говорить, то только о чувствах.

       …Развенчание идеала, пожалуй, самое горькое испытание в жизни мужчины. Тем не менее, этот разрыв-несоответствие между ожиданием и реальностью создаёт невероятный комический эффект. Конечно, в том случае, если тебя это не касается лично (ты не участник процесса «ускользающего счастья», а лишь отстранённый наблюдатель). Разочарованному человеку не до смеха. Скорее наоборот. Несчастнее его нет никого на свете.

       Беззаботная жизнь нашего героя проходит в каждодневном созерцании «великих вопросов и идей». Отринув всё земное и суетное, новоявленный философ в какой-то момент решает, что ему (богатырю в сфере мысли) есть что сказать миру. Неизвестно, чем бы закончилась дерзновенная попытка оставить след в истории (интернета тогда не существовало), не вмешайся вовремя любовь.

       Надо заметить, что и к любви наш герой подходит весьма основательно: земная женщина должна соответствовать возвышенному идеалу и быть не какой-то там заурядной особой, а самой что ни на есть музой — мудрейшей Клио, иначе говоря, перед нами предстаёт облик молодой женщины «с одухотворённым, полным глубокой мысли лицом» (если следовать древнегреческим описаниям). И тут читателя начинают терзать смутные сомнения: почему из девяти прекрасных муз герой в качестве идеала выбирает Клио? На мой взгляд, разгадка кроется в имени музы. В переводе с древнегреческого Клио означает «дарующая славу». В этой связи выбор понятен. Спутница жизни — мудрая, благородная, вдохновенная хранительница, нет, не очага, но истории — под стать тому, кто витает в сфере бесконечной, надеясь, если не сейчас, то в ближайшем будущем осчастливить мир своими идеями.

       Подходящая женщина найдена, остаётся дело за малым: развить её! Гегелем, конечно. И не только.

       Внушительный список книг призван был погрузить мозг молодой неокрепшей натуры в великие вопросы. И перезагрузить, говоря современным языком. Причём, даже маменька грядущего идеала прониклась грандиозными преобразованиями («о высоком вечно говоря»).

       Как можно догадаться, исходя из названия стихотворения, затея ничем хорошим не увенчалась. Точнее, обернулась скандалом: невесту застали с… растерзанным Ламартином. Леденящая кровь сцена расчленения представляется современному человеку, вконец испорченному телевидением и интернетом. Впрочем, не менее душераздирающая сцена предстаёт перед глазами тех читателей, кто догадался, что речь идёт о вырванных страницах книги (которые легкомысленная барышня использовала в качестве бумаги для запекания, чтобы не подгорели пироги).

       «Прекрасен мир! Но восхищенью/ В иссохшем сердце места нет!../ По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью, /И мёртвого согреть бессилен солнца свет» — воспевший меланхолию поэт-романтик Ламартин. Возвышенные строки и румяные пирожки. Слияние теста и текста в огне печи. Торжество жизни над унынием? Хитрая искорка в глазах усмехающегося Некрасова.

       Варварская расправа несостоявшейся Клио над книгой — символ-предупреждение для идеалистов всех мастей. Не стоит загонять женщин в рамки собственных иллюзий. Чревато разочарованием.

       Впрочем, бывают счастливые исключения. Например, вторая жена Николая Алексеевича. Последний луч солнца в жизни поэта.

       Первое, что сделал Некрасов: поменял имя жене. Так, Фёкла Анисимовна стала Зинаидой Николаевной. «Слава Божья» уступила место «Рождённой Зевсом». Поэт нанял жене учителей, чтобы солдатская дочь соответствовала тому высокому социальному положению, в котором оказалась. Театры, выставки, охота… На охоте молодая жена случайно застрелила любимую собаку Некрасова. Пожалуй, это единственный проступок со стороны Фёклы-Зинаиды. Во всём остальном она была безупречна. Как и положено «божественной дочери».

Послесловие:
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​МОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ


