Произведение «Возврат к природе?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 303 +1
Дата:

Возврат к природе?

Вот варианты перевода 80-го чжана Даодэцзин:

Пусть царства станут маленькими, а население редким, чтобы никакое имеющееся в неисчислимом множестве оружие не применялось, чтобы люди под страхом смерти далеко не переселялись.
Хотя есть лодки и колесницы, пусть бы никто в них не садился.
Хотя есть латники, пусть бы никто не строился в боевые порядки.
Пусть люди вернутся к вязанию узелков на веревках и пользуются ими [вместо письма], наслаждаются своей пищей и любуются своей одеждой, спокойно себе живут и радуются своим обычаям.
Пусть соседние царства взирают друг на друга и слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди [этих царств] пусть доживают до глубокой старости и друг с другом не общаются. (перевод Лукьянова А.)

                                       
                                            *  *  *
Государству малому должно печься о своих гражданах, дабы они имели
десятки орудий, но их — не применяли; дабы смерть почитали, но вдаль сбегать — не стремились, и даже, имея джонки, повозки и паланкины, пусть нужды не имеют плыть куда или ехать; даже, имея ратников в латах и при оружии, пусть не имеют повода выставить их для боя, дабы люди вернулись к записям узелками, их-то — пусть применяют. И пища их будет лакома, а одеянье — благостно, и покойны — жилища, а бытие — радостно.
Коль государства издали друг на друга взирают, лишь отдаленной внемля
птиц-собак перекличке, то до седин глубоких люди их доживают,
равно как не общаясь, так и не раз-общаясь. (перевод Александра Кувшинова)

                                              *  *  *
Государство лучше всего маленькое, население редкое. Сложные инструменты  лучше не употреблять. Людям лучше до самой смерти  далеко не ходить. На лодках и колесницах лучше не ездить. Воинам, даже если они есть, лучше не воевать. Вместо грамоты и счета лучше завязывать узелки на память.
Хорошо, если еда у всех вкусная, одежда красивая, жилье удобное,  жизнь радостная. Хорошо смотреть на соседнее государство,
слушать, как там поют петухи и лают собаки.
А в гости лучше совсем не ходить до самой старости и смерти. (перевод Доброхотовых Н. и Т.)

                                              *  *  *
Маленькое государство, скудное население. Пусть у народа будет десятки и сотни приспособлений-инструментов, а не применяют. Пусть народ придает значение смерти и не путешествует далеко. Хотя есть лодки и колесницы,
а никто на них не ездит. Хотя есть вооруженные воины, а никто их не строит.
Пусть народ вернется к письму через вязание узлов и использует его.
Сладка его пища. Красива его одежда. Мирны его покои. Радостны его обычаи.
Соседние государства глядят друг на друга. Петухи и собаки слышат голоса друг друга. А народ до старости и смерти не общается друг с другом,
не приходя и не уходя. (перевод Виногродского Б.)

                                                *  *  *
В малом государстве мало людей. Орудия сужают кругозор, их следует оставить в стороне. Нет смысла в путешествиях. Лодки, колесницы жаждут покоя. Воины любят мирный труд. Лучше вязать узелки, чем водить кистью по шелку. Пища проста, одежда удобна, жилище уютно, жизнь радостна. Сосед приветствует соседа, слышит пение петуха за забором, лай собаки. Не идет в гости, спокойно встречает старость и мирную смерть.(перевод Борушко О.)

                                                *  *  *
Пусть государство будет маленьким, а население - редким. Если [в государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга.(перевод Ян Хи-шуна)

