Произведение «Льюис Кэрролл-2: На острие ножа с Алисой» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Эссе
Автор:
Читатели: 447 +1
Дата:

Льюис Кэрролл-2: На острие ножа с Алисой

Через всю жизнь Чарлза Доджсона проходит история отношений с Алисой Лидделл.

Алиса Лидделл (Alice Pleasance Liddell; 4 мая 1852 - 15 ноября 1934) родилась в Вестминстере (Westminster; Лондон) и была четвёртым ребёнком Генри Лидделла, филолога-классика и соавтора греческо-английского словаря «Лидделл-Скотт» (Greek english Lexicon Liddell & Scott, 1819), фолианта в 1705 страниц.

После рождения Алисы её отец, который до этого был директором Школы Уэстминстер (Westminster School в одном из исторических районов City of Westminster Большого Лондона; Greater London), был назначен на пост декана колледжа Крайст-Черч Оксфордского университета, и в 1856 году семейство Лидделл переехало в Оксфорд, где с ней и ее сестрами 25 апреля 1856 года познакомился Чарлз Доджсон.

У Алисы были два старших брата:

- Эдвард Гарри и Джеймс Артур Чарлз, которые в один год умерли от скарлатины;

- старшая сестра Лорина Шарлотта;

- шесть младших братьев и сестёр, включая младшую сестру Эдит, с которой она была очень близка.

Отрочество и юность Алисы совпали с расцветом творчества прерафаэлитов (Pre-Raphaelites) - предшественников модерна в искусстве. Девочка была вхожа в их круг.

У ее отца учились многие художники, он был другом королевской семьи. Алиса занималась рисованием, уроки живописи ей давал английский писатель и художник Джон Рёскин (John Ruskin; 1819-1900), когда-то бывший студентом ректора Лидделла.

Рёскин находил у Алисы большие способности, она сделала несколько копий его картин, а также картин его друга, британского живописца, предтечи французских импрессионистов Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner; 1775-1851).

В своих мемуарах Praeterita (написаны и не закончены, 1886-1900) Джон Рёскин пишет:

«Все это кажется теперь сном. Да, Алиса была, конечно, необычайно привлекательной девочкой».

Как писатель и фотограф мистер Доджсон задержал свой взгляд на Алисе вовсе не случайно.

В период между публикацией «Алисы в Стране чудес» и пришедшем успехе книги, Доджсон начинает посещать кружок прерафаэлитов. Там он впервые в 1857 году встретился и стал другом Джону Рёскину, к тому времени оформившему в логичную систему идеи прерафаэлитов о искусстве.

Доджсон завязывает тесные отношения с английским поэтом и художником Данте Габриэлем Россетти и его семьей (Dante Gabriel Rossetti; 1828-1882).

Знакомится с Уильямом Хантом (William Holman Hunt; 1827-1910), английским живописцем и одним из основателей «Братства прерафаэлитов» (The Pre-Raphaelite Brotherhood; 1848-1853), секретного общества, находившегося в оппозиции к официальным художественным течениям Англии.

Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что картины необходимо писать с натуры. «Кабинетной» живописи они предпочли рисование на природе или естественных интерьерах, и выбирали в качестве натурщиков друзей или родственников.

Они изменили отношения художника и модели; сделали их равноправными партнерами при создании картин. Изменился статус натурщиков, теперь проститутка могла позировать для портрета благородной леди.

Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню - с дочери конюха. Его любовница Фанни Корнфорт (Fanny Cornforth, 1835-1906) позировала ему для нескольких полотен, одно из них - «Леди Лилит» (Lady Lilith; 1868).

Чарлз Доджсон познакомился с Джоном Эвереттой Милле (John Everett Millais; 1829-1896). Натуралистичная картина Милле «Христос в родительском доме» (ChristIn The House Of His Parents; 1850) вызвала негодование общественности.

В ней традиционную библейскую сцену художник изобразил как картинку из реальной жизни. Фигуру плотника и всю обстановку комнаты Милле писал в настоящей плотницкой мастерской, а голову плотника - со своего отца.