Говорят, что счастье наше скользко, -
Сам, увы! я то же испытал!
На границе Юрьевец - Повольска
В собственном селе я проживал.
Недостаток внешнего движенья
Заменив работой головы,
Приминал я в лето, без сомненья,
Десятин до двадцати травы;
Я лежал с утра до поздней ночи
При волшебном плеске ручейка
И мечтал, поднявши к небу очи,
Созерцая гордо облака.
Вереницей чудной и беспечной
Предо мной толпился ряд идей,
И витал я в сфере бесконечной,
Презирая мелкий труд людей.
Я лежал, гнушаясь их тревогой,
Не нуждаясь, к счастию, ни в чем,
Но зато широкою дорогой
В сфере мысли шел богатырем;
Гордый дух мой рос и расширялся,
Много тайн я совмещал в груди
И поведать миру собирался;
Но любовь сказала: погоди!
Я давно в созданье идеала
Погружен был страстною душой:
Я желал, чтоб женщина предстала
В виде мудрой Клии предо мной,
Чтоб и свет, и танцы, и наряды,
И балы не нужны были ей;
Чтоб она на все бросала взгляды,
Добытые мыслию своей;
Чтоб она не плакала напрасно,
Не смеялась втуне никогда,
Говоря восторженно и страстно,
Вдохновенно действуя всегда;
Чтоб она не в рюмки и подносы,
Не в дела презренной суеты -
Чтоб она в великие вопросы
Погружала мысли и мечты...
И нашел, казалось, я такую.
Молода она еще была
И свою натуру молодую
Радостно развитью предала.
Я читал ей Гегеля, Жан-Поля,
Демосфена, Галича, Руссо,
Глинку, Ричардсона, Декандоля,
Волтера, Шекспира, Шамиссо,
Байрона, Мильтона, Соутэя,
Шеллинга, Клопштока, Дидеро...
В ком жила великая идея,
Кто любил науку и добро;
Всех она, казалось, понимала,
Слушала без скуки и тоски,
И сама уж на ночь начинала
Тацита читать, надев очки.
Правда, легче два десятка кегель
Разом сбить ей было, чем понять,
Как велик и плодотворен Гегель;
Но умел я вразумлять и ждать!
Видел я: не пропадет терпенье -
Даже мать красавицы моей,
Бросивши варенье и соленье,
Философских набралась идей.
Так мы шли в развитьи нашем дружно,
О высоком вечно говоря...
Но не то ей в жизни было нужно!
Раз, увы! в начале сентября
Прискакал я поутру к невесте.
Нет ее ни в зале, ни в саду.
Где ж она? "Они на кухне вместе
С маменькой" - и я туда иду.
Тут предстала страшная картина...
Разом столько горя и тоски!
Растерзав на клочья Ламартина,
На бумагу клала пирожки
И сажала в печь моя невеста!!
Я смотреть без ужаса не мог,
Как она рукой месила тесто,
Как потом отведала пирог.
Я не верил зрению и слуху,
Думал я, не перестать ли жить?
А у ней еще достало духу
Мне пирог проклятый предложить.
Вот они - великие идеи!
Вот они - развития плоды!
Где же вы, поэзии затеи?
Что из вас, усилья и труды?
Я рыдал. Сконфузилися обе.
Видимо, перепугались вдруг;
Я ушел в невыразимой злобе,
Объявив, что больше им не друг.
С той поры я верю: счастье скользко,
Я без слез не проживаю дня;
От Москвы до Юрьевец-Повольска
Нет лица несчастнее меня!

Март или апрель 1851


Реклама
Обсуждение
     23:12 23.07.2021 (1)
1
Усвоенные в юности стереотипы трудно, но можно изжить - при желании.
Интересная, поучительная статья.
Спасибо, Ирина!
     23:17 23.07.2021 (1)
1
Вам спасибо, Наталья, за искренний интерес!
Они (стереотипы), как грибы после дождя. Сменяют один другой в течение жизни...
     23:47 23.07.2021
1
Всё так. И чтоб разобраться в каком-нибудь явлении или составить более
точное представление о личности, к статьям литературоведов, равно и писателей-историков
нужно относиться критически и самостоятельно расширять знания. 
Ведь многие писатели из политических или иных соображений
трактуют события на свой лад, выпячивая одно и замалчивая другое. Так и с Некрасовым
Впрочем он - пусть даже однобоко предствленный в школьных учебниках- 
хорош тем, что показывал жизнь, каковой она была.
А его фраза "Вот приедет барин - барин нас рассудит" актуальна и сейчас.
     23:21 23.07.2021 (1)
В нынешнем году - 200-летие Некрасова.

Мне кажется, отношение к Некрасову-поэту (как и в случае с некоторыми другими классиками) может служить показателем принадлежности читателей к "одной группе крови".
Вообще, Чуковский ведь недаром избрал Некрасова для своих литературоведческих исследований, изучая его творчество на протяжении почти всей своей жизни. А в поэтическом чутье Чуковского (такой вышел каламбур) мало кто сомневается.
     23:29 23.07.2021 (1)
А у Вас какое отношение?

Не знала про 200-летие...
     23:43 23.07.2021
1
Вот о чём сейчас подумал.
Далеко не у каждого из русских поэтов - даже великих - мы найдём стихи, которые заставили бы нас заплакать.
Не слезами радости, восхищения или очищения, а слезами жалости, сочувствия к беспомощности.
Велик и светел Пушкин, прекрасен Пастернак, Бродский и многие-многие другие. Но я не припомню, например, у них таких стихов. Восхищение, радость, восторг, ужас, даже печаль - они вызывают самые разнообразные чувства. Но не помню, чтоб я над ними плакал.
А вот у Некрасова, у Лермонтова, у Заболоцкого такие стихи есть.
У Некрасова это "Под жестокой рукой человека", у Лермонтова - "Морская царевна", у Заболоцкого - "Это было давно".
Конечно, я только некоторые примеры привёл, первое, что вспомнилось, но само это наблюдение (которым я обязан Вашей заметке) мне показалось заслуживающим внимания.
     04:29 22.07.2021 (1)
1
М-да... 
Всякие разные возведения на пьедестал как правило, трагичны для возводящего.

Привет, Ирина!
Вот это; "стихотворение — не инженерная конструкция, чтобы о деталях толковать, а эстетическая услада для души. Если о чём и следует говорить, то только о чувствах". - просто блеск!

А от Некрасова мне всегда хотелось повеситься .
     22:46 23.07.2021
2
Николай Алексеевич ещё в 1852 году ответил всем поборникам "чистого искусства":

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Гений...

Так что, сворачиваем верёвки, Ильдар:)
И продолжаем переосмысливать творческое наследие поэта. Широкое и многогранное. Как сама жизнь. 
Реклама