  Видимо, этот параграф из Даодэцзина стал заметен для меня, чтобы посочувствовать Соломону. Ведь он в книге Екклесиаста сетует, что мудрость его забудется(Екклесиаст 2:16), и то, что она накопила, насобирала, перейдёт, возможно, в наследство глупым(Екклесиаст 2:19). А ведь мудрость и знание собираются вкупе с разрушительной печалью, со скорбью(Екклесиаст 1:18), и не хочется Соломону, чтобы плоды её наследовала непрошибаемая хохочливая глупость(Екклесиаст 7:4). Короче, жизнь свою Соломон расценивает суетой и томлением духа. Сирах, другой библейский персонаж, мудрость выбрал без оглядки на сомнения и анализ, однако признаёт, что она итог  испытания доброго и злого между людьми(Сирах 39:5). Вспомним, что рекомендация была Адаму не вкушать с дерева познания добра и зла, ибо оно ядовито до смерти(Бытие 2:17). Да , Сирах много странствовал по чужим землям, проходил служение в качестве важного вельможи и представал, может быть, советником перед правителем(Сирах 39;4-5). Но мы уже знаем участь высокосановных: император Павел убит, Александр II взорван, Николай II расстрелян, Ленин ранен анархисткой Фанни Каплан, список можно продолжать и продолжать — Индира Ганди, Николай Чаушеску, Джон Кеннеди, Анвар Садат, Саддам Хусейн, Мауммар Каддафи, Ахмат Кадыров... - всех  перечислять нет смысла. Может, власть имущие кому-то ненавистны или конкурентны, но ведь казнили и безгрешного Иисуса Христа со многими его апостолами. Предполагаю только за то, что они были ловцами человеков. Как сказал Христос, взявшие меч от меча и погибнут(Матфей 26:52), но и ловцы, даже с благородными целями, могут быть лишены свободы и независимости. Так  и в Евангелии написано: УБИВАЮЩИЙ ВАС, БУДЕТ ДУМАТЬ, ЧТО ОН ТЕМ СЛУЖИТ БОГУ(Лука 21:12; Иоанн16:2). Уж на что апостол Павел был мудрецом из мудрецов с учащённым жизненным циклом, потому что научающих его символических смертей было премного(1 коринфянам 15:31),  всякое бедствие он намеренно накрывал грудью, как Александр Матросов амбразуру вражеского дзота, но подопечных христиан Павел всё же ориентировал на созидательную любовь, потому что польза в созидании, а не в разрушении(1 коринфянам 13:3). Иисус Христос тем более принадлежал к учащённому жизненному циклу, и ранняя смерть его свидетельствует об этом. Он игнорировал норы и гнёзда и даже семьи не создал, памятуя, что в Пути негде преклонить голову на подушку. Он и от последователей своих требовал отношение к Богу как первоочередное, а потом уж к родственным связям(Матфей 10:37). Так что повальная христианизация, скорее всего, красивый, но неэффективный лубок? Однако поскольку жизненный цикл бывает не только учащённым, но умеренным и даже замедленным, надежда на спасение не похоронена: Бог хочет спасти всех(1 Тимофею 2:4; 4:10; Деяния 10:36; Римлянам 11:32). Откуда я беру рассуждение про жизненный цикл? Из Корана: СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРАВДИВЫ В ТОМ, В ЧЁМ ЗАКЛЮЧИЛИ С АЛЛАХОМ ЗАВЕТ. И СРЕДИ НИХ — ТАКИЕ, ЧТО УЖЕ КОНЧИЛИ СВОЙ ПРЕДЕЛ, И ТАКИЕ, ЧТО ЕЩЁ ОЖИДАЮТ И НЕ ПЕРЕМЕНИЛИ НИКАКОЙ ЗАМЕНЫ(Коран 33:23, перевод Крачковского). По учащённому циклу живёт дерево. Ежегодно силы любви в нём просыпаются, оно цветёт облиствяется знанием и приносит плоды, причем, ему не надо шастать по земле и странствовать.
  Признаю, Лао-цзы, автор Даодэцзин, мне симпатичен. Его уважал и Лев Толстой. Поклонничество русского учителя перед китайским мудрецом категорически настроило Толстого против революции, против грабежа грабителей. Хотя Великая Октябрьская революция сыграла свою роль, а на Западе благодаря ей даже переусердствовали, воздав правами и сексменьшинствам. Счастливое разрешение проблемы пролетариата Толстой видел в свободной раздаче земли, как минимум, гектара, который смог бы прокормить патриархальную семью и обеспечить тканью для одежды: Толстой был против разделения труда и независимость семейной ячейки видел в полном самообеспечении. Мотивы Толстого в бесполезности революции сегодня очевидны. Да, русская литература спала и видела торжество русского народа в братстве и равенстве, но пришло время Ельцина и Путина, которые нахезали на идеи прогрессивных мыслителей. В сущности общественная жизнь точно так же нестабильна как и природа: в весне и осени заложено равенство Инь и Ян, но когда лето или зима, превалирование Света или Тьмы неизбежно. Вчера я наблюдал на привычном месте культурные и лекарственные растения, но сегодня там дурнишник, борщевик, собрат цикуты, и аллергенная амброзия. Энтропия, моль, ржа, парша неизбежны.