Многие зрители были в шоке, насколько в этом полотне отсутствует привычное понятие «красивого». Королева Виктория истребовала привезти картину для личного ознакомления.

Английский писатель Чарлз Диккенс (Charles John Huffam Dickens; 1812-1870) в своём периодическом журнале «Домашнее чтение» (Household Words) назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей».

Малолетней Алисе Лидделл было чему поучиться у своих старших товарищей по тайному обществу прерафаэлитов!

В 1856 году здоровье ректора Лидделла пошатнулось и врачи отправили его на зиму на остров Мадейра (порт. Ilhada Madeira; у северо-западного побережья Африки); миссис Лидделл поехала вместе с ним.

На следующий день после их отъезда Чарлз навестил их детей и остался «обедать в детской». К этому времени он был близким другом младших Лидделлов и завоевал симпатию их гувернантки.

Весной и летом 1858 года Доджсон часто фотографировал Гарри и девочек Лидделл. Он завел журнал и стал нумеровать свои фотографии.

Портрет Алисы в костюме нищенки (номером 354) сделан летом 1858 года, Алисе было шесть лет. Тогда же он снял Алису сидящей на стуле (номер 355). Об этом портрете Эдвард Уэйклинг, издатель дневников Доджсона, отзывался так: «...необычный и удивительный профиль».

Весной 1860 года Чарлз снова фотографировал дочерей ректора: спящая Алиса; Лорина в китайском наряде; Алина и Лорина в китайских костюмах; Эдит на софе; Лорина с гавайской гитарой в руках; групповой портрет: Алиса Донкин, Сара Экленд и Лорина Лидделл.

В апреле 1862 года гувернартка Лидделлов увезла девочек погостить у бабушки в Карлтон Кингз (Carlton Kings) неподалеку от города-курорта Челтнема (Cheltenham; графство Gloucestershire). Девочки с позволения бабушки пригласили в письме Доджсона приехать к ним.

Чарлз, который собирался в эти края навестить родных, приехал в Челтнем, остановился в гостинице и каждый день проводил время с сестрами Лидделл. В Оксфорд они вернулись вместе.

Чарлз Доджсон относился к Алисе Лидделл как влюбленный. Известно, что миссис Лидделл чувствовала необычное внимание Кэрролла к ее дочери и всячески старалась положить этой дружбе конец.


REM: В то время в Англии совершеннолетие (theageofconsent) для девушек официально наступало в 12 лет, позже возраст его достижения изменили на 14 лет и лишь в XX веке - на 16.

В XVI веке североамериканские колонии Новой Англии восприняли британскую норму, определяющую «возраст согласия» в десять лет, и эта норма оставалась законодательно закреплена в тридцати семи штатах до второй половины XIX века. В штате Делавэр возраст снизили до семи лет.

Среди других штатов, существовавших в 80-х годах XIX века, лишь в девяти было принято решение повысить этот возраст до двенадцати лет.

В эпоху Просвещения во Франции «возраст согласия» составлял одиннадцать лет и был повышен до тринадцати только в 1863 году.

К концу XIX века другие европейские государства, например Португалия, Швейцария, Испания и Дания, также установили барьер на уровне тринадцати лет.

Сейчас Испания осталась единственной европейской страной, сохранившей этот «возраст согласия» в тринадцать лет.

В 20-х годах XX века в Чили «возраст согласия» составлял двадцать лет, сейчас – шестнадцать. Сто лет назад в Италии «возрастом согласия» были шестнадцать лет, сейчас – четырнадцать.

Сегодняшний «возраст согласия» - это таблица случайных чисел от 13 до 21: тринадцать – в Аргентине, восемнадцать – в Турции, шестнадцать – в Канаде, двенадцать – в Мексике, двадцать – в Тунисе, шестнадцать – в Западной Австралии, пятнадцать – в Швеции, и так далее.

Историк Стивен Робертсон отметил, что «сейчас, более восьми столетий спустя после появления первого писаного закона о «возрасте согласия», единственной константой остается отсутствие логики».



28 октября 1862 года Чарлз записал в дневнике:

«Посетил миссис Лидделл, чтобы получить ее согласие относительно сеанса для художника, который должен раскрасить мои фотографии детей: это необходимо для достижения сходства. Однако она просто не ответила на мой вопрос (после истории с лордом Ньюри я у нее в немилости)».

Виконта Ньюри,18-летнего Чарлза Фрэнсиса Нидэма,  студента-аристократа, несколько раз принимали в доме ректора, миссис Лидделл ему благоволила в надежде, что он обратит внимание на ее дочерей. Ньюри намеревался дать бал в Крайст-Черч, что противоречило уставу колледжа.

Ректор Лидделл не возражал против нарушения правил, но члены колледжа выступили против столь явного фаворитизма. Среди них был и Доджсон, без обиняков высказавший свое мнение. В результате от бала пришлось отказаться. Миссис Лидделл этого не простила Доджсону, хотя сам Ньюри обиды на него не держал.

13 ноября 1862 года Доджсон случайно встретил Ину, Алису и Эдит во дворе колледжа и они, как прежде, «весело поболтали». Чарлз отметил в дневнике, что это «редкость в последнее время».

Девочки обрадовались встрече с «мистером Доджсоном» и убедили миссис Лидделл сменить гнев на милость и разрешить им снова с ним видеться. Она смягчилась, но прежняя дружба дала трещину.

В марте 1863 года Чарлз позаимствовал у Лидделлов зоологический атлас, чтобы рисовать животных для своей сказки о «Приключениях Алисы под землей». Вместе со своим младшим братом Эдвином он повел Алису любоваться на иллюминацию, устроенную по случаю бракосочетания принца Уэльского (Prince of Wales).

Спустя несколько дней он взял девочек на прогулку и бегал наперегонки с Иной, которой уже исполнилось 14 лет. В дневнике он отметил, что старшая из сестер Лидделл «стала очень высокой».

Для ректора Лидделла и его супруги весна 1863 года оказалась тяжелой, в мае умер их новорожденный сын. Тогда же вандалы изуродовали их сад. В эти мрачные дни Доджсон проводил с их детьми немало времени: помогал им делать уроки, водил на цирковые представления, которые сам очень любил, и всячески развлекал.

23 июня 1863 Кэрролл вместе с семейством Лидделл и их друзьями отправился на прогулку, по завершении которой миссис Лидделл, к его удивлению, попросила его вернуться с детьми поездом, чему он весьма обрадовался.

Внезапный разрыв с семьей Лидделл произошел в конце июня 1863 года. 27 июня Кэрролл сделал запись в дневнике:

«Написал миссис Лидделл, предлагая ей либо прислать детей фотографироваться, либо...»

Фраза не закончена. Слово «либо» кем-то вычеркнуто, а следующая страница вырезана ножницами. Листки из его дневника за 27-29 июня 1863 после его смерти уничтожены его племянницами.

Считается, что Лидделлы перестали общаться с ним из-за Алисы. Ее матери претило чрезмерное внимание Доджсона, которое тот оказывал ее 11-летней дочери. Есть мнение, что Лорина, старшая сестра Алисы, в свою очередь стала выказывать слишком заинтересованное расположение к Доджсону.

По косвенным потверждениям, мистер Доджсон обращался к родителям 11-летней Алисы с просьбой её руки. После июньского события, покрытого тайной, Доджсон избегал посещать Лидделлов в течение полугода, нанеся визит лишь в декабре 1863. Однако прежняя близость с семьей восстановлена не была, дружба сошла на нет.

Доджсон видел иногда сестер Лидделл. 5 декабря 1863 года он отметил в дневнике, что встретил миссис Лидделл с детьми на любительском спектакле, но «не подошел к ним, как делал это весь семестр». Через две недели, будучи приглашен в ректорскую резиденцию, он высчитал, что не общался со своими юными приятельницами полгода.

Джон Рёскин в своей автобиографии Praeterita пишет, что сестры Лорина и Алиса продолжали поддерживать отношения с Доджсоном вне круга семьи.

Летом 1864 года миссис Лидделл объявила, что не позволит более девочкам отправляться с

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама