Произведение «Фото-7: Брызги тайн мадридского двора. Мэпплторп, Хенсон, фон Глёден и другие.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Эссе
Автор:
Оценка: 4
Читатели: 399 +1
Дата:

Фото-7: Брызги тайн мадридского двора. Мэпплторп, Хенсон, фон Глёден и другие.

Американский фотограф Джок Стерджес оказался между наковальней и молотом. Добропорядочные граждане не прощают, что у него молодая красавица-жена и сам он живет в реальном мире грациозных моделей.

Сравнивая Стержеса с американским фотографом Мэпплторпом, истязают себя в негодовании:

«Сообщение, которое я получаю от снимков Стерджеса - «эти объекты красивы, но Вы - нет». Фотограф любой склонности мог развить здоровый пансексуалитет (pansexuality). Мэпплеторп был гомосексуалист, но это не останавливало его от восхищения людьми всех возрастов и обоих родов»

The message which I get from photographers like Sturges is that «these subjects are beautiful but you're not. I am only saying that a photographer of any proclivity could develop a healthy pansexuality by branching out. Mapplethorpe was a homosexual, but that didn't stop him from admiring people of all ages and both genders.»

Американский фотограф Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe; 1946-1989) в первую очередь известен гомоэротическими фотографиями. Его снимок «Мужчина в полиэстеровом костюме» (1980) некоторые критики считают главной фотографией 20-го века.

Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года в нью-йоркском районе Квинс. Он был третьим из шести детей в семье ревностных католиков, получил католическое воспитание и посещал приходскую церковь Снежной девы Марии.

Без образования в области искусств начал фотографировать в начале 70-х годов камерой Polaroid. Его первые снимки были автопортретами в женской одежде и гриме. Широко известны его автопортреты-сэлфи с хлыстом в анальном отверстии (1978) и с автоматом и звездой (1982).

Позже он портретировал свою близкую подругу, американскую художницу, поэтессу и певицу, «крёстную маму панк-рока» Патти Смит (Patricia Lee «Patti» Smith; р.1946). Они стали близкими друзьями и в 60-е годы на протяжении нескольких лет жили вместе в Бруклине в отеле «Челси» на Манхэттене (Manhattan’s Chelsea Hotel), известном месте тусовки художников, писателей и музыкантов.

Мэпплторп расширял круг моделей за счет звезд порноиндустрии, членов гомосексуального андеграунда и завсегдатаев тайных садомазохистских кружков.

В 1971 году будущий фотограф познакомился с Джоном МакКендри, куратором отдела фотографии при Музее искусств Метрополитэн. МакКендри подарил Мэпплторпу первую камеру Polaroid SX-70.

На нее Мэпплторп снимал детей, выставляющих напоказ свои гениталии. Он первым показал американской и мировой общественности, что фотография пениса крупным планом может быть произведением искусства, достойным художественного музея.

В 1976 году, незадолго до своей первой персональной выставки в Метрополитен-музее, Мэпплторп приобрел широкоформатную профессиональную камеру 4х5 дюйма, позднее снимал на Hasselblad.

За тринадцать лет (1976-1989) Мэпплторп принял участие в 98 коллективных и 103 персональных выставках, его работы были изданы в 52 каталогах и 21 альбоме.

Фотографии Мэпплторпа увидели Лос-Анджелес, Франкфурт-на-Майне, Новый Орлеан, Париж, Венеция, Токио, Мельбурн и более четырех десятков других городов.

В 1986 году у Мэпплторпа диагностировали СПИД. Последний портрет работы Роберта Мэпплторпа, запечатлевший главу Министерства здравоохранения США Эверетта Коопа, был опубликован в журнале Time менее чем за два месяца до смерти художника от СПИДа 9 марта 1989 года в Бостоне (США) в возрасте 42 лет.


Смерть помешала Роберту Мэпплторпу быть обвиненным в изготовлении детской порнографии. Если бы он остался жив, то оказался на скамье подсудимых за развращение малолетних.