Все дороги рождают печали...
В чистом поле на груде камней
Он сидит, и вселенские дали
Вкруг него - словно царство теней.

Он встречает прохожего бранью.
А сидит он в чем мать родила,
Потому что когда-то желанья
Обобрали его догола.

Ничего он теперь не желает:
Ни письма, ни ума, ни любви.
Размахнется и камень швыряет -
Отгоняет желанья свои.

Осажденный, как грешник, тенями,
Ранним утром на солнце глядит
И его отгоняет камнями.
- Отойди от меня! - говорит.
(Юрий Кузнецов, Сидень)


  Я бы разделил Россию на природные анклавы, выезжать из которых населению не рекомендовалось: где родился, там и пригодился. Тем более, что другой климат малопривычен для человека. Да и пища не завозная, а региональная для здоровья больше полезна. Сегодня селекционеры испортили вкус многих фруктов и овощей, заботясь только о том, чтобы они были транспортабельны. А если ты уедешь в другой конец России-матушки или даже в успешную Европу, как сможешь вовремя вернуться на похороны родни? Или вахтовый выезд на  работу в Москву и на севера способствует разве сохранению семьи? А ведь для спокойной жизни надо человеку немного — пища да одежда, чтобы прикрыть наготу. ИМЕЯ ПРОПИТАНИЕ И ОДЕЖДУ, БУДЕМ ДОВОЛЬНЫ ТЕМ.  А ЖЕЛАЮЩИЕ ОБОГАЩАТЬСЯ ВПАДАЮТ В ИСКУШЕНИЕ И В СЕТЬ И ВО МНОГИЕ БЕЗРАССУДНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПОХОТИ, КОТОРЫЕ ПОГРУЖАЮТ ЛЮДЕЙ В БЕДСТВИЕ И ПАГУБУ;  ИБО КОРЕНЬ ВСЕХ ЗОЛ ЕСТЬ СРЕБРОЛЮБИЕ, КОТОРОМУ ПРЕДАВШИСЬ, НЕКОТОРЫЕ УКЛОНИЛИСЬ ОТ ВЕРЫ И САМИ СЕБЯ ПОДВЕРГЛИ МНОГИМ СКОРБЯМ.  ТЫ ЖЕ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, УБЕГАЙ СЕГО, А ПРЕУСПЕВАЙ В ПРАВДЕ, БЛАГОЧЕСТИИ, ВЕРЕ, ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИИ, КРОТОСТИ(1 Тимофею 6:8-11).
Чем нам с тобой, любимая, делиться? –
вот я, вот ты, вот наш простецкий быт,
журавль в небе, а в руке – синица.
И как же тут счастливыми не быть
и в нашем замке с тонкими стенами
среди кружал и стонов городских
читать стихи, трунить над временами,
бесхитростно раскрашивая их.

Другие целят в золотые сети,
а после в клети жалобно поют,
а мы с тобой, любимая, – лишь дети,
живущие в игрушечном раю. (А. А. Максимов, Простая жизнь)


  Считается, что из деревни, от навоза, от скотины и земли, требующей тяжёлой  работы от зари и до зари, надо бежать в города, к лёгкой, прибыльной жизни, и бегут. Известно, что в деревнях остаются одни дебилы и троечники, а в столицах оседают сребролюбивые кандидаты наук и профессура. Но деревенские «дебилы» вам обязательно пожелают здоровья, а кандидаты наук даже себя не могут вылечить.
  Может, я утрирую, ведь деревня не создаст искусственный интеллект, а без него Россия неизбежно отстанет, и  успешные страны её раскромсают. Что ж,  пусть охочие, которым предназначено, сбегают в Москву вершить великие дела, а


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама