В Германии принято упрекать восточных немцев в ностальгии по ГДР, в "остальгии" (от слова Ost - восток). Я, однако, наблюдаю ностальгию по старым временам у бывших западных берлинцев.
Недавно был разговор в перерыве. Керстин и Мустафа любят порассуждать обо всем, особенно о том, что говорится в СМИ.
Мустафа сокрушался о сильном политическом сдвиге вправо. Говорил, что это объясняется тем, что люди устали от ухудшения материальных условий жизни.
Я думаю, что Мустафа повторяет то, что говорится по телевизору о политическом сдвиге вправо.
Вот если бы в самом деле был сильный политический сдвиг вправо, то по телевизору говорили бы совсем по-другому, тогда в нем пропагандировали бы совсем другую идеологию - ту, которую сейчас называют правой.
Заговорили о том, что зарплаты снизились, что раньше в Западном Берлине платили берлинскую добавку, а после объединения Германии стали много тратить на восточные земли, и с тех пор народ становится все беднее и беднее.
А я думаю, что траты на восточные земли - это просто отговорки. До разрушения социалистической системы Западная Германия была просто вынуждена соревноваться с ГДР и доказывать, что людям при капитализме живется лучше. А с объединением эта необходимость отпала.
Про переход от немецких марок к евро сказали, что никто нас, мол, не спросил, хотим ли мы этого. Я съехидничала, что это демократия. Моего ехидства никто не понял.
Стали сравнивать цены до евро с сегодняшними.
Мустафа сказал, что квартплата за его квартиру сразу после введения евро была 400 евро в месяц, а сегодня уже 800 евро.
Это было написано три года назад, 9 августа 2018 года.