В этой позиции Мэпплторпу фантастически повезло, как и другому любителю мальчиков, итальянскому кинорежиссеру Пазолини (Pier Paolo Pasolini; 1922-1975), кого с нетерпением ожидала тюремная камера за развращение малолетних.

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано 10 рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина.

7 апреля 1990 года в городе Цинциннати (штат Огайо, США) во время проведения ретроспективной выставки Мэпплторпа The Perfect Moment («Момент истины») был арестован директор местного Центра современного искусства (Cincinnati Contemporary Arts Center) Деннис Барри.

24 сентября 1990 года Деннис Барри (Dennis Barrie, р.1947) стал первым директором художественного музея, представшим перед судом по обвинению в использовании порнографии.

В ходе процесса «Цинциннати против Центра Современных Искусств» (Cincinnati v. Cincinnati Contemporary Arts Center) жюри признало Денниса Барри невиновным. Вскоре его уволили с поста директора музея.

В 2000 году вышел в свет телефильм «Грязные снимки» (Dirty Pictures) американского режиссера Фрэнка Пирсона (Frank Pierson; 1925-2012). Он снят на основе описываемых событий с Деннисом Барри.

К фотографиям голых мальчиков относятся терпимее и снисходительнее, чем к обнаженным девочкам. Это - не нонсенс, а всемирный заговор секс-меньшинств, пришедший на смену коммунистической угрозе.

22 мая 1949 Джеймс Форрестол (James Forrestal; 1892-1949), первый министр обороны США (1947-1949), покончил с собой, выпрыгнув из окна психиатрического диспансера с 16-го этажа.

Во время болезни он постоянно бредил, повторяя: The Russians are coming! («Русские идут!»). Сегодня апологеты морали падают ниц от сердечного приступа перед фотографией обнаженной девочки-подростка со словами: Lolitas under attack! («Лолиты атакуют!»).

В Сиднее, Австралия, 22 мая 2008 года перед открытием фотовыставки вспыхнул скандал. Полиция взяла штурмом галерею Roslyn Oxley9 Gallery в районе Паддингтон (Paddington, Sydney).

Часть работ (contemporary art) австралийского фотографа Билла Хенсона (Bill Henson; р.1955), 20 из 41 экспонированных снимков, были конфискованы как порнографические. На них были изображены обнаженные подростки до 16-ти лет обеих полов.

Визит полицейских в Roslyn Oxley 9 был спровоцирован обращениями адвоката Хетти Джонстон и других озабоченных граждан: они были уверены, что планируется выставка детской порнографии. Хенсон на время разбирательств скрылся.

Накануне открытия этой ежегодной отчётной выставки Хенсона галерея Roslyn Oxley9 Gallery отправила представителям высшего общества Нового Южного Уэльса электронные приглашения для частного просмотра (Private View) фотографии обнаженной 13-летней девочки.

Пригласительный с изображением нагой девочки оказался в распоряжении адвоката по детскому сексуальному насилию (child sexual assault advocate) Хетти Джонстон (Hetty Johnston), основательнице фонда «Храбрые сердца». Колесики машины репрессий закрутились.

Власти Австралии и ряд общественных организаций заявили, что Хэнсон нарушил права детей несмотря на полученные от моделей согласия на съемку. Открытие выставки было отложено, а доступ к сайту галереи, на котором были выложены фото, закрыт.

Когда шумиха утихла, с Хенсона и владельцев галереи сняли обвинения. После этого к закону Нового Южного Уэльса о детской порнографии была принята спорная поправка, в соответствии с которой запрещается изображать несовершеннолетних обнаженными даже в «художественных целях».

Дело Хенсона вызвало раскол в австралийском обществе: одни указывали на недопустимость цензуры, другие призывали «дать отпор» педофилам.

Премьер-министр Кевин Радд (Kevin Rudd) заявил, что работа Хенсона «совершенно неприемлема» (absolutely revolting) и не имеет «никаких художественных достоинств» (no artistic merit). Владельцам галереи угрожали поджогом. Несколько лет спустя фотограф Билл Хэнсон признался, что эпизод «не причинил ему особенных неудобств».

Фотографии Хенсона часто посвящены теме отрочества и юности, изображают обнажённую или полуобнажённую натуру. Откровенность съемок и юный возраст моделей воспринимаются неоднозначно.

Как отмечает сам фотограф, его работы лишены социальности, как таковой. Фотографии не задают вопросов и нарочито не вызывают конфликт, не сталкивая зрителей и автора в дискуссии.

Характерная черта работ Хенсона - контрастное использование светотени и постобработка (underexposure and adjustment in printing). Креативный класс Австралии десятилетиями считает Хенсона национальным достоянием.

Его работы украшают Музей им. Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (Solomon R. Guggenheim Museum), Национальную библиотеку в Париже (Bibliothèque Nationale), Национальную галерею Виктории в Мельбурне (National Gallery of Victoria) и Венецианскую биеннале (Venice Biennale). Всю творческую жизнь Хенсон фотографирует подростков.

Неким творческим мостиком между остервенелыми негодованиями на изображения обнаженных девочек-эльфочек и озабоченностью двусмысленных выставок с изображениями нагих мальчиков-фавнов служит творчество фотографа Чарльза дю Боиса Ходжеса (Charles Du Bois Hodges; (1909-1974).

Он фотографировал детей обоих полов, но, тем не менее, только детей. Локомотивом его творчества были те «незрелые формы, что часто теряли яркую правдивость в полностью развитом теле. Раздевать детей, и представлять их в выгодном цвете дает мне гудение», - говорил о себе фотограф.

«...immature forms often have a vivid truthfulness lost in the fully developed body ...stripping children and showing them off gives me a buzz.»

Чарльз дю Боис Ходжес любил делать постановочные фотографии, которые бы включали обнаженных братьев и сестер. Его лучшей книгой считается In search of young beauty («В поисках юной красоты»; 1964).

На заре становления эротической фотографии в начале 20-века антиэротического скабрезничания было не меньше, чем в век электроники и компьютеров. С тех незапамятных времен никого не расстреляли, на костре не сожгли, но в тюрьму сажали как, впрочем, и сейчас.

Немецкий фотограф Вильгельм Плюшов (Гульельмо Плюшов, Guglielmo Plüschow, наст. имя Вильгельм фон Плюшов, Wilhelm von Plüschow; 1852-1930) в начале 70-х годов 19-го века переехал в Рим, где сменил имя «Вильгельм» на итальянский эквивалент «Гульельмо». Поначалу торговал вином, затем занялся фотографией, снимая обнажённое мужское и женское тело.

В 1902 году Плюшов был осуждён за «сводничество» и «развращение несовершеннолетних» и провёл восемь месяцев в тюрьме. В 1907 году фотографа обвинили в сексуальной связи с 12-летним мальчиком, что вынудило его навсегда покинуть Италию и обосноваться в Берлине.

Плюшов ни разу не женился и не имел детей. Умер в 1930 году, незадолго до прихода к власти в Германии нацистов. Вильгельм фон Плюшов, наряду со своим двоюродным братом фон Глёденом является одним из основоположников эротической фотографии.

Немецкий аристократ барон Вильгельм фон Глёден (Wilhelm von Gloeden, 1856-1931), один из крупнейших мастеров изображения мужской наготы, изучал историю искусства и живопись в Веймаре, Германия, когда у него обнаружили туберкулез.

По предписанию врачей в конце 1870-х годов он отправился в Италию и поселился на Сицилии в маленьком туристическом городке Таормина. Вильгельм Фон Глёден начал заниматься фотографией в 1880-х годах под влиянием своего двоюродного брата Вильгельма Плюшова.

Фон Глёден начал с фотографирования природных ландшафтов Сицилии, но в 1890 году перешел на работу с обнаженной мужской натурой. Характерный стиль его фоторабот: частично или полностью обнаженный молодой человек, или группа молодых людей, разыгрывающие сценки.

Композиция фотографий строилась с опорой на образцы античного и позднейшего искусства (эфебы), с использованием живописной природы Южной Италии.

Моделями ему служили сицилийские юноши, зачастую его любовники. Фон Глёден вдохновлялся романтической внеморальной идеей тотальной красоты и вечной безгрешной

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама